Научная статья на тему 'Проблемы эффективности использования объектов муниципальной собственности'

Проблемы эффективности использования объектов муниципальной собственности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
641
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Филина Л. Д., Швецова Т. А.

Задача повышения эффективности использования муниципальной собственности является приоритетной в экономической политике муниципалитетов, наряду с проблемами нормативного и законодательного характера низкая эффективность использования муниципального имущества во многом связана с неквалифицированным их содержанием и низким уровнем управления. Выполненное исследование управления муниципальной собственностью Кемеровского муниципального образования позволило сформулировать конкретные меры по повышению эффективности использования объектов муниципальной собственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Филина Л. Д., Швецова Т. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы эффективности использования объектов муниципальной собственности»

ПРОБЛЕМЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБЪЕКТОВ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

© Филина Л.Д.*, Швецова Т.А.*

Кемеровский институт (филиал) Российского государственного торгово-экономического университета, г. Кемерово

Задача повышения эффективности использования муниципальной собственности является приоритетной в экономической политике муниципалитетов, наряду с проблемами нормативного и законодательного характера низкая эффективность использования муниципального имущества во многом связана с неквалифицированным их содержанием и низким уровнем управления. Выполненное исследование управления муниципальной собственностью Кемеровского муниципального образования позволило сформулировать конкретные меры по повышению эффективности использования объектов муниципальной собственности.

Муниципальная собственность в соответствии с ГК РФ представляет собой собственность городов, поселков и других муниципальных образований [1]. Она является определяющей частью финансово-экономической базы местного самоуправления и одним из главных рычагов реализации местной социально-экономической политики. Умелое использование и распоряжение муниципальным имуществом, в состав которого входят денежные средства в собственности муниципального образования, муниципальные предприятия и организации, здания и сооружения как производственного, так и непроизводственного назначения, муниципальный жилой и нежилой фонд, земельные участки и другое движимое и недвижимое имущество, вомногом определяет социально-экономическое положение муниципального образования, уровень и качество жизни населения его территории. Поэтому задача повышения эффективности использования муниципальной собственности является приоритетной в экономической политике муниципалитетов.

Практика свидетельствует о низкой эффективности использования муниципальной собственности, что вызвано наличием множества проблем в её управлении. Эти проблемы связаны с нечеткостью определения статуса самого муниципального имущества, статуса собственника этого имущества, многочисленными разночтениями в применении норм, регулирующих взаимоотношения различного уровня органов власти при решении имущественных вопросов. Органы местного самоуправления сталкиваются со сложностями определения целевого назначения имущества и необходимостью решения во-

* Доцент кафедры Экономики и управления на предприятии торговли, кандидат экономических наук, доцент.

* Доцент кафедры Экономики и управления на предприятии торговли, кандидат экономических наук, доцент.

проса, какое имущество необходимо отчуждать или перепрофилировать, а какое можно использовать, не меняя его правовой статус. При этом следует подчеркнуть, что процесс формирования муниципальной собственности в России еще продолжается. Территориальные, отраслевые её особенности, формы использования её производственной, финансовой и социальной составляющей ещё не имеют устоявшихся проявлений, требуют изучения и оптимизации. А состояние объектов муниципальной собственности и муниципальных хозяйствующих субъектов целиком находится на совести местных органов власти и управления. Потому, наряду с проблемами нормативного и законодательного характера, низкая эффективность использования муниципального имущества во многом связана с неумелым, неквалифицированным содержанием объектов муниципальной собственности и их использованием.

Исследование состояния управления и оценка эффективности использования муниципальной собственности Кемеровского районного муниципального образования позволили выявить проблемы именно этого характера. Кемеровский район расположен на северо-западе Кузбасса, его площадь-4391 кв.м. (52 % территории Кемеровской области), численность населения на 1.01.2011 г. - 45,6 тыс. чел. (1,65 % населения Кемеровской области). Он включает в себя 9 сельских поселений, основным видом деятельности на их территории является добыча полезных ископаемых. Развиты также сельское хозяйство, лесная промышленность. Определенную роль в экономическом развитии играют предприятия малого бизнеса в сфере торговли и общественного питания, имеется широкая сеть учреждений социальной сферы.

Социально-экономическое развитие Кемеровского муниципального района характеризуется за 2010-2011 годы положительной динамикой промышленного производства, сельского хозяйства, жилищного строительства, а также показателей здоровья населения, наблюдается устойчивая тенденция постепенного роста сектора малого и среднего бизнеса, достаточно высок уровень инвестиционной активности, в том числе в угольной отрасли и в малоэтажном жилищном строительстве. При этом ухудшается ряд показателей организации муниципального управления:

- снижается доля налоговых и неналоговых доходов в общем объеме доходов бюджета районов;

- бюджетные инвестиции в общем объеме расходов местных бюджетов имеют низкую долю (8,4 % в 2011 году);

- замедляется процесс реструктуризации муниципальных учреждений: в статус автономных перешли всего лишь 7,7 % муниципальных организаций;

- медленными темпами внедряется новая форма организации деятельности органов власти - электронное правительство.

Анализ показателей социально-экономического состояния Кемеровского муниципального района в сравнении с аналогичными показателями других районов области: Новокузнецким, Гурьевским, Топкинским и Кемеровской

областью в целом свидетельствует о том, что по доле в объеме розничного товарооборота и в объеме платных услуг населению Кемеровский район находится на последнем месте, по обороту общественного питания - на втором.

Тенденция ухудшения указанных показателей свидетельствует о недостаточно эффективном использовании муниципального имущества в Кемеровском районе. Состав и структура объектов муниципальной собственности Кемеровского районов на 01.02.2012 г. представлены в табл. 1.

Таблица 1

Состав и структура объектов муниципальной собственности Кемеровского района на 01.02. 2012 г.

Наименование объектов Количество Доля, %

Объекты ЖКХ 101 42,3

Муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта 39 16,3

Другое движимое и недвижимое имущество 20 8,4

Муниципальные предприятия и организации 11 4,6

Имущество органов местного самоуправления 5 2,1

Муниципальные земли и другие природные ресурсы 3 1,3

Муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации 1 0,4

Количество объектов, числящихся в реестре: 181 75,3

Списаны 41 17,2

Проданы 8 3,3

Ликвидированы 6 2,5

Переданы в собственность 8 1,3

Сгорели 1 0,4

Всего объектов: 245 100,0

Объекты, ранее числившиеся в реестре, но отмеченные как списанные, проданные и ликвидированные, занимают почти 25 % указанных в реестре объектов. В их числе 6 объектов ликвидированы без каких-либо оснований.

Анализ деятельности Комитета по управлению муниципальным имуществом, на которого возложена ответственность за оценку эффективности использования муниципальной собственности и качество работы которого определяет эту эффективность, показал, что важнейшие задачи по сбору информации о деятельности муниципальных унитарных предприятий, об организации и проведении в установленном порядке проверок эффективного использования и обеспечения сохранности муниципального имущества, по взысканию неустоек за нарушение обязательств по договорам аренды, по направлению заявлений в суды для привлечения лиц виновных в нарушениях законодательных актов к ответственности, и другие пункты, обозначенные в Положении о Комитете, фактически не выполняются [2]. Контроль и оценка эффективного использования муниципальной собственности фактически не осуществляется.

Кроме того, выполнение исследования по заданию Администрации КО сопровождалось трудностями: 1) в получении информации о наличии и состоянии объектов собственности муниципального района, о продаже этих

объектов; 2) вызванными низким качеством предоставленной информации: не ведется в полном объеме реестр объектов муниципальной собственности имеются разночтения данных КУМИ и Администрации Кемеровского района, что ставит под сомнение достоверность информации.

Выполненная оценка эффективности сдачи в аренду 4-х нежилых помещений - объектов муниципальной собственности - показало, что из 4-х сданных в аренду объектов у 2-х фактическая величина арендной оплаты в разы меньше рассчитанной на основании Методики определения платы за пользование объектами [3], а три из них являются должниками по её уплате, несмотря на низкий уровень установленной базовой ставки арендной платы.

Для повышения эффективности использования муниципального имущества необходимо существенным образом улучшить управление муниципальной собственностью.

Для этого необходимо:

1. разработать постоянно обновляемую, систематизированную информационную базу с полным описанием объектов муниципальной собственности, числящихся в реестре, с представлением свободного доступа к ней физических и юридических лиц. С ее помощью можно будет легко просчитывать объемы имущества (в стоимостном и натуральном выражении), закрепленного в оперативное управление за учреждениями культуры или образования, долю муниципального имущественного комплекса, закрепленного в хозяйственном ведении за предприятиями сферы ЖКХ, долю муниципального имущества, переданного юридическим и физическим лицам на условиях договоров аренды и т.д.

2. провести полную инвентаризацию договоров аренды муниципального имущества для выявления недобросовестных арендаторов с последующим расторжением договоров в связи с существенным нарушением ими условий муниципального контракта;

3. создать комиссию для проведения работы по взысканию задолженности арендной платы за объекты недвижимости и составлению исков в суд. Для полного решения этой проблемы необходим нормативно-правовой акт, где будут указаны сроки выполнения задач и лица, ответственные за их выполнение;

4. организовать процесс размещения информации о сдающихся в аренду помещениях на официальном сайте;

5. контролировать соответствие целевому назначению использование подведомственными предприятиями и учреждениями выделенных средств местного бюджета;

6. рассматривать поступающие в Комитет обращения (заявления, предложения, жалобы) граждан, организаций по вопросам ведения Комитета и в установленном порядке готовить ответы, принимая по ним необходимые действия.

7. осуществлять работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, сформировавшихся в процессе деятельности Комитета.

8. повысить качество деятельности Комитета по управлению муниципальным имуществом Кемеровского района, обеспечив её соответствие задачам и функциям Положения о КУМИ Кемеровского района. Для сотрудников района использовать повременно-премиальную систему оплаты труда с разработкой шкалы и показателей стимулирующих выплат в зависимости от качества и полноты выполнения своих должностных обязанностей.

Список литературы:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации Часть первая от 30 ноября 1994 г., № 51-ФЗ ст. 215 // Собрание законодательства РФ. - 05.12.1994. -№ 32.

2. Положение о Комитете по управлению муниципальным имуществом Кемеровского муниципального района, принятое советом народных депутатов Кемеровского муниципального района от 26 мая 2011 г. № 518.

3. Методика расчета арендной платы за пользование объектами находящимися в муниципальной собственности Кемеровского муниципального района (утверждена Решением Кемеровского районного Совета народных депутатов от 27.12.2007 г. № 125).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.