Научная статья на тему 'Проблемные вопросы методики проведения практического занятияс привлечением сотрудников практических органов внутренних дел(на примере учебной дисциплины«Административная деятельность органов внутренних дел»)'

Проблемные вопросы методики проведения практического занятияс привлечением сотрудников практических органов внутренних дел(на примере учебной дисциплины«Административная деятельность органов внутренних дел») Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1163
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧАСТИЕ СОТРУДНИКА ОРГАНА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В ПРОВЕДЕНИИ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ / ПРОВЕДЕНИЕ ЗАНЯТИЯ / СОТРУДНИК / ВЫСТУПЛЕНИЕ СОТРУДНИКА / PARTICIPATION OF THE EMPLOYEE OF LAW-ENFORCEMENT BODY / PRACTICAL TRAINING / CARRYING OUT TRAINING BY COMPLETELY EMPLOYEE / SPEECH OF THE EMPLOYEE ON TRAINING / REPORT OR THE MESSAGE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Васильев Вячеслав Вениаминович, Супрунов Александр Германович, Столповский Денис Михайлович

Анализируются такие варианты участия сотрудника органа внутренних дел в проведении практического занятия, как проведение занятия полностью самим сотрудником; проведение занятия одновременно сотрудником и преподавателем; выступление сотрудника на занятии с докладом или сообщением; комментирование сотрудником ответов обучаемых по практическим заданиям (ситуациям) занятия с возможным приведением примеров из практической деятельности полиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Васильев Вячеслав Вениаминович, Супрунов Александр Германович, Столповский Денис Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Such options of participation of the employee of law-enforcement body in carrying out practical training, as carrying out training by completely employee are analyzed; carrying out training at the same time employee and teacher; speech of the employee on training with the report or the message; commenting by the employee of answers of trainees on practical tasks (situations) of training with possible reduction of examples from practical activities of police.

Текст научной работы на тему «Проблемные вопросы методики проведения практического занятияс привлечением сотрудников практических органов внутренних дел(на примере учебной дисциплины«Административная деятельность органов внутренних дел»)»

интЕГРация правовой начли и высшЕго юридического ОБРазования (ДидактичЕСкий аспЕкт)

В.В. Васильев, А.Г. Супрунов, Д.М. Столповский

Васильев Вячеслав Вениаминович — кандидат юридических наук, начальник кафедры административной деятельности

ОВД, Нижегородская академия МВД России (603144, г. Нижний Новгород, Анку-диновское шоссе, д. 3)

E-mail: vasiljev.vyacheslaw@yandex.ru

Супрунов Александр Германович — кандидат юридических наук, начальник учебного отдела, Нижегородская академия

МВД России (603144, г. Нижний Новгород, Анкудиновское шоссе, д. 3)

E-mail: vasiljev.vyacheslaw@yandex.ru

Столповский Денис Михайлович — кандидат юридических наук, доцент кафедры административного права и процесса,

Нижегородская академия МВД России (603144, г. Нижний Новгород, Анкудиновское шоссе, д. 3)

E-mail: vasiljev.vyacheslaw@yandex.ru

Проблемные вопросы методики проведения практического занятия с привлечением сотрудников практических органов внутренних дел (на примере учебной дисциплины «Административная деятельность органов внутренних дел»)

Анализируются такие варианты участия сотрудника органа внутренних дел в проведении практического занятия, как проведение занятия полностью самим сотрудником; проведение занятия одновременно сотрудником и преподавателем; выступление сотрудника на занятии с докладом или сообщением; комментирование сотрудником ответов обучаемых по практическим заданиям (ситуациям) занятия с возможным приведением примеров из практической деятельности полиции.

Such options of participation of the employee of law-enforcement body in carrying out practical training, as carrying out training by completely employee are analyzed; carrying out training at the same time employee and teacher; speech of the employee on training with the report or the message; commenting by the employee of answers of trainees on practical tasks (situations) of training with possible reduction of examples from practical activities of police.

Процесс реформирования и совершенствования ведомственного высшего образования в системе МВД России является одним из важнейших направлений подготовки дипломированного специалиста, обозначает практическую направленность обучающего воздействия на курсанта и слушателя вуза МВД России.

В системе подготовки и переподготовки профессорско-преподавательского состава вуза задействованы такие формы повышения преподавательского потенциала, как стажировка в практических органах внутренних дел и повышение квалификации.

В условиях динамического изменения структуры и основных направлений деятельности служб и подразделений полиции прохождение преподавателем стажировки без отрыва от основной деятельности раз в три года, по мнению авторов, малоэффективно. Преподаватель зачастую не успевает качественно отслеживать, реагировать на оперативные изменения в деятельности практических органов, особенно служб и подразделений полиции по обеспечению охраны общественного порядка. В связи с этим под угрозу ставится полноценная реализация задачи практической направленности обучения.

На первый взгляд, простым и эффективным способом решения обозначенной проблемы является поддержание качественных связей с территориальными и линейными ОВД и привлечение их наиболее опытных сотрудников для проведения практических занятий.

Ранее нами рассматривались методические аспекты подготовки к проведению практического занятия с привлечением действующего сотрудника полиции. Содержание данной работы авторы намерены посвятить отдельным проблемным вопросам непосредственного проведения практических занятий с привлечением «практика» на примере учебной дисциплины «Административная деятельность ОВД».

Существует несколько вариантов участия сотрудника подразделения полиции в проведении практического занятия:

— полный (сотрудник проводит занятие сам);

— занятие вдвоем (проводится одновременно сотрудником и преподавателем);

— выступление сотрудника на занятии с докладом или сообщением;

— комментирование сотрудником полиции ответов обучаемых по практическим заданиям (ситу-

Вестник Нижегородской академии МВД России, 2013, № 23

МП

Васильев В.В., Супрунов А.Г., Столповский Д.М. Проблемные вопросы методики проведения практического занятия с привлечением сотрудников...

Васильев В. В., Супрунов А. Г., Столповский Д. М. Проблемные вопросы методики проведения практического занятия с привлечением сотрудников...

интЕГРация правовой начни и высшего юридического ОБРазования (дидактичЕСкий аспЕкт)

ациям) занятия с возможным приведением примеров из практической деятельности полиции.

Рассмотрим методику их проведения в порядке, обратном изложенному: от меньшей вовлеченности практического сотрудника к большей.

1. Комментирование сотрудником полиции ответов обучаемых по практическим заданиям (ситуациям) занятия с возможным приведением примеров из практической деятельности полиции.

В обязательном порядке минимум за день до занятия приглашенному сотруднику полиции должны быть доведены план проведения занятия с изложением практических ситуаций, контрольных вопросов. Данный временной зазор авторы считают обязательным в том числе и для согласования позиции и вариантов решения проблемной ситуации у сотрудника и преподавателя. Авторы уверены, что вариант решения каждой ситуации, вынесенной на обсуждение обучаемых, у преподавателя и практического работника должен быть единым. В отсутствие единой позиции кроется одна из проблем участия именно «практика» в занятии, поскольку воспитательное воздействие на обучаемых в данном случае резко снижается. Выход из данной ситуации достаточно прост. Преподаватель и сотрудник полиции до проведения занятия вырабатывают единую точку зрения. Может возникнуть ситуация, когда требования нормативных правовых актов, излагаемых профессорско-преподавательским составом на лекции, не совпадают с толкованием и применением данных норм на практике. Для реализации задачи практической направленности обучения, по мнению авторов, предпочтительнее будет следующая ситуация. Согласовав с преподавателем «идеальный» ответ, сотрудник полиции на занятии дает развернутый комментарий разрешения предложенной проблемной ситуации в деятельности практических служб и подразделений полиции. Например, при решении ситуации, связанной с совершением правонарушения против общественной безопасности, предусмотренного частью 1 статьи 20.20 КоАП РФ, обучаемый дает ответ в соответствии с положениями КоАП РФ. Сотрудник полиции (УУП, сотрудник ОООП, ППСП) в своем комментарии предлагает обучаемым позицию практических органов по разрешению рассматриваемой ситуации, тактике пресечения административного правонарушения, фиксации доказательств и оформлению описательной части протокола об административном правонарушении.

По результатам такой формы привлечения «практика» мы наблюдаем ряд положительных моментов:

— обучаемые видят согласованность позиций профессорско- преподавательского состава и практических сотрудников по изучаемым вопросам;

— обучаемым доводится и разъясняется позиция практических органов внутренних дел по спорным вопросам правоприменительной практики и вопросам, не в полной мере разрешенным на законодательном и нормативном уровне;

— преподаватель получает информацию о позиции практических органов внутренних дел по теме занятия и конкретной проблемной ситуации;

— решается вопрос практической направленности обучения.

2. Участие действующего сотрудника ОВД в проведении практического занятия может получить свое выражение в его выступлении на занятии с докладом или сообщением.

Тема выступления и примерный текст должны быть обсуждены преподавателем и практическим работником заблаговременно (это могут быть и уже упомянутые сутки до практического занятия). При данном обсуждении преподаватель и приглашенный сотрудник ОВД определяют место выступления в плане проведения занятия, его регламент.

Авторы считают более предпочтительным расположение выступления в конце занятия по ряду причин:

— присутствие сотрудника практического органа внутренних дел мобилизует обучаемых на более качественное продумывание ответа;

— выслушивая ответы обучаемых и комментарии к ним преподавателя, практический сотрудник имеет возможность скорректировать текст выступления с учетом ответов (не оценивая при этом позицию преподавателя);

— выступлением «практика» преподаватель подводит итоги рассмотренной темы.

Выступление приглашенного сотрудника ОВД, по мнению авторов, должно соответствовать ряду критериев как методического, так и практического характера:

1) методические требования к выступлению:

— соответствие тематики выступления теме занятия;

— соблюдение установленного регламента (не более 7—10 минут);

— грамотность речи, ограниченное использование профессионализмов и «жаргонизмов». При необходимости их задействования в выступлении выступающий должен обязательно пояснить данные термины;

2) требования практического характера:

— наличие «свежих» эмпирических данных из практики того органа внутренних дел, где проходит службу приглашенный сотрудник;

— в случае урегулированности комментируемых правоотношений ведомственными нормативными правовыми актами сотрудник ОВД должен дать на них ссылку.

Как мы отмечали, сотрудник своим выступлением подводит итог рассмотрению проблемных ситуаций, вынесенных на практическое занятие. Потому желательно, чтобы в данном выступлении были отражены положительные моменты и фактические ошибки обучаемых при решении практических заданий.

Подведение итогов такого занятия осуществляется преподавателем.

3. Занятие вдвоем.

148

Юридическая наука и практика

интегряция правовой науки и высшего юридического обрязовяния

(дидяктический яспект)

По мнению авторов, такая форма проведения практического занятия недостаточно эффективна в силу ее специфичности. Представляется затруднительным в ограниченные сроки подготовки занятия и при отсутствии полной уверенности в прибытии на практическое занятие конкретного сотрудника ОВД четко распределить роли двух ведущих занятие преподавателей, один из которых «практик».

4. Полный вариант — сотрудник ОВД проводит занятие сам.

Говоря о данном варианте участия сотрудника подразделения полиции в проведении практического занятия, хотелось бы сразу отметить, что это эффективное, но достаточно сложное в подготовке и проведении занятие.

Плюсы данной формы несомненны:

— обучаемые видят перед собой эрудированного и грамотного специалиста — сотрудника ОВД;

— все проблемные ситуации представляются, а ответы обучаемых комментируются сотрудником, который непосредственно занимается данной деятельностью в ОВД;

— резко увеличивается воспитательный и пропагандистский эффект занятия.

Из объективных трудностей мы можем назвать:

— сложность для «практика» в течение 90 минут удерживать внимание обучаемых;

— затруднительность для сотрудника ОВД соблюдения методических элементов занятия;

— определенные трудности организационного характера.

Преподаватель должен заблаговременно, минимум за 7 дней, представить практическому сотруднику подробную методическую разработку практического занятия. В сопроводительной записке к методической разработке преподаватель должен довести особенности учебной группы, в которой предстоит занятие.

Минимум за 3 дня до занятия преподаватель и приглашенный сотрудник должны при личной встрече выработать совместную концепцию проведения занятия, идеальные решения практических ситуаций. Преподаватель доводит методические требования к организации и ведению занятия. Если это возможно, сотруднику предоставляется видеозапись занятия по данной или предыдущей теме. Учебная группа заблаговременно предупреждается преподавателем о том, кто будет проводить практическое занятие.

На занятие оба сотрудника — преподаватель и «практик» — прибывают одновременно. Преподаватель занимает место в конце аудитории, а ведение занятия от принятия доклада до подведения итогов и постановки задач на следующее занятие осуществляется практическим работником. Вмешательство преподавателя в ход занятия допустимо только при наличии форс-мажорных обстоятельств.

Подводя итог, необходимо еще раз указать на необходимость всемерного увеличения практической направленности обучения курсантов и слушателей вузов МВД России. Одним из направлений данной деятельности и является участие «практика» в проведении практического занятия.

Вестник Нижегородской академии МВД России, 2013, № 23

149

Васильев В.В., Супрунов А.Г., Столповский Д.М. Проблемные вопросы методики проведения практического занятия с привлечением сотрудников...

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.