Научная статья на тему 'Проблемы электронного декларирования'

Проблемы электронного декларирования Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3455
301
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Соболь И.В., Полежаева Н.В.

Электронное декларирование это создание электронной копии грузовой таможенной декларации (ДТ), сброс в автоматизированную систему с помощью специальных каналов связи, регистрация, прохождение через форматно-логический контроль, с целью выявления ошибок и несоответствий. Конечным этапом электронного декларирования является выпуск товара. В статье рассматриваются проблемы внедрения электронного декларирования и возможные пути решения данной проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы электронного декларирования»

Секция «Инновационное развитие таможенного дела в России»

УДК 339.543

И. В. Соболь Научный руководитель - Н. В. Полежаева Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ПРОБЛЕМЫ ЭЛЕКТРОННОГО ДЕКЛАРИРОВАНИЯ

Электронное декларирование - это создание электронной копии грузовой таможенной декларации (ДТ), сброс в автоматизированную систему с помощью специальных каналов связи, регистрация, прохождение через форматно-логический контроль, с целью выявления ошибок и несоответствий. Конечным этапом электронного декларирования является выпуск товара. В статье рассматриваются проблемы внедрения электронного декларирования и возможные пути решения данной проблемы.

Учитывая постоянный рост международной торговли и ближайшую перспективу вступления России в ВТО, особую важность приобретает унификация таможенного законодательства, в том числе, порядка электронного документооборота на основе международных принципов и стандартов. Согласно принципам Международной конвенции от 17.05.73 «Об упрощении и гармонизации таможенных процедур» (Киотская конвенция 1999), упрощение и гармонизация таможенных процедур могут быть достигнуты при максимальном практическом использовании информационных технологий. В соответствии со стандартом 7.4 Киотской конвенции «Применение информационных технологий» законодательство должно предусматривать электронные способы обмена коммерческой информацией в качестве альтернативы требованиям предоставления документов на бумажном носителе. Согласно Федеральному закону № 279-ФЗ от 3 ноября 2010 г., Российская Федерация присоединилась к Киотской конвенции.

Условно технологии электронного декларирования в зависимости от этапов становления данной системы имеют следующую классификацию: ЭД-1 и ЭД-2 (электронное декларирование посредством сети Интернет). Электронное декларирование дает таможенным органам возможность осуществлять удаленный выпуск товаров, что также является одним из главных достижений таможенной службы. В рамках выставки «Таможенная служба 2010», проводимой 21 октября 2010 г., говорилось о планах реализации технологии ЭД-3, представляющей собой интеграцию платежной системы «Зеленый коридор» в технологию электронного декларирования. Здесь следует отметить, что помимо платежной системы «Зеленый коридор» осуществляет работу платежная система «Таможенная карта».

Основным документом, регламентирующим вопросы электронного документооборота в России, является Федеральный закон № 1-ФЗ от 10.01.02 г. «Об электронной цифровой подписи». Таможенное декларирование в электронной форме с использованием таможенной декларации предусмотрено ч. 3 ст. 179, а также ч. 5 ст. 180 Таможенного кодекса таможенного союза. Согласно ч. 5 ст. 183 ТК ТС при таможенном декларировании товаров документы могут представляться в виде электронных документов. Ч. 1 ст. 43 ТК ТС дает возможность совершения таможенных операций с использованием информационных систем и ин-

формационных технологий, основанных на электронных способах передачи информации. Таким образом, новое таможенное законодательство позволяет таможенным органам и участникам ВЭД максимально исключить использование бумажных носителей и влияние человеческого фактора при совершении таможенных операций.

В соответствии с Федеральной целевой программой «Электронная Россия (2002-2010 годы)», в настоящее время осуществляется перевод в электронный вид процесса предоставления государственных услуг по выдаче документов, связанных с таможенным оформлением товаров. Кроме того, 27 августа 2010 г. Президент России Д. А. Медведев поручил Правительству РФ с 1 января 2011 г. обеспечить переход на электронное декларирование при экспорте и импорте товаров без представления в таможенные органы соответствующих документов на бумажных носителях. Вместе с тем, в соответствии с переходными положениями Федерального закона № 311-ФЗ от 27.11.2010 «О таможенном регулировании» до 1 января 2014 г. таможенное декларирование может производиться по выбору декларанта в письменной и электронной форме.

Нововведения, связанные с использованием электронного декларирования в РФ, стали внедряться несколько лет назад. Заместитель председателя ФТС России Леонид Лозбенко в своем выступлении 15-16 октября 2004 г. в штаб-квартире Всемирной таможенной организации в Брюсселе (Бельгия) на международном деловом форуме «Таможенный кодекс России: новый этап на пути к ВТО» сделал акцент на двух приоритетных принципах взаимодействия таможни и бизнеса: предварительном предоставлении информации из страны отправления и электронном декларировании внутри России. Однако вплоть до начала 2010 г. доля таможенных деклараций, выпущенных в электронном виде, в общем количестве оформленных в РФ таможенных деклараций была незначительна. Если говорить о цифрах, то в начале 2010 г. в электронном виде оформлялось 13,8 % всех деклараций (в том числе 2,6 % в сети интернет), то в начале ноября доля электронного декларирования достигла 43 % (в том числе 39 % в сети интернет). Очевидно, что резкий скачок количества оформляемых электронных деклараций произошел только в 2010 г.

Анализ действующего законодательства, а также изучение практического опыта применения процеду-

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки

ры электронного декларирования, позволяют выделить текущие проблемы в применении данной процедуры.

1. Не налажена система межведомственного обмена информацией между контролирующими органами РФ.

2. Информационные системы государств-участников таможенного союза до настоящего времени не интегрированы друг с другом.

3. Не налажена система обмена информацией государств-участников таможенного союза с иностранными государствами, в том числе, не завершена процедура интеграции Российской автоматизированной системы транзита с Новой компьютеризированной транзитной системой Европейского союза (N0X8).

Указанные проблемы связаны не только с деятельностью таможенных органов. 1 октября 2010 г. в Интернет-интервью начальник Главного управления организации таможенного оформления и таможенного контроля ФТС России Дмитрий Некрасов сообщил Интернет-сайту «GZT.RU», что разрешительные документы, которые декларант получает в лицензирующем органе, в органе по сертификации, в ветеринарном, санитарном ведомстве, выдаются и имеют юридическую силу только на бумаге. Несмотря на то, что декларант подает электронную декларацию, он должен представить в таможенный орган бумажный экземпляр этих разрешительных документов, фактически дублируя все документы и сведения, представленные в электронном виде.

Если говорить о проблемах внедрения электронного декларирования, то можно сделать акцент на том, что основной проблемой внедрения электронного декларирования являются организационные вопросы, а не технические.

Таможня вынуждена гнаться за показателями, в то время как не налажена система обмена электронными документами и сведениями в масштабах государства.

Проблема электронного декларирования в России более глубокая и должна решаться путем налаживания информационного взаимодействия между различными ведомствами. Определенные шаги в этом направлении уже предприняты.

В частности, полноценная работа по совершению таможенных операций без использования бумажных носителей может быть налажена путем создания Единой автоматизированной информационной системы таможенного союза, которая должна стать одним из сегментов Межведомственной интегрированной автоматизированной информационной системы (МИАИС). МИАИС представляет собой государственную территориально распределенную информационную систему, обеспечивающую в автоматизированном режиме взаимодействие информационных систем контрольных органов и иных информационных систем. Одной из целей формирования данной системы является технологические обеспечение межведомственного информационного взаимодействия по принципу «одного окна» и «одной остановки». В настоящее время данная система находится в стадии реализации.

Несмотря на текущие трудности, применение информационных технологий в таможенном деле уже дает свои положительные результаты. Процессы экономической интеграции, ускорение и рост товарооборота неизбежно оказывают влияние на формирование системы электронной таможни. В свою очередь, в современных условиях развития информационного общества электронная таможня должна развиваться в рамках системы электронной торговли, которая открывает новые возможности повышения эффективности коммерческих операций за счет использования информационных технологий в управлении бизнес-процессами.

© Соболь И. В., Полежаева Н. В., 2011

УДК 669.713.7

Е. А. Соколова, Е. С. Бартновская Научный руководитель - Л. Г. Чернова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ИНКОТЕРМС 2010

16 сентября 2010 г. Международная торговая палата - Всемирная организация бизнеса (ICC) объявила о выпуске новой редакции Правил по использованию национальных и международных торговых терминов Incoterms® 2010. Правила, используемые компаниями при проведении многочисленных внешнеторговых сделок по всему миру, вступили в силу с 1 января 2011 г.

Инкотермс-2010 (англ. Incoterms, International commerce terms) - международные правила по толкованию наиболее широко используемых торговых терминов в области внешней торговли. Международные торговые термины представляют собой стандартные условия договора международной купли-продажи, которые определены заранее в международно признанном документе, вступающие в силу с 1 января 2011 г.

Правила Incoterms® (Инкотермс) представляют сокращенные по первым трем буквам торговые тер-

мины, отражающие предпринимательскую практику в договорах международной купли-продажи товаров. Правила Инкотермс определяют в основном обязанности, стоимость и риски, возникающие при доставке товара от продавцов к покупателям [1].

Правила Инкотермс 2010 отражают современные тенденции развития международной торговли, сложившиеся с момента выпуска последней редакции Правил в 2000 г. Среди таких тенденций - вопросы безопасности перевозок, которые стали особенно

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.