Научная статья на тему 'Электронная форма декларирования товаров: проблемы и перспективы развития'

Электронная форма декларирования товаров: проблемы и перспективы развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1757
215
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Четверикова С.В., Чернова Л.Г.

Рассматриваются основные понятия электронной формы декларирования товаров, ее преимущества, особенности и сложности внедрения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Электронная форма декларирования товаров: проблемы и перспективы развития»

телей» - СПП (Balanced Scorecard - BSC) [2]. Она же является основой и отправной точкой для систем оперативного управления предприятием. Эта концепция постоянно развивается и нашей компанией концепция «Сбалансированной системы показателей» совмещена с управлением по инновационным проектам, что позволяет определять как некоторые ключевые показатели эффективности, так и их оптимальные значения.

Первый основной фактор определен как «Управляющие», а это значит, что уже априори предполагается какая-то организационная структура предприятия («один в поле не воин»), и именно эту организационную структуру мы поставим на третье место.

Эта формализованная структура определяет место и роль каждого из управляющих, их полномочия, права и обязанности (бюрократия). Но не менее важную роль играет и неформальная структура управления (координация), без которой невозможна слаженная работа предприятия, она может просто превратиться в «работу по правилам».

Клиент - ориентированность предприятия Эффективность деятельности любого предприятия в конкурентной внешней среде полностью зависит от его клиентов. Есть клиенты, клиентов устраивает продукция предприятия, и они приобретают ее, - есть эффективность деятельности. Нет клиентов - ничего нет, предприятие перестает существовать.

Кадры. Как отметил один американский ученый Питер Друкер, что все другие ресурсы не определяют динамику самовозрастающих результатов, они подчиняются законам механики и их можно более или менее эффективно использовать, при этом результативный выход никогда не будет большим, чем сумма вводов в организационную систему. Поэтому именно

кадры дают предприятию экономический эффект, подбор, расстановка и воспитание кадров - залог успеха.

Бизнес-процессы. Бизнес-процессы предприятия определяют его эффективность с двух позиций:

- Как и насколько бизнес-процессы согласованы с организационной структурой предприятия.

- Как оптимизированы бизнес-процессы, как минимизированы издержки производства.

Корпоративная информационная система предприятия на первый взгляд, это не очень существенный фактор, но без этой системы ни одно, даже небольшое, предприятие не может дать управляющему необходимой и достаточной информации для принятия адекватного и эффективного управленческого решения [3].

Таким образом, выявленные факторы, определяющие эффективность наукоемкого производства, позволяют не только выработать основные критерии его успешного функционирования, но и позволяют, благодаря их комплексному применению, добиться роста эффективности и развития его деятельности на длительной основе.

Библиографический список

1. Друкер П. Эффективный управляющий. URL: http://nkozlov.ru/library/s42/d4126/?full=1#.T47EKoTIf_Q.

2. Нортон Д., Каплан Р. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию. М. : Олимп-Бизнес, 2010. 320 с.

3. Кондратьев В. В., Кузнецов М. Н. Показываем бизнес-процессы. М. : Эксмо-Пресс, 2007. 352 с.

© Черкасов Е. А., 2012

УДК 339.543

С. В. Четверикова Научный руководитель - Л. Г. Чернова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ЭЛЕКТРОННАЯ ФОРМА ДЕКЛАРИРОВАНИЯ ТОВАРОВ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Рассматриваются основные понятия электронной формы декларирования товаров, ее преимущества, особенности и сложности внедрения.

За последние годы многое изменилось в отношении людей к информации, передаваемой по электронным каналам связи. Уже не удивляет работа с банками через Интернет, налоговые органы также реализовали систему обмена информацией по сети Интернет. Прекрасно функционирует аналогичная система при сдаче - приеме отчетности в Пенсионный фонд. На портале Соцстрахования тоже принимается отчётность в электронном виде. Пришло время реализовать и усовершенствовать концептуальные решения Правительства России по безбумажному документообороту в таможенных органах.

В международной таможенной практике электронная форма таможенного декларирования товаров ис-

пользуется с начала восьмидесятых годов двадцатого столетия. Учитывая опыт ведущих стран мира, основываясь на концепциях США и Японии, Россия начала свой путь к внедрению электронной формы декларирования. Как показывает опыт зарубежных стран, именно переход к электронному декларированию является единственно верным направлением совершенствования процедуры таможенного декларирования товаров, когда подача, прием и обработка данных осуществляются в электронной форме. При полной автоматизации процедуры таможенного оформления, течение сроков измеряется уже не в днях, а в часах и минутах.

Суть электронного декларирования заключается в том, что обмен информацией между декларантами и

Секция «Экономика и бизнес»

уполномоченными должностными лицами таможенного органа осуществляется исключительно в электронном виде с использованием электронной цифровой подписи (ЭЦП), наличие которой удостоверяет,

что передаваемые сведения имеют юридическую силу.

В России первая электронная таможенная декларация была подана в 2002 году. Однако только в 2004 году началось поэтапное внедрение электронного декларирования в практику работы таможенных органов и переход некоторых участников внешнеэкономической деятельности на эту форму декларирования. Схема ЭД-1 сложна и дорого стоит. Она предусматривает подключение к ведомственной сети таможенной службы с внешней стороны по специально выделенным каналам связи. Реализовать это подключение по силам либо крупному участнику ВЭД, либо крупному таможенному представителю.

В 2008 году электронное декларирование приобрело новый импульс после, того, как Федеральная Таможенная Служба (ФТС) России разработала средства для электронного декларирования товаров через Интернет (ЭД-2) [1]. Схема ЭД-2 предоставляет декларанту на выбор три варианта передачи информации. Первый - подключаться к ресурсу ФТС через Интернет напрямую, при этом участник ВЭД аттестует точку входа самостоятельно и несет все материальные и организационные затраты. Второй - оформлять таможенные декларации через Интернет с привлечением таможенного представителя, который, в свою очередь, аттестовал свою точку на ресурс ФТС. Третий вариант - декларировать товары самостоятельно. Именно ЭД-2 на данный момент считается будущим электронной России. ЭД-2 предполагает предоставление только формализованных документов. ФТС России проделала огромную работу по типизации, унификации и созданию альбома форматов документов, в объемах практически совпадающего с документами, используемыми в деловом обороте. На сегодня формализовано более 70 документов. Конечно, преимущества электронной формы декларирования очевидны: это и ускорение процесса обработки, выпуска таможенной декларации и товаров в целом; и более рациональное и эффективное использование трудовых ресурсов за счет технических средств и информационных технологий; и исключение контакта декларанта с должностными лицами таможенных органов; и снижение накладных расходов на подготовку «бумажных» документов при их представлении в таможенный орган. Использование электронного декларирования приводит к повышению прозрачности всех процедур и сокращению влияния субъективного фактора при принятии решения должностным лицом таможенного органа. В среднем, время проверки таможенной декларации в электронном виде и выпуска товаров должно составлять около 30 минут.

Сегодня можно констатировать, что массовый переход на интернет-декларирование в стране состоялся. Статистика числа оформленных электронных деклараций показывает, что на данный момент уже около 60 % таможенных деклараций выпускается по технологии ЭД-2, и количество ЭДТ начинает постепенно

приближаться к своему пределу. Однако, не смотря на это, возникают некоторые проблемы, препятствующие полноценному функционированию данной процедуры.

В первую очередь, сдерживающим фактором широкого распространения ЭД являются ограниченные возможности по получению участником ВЭД формализованных электронных документов «извне». Существующее сегодня программное средство, реализующее процедуру электронного декларирования по форме ЭД-2, и технология совершения таможенных операций предусматривают формирование в электронном виде документов, подтверждающих заявленные в таможенной декларации сведения. Иными словами, если при использовании декларирования в бумажном виде декларант представляет такие документы в виде копий, то при использовании электронной формы он обязан перевести такие документы и сведения в электронный вид. Отсутствие в программном средстве опции автоматического перевода документов в электронный вид является серьёзной, а то и вовсе непреодолимой преградой для некоторых декларантов, так как требует дополнительных действий в виде трудозатрат или финансовых издержек, связанных с переводом документов в электронный вид. Например, в рамках долгосрочного рамочного контракта поставка отдельных партий товаров осуществляется на основании дополнений. Количество товаров может достигать десятка наименований. Теперь представьте, сколько времени понадобится декларанту на перевод таких документов из бумажной формы в электронный вид. Тогда станет понятным отсутствие заинтересованности участников ВЭД в переходе на электронное декларирование.

Во-вторых, при таможенном оформлении отдельных товаров требуется предоставление различного рода разрешительных документов. Представление некоторых таких документов в электронном или сканированном виде технологией ЭД-2 не предусмотрено. Это приводит к тому, что декларант, подав электронную декларацию, вынужден представлять разрешительные документы в таможенный орган на бумажном носителе. Что же будет, если участник ВЭД находится в сотнях километров от таможенного поста? А ведь это повсеместно встречается во многих региональных таможнях. Получается, что подав электронную декларацию в течение часа, декларант потратит сутки для доставки необходимого документа в таможенный орган [2].

С учетом вышеизложенного можно сформулировать три основные проблемы внедрения электронного декларирования по форме ЭД-2: обязанность декларанта при использовании электронной формы декларирования формировать и предоставлять до выпуска товаров документы и сведения, необходимые для таможенных целей, в электронном виде; обязанность декларанта предоставлять в таможенный орган до выпуска товаров документы в бумажном виде, подтверждающие соблюдение мер нетарифного регулирования, установленных законодательством Российской Федерации; необходимость проведения до выпуска товара таможенного контроля в форме провер-

ки документов и сведений, переведенных в электронную форму.

Сегодня существуют различные предложения по решению этих проблем. Одно из них, наиболее обсуждаемое и поддерживаемое, основано на предоставлении определенных упрощений и льгот товарам или лицам, декларирующим их с использованием технологий ЭД-2. Недостаточная эффективность такого подхода заключается в том, что придется опять делить участников ВЭД, декларантов и товары на группы, к которым те или иные упрощения будут применяться. А значит, есть вероятность возникновения весьма благоприятных условий для коррупционных проявлений. В целом, решать такие проблемы нужно комплексно - изменяя собственное мышление и подготавливая более продуманные технологии таможенного оформления и таможенного контроля. Так как без изменений существующих подходов к организации таможенного контроля, основанных на принципе «проверяй и выпускай», и без перехода к новому мышлению, девизом которого может быть лозунг «выпускай и контролируй», дальнейшее увеличение доли электронного декларирования по форме ЭД-2 в ближайшее время будет проблематичным.

В большинстве, все это проблемы, конечно же, переходного периода и решение их - дело ближайшего будущего. Система постоянно дорабатывается и дополняется. Например, уже в настоящее время идет обработка технологии автоматизации удаленной оплаты таможенных пошлин с помощью платежных карт без использования терминалов. Возможно, тех-

нология заработает уже до конца нынешнего года. Процесс будет аналогичен хорошо известной системе «банк-клиент» - оплату можно будет производить прямо с рабочего места декларанта. Платежные системы будут выстраивать свою работу, опираясь на ЭЦП, обеспечив тем самым необходимую безопасность [3].

В заключении можно отметить, что внедрение электронного декларирования в таможенном деле и связанные с этим вопросы едва ли не самая важная сегодня тема как для сотрудников ФТС России, так и для участников ВЭД. От того, насколько быстро и надежно заработает система HI-TEC в подразделениях таможенной службы, насколько слаженно будут взаимодействовать системщики различных служб, зависит не только успех выполнения общих задач, но и в самой ближайшей перспективе укрепление и развитие Таможенного союза.

Библиографические ссылки

1. Капранов А. В. Электронное декларирование. Опыт применения электронного декларирования с использованием сетей Интернета // Виртуальная таможня. URL: http://www.vch.ru.

2. Баев А. ЭД-2 - проблемы и решения // Таможня. № 21 (260). URL: http://www.customs.ru. 2010. Ноябрь.

3. Голобокова М. В. ЭД-2: последние новости и дальнейшие перспективы // ВЭД-Консалтинг. URL: http://www.vedco.ru.

© Четверикова С. В., 2012

УДК 658.511

А. П. Чиганова Научный руководитель - Е. М. Сычева Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

КРИТЕРИИ ФОРМИРОВАНИЯ ОПТИМАЛЬНОЙ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ПРЕДПРИЯТИЯ

Рассматриваются особенности формирования оптимальной производственной программы предприятий оборонно-промышленного комплекса. Определены задачи и критерии формирования оптимальной производственной программы.

В рамках программы развития ОПК и последовательного преобразования его в высокотехнологичный комплекс страны необходимо обеспечить, в первую очередь, интеграцию ОПК в гражданский сектор экономики. С целью сближения военной и гражданской промышленности необходимо сформировать механизм более эффективного перелива научно-технических достижений и, таким образом, переориентировать экономику страны на преимущественное производство высокотехнологичной продукции, включая информационные и наукоемкие [1].

В течение последних 15-ти в РФ реализуется ряд федеральных целевых программ конверсии и реформирования оборонного комплекса. Однако до сих пор они не дали сколько-нибудь значимых результатов. Основной причиной неудач стало то обстоятельство,

что ни одна из них не была профинансирована в полном объеме, а также отсутствие инфраструктуры, стимулирующей перераспределение ресурсов между отраслями [2].

Сдерживающее влияние на развитие инновационной деятельности в России оказывает слабая поддержка со стороны государства, а также отсутствие активизации инновационной политики на региональном и муниципальном уровне, отсутствие эффективных механизмов финансирования инновационной деятельности. На предприятиях ОПК традиционно сложились формы и способы, отвечающие условиям реализации оборонного заказа.

Особое значение при разработке производственной программы и ее реализации имеет оптимизация структуры выпускаемой продукции на основе анализа

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.