Научная статья на тему 'Проблемы экстремальной патопсихологии'

Проблемы экстремальной патопсихологии Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
871
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Г. С. Човдырова, Л. В. Рассыпина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы экстремальной патопсихологии»

ПРОБЛЕМЫ ЭКСТРЕМАЛЬНОЙ ПАТОПСИХОЛОГИИ

Доктор мед. наук Г. С. Човдырова, главный научный сотрудник, научный сотрудник .Л. В. Рассыпина

Всероссийский научно-исследовательский институт МВД России г. Москва Патопсихология выросла из недр психологии и в своем развитии не может не учитывать закономерностей развития и структуры психики в норме, в то же время ей приходится, как области клинической психологии, изучать проблемы, связанные с клинической психиатрией. Безусловно, патопсихология получила свое развитие на базе клинической психиатрии, и достижения патопсихологической науки получают свое практическое применение в клинической медицине. Особенно велико прикладное значение патопсихологии в области невропатологии и психиатрии. Не будет преувеличением сказать, что в формировании теории клинической патопсихологии приняли участие знаменитые психиатры и невропатологи России С.С.Корсаков, В.М.Бехтерев, А.И.Сербский, Г.И.Россолимо, А.Н.Бернштайн, В.А.Гиляровский и др. Будучи проводниками передовых идей психологической науки, они считали, что без знания психологии нельзя изучать психиатрию, и таким образом избавили психологию от голого эмпиризма и спекулятивных наукообразных построений. Это содружество наук поддерживалось такими выдающимися психологами, как Л.С.Выготский, А.Р.Лурия, П.Я.Гальперин, Л.И.Божович, А.В.Запорожец, С.Я.Рубинштейн и др.

В настоящее время, когда жизнь человека все более связывается со сверхнапряженными условиями функционирования, особое значение приобретает такое направление в психологии, как экстремальная патопсихология (ЭП). Она относится к области клинической психологии, которая испытывает на себе влияние другой, граничащей с ней, науки — психиатрии. Формирование патопсихологии как науки прослеживается в работах С.Я.Рубинштейна (3), Б.В.Зей-гарника (2) и др.

Л.М.Балабанова (1) считает, что отсутствие общего представления о природе нормы и патологии не позволяет найти единого решения проблем, поднимаемых в патопсихологии.

В данной работе мы ставим знак равенства между понятиями «клиническая психология» и «патопсихология», так как понятие «клиника» почти всегда связано с понятием развития отклонений от нормы.

Предметом ЭП являются изучение закономерностей патологического изменения психики и свойств личности, пережившей психическую травму в процессе экстремальной деятельности или в других стрессо-генных жизненных ситуациях, а также психодиагностика, психопрофилактика и психокоррекция стрессовых расстройств клинико-психологическими методами.

Объектом исследования ЭП является деятельность личности, функционирующей в экстремальных условиях, пережившей психическую травму при тех или иных стрессогенных жизненных обстоятельствах.

Практические задачи, стоящие перед экстремальной патопсихологией, разнообразны и усложняются по мерс становления и развития ЭП как науки. Учет сдвигов в психическом состоянии личности, изменений мотиваций поведения, интеллекта, работоспособности после психической травмы становится необходимым в психологии,психиатрии и неврологии, педагогике и др.

В настоящее время задачи патопсихологов не исчерпываются поиском критериев психодиагностики и психопрофилактики, необходима также большая психокоррекционная работа. Это особенно остро чувствуется в настоящее время в госпиталях МВД, где лечатся раненые.

Подготовка грамотных психологов-клиницистов в настоящее время является актуальной для системы МВД проблемой, изучение и разрешение которой диктуется требованиями практики. В последние годы, по данным ГУК МВД России, в ОВД работают около 2000 практических психологов, причем каждый четвертый из них (24%) состоит в должности до одного года, а у каждого второго (47%) стаж психологической работы в органах внутренних от одного до трех-четырех лет.

Предварительное изучение направлений, связанных непосредственно с психологическим обеспечением деятельности личного состава, выявило ряд проблем, над решением которых нужно работать медикам и клиническим психологам.

Во-первых, это развитие нервно-психических нарушений как следствие повышения ежедневной напряженности и экстремальности профессиональной деятельности личного состава МВД. Об этом свидетельствуют стрессовые реакции и расстройства и то, что 7% сотрудников из числа уходящих в отставку по болезни увольняются в связи с психическим заболеванием.

Во-вторых, суицидальное поведение, в результате которого уходят из жизни в разные годы от 200 до 400 сотрудников ОВД.

В-третьих, профессиональный травматизм, в результате которого ежегодно погибают до 300 сотрудников и вдвое больше подвергаются ранениям (в 2000 г. 735 человек были ранены в мирных условиях, погибли — 299).

В-четвертых, тенденция к снижению морально-нравственного уровня (рост преступности среди личного состава, алкоголизация и употребление наркотиков); в 2000 г. за нарушения законности привлечены к ответственности 10059 сотрудников. Появилась целая серия уголовно наказуемых деяний сотрудников ОВД, которые стали называть «чеченским синдромом». И это только часть проблем, связанных с личным составом и лежащих на поверхности.

Каждое из выделенных выше направлений деструктивного поведения сотрудников подразделений требует выявления и углубленного изучения конкретных причин и механизмов роста негативных показа-

телей для разработки эффективных программ медико-психологической реабилитации.

Действительно, актуальность изучения и разрешения этих проблем обусловлена происходящими в последние годы в стране чрезвычайными обстоятельствами социально-политического и криминального характера, в которых постоянно задействованы военнослужащие ВВ и сотрудники ОВД. Опыт медико-психологического сопровождения боевых действий в Чеченской Республике показывает, что сотрудники органов внутренних дел, принимающие участие в контртеррористической операции, подвергаются воздействию комплекса экстраординарных психотравмиру-ющих факторов.

В мировой практике такие последствия, приводящие к стрессогенным боевым потерям, принято называть посттравматическим стрессовым расстройством (ГТТСР). В настоящее время количество самоубийц в США среди ветеранов вьетнамской войны уже в 3 раза превышает число погибших во время боевых действий. Подобных проявлений можно ожидать и в России, если не будут проводиться профилактические реабилитационные мероприятия.

А для успешной реабилитационной работы с лицами, возвращающимися из «горячих точек», необходимы хорошо владеющие психокоррекционными методами реабилитации психологи-клиницисты. В настоящее время не только в МВД, но и в других министерствах и ведомствах психологов необходимо обучать не только проведению психодиагностики актуального психического состояния при стрессовых расстройствах, но и умению оказывать неотложную психологическую помощь.Однако это нелегкая задача — обучение психологов экспресс-диагностике в экстремальных условиях.

Эта сложность в системе органов внутренних дел сопряжена с необходимостью обучения людей, не имеющих психологического образования и клинического опыта обращения с людьми, пережившими психическую травму, а также недостаточностью доступной учебной литературы.

Нами разработана концепция обнаружения развития стрессовых расстройств и проведения медико-психологической реабилитации сотрудников ОВД. Она основана на исследованиях, которые велись в период 1994 - 2000 гг. на базе отряда милиции особого назначения (ОМОН) и (СОБР) ГУВД г. Москвы, в/ч 3729 внутренних войск Московского гарнизона, ОМОН ГУВД г. Воронежа.

Были изучены 1660 сотрудников ОМОН и военнослужащих внутренних войск МВД России, воевавших в Чечне от трех до шести месяцев. Ведущим методом исследования был метод непосредственного наблюдения за практической деятельностью бойцов и их поведенческими реакциями.

При проведении исследований использовались дополнительные методы объективизации (методики СМИЛ, СМОЛ, Люшера, ПДТ, тест Кэттелла, тест САН, ПФР) и психофизиологические методы.

Положив в основу сведения из научных источников и проанализировав различные условия несения службы личного состава МВД, в процессе исследо-

вания мы разработали классификацию стрессогенных факторов (4).

Пребывание в Чечне сотрудников и военнослужащих по призыву было условно разделено на периоды: первый этап — доэкстремальный, первые 3-6 месяцев, второй этап — экстремальные условия, самый длительный (в зависимости от срока пребывания) — от 6 месяцев до 1 года в данном наблюдении; третий этап постэкстремальный, 3-8 месяцев после возвращения из Чечни (6).

Для всех изученных групп было характерно нарастание психопатологических показателей дезадаптации в первом и третьем этапах нахождения в экстремальных условиях. В эти периоды установлен высокий уровень ситуативной тревожности и рост ауто-агрессии,гетероагрессии, дезертирство, психические нарушения, соматические нарушения, употребление наркотиков и алкоголя (5).

Самым сложным и неблагополучным является третий этап, связанный с развитием третьей стадии стресса, когда внутренние резервы организма у многих бойцов и военнослужащих близки к полному истощению, и на этом фоне идет развитие ПТСР. При целенаправленном обследовании бойцов ОМОН через 6-8-12 месяцев после возвращения из Чечни у 17 % были обнаружено посттравматическое стрессовое расстройство (6).

Выделенные выше этапы позволили разработать в дальнейшем задачи каждого этапа с выделением клинико-психопатологических синдромов. Это, на наш взгляд, позволит обеспечить адекватное построение медико-психологических и других программ реабилитации сотрудников ОВД и военнослужащих ВВ в дальнейшем.

1. Первый, доэкстремальный этап — проведение первичной психопрофилактики функциональных нарушений; ведущий клинико-психологический синдром этапа: формирование и нарастание тревоги.

Основные задачи клинико-психологической подготовки на первом этапе реабилитации:

— психологическое тестирование и отбор (выявление лиц с высоким уровнем тревоги, функциональными и психосоматическими расстройствами);

— психологическая подготовка (проведение тренингов с целью уменьшения тревоги и повышения стрессоустойчивости);

— психологическая оценка стрессоустойчивости в результате комплексной подготовки (психофизической, боевой, огневой и тактико-специальной) совместно с воспитателями и медиками.

2. Второй — экстремальный этап — вторичная психопрофилактика возможных осложнений в виде болезней с последующей адаптацией к экстремальным условиям при длительном пребывании в этих условиях; ведущий клинико-психологический синдром: нарастание тревоги и страха с развитием острых стрессовых реакций — (ОСР).

Основные задачи клинико-психологической помощи на втором этапе:

— оказание скорой и неотложной психологической помощи — при развитии острых стрессовых реакций (снятие тревоги и страха) совместно с медиками;

— проведение скрининговых исследований по психологическому изучению личного состава с прогнозированием боеспособности подразделений;

— выявление лиц с функциональными и патологическими расстройствами при совместной работе медиков и психологов для решения вопроса об эвакуации в целях оказания специализированной помощи;

— психокоррекция и психопрофилактика в процессе адаптации к условиям экстремальности;

— психологическая подготовка к демобилизации (несению службы в мирных условиях).

3. Третий — постэкстремальный этап — профилактика инвалидности; ведущий клинико-психологи-ческий синдром: психофизическое истощение и формирование ПТСР.

Осуществление основных задач клинико-психо-логической помощи на этом этапе проходит в три периода:

— период отдыха и восстановления работоспособности стационарно (три-четыре недели), в данный период подбираются и применяются наиболее адекватные психологические методы и способы психокоррекции; далее в домашних условиях — амбулаторно;

— реадаптация к мирным условиям службы проходит под наблюдением психолога подразделения, который решает вопрос о несении службы: в прежнем режиме, с переменой условий труда на более спокойный режим; на более подвижный режим;

— период окончательной медико-психологической диагностики состояния и восстановления (2-3 месяца):

а) выявление возможных психосоматических нарушений и психофизического истощения, лечение ПТСР и других осложнений;

б) составление психокоррекционной программы наблюдения «группы риска», профилактика вторичных и отставленных осложнений стресса;

в) определение степени психической компенсации для решении вопроса о возможности ношения оружия и перевода на более легкую работу и инвалидность;

д) подбор конкретных адекватных методов психокоррекции индивидуально или в группе.

Проведенные исследования позволили наметить три направления: первичной, вторичной психопрофилактики и повышения стрессоустойчивости.

Психопрофилактические возможности рассмотренных направлений (4) (социально-правовового, духовно-психологического, психокоррекционного) достаточно широки и могут дополняться по мере дальнейшего изучения особенностей этих направлений.

На основе этих исследований в ВИПК МВД России разработан и включен в процесс обучения практических психологов МВД России краткий учебный

курс экстремальной патопсихологии, который включает следующие темы:

1. Клинико-психопатологические проявления стресса у личного состава МВД России в экстремальных условиях и стрессогенные факторы среды. Классификация стрессовых расстройств по МКБ-10 и стрессогенных факторов среды. Лекция, семинар, практическое занятие— 12 часов.

2. Клинические проявления стрессовых расстройств у сотрудников ОВД и их распознавание. Медико-психологическое консультирование и экспертиза.

Лекция-семинар — практическое занятие с ролевыми играми — 12 часов.

3. Медико-социальная реабилитация личного состава МВД России, выполняющего оперативно-слу-жебные задачи в экстремальных условиях. Лекция, семинар, практическое занятие — 6 часов.

4. Методики психопрофилактики. 18 часов. Практическое занятие.

В заключение следует отметить, что все этапы медико-психологической реабилитации лиц с психическими травмами предусматривают комплексное воздействие специалистов. Однако клинических психологов необходимо обучить работе, присущей именно их квалификации, которую не могут выполнять другие специалисты. Например, надо уметь провести психологический отбор с психодиагностикой актуального психического состояния, психологическое консультирование и психокоррекцию адекватными состоянию, специальными методиками. Именно эта особенность подготовки обусловливает их незаменимость как высококвалифицированных специалистов-клиницистов, понимающих цели и задачи экстремальной патопсихологии.

ЛИТЕРАТУРА

1. Балабанова Л.М. Судебная патопсихология: (Вопросы определения нормы и отклонений). — Д.: Сталкер, 1998.— 432 с.

2. Зейгарник Б.В. Патопсихология. 2-е изд. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986. — 252 с.

3. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методы патопсихологии.— М., 1970.

4. Човдырова Г.С. Проблемы повышения психологической стрессоустойчивости личного состава системы МВД России в экстремальных условиях: Монография. — М.: ВНИИ МВД России, 1998.— 156 с.

5. Човдырова Г.С. Личность в условиях социальной изоляции: Проблемы адаптации и повышение стрессоу-стойчивсти. — М.: Права человека, 2000. — 228 с.

6. Човдырова Г.С. Психопрофилактика расстройств, связанных со стрессом, и проблемы повышения стрессоустойчивости личного состава МВД России в экстремальных условиях: Автореф. дис... докт. мед. наук. — М., 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.