Научная статья на тему 'Проблемы безопасности труда в сельском хозяйстве'

Проблемы безопасности труда в сельском хозяйстве Текст научной статьи по специальности «Прочие сельскохозяйственные науки»

CC BY
3363
346
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ ТРУДА / УСЛОВИЯ ТРУДА / ТРАВМАТИЗМ / ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по прочим сельскохозяйственным наукам, автор научной работы — Яковлева Е. В., Полехина Е. В.

Выявлены основные проблемы безопасности труда в сельском хозяйстве. Представлены основные мероприятия по предотвращению травматизма, профзаболеваемости. В статье акцентируется внимание на целесообразность введения службы охраны труда в сельском хозяйстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы безопасности труда в сельском хозяйстве»

УДК 331.4

Е.В. Яковлева, кандидат сельскохозяйственных наук Е.В. Полехина, кандидат технических наук ФГОУ ВПО Орел ГАУ

ПРОБЛЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ

Выявлены основные проблемы безопасности труда в сельском хозяйстве. Представлены основные мероприятия по предотвращению травматизма, профзаболеваемости. В статье акцентируется внимание на целесообразность введения службы охраны труда в сельском хозяйстве. Ключевые слова: безопасность труда, условия труда, травматизм, обучение.

Сельское хозяйство - важнейшая отрасль российской экономики. На развитие отечественного сельского хозяйства влияет не только имеющийся природный потенциал, но созданный в последнее время новый формат агропродовольственной и сельской политики России. Это привлекло в сектор новы предпринимателей, новые инвестиции и технологии, обеспечило модернизацию

производственной базы отрасли и, в конечном счете, экономический рост. Вместе с тем, выявились и проблемы, от решения которы в немалой степени зависит экономический прогресс России. Это, во-первых, развитие материально-технической базы агропромышленного комплекса; во-вторых,

те нологическое переоснащение отрасли, что, с одной стороны, требует инвестиций, а, с другой, формирования в секторе современной инновационной системы (развитие сельскохозяйственной науки и образования, ме анизмов внедрения в производство достижений научно-технического прогресса); в-третьи , это социальное обустройство деревни, расширение сферы несельско озяйственной занятости, с тем, чтобы, обеспечить приток на село квалифицированны кадров, а значит, и обеспечить безопасность труда в сельском хозяйстве.

Не для кого ни секрет, что работники сельского озяйства в значительной степени подвержены различным рискам и условия труда в этом секторе экономики зачастую неблагоприятны для нормального функционирования организма человека. Это сильная запыленность при выполнении ме анизированны работ в поле, ненормированный рабочий день, это широко распространенные на сегодняшний день различные аллергические реакции, а также отравление от контакта с ядо имикатами. Действия уполномоченны органов не могут способствовать обеспечению должного внимания к о ране труда в озяйства АПК, повышению уровня безопасности и защищенности работников сельского озяйства, в том числе работников на предприятия ремонта и техсервиса МТП в АПК.

Труд рабочих в сельском хозяйстве арактеризуется тем, что большинство основны работ проводится на открытом воздухе, при этом на рабочи постоянно воздействуют различные температурные факторы, интенсивность которы , определяется погодными условиями. Сезонность и

The basic problem of safety in agriculture. The main activities for the prevention of injury, occupational diseases. The article focuses on the feasibility of introducing the service of occupational safety in agriculture.

Key words: safety, working conditions, traumatism, Training.

конкретная срочность работ в растениеводческом комплексе обусловливает неравномерность нагрузок на работников, создавая большое напряжение в отдельные периоды, что приводит к переутомлению, а, следовательно, и к травматизму, что в сельском хозяйстве не редкость. Условия труда в современном земледелии зависят от организации, технологии возделывания растений, уровня механизации, что требует учета антропометрически и

психофизиологических возможностей человека. При гигиенической оценке условий труда ме анизаторов установлено, что температура возду а в кабина превышает оптимальные уровни, т.к. работы зачастую проводятся с открытыми окнами, что увеличивает запыленность возду а в рабочей зоне тракториста. Шум и вибрация на рабочем месте механизатора зависят от арактера полевы работ, влажности и плотности почвы, а также от срока эксплуатации машин. Можно много приводить примеров опасных и вредных факторов в сельском хозяйстве, приводящих к профессиональным заболеваниям и утрате трудоспособности, но это не улучшит положения работников в сельском озяйстве.

Законодательство в области охраны труда должно не только правовым путем ликвидировать последствия этих рисков, но следить за тем, чтобы в агропромышленном комплексе создавались специальные службы по о ране труда, которые могли бы следить не только за условиями труда, но и гигиеной труда в АПК. Для этого необходимо организовать систему безопасности и гигиены труда в сельском озяйстве, что в целом сложнее, чем в промышленности. Ее организация требует участия не только министерств труда и здравоо ранения, но и министерств сельского озяйства и о раны окружающей среды. Эти ведомства ответственны за трудовые отношения, как индивидуальные, так и коллективные, за вопросы занятости и

профессиональной подготовки, о раны здоровья, безопасности труда, социального обеспечения трудящи ся, за состояние условий труда (включая вопросы труда женщин, детского труда, продолжительности рабочего времени, систем оплаты труда) и за те нические аспекты

сельскохозяйственного производства. В этом секторе требуются опыт и знания большого числа специалистов высокой квалификации, включая

инспекторов труда, инспекторов по безопасности и гигиене труда, инспекторов по трудовой медицине, специалистов в области социального обеспечения и экспертов по вопросам стра ования, специалистов по безопасности и гигиене труда в сельски района , инженеров и те ников по те нике безопасности, должностны лиц национальны органов здравоо ранения, инструкторов, агрономов и работников по распространению знаний. Эти специалисты часто работают независимо друг от друга, а и задачи в какой-то степени переплетаются. Часто отсутствуют всесторонние программы, нет сотрудничества между ведомствами, и принимаемые меры не согласуются; за исключением случаев, когда проводится общая оценка проведенны мероприятий и и воздействия. но пока по опыту сельско озяйственны предприятий эти проблемы возлагаются по приказу на агронома или на главного инженера озяйства, в лучшем случае, если в озяйстве есть инвесторы, выделяется штатная единица на специалиста по о ране труда. Однако, должность инженера по охране труда занимают люди самой различной специализации и уровня подготовки, с высшим образованием работает немногим более 12%, остальные имеют в основном среднее специальное образование, по преимуществу агрономического, зооветеринарного, те нического профиля, а также специалисты с педагогическим образованием. Каждый пятый, занимающий должность инженера по о ране труда, имеет гуманитарное образование. Без специального образования в этой должности работает 6% практиков. Старшие инженеры по охране труда областны и районны производственны управлений сельского озяйства по своему профессиональному составу и уровню подготовки не отличаются от массы рядовы инженеров в озяйства и не в состоянии обеспечить им квалифицированную помощь. Такие специалисты нередко выполняют не свои функции, не могут эффективно влиять на политику о раны трудящихся, не в состоянии осуществлять повышение производительности труда средствами о раны труда. Уровень обучения руководителей служб о раны труда при прочи равны условия (размеры и оснащенность предприятия, стаж работы) тесно связан с показателями производственного травматизма, которые возрастают при снижении уровня образования. Данная зависимость

представлена на рисунке 1.

Если принять показатели травматизма предприятия, где работает специалист с высшим образованием за единицу , то с незаконченным высшим эти показатели составят - 1,2, со средним специальным соответственно - 1,5, со средним общим - 2,5, а там где эту работу поручили работнику с начальным образованием (практику) эти показатели возрастают до 3,3.

Рисунок 1 - Зависимость коэффициента частоты травматизма от образования инженера по охране труда Примечание: 1 - неполное среднее, 2 - среднее общее,

3 - среднее специальное, 4 - неполное высшее, 5 - высшее

Исследованиями установлено, что в АПК значительная часть работников, занимающи должности инженеров по о ране труда не обеспечивают выполнения и половины действий, требуемы должностной инструкцией, что сказывается на результата и деятельности. наилучшие показатели при прочи равны условия имеют специалисты, окончившие факультеты ме анизации сельского озяйства. Уровень травматизма в озяйства , где они ведают вопросами о раны труда, в 1,5-3,3 раза ниже по сравнению с озяйствами, где инженеры по о ране труда имеют другую специальность.

Сельское озяйство состоит не только из отрасли растениеводства, но и отрасли животноводства, а также отрасли ремонта и те нического обслуживания с/х машин. Поэтому, одному специалисту по охране труда трудно уследить за состоянием условий и безопасностью труда, не говоря о том, когда должность инженера по о ране труда совмещает другой специалист. Кроме того, как показывает анализ информационны материалов о причина производственного травматизма, нередки случаи проведения формального обучения (инструктажа) безопасным методам работы. В связи с этим, в озяйства , где обучение проводится формально, в первые 15 дней после его проведения, уровень травматизма более чем в 10 раз выше в сравнении с озяйствами, где, при прочи равны условия , обучение проводится неформально. нередки случаи, когда к работе допускаются неподготовленные люди. например, в растениеводстве свыше 40% из числа пострадавши с летальным ис одом совсем не проходили обучения безопасным методам труда.

Чаще всего допускаются к работе без инструктажа полеводы, машинисты прицепны уборочны машин, прицепщики на обслуживании прицепны

сель озмашин. наиболее низким качеством обучения в растениеводстве отличаются такие профессии, как комбайнер, помощник комбайнера, тракторист-машинист, овощевод.

Понимая все обозначенные проблемы,

руководитель озяйства не спешит проводить аттестацию рабочи мест с последующей

сертификацией. И проблема не только финансовая, но и в том, что руководство старается скрыть опасные места в организации охраны труда. Из-за этого у организаций возникают проблемы с контрольноревизионными органами, поскольку предоставление льгот за вредный труд тоже зависит от результатов аттестации. но следует отметить, что сознание многи грамотны руководителей меняется, наиболее дальновидные работодатели понимают, что тратить деньги на мероприятие «для галочки» не правильно, и стремятся извлечь из материалов по аттестации рабочи мест действительно реальную пользу, для того, чтобы можно было более эффективно организовать работу служб охраны труда.

Таким образом, в каждом конкретном случае выбор того или иного пути улучшения условий труда и безопасности труда зависит от экономической целесообразности. Разработка организационной структуры обучения и повышения квалификации должна базироваться на строго научных принципах, к которым необ одимо отнести выделение структурообразующих факторов, обеспечение территориально-отраслевой деятельности, подготовку специалиста без отрыва от производства. Все это позволит сформировать информационный фонд нормативно-правовы актов, содержащи единые

требования по вопросам обучения охране труда, а также связанных с ними документов отраслевой системы агропромышленного производства.

Внедрение и выполнение требований этих

нормативных документов позволит снизить производственный травматизм и профзаболеваемость. Планомерная работа по проведению государственной политики в области о раны труда в сельском

хозяйстве и обеспечение безопасности работающих, реализация научно-обоснованных направлений

позволят осуществить принятие соответствующи адекватны решений по защите здоровья и жизни работающи в сельском озяйстве.

Литература

1. Володин, H.A. Социальные приоритеты региона/

Н.А.Володин, В.М.Анисимов. - Москва Изд-во

«Экономика», 2004. - 350с.

2. Гусак-Катрич, Ю.А. Охрана труда в сельском хозяйстве/ Ю.А. Гусак-Катрич. - Москва: Изд-во Альфа-Пресс. - 2007. - 175с.

3. Полехина, Е.В. Повышение безопасности агропромышленного производства совершенствованием обучения о ране труда/автореферат дисс. канди. тех. наук - Санкт-Петербург-Пушкин, 2010, с.15.

УДК 378.167.111:378-057.875:62

Э.В. Карпович, кандидат технических наук ФГОУ ВПО Орел ГАУ

ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММИРОВАННЫХ ПОСОБИЙ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ АГРОИНЖЕНЕРНЫХ КАДРОВ

Рассмотрен комплекс программированных учебных пособий по различным дисциплинам и подробная методика его применения. Предлагаемые обучающие программы описаны в соответствии с классификацией, разработанной в Российской Академии Образования. Ключевы1е слова: программированные учебные пособия, методика применения, учебный процесс, самостоятельная работа студентов, различные дисциплины.

Реформирование системы современного российского образования направлено на подготовку в вуза творчески мыслящи молоды специалистов, орошо знающи свою отрасль знаний, умеющи в своей работе использовать новейшие методы и те нические средства, особенно, вычислительную технику. В самом деле, можно с полным основанием утверждать, что именно высшая школа призвана быть не только проводником, но и во многом стимулятором все более полного использования вычислительной те ники во все сфера профессиональной деятельности - в производстве, науке, культуре и, в первую очередь, в самой системе высшего образования [1]. Задача большинства вузов, аграрны , в частности, по данному направлению формулируется так: каждый выпускник должен знать возможности ЭВМ и уметь применять и при выполнении свои профессиональны обязанностей.

The article describes complex of program training appliances in different disciplines which was worked out by the author and the detailed methods of its use. Proposed training programs are described in accordance with classification worked out in Russian Academy of Education.

Key words: program training appliances, the methods of its use, teaching, student's work without assistance, different disciplines.

Существенные изменения в содержании программ по различным дисциплинам, связанные с переходом в настоящее время на двухуровневую систему образования, способствуют созданию новых форм и методик изучения учебного материала. Поэтому на современном этапе проводимых реформ значительное внимание уделяется соответственно проблемам информатизации образования и организации самостоятельной работы студентов [2, 3].

Информатизация образования - это процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования новы информационны те нологий,

ориентированных на реализацию психологопедагогических целей обучения и воспитания. Одним из направлений процесса информатизации высшего образования является создание методически систем обучения, ориентированны на развитие интеллектуального потенциала обучающи ся, на

Вестник

ОрелГАу

№2(29)

апрель

2011

Теоретический и научно-практический журнал. Основан в 2005 году

Учредитель и издатель: Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Орловский государственный аграрный Университет»____________________________________________

Редакционный совет: Парахин Н.В. (председатель) Амелин А.В. (зам. председателя) Ас тахов С.М.

Белкин Б.Л.

Блажнов А.А.

Буяров В.С.

Гуляева Т.И.

Гурин А.Г.

Дегтярев М.Г.

Зо тиков В.И.

Иващук О.А.

Козлов А.С.

Кузнецов Ю.А.

Лобков В.Т.

Лысенко Н.Н.

Ляшук Р.Н.

Мамаев А.В.

Масалов В.Н.

Новикова Н.Е.

Павловская Н.Е.

Попова О.В.

Прока Н.И.

Савкин В.И.

С епанова Л.П.

Плыгун С.А. (ответств. секретарь) Ермакова Н.Л. (редактор)

Адрес редакции: 302019, г. Орел, ул. Генерала Родина, 69. Тел.: +7 (4862) 45-40-37 Факс: +7 (4862) 45-40-64 E-mail: nichogau@yandex.ru Сайт журнала: http://ej.orelsau.ru Свидетельство о регистрации ПИ №ФС77-21514 от 11.07. 2005 г.

Технический редактор Мосина А.И. Сдано в набор 14.04.2011 Подписано в печать 28.04.2011 Формат 60x84/8. Бумага офсетная. Гарнитура Таймс.

Объём 18 усл. печ. л.

Тираж 300 экз. Издательство Орел ГАУ, 302028, г. Орел, бульвар Победы, 19. Лицензия ЛР№021325 от 23.02.1999 г.

Журнал рекомендован ВАК Минобрнауки России для публикаций научны работ, отражающих основное научное содержание кандидатски и докторски диссертаций

Содержание номера

Научное обеспечение развития растениеводства

Парахин Н.В. Устойчивость растениеводства как главный фактор развития АПК................... 2

Новикова Н.Е., Зотиков В.И., Фенин Д.М. Механизмы1 антиоксидантной защиты при адаптации

генотипов гороха (Pisum sativum l.) к неблагоприятным абиотическим факторам среды........... 5

Янова A.A., Кондыков И.В., Иконников А.В., Чекалин Е.И., Амелин А.В., Державина Н.М. Архитектоника растений современных сортов чечевицы в связи с устойчивостью их агроценозов к

полеганию................................................................................... 9

Павловская Н.Е., Сидоренко В.С., Костромичёва Е.В. Супероксиддисмутазная активность как

тест-система для выявления физиологического действия гордецина.............................. 12

Титов В.Н., Мамонов А.Н. Перспективы использования различных видов донника и фацелии в

качестве фитомелиорантов в условиях Саратовской области..................................... 15

Научное обеспечение развития животноводства Балакирев H.A. Задачи отрасли клеточного пушного звероводства России по вых оду из кризиса.... 18 Шилов А.И., Шилов O.A. Производство молока и молочных продуктов от коров разных генотипов. 20 Мосягин В.В., Максимов В.И., Федорова Е.Ю. Возрастная динамика АТФазной активности цитоплазматических мембран эритроцитов цыплят-бройлеров кроссов «Бройлер-6» и «ISA» при

скармливании пептидной кормовой добавки и сукцината......................................... 25

Масалов В.Н., Сеин Д.О., Ильючик А.К. Возрастные изменения морфологической структуры

аденогипофиза у свиней...................................................................... 30

Лещуков К.А., Мамаев А.В. Как получить качественную свинину для переработки?................ 32

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рациональное природопользование и мониторинг природно-техногенной среды

Степанова Л.П., Мышкин А.И., Коренькова Е.А., Моисеева М.Н. Экологическая оценка влияния

сельскохозяйственного производства на интенсивность загрязнения окружающей среды............36

Бессонова Е.А. Эколого-экономическая эффективность внедрения адаптивно-ландшафтного

земледелия.................................................................................. 41

Иванов Н.И. Предложения по природоохранным мероприятиям на землях сельскохозяйственного

назначения Центрального федерального округа................................................. 44

Селезнев К.А., Лысенко Н.Н., Лобков В.Т., Плыгун С.А. Особенности формирования

химического состава подземных вод Орловской области......................................... 48

Инженерно-технические решения в апк Яровой В.Г., Сергеев Н.В., Шипик Л.Ю. Оптимальное соотношение мощности двигателя и массы

сельскохозяйственного трактора.............................................................. 61

Михайлов М.Р., Жосан А.А. К вопросу планирования сезонной наработки зерноуборочных

комбайнов в зависимости от срока их эксплуатации............................................ 63

Пас тухов А.Г., Тимашов Е.П. Перспективные стенды для ресурсных испытаний карданных

передач..................................................................................... 66

Баранов Ю.Н., Загородних А.Н., Копылов С.А. Логико-графический анализ возникновения опасностей столкновения транспортны средств при визуальном отражении процесса и

торможения.................................................................................. 70

Котельников В.Я., Жилина К.В., Мотин Д.В., Поветкин И.В., Котельников А.В. Статистическая

динамика энергосберегающего рабочего органа для шелушения зерна............................. 74

Искендеров Э.Б. К вопросу интенсификации основной обработки почвы в земледелии.............. 78

Калашникова Н.В., Булавинцев Р.А., Кашеварников В.Ю. Устройство для установки глубины

заделки семян............................................................................... 81

Шарупич В.П., Шарупич Т.С., Коломыцев Е.В. Влияние дополнительного искусственного облучения на фенологические, биометрические и продукционные показатели томата сорта «Пламя»

при выращивании методом многоярусной узкостеллажной гидропоники............................. 84

Горшков Ю.Г., Старикова Н.А. Оптимизация функционирования воротных проёмов

производственных сельскохозяйственных помещений за счёт инженерных решений.................. 89

Лялякин В.П. Восстановление деталей - важный резерв экономии ресурсов....................... 95

Косенко А.В., Казански В.А., Кузнецов Ю.А. Влияние модуля силиката на технологические

свойства ПЭО покрытий....................................................................... 97

Коломейченко А.В. Исследование топографии поверхности покрытия, сформированного МДО......... 101

Стребков С.В., Казаринов А.В., Тит ов С.И. Компоненты базовой основы трибологически

активных присадок........................................................................... 104

Астахов С.М., Беликов Р.П. Состояние и пути повышения эффективности функционирования

распределительных сетей в агропромышленном комплексе........................................ 106

Жосан А.А., Ревякин М.М. Топология построения систем самодиагностики: вариативность и

оптимальность............................................................................... 109

Суров Л.Д., Фомин И.Н. Контроль изменений состояния головного выключателя в линии

кольцевой сети.............................................................................. 112

Сорокин Н.С. Блок подсоединения датчика системы распознавания аварийных ситуаций в

распределительных сетях 6-35 кВ............................................................. 118

Чернышов В.А., Чернышова Л.А. Самоидентификация замыканий на землю в сетях с

изолированной нейтралью посредством спутниковой системы навигации........................... 120

Глушак Н.В., Грищенков А.И. Инновационный процесс: эволюция, эффективность, проблематика 123 Шкрабак В.С., Баранов Ю.Н., Загородних А.Н. Обеспечение безопасных перевозок в

агропромышленном комплексе.................................................................. 129

Яковлева Е.В., Полехина Е.В. Проблемы безопасности труда в сельском хозяйстве............... 132

Карпович Э.В. Опыт применения программированных пособий для подготовки высококвалифицированных агроинженерных кадров............................................ 134

© ФГОУ ВПО Орел ГАУ, 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.