Научная статья на тему 'Методические аспекты подготовки к проведению практического занятия в вузе МВД России с участием практического сотрудникаорганов внутренних дел'

Методические аспекты подготовки к проведению практического занятия в вузе МВД России с участием практического сотрудникаорганов внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1003
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ / УЧАСТИЕ ПРАКТИЧЕСКОГО СОТРУДНИКА / TO PREPARE FOR THE PRACTICAL CLASS / THE PARTICIPATION OF PRACTICAL LAW ENFORCEMENT OFFICERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Супрунов Александр Германович, Васильев Вячеслав Вениаминович

В статье рассматриваются вопросы методики подготовки к проведению практического занятия в вузе МВД России с участием практического сотрудника органов внутренних дел как способа активизации образовательной деятельности и решения вопроса практической направленности обучения в высшем учебном заведении системы МВД России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Супрунов Александр Германович, Васильев Вячеслав Вениаминович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article studies the questions of how to prepare for the practical class in high school of the RF Ministry of Affairs, with the participation of practical law enforcement officers as a way to enhance the educational activities and address the practical orientation of teaching in higher education of the RF Ministry of Affairs.

Текст научной работы на тему «Методические аспекты подготовки к проведению практического занятия в вузе МВД России с участием практического сотрудникаорганов внутренних дел»

А.Г. Супрунов, В.В. Васильев

Супрунов Александр Германович — начальник учебного отдела Нижегородской академии МВД России, кандидат юридических наук

E-mail: namvd@mail.ru

Васильев Вячеслав Вениаминович — начальник кафедры административной деятельности органов внутренних дел Нижегородской академии МВД России, кандидат юридических наук

E-mail: Vasiljev.vyacheslaw@yandex.ru

Методические аспекты подготовки к проведению практического занятия в вузе МВД России с участием практического сотрудника органов внутренних дел

В статье рассматриваются вопросы методики подготовки к проведению практического занятия в вузе МВД России с участием практического сотрудника органов внутренних дел как способа активизации образовательной деятельности и решения вопроса практической направленности обучения в высшем учебном заведении системы МВД России.

The article studies the questions of how to prepare for the practical class in high school of the RF Ministry of Affairs, with the participation of practical law enforcement officers as a way to enhance the educational activities and address the practical orientation of teaching in higher education of the RF Ministry of Affairs.

Реформирование системы органов внутренних дел Российской Федерации не могло не затронуть и учреждения высшего профессионального образования МВД России. Одна из основных задач, поставленных не только руководством страны и Министерства, но и самой жизнью, — максимальная практическая направленность подготовки обучаемых. В данной статье авторы предлагают свое видение методических аспектов проведения практических занятий в высших учебных заведениях системы МВД России с участием практического сотрудника органов внутренних дел.

Как отмечает И.В. Горлинский, практическое занятие — это одна из основных форм профессионального обучения в учебных заведениях МВД России, в которой наилучшим образом реализуется дидактический принцип связи обучения с жизнью, теории с практикой1.

По мнению разработчиков сайта ИНр://мм^л profile-edu.ru, практическое занятие — метод репродуктивного обучения, обеспечивающий связь теории и практики, содействующий выработке у студентов умений и навыков применения знаний, полученных на лекции и в ходе самостоятельной работы2.

Проведение всякого учебного занятия предполагает постановку определенных целей, достижение которых преследует преподаватель при разработке плана конкретного занятия. Это всецело касается и практического занятия.

Полагаем возможным согласиться с мнением И.В. Горлинского, что к основным целям любого практического занятия следует отнести:

1) формирование у курсантов и слушателей умений и навыков практических действий, необходимых специалистам для грамотного выполнения функциональных обязанностей, предусмотренных штатной должностью;

2) развитие у обучающихся таких профессионально-деловых качеств, которые предусмотрены государственным образовательным стандартом и квалификационной характеристикой специалиста-выпускника вуза МВД России;

3) закрепление теоретических знаний при отработке профессиональных ситуаций, практических задач и действий в ходе занятий;

4) формирование у обучающихся интереса к будущей специальности и любви к профессии3.

Именно для успешного решения первой и четвертой целей авторы статьи предлагают привлечь к проведению (именно проведению, а не статичному присутствию «свадебным генералом») сотрудника практических органов внутренних дел.

При планировании таких занятий преподаватель должен поставить перед собой и решить несколько простых, но крайне важных вопросов:

— для кого и когда;

— кто;

— с чем;

— зачем?

Попытаемся на них ответить. Прежде всего, необходимо четко определить категорию обучаемых, для проведения практического занятия с которыми привлекается практик. Утверждение, что присутствие практических работников предпочтительнее всего на четвертом и пятом курсах обучения при преподавании дисциплин специализации, не вы-

Супрунов А.Г., Васильев В.В. Методические аспекты подготовки к проведению практического занятия в вузе МВД России с участием практического сотрудника...

Супрунов А. Г., Васильев В. В. Методические аспекты подготовки к проведению практического занятия в вузе МВД России с участием практического сотрудника...

держивает критики по ряду причин. Во-первых, ряд специальных учебных дисциплин преподается и на младших курсах без более детального их изучения в рамках различных спецкурсов. Во-вторых, откладывать возможность демонстрации практической направленности обучения до старших курсов крайне недальновидно. Вопросы этапов прохождения службы в органах внутренних дел, системы поощрений и дисциплинарных взысканий, а также порядка их наложения, разобранные преподавателем совместно с сотрудником кадрового аппарата территориального ОВД в рамках учебного курса Государственной службы в ОВД, останутся в памяти курсанта-первокурсника не менее ярко, чем методика проведения подомового обхода участковым уполномоченным полиции, преподанная курсанту четвертого курса начальником службы участковых уполномоченных полиции и по делам несовершеннолетних.

Помимо решения вопроса, для кого приглашать на занятие практика, преподаватель должен четко определить и когда, на каком конкретном практическом занятии он планирует такое присутствие. Окончательное решение несомненно остается за самим преподавателем, но авторы полагают возможным предложить несколько наиболее рациональных вариантов.

В том случае, когда по теме предусмотрено несколько практических занятий, практика рациональнее приглашать на финальное занятие по теме. Это обусловлено возможностью максимально полного подведения итогов работы по рассматриваемой теме, разбора спорных ситуаций с точки зрения практического сотрудника ОВД, ответов на вопросы обучаемых сотрудником ОВД, каждодневно занимающимся данным видом деятельности.

Если тематическим планом изучения учебной дисциплины предусматривается по одному практическому занятию по теме, преподаватель должен решать вопрос привлечения практического работника ОВД к проведению занятия с учетом:

а) глубины собственных практических знаний по конкретной теме занятия;

б) возможности привлечения практика на занятие;

в) важности изучаемой темы для узкой специализации обучения.

Важнейшим из вопросов, решаемых преподавателем при подготовке занятия с участием практического сотрудника ОВД, является вопрос «кого приглашать?». Нет смысла обсуждать, что для занятий по организации деятельности сотрудников патрульно-постовой службы полиции в рамках «Административной деятельности ОВД» должен быть приглашен сотрудник ППСП или сотрудник экспертно-криминалистической службы на практическое занятие по «Криминалистике». Преподаватель должен определиться, по мнению авторов, с категорией и должностным положением приглашаемого практика. По меткому замечанию Козьмы Пруткова,

«специалист подобен флюсу: полнота его односторонняя»4, поэтому авторы предлагают некоторые критерии, которым, по их мнению, должен соответствовать практический работник ОВД, приглашаемый на занятие. Во-первых, стаж работы в должности не менее 2—3 лет и обладание сложившимися навыками практической деятельности (в рамках предусмотренной темы занятия); во-вторых, умение общаться с аудиторией (культура речи, навыки монологической и диалогичной речи); в-третьих, желательно, чтобы это был руководитель среднего звена. Главное, чтобы приглашенный был способен доступно для обучаемых, на высоком профессиональном уровне донести практические знания по изучаемой теме, вызвать интерес к профессии и ответить на вопросы курсантов и слушателей.

Определив категорию, персоналию практического сотрудника, приглашаемого для проведения занятия, преподаватель должен решить вопрос «с чем» придет практик? Требуется строжайшее соблюдение режима секретности, поэтому о делах об административных правонарушениях, преступлениях, оперативных разработках, находящихся в производстве, речи не идет. Вместе с тем, демонстрирование отдельных элементов специальных средств, технических изделий, стоящих на вооружении практических органов, результатов применения данных изделий, заранее оговоренное с преподавателем приведение примеров применения специальных познаний и тактики действий практических работников ОВД могут только приветствоваться и «украсить» занятие.

Последний методический вопрос, который встает перед преподавателем, приглашающим на занятие практика — «зачем», с какой конкретной задачей прибывает на занятие конкретный сотрудник ОВД? Приглашение «для положительной отчетности у них и у нас» и недопустимо и контрпродуктивно.

Условиями качественно проведенного практического занятия, по мнению И.В. Горлинского, являются:

— осознание обучаемыми практической значимости приобретаемых на занятии умений и навыков для их будущей работы по специальности;

— выбор преподавателями (основным и приглашенным практиком) наиболее эффективных методов и рациональных приемов проведения практического занятия;

— моделирование на занятии практических действий, максимально приближенных к предстоящей деятельности специалистов;

— создание на занятиях психологической готовности курсантов и слушателей к овладению профессией5.

С данными положениями нельзя не согласиться. Приглашение практика необходимо именно для осознания обучаемыми практической значимости приобретаемых на занятии умений и навыков для их будущей работы в органе внутренних дел.

Выполнив указанные условия, преподаватель и приглашенный практический сотрудник ОВД

188

Юридическая наука и практика

смогут успешно решить проблему практической направленности обучения по конкретной учебной дисциплине, преподаваемой в вузе МВД России.

Примечания

1. Горлинский И.В. Педагогическая система непрерывного профессионального образования в учебных

заведениях МВД России и пути ее развития. М., 1999. С. 134.

2.11Р1_: http://www.profile-edu.ru/prakticheskie-zanyatiya -v-vuze-sushhnost-osobennosti-podgotovki-page-1.html

3. См.: Горлинский И.В. Указ. соч. С. 135.

4. Полное собрание сочинений Козьмы Пруткова. СПб., 1894.

5. Горлинский И.В. Указ. соч. С. 136.

И.А. Треушников, А.Н. Осянин

Треушников Илья Анатольевич — начальник кафедры философии Нижегородской академии МВД России, доктор философских наук, доцент

E-mail: treushnikovilya@mail.ru

Осянин Андрей Николаевич — доцент кафедры философии Нижегородской академии МВД России, кандидат социологических наук

E-mail: prepod80@rambler.ru

Социологические исследования — фактор совершенствования правового обеспечения работы по патриотическому воспитанию

Статья посвящена анализу результатов пилотного социологического исследования, проведенного среди курсантов академии МВД России, как фактору совершенствования правового обеспечения воспитательной работы.

This article analyzes the results of the pilot survey conducted among the cadets of the Academy of the Ministry of the Interior of Russia, as a factor in improving the enforcement of educational work.

На современном этапе российское общество переживает негативные последствия разрушения более или менее устойчивой системы духовно-нравственной культуры, происходившего на рубеже XX—XXI веков. Кризис патриотизма выступает следствием данного процесса. Официальная власть, представители общественных организаций, специалисты-обществоведы признают наличие этого кризиса и рассматривают пути и способы борьбы с данным явлением. На наш взгляд, не следует преуменьшать значение как культурологического и философского осмысления и обоснования феномена патриотизма, так и правового обеспечения работы по его формированию. В этой связи возрастает роль концепций, позволяющих без серьезных противоречий утверждать ценность патриотизма для современного многонационального и многоконфессионального российского общества.

Осознавая необходимость формирования в по-линациональном государстве единой, непротиворечивой и бесконфликтной гражданской общности, Президент и Правительство РФ с 2001 года начали последовательную реализацию государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации». Последняя рассчитана до

2015 года. Программа представляет собой объединенный замыслом и целью комплекс нормативноправовых, организационных, научно-исследовательских и методических мероприятий, призванных обеспечить решение основных задач в области патриотического воспитания1.

Важное место в структуре указанной программы занимает проблема формирования патриотических чувств в системе социальных ценностей и приоритетов молодежи. Как известно, интенсификация миграционных процессов среди молодых специалистов, ориентация молодых людей на ценности западноевропейского и американского общества, приоритет массовой культуры над доминирующей (национальной), отсутствие эффективно работающей концепции патриотического воспитания в рамках как средних общеобразовательных учреждений, так и высших приобрели в последнее время тревожный характер.

Молодежь является носителем перспектив в их исходном состоянии2. От того, насколько удачно пройдет первичная и вторичная социализация, насколько четко будут сформированы взгляды молодежи не только относительно своего будущего, но и будущего своей страны, зависит современ-

Треушников И.А., Осянин А.Н. Социологические исследования — фактор совершенствования правового обеспечения работы по патриотическому воспитанию

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.