Научная статья на тему 'Проблемы формирования общественных финансов'

Проблемы формирования общественных финансов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
757
186
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ / БЮДЖЕТ / ФИНАНСОВО-БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА / PUBLIC FINANCE / BUDGET / FINANCIAL AND BUDGETARY POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Федорова Алена Юрьевна, Дорожкина Наталья Игоревна

В статье рассмотрены основные проблемы формирования общественных финансов. Дана оценка формирования финансового потенциала, и выделены основные задачи, направленные на повышение качества управления государственными финансами и реализацию среднесрочных целей финансово-бюджетной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION PROBLEMS OF PUBLIC FINANCE

In article the main problems of formation of public finance are considered. The assessment of formation of financial potential is given and the main objectives directed on improvement of quality of management of public finances and realization of the medium-term purposes of the financial and budgetary policy are allocated.

Текст научной работы на тему «Проблемы формирования общественных финансов»

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ

А. Ю. ФЕДОРОВА, Н. И. ДОРОЖКИНА

В статье рассмотрены основные проблемы формирования общественных финансов. Дана оценка формирования финансового потенциала, и выделены основные задачи, направленные на повышение качества управления государственными финансами и реализацию среднесрочных целей финансово-бюджетной политики.

Ключевые слова: общественные финансы, бюджет, финансово-бюджетная политика.

Одним из основных механизмов, посредством, которого государство образует централизованные фонды денежных средств и обеспечивает возможность социально-экономического развития государства, выступает финансовая система общества, ключевым звеном которой является государственный бюджет. Одним из направлений социально-экономической политики государства, связанное с разработкой и использованием государственного бюджета и бюджетов территориально-административных единиц, входящих в Российскую Федерацию, является финансово-бюджетная политика, главной целью которой является создание финансовых условий для социально-экономического развития общества, повышения уровня и качества жизни населения [1]. Финансово-бюджетная политика осуществляет выбор основных особенностей (параметров) бюджета. Такими параметрами могут быть следующие: а) величина дефицита бюджета или же отсутствие такового; б) размеры или отсутствие государственного долга, а также время, отводимое на его погашение; в) определение долей Федерации и регионов (субъектов Федерации) в доходах и расходах бюджета (проблема «бюджетного федерализма»), соотношение основных разделов бюджета и т. д. [3].

Сама же финансово-бюджетная политика, основные параметры которой находят свое отражение в бюджете, выступает как инструмент управления государственными финансами и является ядром экономической политики государства, отражая все его финансовые взаимоотношения с общественными институтами и гражданами.

В 2012 г. и в начале 2013 г. бюджетная политика была направлена на решение социально-экономических задач, в первую очередь поставленных в указах Президента РФ от 7 мая 2012 г.,

на обеспечение долгосрочной устойчивости бюджетной системы и повышение эффективности управления общественными финансами [2].

В 2012 г. консолидированный бюджет Российской Федерации и внебюджетных фондов был исполнен с профицитом в 260,4 млрд руб. (0,42 % ВВП), дефицит федерального бюджета составил 39,4 млрд руб. (0,06 % ВВП). Совокупный объем Резервного фонда и Фонда национального благосостояния увеличился в 2012 г. на 970,4 млрд руб. и достиг уровня 4576,3 млрд руб. (7,3 % ВВП). На финансово безопасном уровне сохранялся объем государственного и муниципального долга. Государственный долг РФ составляет 6519,9 млрд руб. (10,4 % ВВП).

Последовательно выполнялись обязательства государства, в первую очередь социальные, обеспечена макроэкономическая стабильность.

На повышение качества формирования общественных финансов и улучшение социально-экономического развития России направлены основные цели бюджетной политики, отраженные в Бюджетном послании Президента РФ.

Федеральный бюджет на 2013 г. и на плановый период 2014 и 2015 гг. сформирован в соответствии с законодательно утвержденными правилами использования нефтегазовых доходов. Соблюдение правил использования нефтегазовых доходов позволит обеспечить повышение устойчивости федерального бюджета и бюджетной системы в целом, снижение их зависимости от внешнеэкономической конъюнктуры, исполнение социальных обязательств государства в условиях нестабильной внешней конъюнктуры [2].

Правительством РФ осуществляется проведение работы по созданию системы управления рисками изменения экономической ситуации.

Была создана законодательная база для формирования и исполнения бюджетов всех уровней

114

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ И ПРОЦЕССЫ

на основе государственных и муниципальных программ, утверждаемых на федеральном уровне, в связи с чем внесены соответствующие поправки в Бюджетный Кодекс. Для улучшения качества инвестиционного климата реализуется план мероприятий по совершенствованию нормативно-правового регулирования налогообложения в целях противодействия уклонению от уплаты налогов, отмены наиболее крупных налоговых льгот для естественных монополий по налогу на имущество организаций. Проведены мероприятия по упрощению бухгалтерской (финансовой) отчетности для отдельных категорий субъектов экономической деятельности.

В рейтинге Всемирного банка по удобству уплаты налогов Россия поднялась с 105-го на 64-е место. Комитет по налоговым вопросам ОЭСР признал российскую фискальную систему соответствующей требованиям ОЭСР.

Россия вошла в десятку лучших стран по индексу открытости бюджета Международного бюджетного партнерства. Создан единый портал бюджетной системы Российской Федерации, работающий в тестовом режиме [2].

Наряду с положительными результатами, многие проблемы формирования общественных финансов остаются нерешенными. Необходима более тесная взаимоувязка задач социально-экономического развития и итогов их реализации с задачами финансовой и бюджетной политики. Отсутствует четкая система оценки эффективности бюджетных расходов.

Государственные программы пока не стали инструментом выработки и реализации государственной политики на долгосрочную перспективу. Многие программы рассчитаны на увеличение бюджетного финансирования, источники которого не обозначены.

Отдельные программы приняты в нескольких вариантах, существенно отличающихся как по планируемым результатам, так и по объемам финансирования.

Не решена задача перехода к долгосрочному бюджетному планированию, не утверждена долгосрочная бюджетная стратегия, в рамках которой должны быть определены предельные объемы расходов на реализацию каждой из государственных программ в увязке с прогнозом основных бюджетных параметров [4].

В сфере пенсионной реформы до сих пор нет главного - параметров пенсионной формулы. Без решения этого вопроса нет определенности в объеме трансферта из федерального бюджета и роли Фонда национального благосостояния в обеспечении устойчивости пенсионной системы.

Медленно решается задача повышения качества предоставления государственных и муниципальных услуг. Во многом формальным остается использование государственных заданий на оказание государственных услуг, отсутствует единая методология формирования нормативных затрат. Финансовое обеспечение государственных заданий в основном осуществляется методом «от достигнутого».

Для управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния предлагалось создать Российское финансовое агентство. Однако попытка реализация этой идеи выявила наличие многих нерешенных проблем. Необходимо рассмотреть альтернативные механизмы повышения эффективности управления средствами указанных фондов.

Возросла нагрузка на региональные и местные бюджеты. По итогам 2012 г. в 26 субъектах Российской Федерации, то есть практически в каждом третьем субъекте, соотношение государственного долга и собственных доходов превысило 50 %. Также наметилась тенденция негативных изменений структуры бюджетных расходов регионов - падение объемов и доли расходов инвестиционного характера.

Значительно изменилась внешнеэкономическая ситуация, которая служила основой увеличения бюджетных доходов. Сократились темпы роста мировой экономики, остановился рост цен на нефть и другие ресурсы, появилась тенденция к их сокращению. В 2012 г. рост экспорта составил 1,7 %. Профицит торгового баланса практически не увеличился: 211,2 млрд долл. США по итогам 2012 г. (210,9 млрд долл. США в 2011 г.), а по отношению к ВВП снизился в 2012 г. с 11,1 % ВВП до 10,4 %. Это снижает возможности для роста доходной базы федерального бюджета за счет внешних источников. А возможности для ускоренной компенсации сокращающихся нефтегазовых доходов за счет ненефтегазовых пока ограничены [6].

С 30,2 % в 2004 г. до 46,1 % в 2013 г. выросла доля нефтегазовых доходов в доходах федерального бюджета, а его ненефтегазовый дефицит увеличился с 1,8 до 9,7 % ВВП. Если в предкризисном 2007 г. при цене на нефть 69,3 долл. за баррель федеральный бюджет был исполнен с профицитом 5,4 % ВВП, то в 2012 г. при цене на нефть 110,5 долл. за баррель - с дефицитом 0,06 % ВВП [5].

Таким образом, в последние годы устойчивость федерального бюджета несколько снизилась за счет роста доли нефтегазовых доходов, с одной стороны, и увеличения «длящихся» социальных обязательств - с другой.

Для повышения качества управления государственными финансами и реализации среднесрочных целей бюджетной политики необходимо решение следующих основных задач:

- обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы как базового принципа ответственной бюджетной политики при безусловном исполнении всех обязательств государства и выполнении задач, поставленных в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г.;

- оптимизация структуры расходов федерального бюджета;

- развитие программно-целевых методов управления;

- принятие решений, обеспечивающих долгосрочную сбалансированность и прозрачность пенсионной системы;

- создание новых механизмов финансирования развития инфраструктуры;

- переход к формированию государственного задания на оказание государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам на основе единого перечня таких услуг и единых нормативов их финансового обеспечения;

- развитие налоговой системы и повышение ее конкурентоспособности;

- совершенствование межбюджетных отношений;

- повышение прозрачности бюджетов и бюджетного процесса [2].

Названные задачи являются элементами общеэкономической функции государственного регулирования рыночной экономики и должны рассматриваться в качестве взаимодополняющих форм воздействия. Эффективное управление общественными финансами призвано обеспечить формирование благоприятных условий социаль-

но-экономического развития и стабилизации национальной экономики России.

Литература

1. Бюджетный кодекс РФ. URL: www.info-law.ru>kodeks

2. Бюджетное Послание Президента РФ о бюджетной политике в 2014-2016 гг. URL: http:// www.kremlin.ru

3. Федорова А. Ю., Полунин Л. В., Черкашнев Р. Ю. Роль бюджетной политики в управлении национальной экономикой // The Recent Trends in Science and Technology Management. London, 2013.

4. Федорова А. Ю. Проблемы формирования бюджетов муниципального уровня // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2012. № 11.

5. Федорова А. Ю., Чернышова О. Н. Проблемы организации бюджетного процесса в субъектах федерации // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2012. № 5-6.

6. Чернышова О. Н. Основные подходы к совершенствованию налогообложения в России // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2011. № 1-2.

* * *

FORMATION PROBLEMS OF PUBLIC FINANCE

A. Yu. Fedorova, N. I. Dorozhkina

In article the main problems of formation of public finance are considered. The assessment of formation of financial potential is given and the main objectives directed on improvement of quality of management of public finances and realization of the medium-term purposes of the financial and budgetary policy are allocated.

Key words: public finance, budget, financial and budgetary policy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.