Научная статья на тему 'Проблемы формирования имиджа муниципального служащего на примере муниципального казенного учреждения администрации городского поселения Игрим'

Проблемы формирования имиджа муниципального служащего на примере муниципального казенного учреждения администрации городского поселения Игрим Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
245
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМИДЖ / МУНИЦИПАЛЬНЫЕ СЛУЖАЩИЕ / ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Хохолева Е.А., Котовщикова Д.В.

Существующие противоречия между личностными качествами государственных служащих, их восприятием самих себя и теми требованиями, которые предъявляет к ним общество, различия между реальным имиджем и тем идеальным образом, который под влиянием различных социальных и психологических факторов формируется в общественном сознании на протяжении продолжительного времени. Все это вызывает немало вопросов, которые актуальны в настоящее время.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Хохолева Е.А., Котовщикова Д.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы формирования имиджа муниципального служащего на примере муниципального казенного учреждения администрации городского поселения Игрим»

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖА МУНИЦИПАЛЬНОГО СЛУЖАЩЕГО НА ПРИМЕРЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО КАЗЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ ИГРИМ

© Хохолева Е.А.*, Котовщикова Д.В.*

Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина, г. Екатеринбург

Существующие противоречия между личностными качествами государственных служащих, их восприятием самих себя и теми требованиями, которые предъявляет к ним общество, различия между реальным имиджем и тем идеальным образом, который под влиянием различных социальных и психологических факторов формируется в общественном сознании на протяжении продолжительного времени. Все это вызывает немало вопросов, которые актуальны в настоящее время.

Ключевые слова: имидж, муниципальные служащие, общественное мнение.

Искусство формирования необходимого имиджа - искусство целенаправленного управления впечатлением появилось вместе с классовой дифференциацией общества и формируется в обществе. Особенное значение имидж имеет для муниципальных служащих, ведь они - публичные лица, от них зависит качество жизни в поселках, районах и городах. До сих пор нет однозначного определения того, что именно является составляющими института формирования имиджа, а главное, как имидж влияет на восприятие личности. Как возможны такие феномены в обществе, когда один человек, не всегда образованный, способен заставить огромные массы людей выполнять абсурдные вещи, менять местами в сознании людей понятия добра и зла, когда другой человек не способен даже организовать малую группу на выполнение общего задания?

Муниципальный служащий - лицо любой администрации, отношение к нему равносильно отношению к самой администрации и властям. Имидж муниципального служащего в первую очередь формируется данным отношением. А основными внешними механизмами формирования самого имиджа чиновника являются PR (связь с общественностью), СМИ, общественное мнение. Как правило, в нашей стране данные механизмы формируют имидж, далекий от идеала.

С целью изучения проблемы формирования имиджа муниципального служащего было проведено исследование имиджа муниципальных служа-

* Старший преподаватель кафедры Управления персоналом и психологии.

* Студент.

щих муниципального казенного учреждения администрации городского поселения Игрим, которое является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования городского поселения Игрим, расположенного в Березовском районе Ханты-Мансийского автономного округа [1].

Методы, использованные в исследовании вышеуказанной проблемы, следующие: метод опроса, метод наблюдения, метод анализа документов и контент-анализ.

Механизмы формирования имиджа муниципальных служащих администрации городского поселения Игрим основываются, прежде всего, на осуществлении связей с населением и предполагают использование различных средств коммуникации. К ним относятся: СМИ, информационные стенды, неформальные встречи, ответы на письменные обращения, приемы, совещания, посещения рабочих мест.

Средства массовой информации оказывают существенное влияние на формирование имиджа муниципальных служащих и наиболее устойчивых представлений об их деятельности. Главным источником информирования населения о деятельности муниципальных служащих рассматриваемой администрации выступает газета Березовского района «Жизнь Югры». Являясь первоисточником официальной информации, она в своем роде оказывает влияние на формирование в сознании людей первого впечатления о работе администрации. Качество информирования в дальнейшем влияет на то, каким будет имидж муниципального служащего в глазах общественности -положительным или отрицательным. Публикуемая информация о деятельности администрации в газете «Жизнь Югры» носит положительный характер, но иногда присутствует и информация нейтрального характера. Помимо информации положительного и нейтрального характера, крайне редко публикуются статьи о деятельности местных органах власти критического характера. Тем самым местные СМИ пытаются конструировать в глазах общественности положительный образ об органах власти. Следует отметить, что прямые связи населения с заместителями главы поселения, руководителями отделов, структурных подразделений администрации организуются в СМИ очень редко.

В 2010 году в целях реализации Федерального Закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» был создан официальный веб-сайт администрации [4].

Помимо ознакомления населения с деятельностью администрации посредством СМИ, большую роль в формировании имиджа муниципального служащего и восприятия качества его работы играют личные приемы граждан и решения, принятые по результатам рассмотрения их обращений. Во исполнение Федерального Закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» данное направление работы совершенствуется, о чем свидетельствует утверждение «Поло-

жения по организации регистрации и рассмотрения обращений граждан в администрацию городского поселения Игрим» [2].

Особое место в формировании имиджа муниципальных служащих поселения занимает реализация методических рекомендаций и других материалов, одобренных решением президиума Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции. В частности, был утвержден «Кодекс профессиональной этики муниципальных служащих администрации городского поселения Игрим» [3]. Его нормативной основой является постановление Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 14.08.2009 № 124 «Об утверждении Кодекса профессиональной этики государственных гражданских служащих Ханты-Мансийского автономного округа - Югры». Кодекс профессиональной этики муниципальных служащих администрации городского поселения Игрим - это система морально-этических норм, обязательств и требований добросовестного служебного поведения чиновников.

В соответствии с целью исследования был проведен социологический опрос среди муниципальных служащих и населения г. п. Игрим. Вопросы анкеты ориентированы на выявление наиболее необходимых личностных и профессиональных качеств муниципального служащего, установление соответствия данным качествам сотрудников администрации г.п. Игрим, оценку населением сформированного имиджа муниципальных служащих.

Исследование было проведено в ноябре 2013 года. Методом случайной выборки была определена выборочная совокупность респондентов, число которых среди сотрудников администрации - 20 человек, среди населения -50 человек.

Мнения населения и муниципальных служащих о наиболее необходимых личностных и профессиональных качествах для формирования позитивного имиджа муниципального служащего приведено на рис. 1 и рис. 2 соответственно.

□умение общаться с людьми

□ порядочность

□ надежность

□ приветливость

□ неравнодушие

□дипломатичность

□ отзывчивость

□ справедливость

□ терпимость

□умение слушать

Рис. 1. Наиболее необходимые личностные качества муниципального служащего

35% 30% 25% 20% 15% 10% 5% 0%

Население Служащие администрации

Из процентного соотношения видно, что как жители, так и муниципальные служащие считают наиболее важным качеством порядочность. Мнения двух категорий опрашиваемых отличаются тем, что если жители примерно одинаково определяют важность всего предоставленного перечня личностных качеств, то муниципалы в большей степени отдают предпочтение таким качествам, как надежность, приветливость, справедливость, умение слушать и общаться с людьми. Жители делают больший упор на многосторонность и универсальность личных качеств служащих, а муниципалы не берут во внимание все, придавая максимальную значимость отдельным качествам.

Мнения жителей и муниципалов о наиболее важных профессиональных качествах совпадают. При этом жители считают умение общаться с людьми важным в профессиональном плане, тогда как муниципалы не придают этому качеству такой значимости, как, например, ответственности и исполнительности. Это важный момент, поскольку в практике администрации г.п. Игрим не редки случаи, когда не разъяснены в полной мере принятые решения по личным обращениям граждан, особенно в случаях отказов (отказы в выдаче жилья и пр.). Муниципальные служащие обосновывают это нехваткой времени на разъяснение всех применяемых законодательных нюансов в ситуации обратившегося, его некомпетентностью в данном вопросе.

□ профессионализм

□ умение общаться с людьми

□ ответственность

□ исполнительность

□ мобильность

□ дисциплинированность

□ коммуникабельность

□ точность в работе

□ стремление к нововведение

□ организационный талант

□ высокий интеллект, эрудиция

Рис. 2. Наиболее необходимые профессиональные качества муниципальных служащих

В части соответствия действительного имиджа сотрудников администрации желаемым характеристикам обобщенные данные свидетельствуют о том, что 27 % респондентов считают, что муниципальные служащие не соответствуют вышеперечисленным характеристикам. Частично соответствуют вышеперечисленным характеристикам - считают 48 % граждан. И только 25 % жителей ответили, что служащие полностью соответствуют выше-

м

35% 30% 25% 20% 15% 10% 5% 0%

Население Служащие аминистрации

названным качествам. С точки зрения самих муниципальных служащих важно отметить, что никто из них не отметил, что полностью обладает всеми перечисленными качествами, представленными в первом блоке вопросов. 100 % опрашиваемых ответили, что соответствуют вышеперечисленным характеристикам лишь частично. На основании приведенных результатов можно утверждать, что примерно у половины опрошенного населения имеется скорее позитивное либо нейтральное представление о муниципальных служащих и их личностных характеристиках. Из ответа муниципалов на этот вопрос можно сделать вывод о присутствии самокритичности.

Установлено, с какой позиции опрошенные граждане и сами сотрудники оценивают имидж муниципальных служащих администрации. Респонденты из населения оценивают положительно - 20 %; скорее положительный, чем негативный - 27 %; негативный - 25 %; скорее негативный, чем положительный - 28 % опрошенных. В тоже время 60 % муниципальных служащих считают, что у них сформировался положительный имидж; скорее положительный, чем негативный - 30 %. И только 10 % оценивают свой имидж скорее как негативный, чем положительный. Мнение муниципального служащего о себе расходится с мнением окружающих о нем. Большинство опрошенных муниципальных служащих считает, что у них сложился положительный имидж, в то время как население думает иначе.

Результаты проведенного исследования показывают, что детально рассмотрев аспекты формирования имиджа местных служащих администрации, можно выделить следующие тенденции: мнение муниципалов об их сформировавшемся имидже расходится с мнением населения; население лишь частично приближает муниципалов к идеальному образу чиновника. Информационная политика органов местного самоуправления в полной мере не реализована. Об этом свидетельствует крайне низкий уровень достоверной информированности населения о деятельности администрации. Большая часть населения формирует представления о служащих администрации посредством общественного мнения, личного опыта общения, от друзей и знакомых.

Список литературы:

1. Закон ХМАО-Югры от 25.11.2004 № 63-ОЗ «О статусе и границах муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа -Югры».

2. Постановление администрации городского поселения Игрим № 55 от

10.03.2010.

3. Постановление администрации городского поселения Игрим № 20 от

30.08.2011.

4. Постановление администрации городского поселения Игрим об утверждении «Положения об официальном сайте администрации городского поселения Игрим» № 20 от 06.07.2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.