Научная статья на тему 'Методологические аспекты разработки стратегии инновационного развития региональной транспортной системы'

Методологические аспекты разработки стратегии инновационного развития региональной транспортной системы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
539
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИЯ / СТРАТЕГИЯ / ТРАНСПОРТ / ТРАНСПОРТНЫЙ КОМПЛЕКС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Егорова Т.П.

В статье на основе обобщения современных теорий экономического развития, анализа состояния основных фондов транспортной отрасли рассмотрены методические подходы к разработке стратегии инновационного развития транспортной системы Республики Саха (Якутия). Отмечено, что инновационная модель развития транспортного комплекса предполагает создание скоростной, безопасной и экономически эффективной транспортной инфраструктуры, устойчивой к неблагоприятным погодным условиям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методологические аспекты разработки стратегии инновационного развития региональной транспортной системы»

ИННОВАЦИИ И ИНВЕСТИЦИИ

УДК 001.895:338.47

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ

Т. П. ЕГОРОВА, кандидат экономических наук, заведующая отделом E-mail: ire2000@mail. ru Научно-исследовательский институт региональной экономики Севера, Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова

В статье на основе обобщения современных теорий экономического развития, анализа состояния основных фондов транспортной отрасли рассмотрены методические подходы к разработке стратегии инновационного развития транспортной системы Республики Саха (Якутия). Отмечено, что инновационная модель развития транспортного комплекса предполагает создание скоростной, безопасной и экономически эффективной транспортной инфраструктуры, устойчивой к неблагоприятным погодным условиям.

Ключевые слова: инновация, стратегия, транспорт, транспортный комплекс.

В рамках научно-исследовательской работы «Исследование основных направлений модернизации и инновационного развития экономики регионов Северо-Востока России (на примере Республики Саха (Якутия))» отделом экономики транспортной системы Научно-исследовательского института региональной экономики Севера СВФУ разрабатывается стратегия инновационного развития региональной транспортной системы. Актуальность выбора инновационного пути развития для транспортного комплекса Республики Саха

(Якутия) обусловлена необходимостью ускоренного развития и структурной перестройки транспортной системы региона. Рассматриваемый вид экономической деятельности — один из самых техногенных в экономике, ведь транспортный комплекс помимо магистральных путей включает объекты электроснабжения, средств навигации и связи, здания и разные сооружения, необходимые для его деятельности. В последние годы произошли крупные изменения в технике, методах эксплуатации и экономике транспорта в целом. В регионе строятся новые участки железнодорожных линий, трубопроводы, совершенствуются автодороги, внедряются новые формы организации транспортного процесса, а также появляются новые виды участников транспортного движения разных форм собственности.

Республика Саха (Якутия) одна из первых в Дальневосточном регионе (2004 г.) разработала транспортную стратегию, определяющую развитие региональной транспортной системы на период до 2020 г. В дальнейшем был принят целый ряд программных документов: федеральная целевая программа (ФЦП) «Развитие транспортного комплекса Республики Саха (Якутия) на период до 2015

года», «Схема комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года», направления развития отражены в программах «Развитие транспортной системы России (2010—2015 годы)», «Транспортная стратегия Российской Федерации до 2030 года». Программные документы разработаны с учетом увеличения роли транспорта в повышении качества жизни населения, обеспечения безопасности транспортной инфраструктуры и высоких темпов устойчивого экономического роста. Стратегическим направлением развития транспортной сети Республики Саха (Якутия) является формирование круглогодичных транспортных магистралей, объединенных в единую систему, связывающую важнейшие промышленные центры Северо-Востока с магистральной сетью путей сообщения Российской Федерации.

Основными проблемами развития транспортной системы Республики Саха (Якутия) являются: высокий уровень капитальных затрат на строительство и модернизацию; высокие цены на топливо; несоответствие технических параметров транспортных коммуникаций и транспортных средств нормативным требованиям, а также международным стандартам перевозок; высокая степень износа (50—70 % и выше) производственных мощностей (транспортных средств и обслуживающей инфраструктуры); слаборазвитая и изолированная сеть автодорог в регионе, высокий удельный вес автозимников и ледовых переправ (68 %) в общем составе автомобильных дорог; сложные природно-климатические условия строительства и эксплуатации объектов транспорта; конкуренция со стороны российских перевозчиков и др. [5].

Современный этап характеризуется также увеличением затрат на энергоресурсы в себестоимости транспортной продукции (услуг), адаптацией транспортного комплекса к работе в новых политических и экономических условиях, обострением общей экологической ситуации и активизацией мер и работ, направленных на защиту окружающей среды. Между тем транспортные коммуникации, объединяя экономику региона в единое целое, определяют темпы развития экономики региона, сдерживая или давая возможности увеличивать объемы поставок продукции.

Начавшееся освоение природных ресурсов региона (строительство нефтепровода Восточная Сибирь — Тихий океан) уже вызвало всплески

объемов грузоперевозок на речном и железнодорожном транспорте. Учитывая перспективные планы развития экономики, прогнозируемый объем перевозок грузов к 2025 г., по различным предварительным оценкам, может достигнуть показателей от 95 до 156 млн т [3]. Недостаточность финансовых ресурсов, массовое выбытие транспортных средств вследствие физического износа и ожидаемый значительный рост объемов перевозок с 2014 г. заставляют более тщательно подходить к определению приоритетных направлений развития транспортной системы, выявлению «узких» мест в провозной и пропускной способности.

Оценивая современное состояние регионального транспорта, можно сделать следующие выводы:

во-первых, остро назрела необходимость осуществления модернизации;

во-вторых, в основе процесса модернизации должна лежать стратегия развития, основанная на внедрении инноваций.

В ближайшее десятилетие для регионального транспорта будут характерны следующие тенденции: выбытие транспортных средств вследствие их полного физического износа, проблемы несоответствия новым стандартам в способах транспортировки, экологии, безопасности и др. Анализ деятельности большинства региональных предприятий транспорта показывает, что стратегии их развития направлены в основном на сохранение жизнеспособности на рынке. Основными сдерживающими факторами инновационной активности предприятий транспорта являются ограниченность бюджетного и внебюджетного финансирования, в том числе заемных и привлеченных средств, нехватка собственных средств организаций, отсутствие квалифицированных специалистов по организации и управлению инновационными процессами. В этой связи для преодоления негативных тенденций и решения проблем формирования и функционирования транспортной инфраструктуры предлагается способ стратегического развития, в основе которого лежит системный комплексный подход, предполагающий глубокие качественные преобразования предприятий транспортного комплекса в направлении повышения эффективности его деятельности и конкурентоспособности.

Исследование различных подходов к понятию «инновация» позволило сформулировать определение инноваций в области транспортного комплекса—это

процесс, направленный на изменение существующих или создание (выработку) принципиально новых методов организации и производства услуг транспорта, а также внедрение в транспортное строительство новых строительных технологий (в том числе зданий и сооружений нового поколения), строительных материалов, строительной техники, компьютерного обеспечения, приносящих эффект не только в области транспорта, но и в других областях народного хозяйства. Инновации в транспортной сфере могут быть не только технологическими, но и организационными, а также социальными (транспортное обслуживание отдельных категорий населения, система управления государственными поставками товаров для труднодоступных арктических районов).

Инновационная стратегия — это целенаправленная деятельность по определению важнейших инновационных направлений, выбору инновационных приоритетов и выработке требуемого для их достижения комплекса мероприятий, исходя из сложившейся действительности на данном этапе развития отрасли. Разрабатываемая стратегия инновационного развития транспортной системы Республики Саха (Якутия) и ее подсистем должна включать в себя такие характеристики, как адаптивность, маневренность и гибкость, возможность достижения целей стратегии развития системы и др.

На основе анализа основных методических подходов к формированию стратегий инновационного развития [6] была разработана модель инновационной стратегии развития регионального транспортного комплекса, учитывающая внешние и внутренние факторы, а также действующие программы модернизации и развития транспортного комплекса. Данная модель включает ряд этапов со своими направлениями, целями и выработкой в последующем программ и соответствующих механизмов достижения целей (см. рисунок).

1-м этапом является процесс модернизации транспортной системы, предполагающий радикальное переоснащение транспортного комплекса с позиций современных требований к технике и технологиям. В основе процесса модерниза-

ции должна лежать стратегия развития, основанная на внедрении различных нововведений. На данном этапе региональный транспортный комплекс будет находиться на стадии «догоняющего развития», которая в перспективе должна способствовать переходу транспортных предприятий к стадии инновационного развития. Основные задачи данного этапа полностью совпадают с задачами разработанных программ: строительство и реконструкция транспортных магистралей, формирование круглогодичных коммуникаций, замена выработавшего свой ресурс выбывающего подвижного состава и транспортной инфраструктуры.

На 2-м этапе, после модернизации, происходит переход от стратегии «догоняющего развития» к инновационному, предполагающий совершенствование транспортных средств и технологических процессов, внедрение новой техники и высокоэффективных технологий, повышение конкурентоспособности транспортных услуг за счет снижения себестоимости перевозок, использование организационных и управленческих инноваций, применение новых подходов к управлению материальными потоками, оптимизации перевозок грузов и пассажиров. Успешная реализация данного этапа будет во многом зависеть от способности транспортных предприятий развивать приобретенные технологии с целью недопущения дальнейшего технологического отставания от конкурентов. Одним из ключевых

Модель инновационной стратегии развития регионального транспортного комплекса

мероприятий данного этапа в регионе можно назвать создание транспортно-логистического центра в Нижнем Бестяхе, который объединит в единый комплекс все виды транспорта, терминальные и складские хозяйства, системы информационного, телекоммуникационного и страхового сопровождения грузов на территории региона.

3-й этап знаменует переход к реализации стратегии опережающего развития (инновационного лидерства), подразумевающей создание собственных технологий, используя отечественные разработки в области новых материалов и технологий в транспортном строительстве (в том числе отраслей военно-промышленного комплекса), создание новых видов транспорта, которые могут быть конкурентоспособными не только в регионе, стране, но и на мировом рынке. Если два предыдущих этапа предполагают эволюционный подход, то здесь предполагается переход к революционному развитию. Учитывая, что объем грузоперевозок к началу третьего этапа возрастет (по сравнению с нынешним), в условиях высокой динамики рыночных процессов ускорение доставки грузов будет иметь решающее значение. Сегодняшние реалии таковы, что для арктической группы районов грузы находятся в пути в среднем 270 суток. [2, с. 16]. Основные проблемы обусловлены такими факторами, как: в ряде арктических регионов при доставке грузов используется депонация, средняя скорость перемещения транспортных средств невысока (снижение видимости в зимний период (туман), обледенение трасс), ограничения судоходства из-за мелководья и несовпадения навигационных сроков, ограничения из-за низких температур и сильных ветров. Приоритеты создания принципиально новых видов транспорта для северных регионов должны исходить из следующих позиций: приспособленность к суровым погодным условиям, нетребовательность к дополнительной обслуживающей инфраструктуре, простота в управлении и обслуживании (без высококвалифицированного персонала), экономичность в эксплуатации, нетребовательность к коммуникациям или полное их отсутствие.

Анализ разработанных стратегий и программ инновационного развития транспортной инфраструктуры по субъектам Дальнего Востока и Забайкалья показывает, что для большинства регионов в основу стратегий заложен эволюционный подход, способствующий плавному обеспечению модернизации без каких-либо кардинальных, революционных преобразований. Данные стратегии

и программы ориентированы на сбалансированное и поступательное развитие транспортной инфраструктуры и дорожного хозяйства, а также вопросы обновления парка транспортных средств. Изучение международного опыта стимулирования инновационной деятельности на транспорте (США, Китай, страны Евросоюза) показало, что во многих странах применим метод опережающего развития транспортной инфраструктуры, а также частно-государственного партнерства в решении проблемных вопросов развития транспортной инфраструктуры.

В Республике Саха (Якутия) в октябре 2011 г. утверждена государственная программа «Развитие транспортного комплекса Республики Саха (Якутия) на 2012—2016 годы» [1], нацеленная на создание благоприятных транспортных условий для инновационного развития экономики и социальной сферы Республики Саха (Якутия) и повышения качества жизни населения. Выполнение программных мероприятий завершит первый этап стратегии инновационного развития, создав условия для второго этапа, а также предпосылки к плавному переходу к третьему этапу.

Основными задачами во всех трех этапах стратегии станут определение приоритетных направлений развития и создание механизмов государственного стимулирования, при которых сосредоточение основных ресурсов на этих направлениях было бы экономически выгодным. Проблема выбора инновационных проектов решается при комплексном анализе критериев: цель приобретения технологии или транспортной техники, предполагаемая эффективность от реализации данного инновационного проекта, оценка рисков, учет жизненного цикла, возможность последующей модернизации. Выбор оптимального проекта следует осуществлять исходя из расчета интегрального показателя, объединяющего все эти критерии. Сформулированные цели и приоритеты этапов инновационного развития, в том числе и перспективные, характеризуют текущее видение действительности на данный момент времени. Вместе с тем по мере развития транспортного комплекса могут трансформироваться возможности реализации намеченных целей, хотя бы по мере появления новых фактов и условий функционирования. В этой связи необходим фактор непрерывного инновационного развития, для того чтобы региональным транспортным предприятиям не терять конкурентоспособности.

Одной из главных проблем управления инновационным развитием региональной транспортным

системы являются неопределенность и многообразие целей. Это ведет к недостаточно проработанным стратегии и способам, с помощью которых тот или иной вид транспорта может адаптироваться к изменяющимся условиям внешнего окружения. Отсутствие надлежащего оценочного критерия деятельности транспортных отраслей и сопоставления показателей деятельности с другими региональными и межреги-

ональными отраслевыми структурами приводит к относительной утрате заинтересованности транспортных предприятий в улучшении деятельности.

На транспорте инновационные проекты следует отличать от проектов, направленных на простое и расширенное воспроизводство. Процесс замены старой техники на новые аналоги (экстенсивное наращивание производственных мощностей) не

основные технико-экономические и натуральные показатели для инновационных проектов на транспорте

Направление инновационной деятельности основные показатели, характеризующие инновационность проекта

Модернизация существующих и разработка новых типов и видов транспортных коммуникаций (трубопроводы, автодороги, железнодорожные, трамвайные пути и др.) Привлечение дополнительного грузопотока; формирование транспортной инфраструктуры в районе тяготения, обладающей принципиально новыми свойствами; увеличение допустимых осевых нагрузок на путь; изменения веса и скорости движения транспортных средств; снижение трудоемкости текущего содержания и ремонтов, сокращение эксплуатационного контингента; повышение надежности, сроков службы, межремонтных сроков и их периодичности

Модернизация существующих и разработка новых типов и видов грузовой и пассажирской транспортной техники Мощность, масса, производительность и КПД, скорость; грузоподъемно сть, пассажировме стимо сть; срок службы, ресурс до капитального ремонта, пробег между ремонтами; энергоемкость и трудоемкость технического обслуживания и ремонтов; количество вредных выбросов, расход топлива на единицу мощности

Модернизация, реконструкция существующих и разработка новых средств связи (для транспорта) Повышение надежности работы систем и безопасности движения; рост пропускной и провозной способности линий, перерабатывающей способности станций и узлов; повышение скоростей движения и ускорение маневровой работы; снижение трудоемкости технического обслуживания и ремонтов устройств связи

Модернизация, реконструкция действующих и разработка новых устройств в хозяйстве электрификации и энергетики (для транспорта) Повышение надежности работы системы и безопасность движения; рост пропускной и провозной способности линий, станций и узлов; изменение качественных показателей использования электротранспортной техники; затраты труда, материалов, энергоресурсов; снижение трудоемкости технического оборудования и ремонтов

Модернизация и разработка новых видов путевых и погру-зочно-разгрузочных машин и механизмов Мощность, производительность; расход энергоресурсов на единицу мощности; материалоемкость, энергоемкость, трудоемкость; ремонтопригодность, эксплуатационная надежность; сроки службы, ремонтные циклы; безопасность работы и обслуживания; экологичность, комфортность в работе и др.

Техническое перевооружение, реконструкция и усиление действующей ремонтной базы и разработка новых ее элементов и систем Рост мощности; сроки службы, ремонтные циклы; уровень механизации и автоматизации ремонтных работ, сокращение численности контингента; материалоемкость, энергоемкость, трудоемкость ремонтов; экологичность ремонтных работ

Создание современной системы информационного обеспечения в управлении Наличие необходимых методик, методов, нормативной базы, алгоритмов, электронных программ; автоматизация процессов управления, повышение качественных показателей работы; улучшение организационных структур, уменьшение звенности и численности аппарата управления; снижение эксплуатационных расходов

становится кардинальным фактором изменения качества продукции, повышения конкурентоспособности транспорта и уровня эффективности хозяйственной деятельности. Необходимо подразделять и анализировать структуру инвестиций, выделяя инновационные инвестиции и инвестиции, направленные на экстенсивное развитие или простое воспроизводство.

Инновационные проекты можно сгруппировать по основным направлениям деятельности, которые обусловлены различием в задачах и результатах инноваций. Для каждой из рассмотренных сфер инновационной деятельности можно определить перечень показателей, которые позволят классифицировать проекты на инновационные и неинновационные. Технико-экономические и натуральные показатели, характеризующие инновационность проекта, представлены в таблице [4].

Учитывая своеобразие региональной транспортной системы, ее особенности и перспективы развития экономики региона, в основу процесса разработки стратегии инновационного развития региональной транспортной системы должны быть положены следующие принципы:

• принцип инновационности (ориентация на внедрение нововведений);

• принцип экономической целесообразности (оценка собственных возможностей и последствий внедрения нововведений);

• принцип ориентации на будущие потребности потребителей (прогнозирование инновационного развития);

• принцип адаптивности (оценка возможностей воспринять то или иное нововведение);

• принцип технологической реализуемости (оценка целесообразности внедрения новых разработок);

• принцип учета жизненного цикла внедряемых инноваций;

• принцип минимизации рисков;

• принцип расстановки приоритетов (очередность);

• принцип эффективности стратегий инновационного развития (экономия времени, трудовых и материальных ресурсов в расчете на единицу);

• принцип системного развития (инновационные технологии должны быть направлены на общее системное развитие);

• принцип непрерывности инновационного развития.

Использование данных принципов позволяет повысить эффективность принимаемых решений при формировании и реализации инновационных стратегий развития как транспортной системы в целом, так и ее подсистем — предприятий транспортного комплекса.

Инновационная модель развития регионального транспортного комплекса предполагает создание скоростной, безопасной и экономически эффективной транспортной инфраструктуры, устойчивой к неблагоприятным погодным условиям, использование организационных и управленческих инноваций, применение новых подходов к оптимизации транспортной сети, заключающихся в организации логистических транспортно-распределительных систем и развитии государственно-частного партнерства при строительстве и эксплуатации объектов. В конечном итоге потребители транспортных услуг — население региона — получат гарантированное обеспечение круглогодичной перевозки грузов и пассажиров; станет возможным активное освоение природных ресурсов; возрастут доступность услуг транспортного комплекса, комплексная безопасность и устойчивость транспортной системы.

Список литературы

1. Государственная программа Республики Саха (Якутия) «Развитие транспортного комплекса Республики Саха (Якутия) на 2012—2016 годы» // Якутские ведомости. 2012. № 12 (1097) (февраль). Приложение к газете «Якутия» № 23 (32225).

2. Егорова Т. П. Экономический аспект развития региональных транспортно-логистических систем (на примере Республики Саха (Якутия)). Якутск. 2004.

3. Егорова Т.П., Ершова Е. Л., Алексеева К. И. Основные направления формирования транспортной системы Республики Саха (Якутия) //Региональная экономика: теория и практика. 2011. № 23 (206). С. 28—33.

4. Теоретико-методологические основы модернизации и инновационного развития транспортной системы региона (на примере Республики Саха (Якутия)) / Науч. отчет НИ ИРЭС СВФУ. 2011.

5. Транспорт в Республике Саха (Якутия): стат. сб. Якутск, 2011. 104 с.

6. Трофимов О. В. Особенности системного подхода к инновационному развитию предприятий // Российское предпринимательство. Вып. 2 (111). 2008. № 5. С. 39—43.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.