ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖА МУНИЦИПАЛЬНОГО СЛУЖАЩЕГО НА ПРИМЕРЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО КАЗЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ ИГРИМ
© Хохолева Е.А.*, Котовщикова Д.В.*
Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина, г. Екатеринбург
Существующие противоречия между личностными качествами государственных служащих, их восприятием самих себя и теми требованиями, которые предъявляет к ним общество, различия между реальным имиджем и тем идеальным образом, который под влиянием различных социальных и психологических факторов формируется в общественном сознании на протяжении продолжительного времени. Все это вызывает немало вопросов, которые актуальны в настоящее время.
Ключевые слова: имидж, муниципальные служащие, общественное мнение.
Искусство формирования необходимого имиджа - искусство целенаправленного управления впечатлением появилось вместе с классовой дифференциацией общества и формируется в обществе. Особенное значение имидж имеет для муниципальных служащих, ведь они - публичные лица, от них зависит качество жизни в поселках, районах и городах. До сих пор нет однозначного определения того, что именно является составляющими института формирования имиджа, а главное, как имидж влияет на восприятие личности. Как возможны такие феномены в обществе, когда один человек, не всегда образованный, способен заставить огромные массы людей выполнять абсурдные вещи, менять местами в сознании людей понятия добра и зла, когда другой человек не способен даже организовать малую группу на выполнение общего задания?
Муниципальный служащий - лицо любой администрации, отношение к нему равносильно отношению к самой администрации и властям. Имидж муниципального служащего в первую очередь формируется данным отношением. А основными внешними механизмами формирования самого имиджа чиновника являются PR (связь с общественностью), СМИ, общественное мнение. Как правило, в нашей стране данные механизмы формируют имидж, далекий от идеала.
С целью изучения проблемы формирования имиджа муниципального служащего было проведено исследование имиджа муниципальных служа-
* Старший преподаватель кафедры Управления персоналом и психологии.
* Студент.
щих муниципального казенного учреждения администрации городского поселения Игрим, которое является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования городского поселения Игрим, расположенного в Березовском районе Ханты-Мансийского автономного округа [1].
Методы, использованные в исследовании вышеуказанной проблемы, следующие: метод опроса, метод наблюдения, метод анализа документов и контент-анализ.
Механизмы формирования имиджа муниципальных служащих администрации городского поселения Игрим основываются, прежде всего, на осуществлении связей с населением и предполагают использование различных средств коммуникации. К ним относятся: СМИ, информационные стенды, неформальные встречи, ответы на письменные обращения, приемы, совещания, посещения рабочих мест.
Средства массовой информации оказывают существенное влияние на формирование имиджа муниципальных служащих и наиболее устойчивых представлений об их деятельности. Главным источником информирования населения о деятельности муниципальных служащих рассматриваемой администрации выступает газета Березовского района «Жизнь Югры». Являясь первоисточником официальной информации, она в своем роде оказывает влияние на формирование в сознании людей первого впечатления о работе администрации. Качество информирования в дальнейшем влияет на то, каким будет имидж муниципального служащего в глазах общественности -положительным или отрицательным. Публикуемая информация о деятельности администрации в газете «Жизнь Югры» носит положительный характер, но иногда присутствует и информация нейтрального характера. Помимо информации положительного и нейтрального характера, крайне редко публикуются статьи о деятельности местных органах власти критического характера. Тем самым местные СМИ пытаются конструировать в глазах общественности положительный образ об органах власти. Следует отметить, что прямые связи населения с заместителями главы поселения, руководителями отделов, структурных подразделений администрации организуются в СМИ очень редко.
В 2010 году в целях реализации Федерального Закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» был создан официальный веб-сайт администрации [4].
Помимо ознакомления населения с деятельностью администрации посредством СМИ, большую роль в формировании имиджа муниципального служащего и восприятия качества его работы играют личные приемы граждан и решения, принятые по результатам рассмотрения их обращений. Во исполнение Федерального Закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» данное направление работы совершенствуется, о чем свидетельствует утверждение «Поло-
жения по организации регистрации и рассмотрения обращений граждан в администрацию городского поселения Игрим» [2].
Особое место в формировании имиджа муниципальных служащих поселения занимает реализация методических рекомендаций и других материалов, одобренных решением президиума Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции. В частности, был утвержден «Кодекс профессиональной этики муниципальных служащих администрации городского поселения Игрим» [3]. Его нормативной основой является постановление Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 14.08.2009 № 124 «Об утверждении Кодекса профессиональной этики государственных гражданских служащих Ханты-Мансийского автономного округа - Югры». Кодекс профессиональной этики муниципальных служащих администрации городского поселения Игрим - это система морально-этических норм, обязательств и требований добросовестного служебного поведения чиновников.
В соответствии с целью исследования был проведен социологический опрос среди муниципальных служащих и населения г. п. Игрим. Вопросы анкеты ориентированы на выявление наиболее необходимых личностных и профессиональных качеств муниципального служащего, установление соответствия данным качествам сотрудников администрации г.п. Игрим, оценку населением сформированного имиджа муниципальных служащих.
Исследование было проведено в ноябре 2013 года. Методом случайной выборки была определена выборочная совокупность респондентов, число которых среди сотрудников администрации - 20 человек, среди населения -50 человек.
Мнения населения и муниципальных служащих о наиболее необходимых личностных и профессиональных качествах для формирования позитивного имиджа муниципального служащего приведено на рис. 1 и рис. 2 соответственно.
□умение общаться с людьми
□ порядочность
□ надежность
□ приветливость
□ неравнодушие
□дипломатичность
□ отзывчивость
□ справедливость
□ терпимость
□умение слушать
Рис. 1. Наиболее необходимые личностные качества муниципального служащего
35% 30% 25% 20% 15% 10% 5% 0%
Население Служащие администрации
Из процентного соотношения видно, что как жители, так и муниципальные служащие считают наиболее важным качеством порядочность. Мнения двух категорий опрашиваемых отличаются тем, что если жители примерно одинаково определяют важность всего предоставленного перечня личностных качеств, то муниципалы в большей степени отдают предпочтение таким качествам, как надежность, приветливость, справедливость, умение слушать и общаться с людьми. Жители делают больший упор на многосторонность и универсальность личных качеств служащих, а муниципалы не берут во внимание все, придавая максимальную значимость отдельным качествам.
Мнения жителей и муниципалов о наиболее важных профессиональных качествах совпадают. При этом жители считают умение общаться с людьми важным в профессиональном плане, тогда как муниципалы не придают этому качеству такой значимости, как, например, ответственности и исполнительности. Это важный момент, поскольку в практике администрации г.п. Игрим не редки случаи, когда не разъяснены в полной мере принятые решения по личным обращениям граждан, особенно в случаях отказов (отказы в выдаче жилья и пр.). Муниципальные служащие обосновывают это нехваткой времени на разъяснение всех применяемых законодательных нюансов в ситуации обратившегося, его некомпетентностью в данном вопросе.
□ профессионализм
□ умение общаться с людьми
□ ответственность
□ исполнительность
□ мобильность
□ дисциплинированность
□ коммуникабельность
□ точность в работе
□ стремление к нововведение
□ организационный талант
□ высокий интеллект, эрудиция
Рис. 2. Наиболее необходимые профессиональные качества муниципальных служащих
В части соответствия действительного имиджа сотрудников администрации желаемым характеристикам обобщенные данные свидетельствуют о том, что 27 % респондентов считают, что муниципальные служащие не соответствуют вышеперечисленным характеристикам. Частично соответствуют вышеперечисленным характеристикам - считают 48 % граждан. И только 25 % жителей ответили, что служащие полностью соответствуют выше-
м
35% 30% 25% 20% 15% 10% 5% 0%
Население Служащие аминистрации
названным качествам. С точки зрения самих муниципальных служащих важно отметить, что никто из них не отметил, что полностью обладает всеми перечисленными качествами, представленными в первом блоке вопросов. 100 % опрашиваемых ответили, что соответствуют вышеперечисленным характеристикам лишь частично. На основании приведенных результатов можно утверждать, что примерно у половины опрошенного населения имеется скорее позитивное либо нейтральное представление о муниципальных служащих и их личностных характеристиках. Из ответа муниципалов на этот вопрос можно сделать вывод о присутствии самокритичности.
Установлено, с какой позиции опрошенные граждане и сами сотрудники оценивают имидж муниципальных служащих администрации. Респонденты из населения оценивают положительно - 20 %; скорее положительный, чем негативный - 27 %; негативный - 25 %; скорее негативный, чем положительный - 28 % опрошенных. В тоже время 60 % муниципальных служащих считают, что у них сформировался положительный имидж; скорее положительный, чем негативный - 30 %. И только 10 % оценивают свой имидж скорее как негативный, чем положительный. Мнение муниципального служащего о себе расходится с мнением окружающих о нем. Большинство опрошенных муниципальных служащих считает, что у них сложился положительный имидж, в то время как население думает иначе.
Результаты проведенного исследования показывают, что детально рассмотрев аспекты формирования имиджа местных служащих администрации, можно выделить следующие тенденции: мнение муниципалов об их сформировавшемся имидже расходится с мнением населения; население лишь частично приближает муниципалов к идеальному образу чиновника. Информационная политика органов местного самоуправления в полной мере не реализована. Об этом свидетельствует крайне низкий уровень достоверной информированности населения о деятельности администрации. Большая часть населения формирует представления о служащих администрации посредством общественного мнения, личного опыта общения, от друзей и знакомых.
Список литературы:
1. Закон ХМАО-Югры от 25.11.2004 № 63-ОЗ «О статусе и границах муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа -Югры».
2. Постановление администрации городского поселения Игрим № 55 от
10.03.2010.
3. Постановление администрации городского поселения Игрим № 20 от
30.08.2011.
4. Постановление администрации городского поселения Игрим об утверждении «Положения об официальном сайте администрации городского поселения Игрим» № 20 от 06.07.2010.