Научная статья на тему 'Имидж государственного гражданского служащего региона как предмет социально-политического анализа'

Имидж государственного гражданского служащего региона как предмет социально-политического анализа Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
10004
1658
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГРАЖДАНСКАЯ СЛУЖБА РЕГИОНА / ИМИДЖ ГОСУДАРСТВЕННОГО ГРАЖДАНСКОГО СЛУЖАЩЕГО / ИМИДЖЕВЫЕ ФАКТОРЫ / ОБЩЕСТВЕННАЯ ОЦЕНКА ИМИДЖА ГОСУДАРСТВЕННОГО ГРАЖДАНСКОГО СЛУЖАЩЕГО / "ЭТАЛОННЫЙ ИМИДЖ" / "REFERENCE IMAGE " / CIVIL SERVICE REGION / THE IMAGE OF STATE CIVIL SERVANT / IMAGE FACTORS / PUBLIC ASSESSMENT OF THE IMAGE OF THE STATE CIVIL SERVANT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Огнева Валентина Васильевна, Дорохова Юлия Викторовна

Посвящена проблеме формирования имиджа государственного гражданского служащего в регионе. Анализируются имиджевые характеристики государственного служащего, даются сравнительные оценочные показатели имиджа, полученные в результате социологического опроса граждан и государственных гражданских служащих. Представлена модель «эталонного имиджа» государственного гражданского служащего. Обосновывается важность формирования позитивного образа госслужащих путем расширения их информационного присутствия в обществе, совершенствования Этического кодекса служебного поведения государственных гражданских служащих, более активного использования интернет технологий в государственном управлении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMAGE OF A STATE CIVIL SERVANT OF THE REGION AS A SUBJECT OF THE SOCIO-POLITICAL ANALYSIS

Article deals with the problem of forming the image of the state civil servants in the region. Analyzes the image characteristics civil servants, given the comparative estimates of the image, obtained in the result of a poll of citizens and civil servants. The model of "reference image " state civil servant. Moreover, the importance of formation of the positive image of civil servants hy increasing their presence in the information society, improving the Code of Ethics of official hehavior of civil servants, greater use of Internet technologies in puhlic administration.

Текст научной работы на тему «Имидж государственного гражданского служащего региона как предмет социально-политического анализа»

УДК 323

ИМИДЖ ГОСУДАРСТВЕННОГО ГРАЖДАНСКОГО СЛУЖАЩЕГО РЕГИОНА КАК ПРЕДМЕТ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОГО

АНАЛИЗА

Огнева В.В., Дорохова Ю.В.

Посвящена проблеме формирования имиджа государственного гражданского служащего в регионе. Анализируются имиджевые характеристики государственного служащего, даются сравнительные оценочные показатели имиджа, полученные в результате социологического опроса граждан и государственных гражданских служащих. Представлена модель «эталонного имиджа» государственного гражданского служащего. Обосновывается важность формирования позитивного образа госслужащих путем расширения их информационного присутствия в обществе, совершенствования Этического кодекса служебного поведения государственных гражданских служащих, более активного использования интернет - технологий в государственном управлении.

Ключевые слова: государственная гражданская служба региона, имидж государственного гражданского служащего, имиджевые факторы, общественная оценка имиджа государственного гражданского служащего, «эталонный имидж».

Имидж государственного служащего выступает необходимым критерием оценки эффективности управленческой деятельности. Он фиксирует степень соответствия действий государственных органов требованиям и ожиданиям конкретных социальных групп и общества в целом. Следовательно, формирование позитивного имиджа государственных гражданских служащих выступает непременным условием оптимизации деятельности государственных органов и системы государственной службы в целом.

Имидж государственного служащего можно представить, во-первых, в виде определенного набора качественных характеристик, формирующих его статусный облик, во-вторых, в виде имиджевых преимуществ по сравнению с другими социальными категориями общества, в-третьих, в контексте особенностей реализации функций, делегированных государственными органами власти. Следует согласиться с К.А. Брянцевой в том, что проблема имиджа государственной службы - это проблема восприятия государственного служащего не только со стороны общества, но и со стороны его коллег и вышестоящих лиц [3]. Кроме того, на наш взгляд, это ещё и проблема ассоциативных связей, которые вызывает образ госслужащего в целом у подавляющей части граждан. Таким образом, вопрос позиционирования госслужащих в современном обществе, прежде всего, связан с их профессиональными и человеческими качествами [14] (рис. 1).

Имидж государ- | ^ Пе рсо н а ль ны е Социальные Символические

ственного служа - характеристики характеристики характеристики

щего

Рис. 1. Составляющие имиджа государственного гражданского служащего

К персональным характеристикам государственного служащего, по мнению Е. Шикаревой, следует отнести физические, психологические особенности, характер, тип личности, индивидуальный стиль принятия решений государственного служащего. При этом эффективность персональных характеристик, на наш взгляд, определяется степенью выделения лидирующих политических позиций государственного гражданского служащего. А. Цуладзе полагает, что институциализация руководящих функций государственного гражданского служащего отражается в возможности приоритетного влияния на членов общества, закрепленное в ее нормах и правилах и основывающееся на положении в общественной иерархии, месте в ролевых структурах, обладании ресурсами государственного влияния [11, с. 141].

Поскольку совершенствование системы государственной службы невозможно рассматривать вне контекста компетентностного подхода в профессиональной деятельности, постольку результативность работы государственного аппарата во многом определяется профессионализмом и компетентностью государственных служащих, имеющих непосредственное отношение к разработке и реализации государственной политики. На это нацелен федеральный закон «О государственной гражданской службе РФ», где наряду с принципами, определяющими социальный характер государственной службы, фигурируют профессионализм и компетентность гражданских служащих [10].

Компетентность предполагает доскональное знание своего дела, существа выполняемой работы, возможных способов и средств достижения поставленных целей, наличие знаний в области науки управления [4]. Не менее важно обладать такими качествами как деловитость, коммуникабельность, организованность, способность руководить и общаться с людьми, иметь административную «жилку», что позволяет компетентности проявляться в полной мере как совокупности знаний, умений и опыта. С учетом постановки задач в русле стратегии развития России до 2020 года [9, с. 22] наряду с сугубо административными политические компетенции госслужащих могут быть представлены в следующем виде:

1. Компетенции в сфере повышения эффективности государственного управления:

- знание проблемных ситуаций;

- умение давать оценку политических последствий и результатов проводимой политики и реагировать на вызовы внешней среды;

- умение инициировать инновации в сфере государственного управления.

2. Компетенции в сфере повышения эффективности взаимодействия государства и общества:

- умение формировать экспертные сети;

- умение работать в широком публичном контексте (политические партии, общественные организации, бизнес-среда, некоммерческий сектор);

- умение осуществлять межведомственное и межуровневое взаимодействие органов государственной власти.

3. Компетенции в сфере открытости органов государственной

власти:

- способность вовлекать общественность в процесс формирования государственной политики;

- умение диагностировать общественное мнение;

- умение взаимодействовать со СМИ.

4. Политико-коммуникационные компетенции:

- владение искусством презентации;

- знание технологий переговорного процесса и умение их использовать в конфликтной ситуации;

- умение использовать новейшие коммуникационные технологии в системе государственного и политического управления;

- высокопрофессиональное владение средствами устного и письменного общения [6, с. 19-20].

Отмеченные компетенции направлены на продуктивную деятельность в сфере политико-административного управления, формирование позитивного имиджа власти, взаимодействие с ключевыми аудиториями общества, способны эффективно воздействовать на социальнополитический процесс, поддерживать состояние устойчивости, стабильности в обществе.

Социальные характеристики имиджа госслужащего в значительной степени связаны с текущей ситуацией, что требует разработки адекватной модели ролевого поведения [5; 7, с. 37; 14]. Имиджу соответствуют также символические характеристики. Они связаны с культурой управленческого труда и культурой поведения личности [1]. Иначе говоря, существует определенный набор качеств, характеризующий «эталонный» тип государственного служащего. Дело все в том соответствует ли этот эталон реальной действительности [7, с. 37]. Знание этого делает необходимым постоянный мониторинг реакции населения на те, или иные действия государственных гражданских служащих.

Важнейшим условием эффективности делового общения государственного служащего, как считает А. Богоявленский, становится владение коммуникативными технологиями, повышение уровня коммуникативной компетентности [2]. Мы полностью разделяем данное мнение, и убеждены, что подготовка государственных служащих требует не только глубоких творческих знаний и определенных практических навыков в решении различных управленческих задач и ситуаций, но и умения общаться, вести себя в обществе, проводить совещания, деловые беседы, иметь навыки общения с прессой и проч.

Анализ научной литературы позволил нам представить систему характеристик имиджа государственного гражданского служащего региона, включающую следующие основные составляющие:

1. Этнографические, исторические, социальные и культурные особенности индивида (пол, национальность, физиологические особенности, уровень культурного образования, семейная преемственность, следование традициям, психологическое здоровье, прошлый опыт и др.)

2. Экономические возможности (трудовые потенциал, наличие необходимой квалификации, финансовые возможности, уровень деловой активности).

3. Информационные особенности как система природных и приобретенных качеств (коммуникабельность, стрессоустойчивость, репутация, набор технологий общения, эмпатичность(способность к сопереживанию), рефлексивность (способность понять другого), красноречивость) (авторская разработка на основе систематизации существующих классификаций) [8; 12; 13].

Опираясь на эти характеристики, на основе результатов социологического опроса нами составлено представление орловцев об имидже государственного гражданского служащего. В опросе приняли участие граждане города Орла (100 человек) и государственные гражданские служащие Правительства Орловской области (50 человек). Как оказалось, население, как правило, составляет мнение не о самом имидже госслужащего, а о его образе, предлагаемом СМИ. Соответственно, оценки данного чиновника (служащего) - это стереотипные реакции не на него, а на тот экранный образ, который соответствует ожиданиям и ценностным приоритетам реципиентов. Такие оценки, безусловно, не претендуют на какую-либо степень беспристрастности. Тем не менее, именно здесь в очередной раз раскрывается, во-первых, приоритетная роль СМИ, способная как информировать жителей об имидже, так и одновременно формировать его,

и, во-вторых, тот самый «эталонный имидж», направленный на ожидания населения.

Остановимся подробнее на анализе каждой из отмеченных групп качеств. Ниже (рис. 2) представлены результаты анализа этнографической группы качеств.

Как видно, наиболее востребованными качествами, по мнению жителей города, стали уровень культурного образования (19 %), семейственная преемственность (14 %) и внешний вид (14 %). Примерно одинаковое количество респондентов (9, 10 и 11 %) выделили

психологическое здоровье, следование традициям региона и порядочность. Наименьшее влияние на формирование имиджа государственного гражданского служащего, по мнению орловцев, оказывают половая принадлежность и национальность.

□ национальность

□ внешний вид

□ культурное образование

□ семейная переемственность

□ следование традициям региона

□ психологическое здоровье

□ половая принадлежность

□ место рождения

□ дисциплированность

□ обладание качествами лидера

□ порядочность

Мнение горожан - внутренний круг; мнение госслужащих -внешний круг

Рис. 2. Наиболее важные социально-культурные, исторические и этнографические качества (1 группа показателей), необходимые при формировании имиджа госслужащего, по мнению населения и самих госслужащих

Мнение жителей и государственных гражданских служащих примерно сошлись лишь по таким показателям, как половая принадлежность (обе категории считают ее малозначимым фактором при формировании имиджа), и внешний вид (его обе группы респондентов поставили на второе место).

Остальные данные коррелируются слабо, тогда как сами госслужащие считают, что основным в их имидже является порядочность (20 % респондентов), жители ставят это качество на 4 место. Интересным представляется тот факт, что и жители, и сами госслужащие считают важным при формировании имиджа следовать традициям региона

(граждане ставят это качество на третье место (11 %), а госслужащие на пятое (8 %). Самое большое расхождение мы получили по таким составляющим имиджа как семейная преемственность и уровень культурного образования, которые для жителей являются определяющими и занимают 2 (19 %) и 3 (14 %) места соответственно, а вот для самих госслужащих эти факторы не важны - 7 (6 %) и 5 (10 %) места. Жители города Орла хотят видеть в своем государственном гражданском служащем семьянина, выходца из интеллигентной семьи, сохраняющего и приумножающего традиции своего региона.

Что касается второй группы качеств (рис. 3), то предпочтения горожан и государственных гражданских служащих в выборе имиджевых приоритетов также разделились:

□ восприимчивость к критике

□ степень новаторства

□ организационный талант

□ мобильность в принятии решений

□ отвественность

□ профессионализм

□ фин.возможности

□ деловая активность

□ квалификация

□ трудовой потенциал

□ уровень образования

мнение горожан мнение госслужащих

Рис. 3. Анализ экономической группы факторов, формирующих имидж

Если для жителей определяющими стали трудовой потенциал (1 место - 21 %), финансовые возможности (2 место - 20 %) и уровень образования, то сами госслужащие выделили несколько иные качества: ответственность (1 место - 20 %), профессионализм (2 место - 18 %) и квалификация (3 место - 16 %). Надо отметить, что горожане расположили эти качества на 5, 6 и 7 местах соответственно. При этом если государственные гражданские служащие в большей степени оценивают свой имидж с позиции внутренней среды, то есть эффективности исполнения своих должностных обязанностей без претензии на статус лидеров, то орловцы наделяют госслужащих качествами неформальных

лидеров. Именно поэтому для населения важна не столько квалификация (что важно для самих госслужащих), сколько их трудовой потенциал, результаты деятельности и восприимчивость к критике как способа повышения рабочей эффективности.

И, наконец, анализ третьей группы факторов, информационные особенности, как совокупность личностных и приобретенных навыков, показал, что, по мнению жителей города Орла, определяющим в имидже должны стать: внимательность к проблемам граждан (1 место - 22 %), коммуникабельность (2 место - 14 %), надежность и красноречивость (3 и 4 место - по 11 %). Остальные факторы, в принципе, составляют от 9 до 6 % (стрессоустойчивость, дипломатичность). Необычным, на наш взгляд, является то, что жители не выделили среди основных имиджевых характеристик госслужащих такие качества как эмпатичность (возможность к сопереживанию) и приветливость.

□ коммуникабельность □ стрессоустойчивость

□ рефлексивность □ эмпатичность

□ красноречивость □ надежность

□ дипломатичность □ справедливость

■ внимательнсоть к проблемам граждан □ информационная открытость

□ приветливость

Рис. 4. Влияние информационной группы качеств на формирование имиджа государственного гражданского служащего, по мнению населения

Что же касается сопоставления оценки той же группы качеств гражданами и государственными гражданскими служащими, то они выглядят следующим образом (рис. 5).

□ коммуникабельность □ стрессоустойчивость

□ рефлексивность □ эмпатичность

□ красноречивость □ надежность

□ дипломатичность □ справедливость

■ внимательность к проблемам горожан □ информационная открытость

□ приветливость

Рис. 5. Влияние информационной группы качеств на формирование имиджа государственных гражданских служащих, по мнению самих госслужащих

Мнение госслужащих и горожан полностью сошлись по таким из них, как: внимательность к проблемам граждан (1 место - 22 %), красноречивость (2 место - 18 %) и надежность (3 место - 11 %). Однако сами госслужащие среди основных факторов, формирующих имидж, выделяют такие черты имиджа как приветливость и возможность к сопереживанию, считая, видимо, что это положительно скажется на их репутации в глазах местного населения.

Что же касается степени соответствия вышеперечисленных качеств их носителю (то есть государственному гражданскому служащему), то здесь мнения сильно разделились (рис. 6). Опрос показал, что госслужащие куда более позитивно смотрят на степень своего соответствия вышерассмотренным имиджевым характеристикам: 30 % респондентов высказались за полное своё соответствие им, 40 % были более дипломатичными и предположили, что частично обладают важными имиджеобразующими факторами. А вот население в своём подавляющим большинстве (42 %), считает, что на данный момент государственные гражданские служащие региона не соответствуют сформированному ими «эталонному имиджу».

мнение госслужащих 30 30 40

мнение жителей 23 42 35

0% 20% 40% 60% 80% 100%

□ соотвествует □ не соотвествует □ частично

Рис. 6. Степень соответствия имиджа госслужащих Администрации Орловской области сформированным имиджевым характеристикам»

Государственному гражданскому служащему необходимо, как представляется, создать ощущение своего максимально информационного присутствия в обществе и веб-сайт зачастую становится тем ресурсом, который дает представление о госслужащем, способствует установлению и поддержанию взаимовыгодных отношений между властью и общественностью. Задача соответствующих подразделений госслужбы состоит в оптимизации работы официального сайта администрации, что предполагает:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- предоставление сотрудникам пресс-службы доступа к тому разделу интернет-ресурса, где они могут размещать свою продукцию. Это могут быть лента новостей, разделы для размещения стенографических отчётов, объявлений об аккредитации и пресс-конференциях, обзоры прессы и т.д.

- организация на сайте подписки на новости, обзоры и любую другую информационную начинку о деятельности государственных гражданских служащих. Это позволяет пресс-службе отказаться от распечатки и раздачи журналистам печатных вариантов пресс-релизов, таблиц, схем, графиков, а также повышает степень их заинтересованности о деятельности госслужащих.

Наш анализ показывает, что при общей довольно высокой степени информированности населения о деятельности государственных гражданских служащих Орловской области при одновременном приросте всех количественных показателей (от числа цитирований в СМИ до количества выступлений на областных телеканалах), отвечая на вопрос об имидже госслужащих, респонденты 42% опрошенного населения высказались о его негативной направленности. Качественный анализ данных социологиче-

ского опроса вскрыл причины такого положения дел: тогда как, госслужащие, в своем подавляющем большинстве, ориентированы на печатные СМИ, определяя их как основное средство конструирования имиджа, внимание населения сосредоточено на телевидении и интернете, как наиболее доступных и современных средствах. Кроме того, критический анализ тональности высказываний в печатных СМИ, показал, что ничего, кроме сплошного негативного воздействия на массовое сознание они не несут. В данном аспекте мы посчитали целесообразным переориентацию внимания госслужбы региона на телевизионные и интернет коммуникативные технологии формирования имиджа. Подспорьем в этой работе может стать действующий Этический кодекс, регулирующий этические нормы деятельности госслужащих. К сожалению, эффективность его исполнения замедляет отсутствие соответствующих этических комиссий, включающих не только самих госслужащих, но и представителей общественности и СМИ. Задачами комиссии должно стать формирование, поддержание и развитие должных этических норм служебного поведения государственных служащих. При этом результаты проведения этических проверок следовало бы включать в рейтинговую оценку имиджа государственного гражданского служащего. По нашему мнению, свободный доступ через сайт к результатам такой оценки в значительной степени повысит чувство ответственности у государственных служащих.

«Пилотный» социологический опрос по вопросу формирования «эталонного имиджа» государственного служащего в регионе показал, что сами госслужащие, безусловно, видят свой имидж куда более положительным, чем население. Если для госслужащих их имидж - это скорее техническое исполнение своих административных функций с превалированием таких имиджевых факторов, как порядочность, высокий профессионализм, ответственность, уровень образования, то для населения имидж госслужащих - это образ высокообразованного, коммуникабельного, справедливого, интеллигентного, заботящегося о традициях региона, имеющего репутацию «выходца» из «хорошей семьи», высокопрофессионального чиновника.

Таким образом, позитивный имидж государственных гражданских в значительной степени способен повысить степень доверия населения к власти, обеспечить диалоговое взаимодействие с гражданами,

существенным образом повлиять на состояние профессионализма и компетентности государственных гражданских служащих. Подобный имидж должен стать условием эффективности государственного управления в регионе.

Список литературы

1. Батанина И.А., Лаврикова А.А. Параметры политической системы как фактор развития политического участия в регионах ЦФО // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. Выпуск 1. Тула: Изд-во ТулГУ, 2013. С. 124-133.

2. Богоявленский А. Е. Понятия «имидж», «репутация» и «образ» в контексте «Критики чистого разума» И. Канта // Акценты: альманах. 2011. С. 33-37.

3. Брянцева К.А. Социология имиджа: к постановке проблемы // Вестник Московского университета, социология и политология. 2011. № 1. С. 105-116.

4. Кондрашкин В.А. Профессиональное развитие государственных гражданских служащих как процесс и основа их социальной мобильности // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. Выпуск 2. Тула: Изд-во ТулГУ, 2013. С. 497-500.

5. Маршев В. Размышления об управлении Россией: прошлое, настоящее, будущее // Проблемы теории и практики управления. 2011. №

3. С. 21-28.

6. Морозова Е. Г. Компетентностный подход к деятельности государственных служащих: роль и содержание политических компетенций // Политическая компетенция государственного служащего. Материалы научного симпозиума. 21 октября 2008 года. М., 2009. С. 19-20.

7. Петрова Е.А. Имиджелогия: проблемное поле и направления исследования // PR в образовании. 2012. № 1. C. 36-38.

8. Почепцов Г.Г. Имиджелогия. М.: Рефл-бук, 2004. 576 с.

9. Путин В. О стратегии развития России до 2020 года // Россия 2020. Главные задачи развития страны. M., 2008.

10. Федеральный закон Российской Федерации от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Российская газета. 31.07.2004 .

11. Цуладзе А. Формирование имиджа политика в России. М.: НОРМА, 2009. - 144 с.

12. Шабельник А. И. Имидж и репутация - две большие разницы [Электронный ресурс]. URL: http: //union.kz/ru/biz/pr/image/

13. Шепель В. М. Имиджелогия: секреты личного обаяния. М., 2007. 320 с.

14. Шикарева Е.Е. Имидж государственного служащего: основные характеристики, классификация, этапы реформирования // Полис: политические исследования. 2011. № 4. С. 82-93.

Огнева Валентина Васильевна, д-р полит. наук, проф., ognevavv@yandex.ru, Россия, Орел, Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ,

Дорохова Юлия Викторовна, канд. экон. наук, доц., rohhhot a yandex.ru, Россия, Орел, Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ.

THE IMAGE OF A STATE CIVIL SERVANT OF THE REGION AS A SUBJECT OF THE SOCIO-POLITICAL ANALYSIS

Article deals with the problem of forming the image of the state civil servants in the region. Analyzes the image characteristics civil servants , given the comparative estimates of the image , obtained in the result of a poll of citizens and civil servants . The model of "reference image " state civil servant. Moreover, the importance of formation of the positive image of civil servants hy increasing their presence in the information society , improving the Code of Ethics of official hehavior of civil servants , greater use of Internet - technologies in puhlic administration.

Key words: civil service region, the image of state civil servant, image factors, public assessment of the image of the state civil servant, "reference image ".

Ogneva Valentina Vasilevna, doctor of political Sciences, _ ognevavv@yandex.ru, Russia, Oryol, Russian Presidential Academy of national economy and public administration,

Dorokhova Yulia Viktorovna, candidatе of economic Sciences, associate professor, rohhholayandex.ru, Russia, Oryol, Russian Presidential Academy of national economy and public administration.

УДК 321.7

ОСНОВЫ И МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО

ГОСУДАРСТВА

А.М. Саввин, Г.В. Шалашников

Рассматривается концепция социального государства как основа современных политических, экономических и правовых институтов.

Ключевые слова: социальное государство, права человека, правовое государство, демократия, социальное партнерство.

Летом 2013 года в преддверии саммита «группы восьми» в интервью РИА «Новости» В.В. Путин отметил, что социально-ориентированное государство - «это не прихоть, а необходимость». Ранее президент писал, что «Справедливое устройство общества и экономики - главное условие нашего устойчивого развития»[1]. Между тем в вопросе понимания сущности социального государства еще много спорных моментов: понимать ли его как ступень к демократическому социализму или как государство социаль-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.