Научная статья на тему 'Проблемное поле итогового сочинения: вопросы и ответы'

Проблемное поле итогового сочинения: вопросы и ответы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1176
399
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемное поле итогового сочинения: вопросы и ответы»

МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКИ ОБРАЗОВАНИЯ

Н.В. Беляева

Ключевые слова:

итоговое сочинение, проблемы обучения сочинению, критерии оценки, методическая работа по обучению сочинению.

ПРОБЛЕМНОЕ ПОЛЕ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ: ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

В статье сделана попытка выявить проблемы, возникшие с включением экзамена в форме итогового сочинения в практику российской школы, и наметить пути подготовки выпускников к итоговому сочинению.

Зачем в школе введено итоговое сочинение? Цель возврата сочинения в школу сформулирована Президентом РФ так: «Нам нужны школы, которые воспитывают личность, людей с широким кругозором, обладающих высокой внутренней культурой, способных творчески и самостоятельно мыслить» (см. http://www.kremlin.ru/transcripts/19825). Другими словами, итоговое сочинение должно мотивировать школьника к чтению русской литературы, а подготовка к грядущей экзаменационной работе - развивать умение связно излагать свои мысли и усилить гуманитарную составляющую школьного образования, помогающую формировать у выпускников положительные ценностные ориентации и общую культуру.

Подготовка школьников к итоговому сочинению в новом формате - актуальная проблема современного школьного образования, потому что для старшеклассников эта экзаменационная работа не является сочинением по литературе, как это было до введения ЕГЭ, а носит надпредметный характер. Тренировать школьников в создании этого вида письменного высказывания обязаны учителя всех пред-

120

I Н.В.Беляева

метов, которые предполагают в итоговом контроле письменную работу.

От ученика, пишущего итоговое сочинение, не должно требоваться какой-то особенной оригинальности, индивидуальных писательских качеств. Ему нужно выразить свои мысли в словесной форме, расставить их в нужном порядке и грамотно изложить в высказывании на предложенную тему.

Сочинение на литературно-критическую тему, к которому прежде велась систематическая подготовка, существовало до введения в школе Единого государственного экзамена, но уже много лет не является формой итогового контроля и входит лишь в набор заданий ЕГЭ по литературе. Поэтому создание итогового сочинения в новом формате - на публицистическую тему с привлечением литературного материала - сегодня представляет значительную трудность для выпускников, большинство из которых, судя по проверенным работам, слабо представляют себе, по каким правилам создается письменное высказывание, а объективная оценка итоговых сочинений становится проблемой для экспертов, которые проверяют эти работы.

Итоговые сочинения современных старшеклассников были бы значительно глубже и стройнее, если бы они четко представляли себе, какие этапы нужно пройти, создавая письменное высказывание, и какие обязательные элементы оно должно включать в себя. Поэтому полезно изучить опыт, накопленный российской школой за последние два-три столетия, и выбрать те рациональные «зерна», которые могли бы быть востребованы и сегодня.

Каким правилам создания речевого высказывания учили гимназистов в дореволюционной школе? В гимназиях XIX века умению писать сочинения учили на уроках риторики - науки о теории, мастерстве и законах искусства красноречия. Риторика связана со многими фундаментальными науками: философией, логикой, этикой, эстетикой, психологией. Философское осмысление каждого вопроса помогает решить его в общечеловеческом плане, что повышает ценность любой устной и письменной речи. Для убедительности высказывания важна его логичность и точность, последовательность и непротиворечивость аргументов. Рассмотрению поставленной проблемы в морально-нравственном ключе, пониманию состояния человека и литературного героя способствует знание этики и психологии. Оценить по законам красоты любой литературный текст, в том числе и собственное сочинение, помогает эстетика. Но так как в современной школе ни одна из этих наук не изучается, указанные задачи ложатся на плечи школьной литературы.

Дореволюционные гимназисты учились создавать письменные высказывания, начиная с разбора образцов: фрагментов античных и древнерусских

121

Проблемное поле итогового сочинения: вопросы и ответы I

текстов, а также произведений русских писателей XVIII-XIX вв. В любом сочинении (и чужом, и собственном) вначале надо было выявить целевую установку, которая облегчает восприятие речи читателями. Поэтому «сочинитель» должен был подумать о назначении своего высказывания, о предполагаемых результатах его воздействия на человека. Важно было определить и композицию текста, выявить соотношение входящих в него частей и проекцию каждой части на все сочинение.

При создании высказывания особое значение приобретало владение приемами рационального воздействия на адресата с учетом поставленной речевой задачи. Этому помогало богатство и разнообразие речи, ее чистота, точность и правильность, ясность и понятность тезисов и доказательств и выразительность высказывания в целом. Законы культуры речи определяли лексические нормы: точность выбора слова в соответствии со смыслом высказывания и уместность его сочетаний с другими словами. Риторический анализ образцов позволял гимназистам уяснить смысл и устройство речевых высказываний, проследить путь от мысли к ее словесному воплощению.

При создании письменных сочинений от выпускников гимназий требовалось соблюдение классического риторического канона, включающего в себя такие этапы:

- инвенция - изобретение (найти, что сказать);

- диспозиция - расположение изобретения (продумать композицию речи);

- элокуция - словесное оформление изобретения (найти точные слова для выражения мыслей).

Инвенция, включающая в себя поиск идей, содержания, смысла текста, предполагала обдумывание письменного высказывания, подразделение его на ряд «подэтапов». В начале инвенции записывались все мысли, возникшие в связи с осмыслением темы сочинения. Затем актуализировались так называемые «общие места», или топы - смысловые модели развития речи. Среди них выделялись такие понятия, как род (наличие общих родовых черт), вид (наличие общих видовых черт), часть, целое, определение, сходство, различие, причина, следствие, сравнение. Совокупность «общих мест» - топика - отражала общие законы мышления или смысловой модели, по которой создавалось речевое высказывание.

Диспозиция должна была реализовать композиционный замысел высказывания, для чего осуществлялась перегруппировка идей и их построение в том порядке, который мог бы обеспечить главную задачу сочинения.

Для словесного оформления идей (элокуции) использовались тезисы и

122

I Н.В.Беляева

аргументы. Положением (тезисом) называлась формулировка мысли, которая выдвигалась автором речи, но представлялась сомнительной аудитории или читателю. Обоснование (собственно доказательство) включало в себя совокупность доводов, посредством которых автор высказывания стремился сделать положение приемлемым для аудитории.

Речь-рассуждение для раскрытия темы в устной или письменной форме классическая риторика называла хрией. М.В. Ломоносов в «Кратком руководстве к красноречию» определял хрию так: «Хрия есть слово, которое изъясняет и доказывает краткую, нравоучительную речь или действие какого великого человека». Он выделял в хрии восемь частей и комментировал каждую из них: «Хрия состоит из осьми частей, которые суть: 1) приступ, 2) парафразис, 3) причина, 4) противное, 5) подобие, 6) пример, 7) свидетельство, 8) заключение. В первой части похвален или описан быть должен тот, кто оную речь сказал или дело сделал, что соединяется с темою хрии. Во второй изъясняется предложенная тема чрез распространения. В третией присовокупляется довольная к доказательству темы причина. В четвертой предлагается противное, то есть, что предложенному в теме учению в противность бывает, тому противное действие последует. Пятую часть составляет подобие, которым тема изъясняется, купно и подтверждается. Шестая часть доказывает примером историческим. Седьмая утверждает мнением или учением древних авторов, которое сходствует с предложенною темою. Осьмая часть содержит в себе краткое увещательное заключение всего слова» (см. http://feb-web.ru/feb/lomonos/texts/lo0/lo7/LO7-0892.HTM).

Даже во времена Ломоносова предполагалось, что при составлении рассуждений-хрий возможны отступления от предписанного канона: «Хрия разделяется еще на полную и неполную, на порядочную и непорядочную. Полною называется та, которая все осмь частей имеет; неполная — которая некоторых частей в себе не имеет. Порядочная хрия называется, когда в ней части по предписанному порядку расположены, а непорядочная, когда части не так одна за другой следуют, как выше показано» (см. http://feb-web.ru/ feb/lomonos/texts/lo0/lo7/LO7-0892.HTM). С течением времени композиция речи-рассуждения отошла от строгих риторических правил, но такие части хрии, как вступление и заключение, а также противоположение, подобие, пример мы используем в современных высказываниях, когда применяем доказательство от противного, сравниваем героев или события, приводим примеры. Таким образом, знание некоторых элементов классической хрии, а не собственно термина, их отработка на занятиях по обучению итоговому сочинению, несомненно, помогут учащимся успешно справиться с обоснованием

123

Проблемное поле итогового сочинения: вопросы и ответы I

любого тезиса, применяя разнообразные виды аргументов и примеров.

В истории российской школы XX века сложился значительный опыт обучения сочинению, отразившийся в многочисленных пособиях в помощь ученику, студенту, учителю, преподавателю вуза. Однако в посвященных сочинению работах Н. М Соколова [11], М. А. Рыбниковой [10], В. А. Никольского [8], Т. А. Ладыженской [5], Л.С. Айзермана [1], Н.П. Морозовой [7], Ю.А. Озерова [9], Н.Н. Кохтева [4], О.Ю. Богдановой [2], Т. А. Калгановой [3], В.Н. Мещерякова [6] и др. недостаточно внимания уделено сочинениям на так называемую свободную тему, то есть сочинениям в формате литературно-публицистической статьи, который востребован сегодня. В связи с этим появилась необходимость актуализации дидактических приемов обучения письменному высказыванию в новом формате итоговой аттестации.

Каковы направления подготовки школьников к итоговому сочинению? Первый опыт проведения итогового сочинения в 2014/2015 учебном году и анализ реальных экзаменационных работ позволил выявить их плюсы и минусы и наметить методические пути успешного обучения школьников этому виду работы. Перспективными направлениями совершенствования подготовки выпускников к итоговому сочинению можно считать следующие:

Формирование умения создавать связный текст на заданную тему: анализ готовых сочинений с разных точек зрения (вычленение главной информации, определение темы и микротем текста, его логического и композиционного замысла, анализ лексики, сочетаемости слов, риторических приемов); выполнение письменных заданий с привлечением фрагментов литературных произведений (анализ формулировки темы; постановка задачи по ее раскрытию; вычленение ключевых слов и анализ их смысла и др.).

Актуализация методики обучения сочинению, возвращение того позитивного опыта, который уже наработан российской школой; регулярное выявление учителем-словесником динамики развития умения писать сочинения; рецензирование работ, выполненных неудачно, и проведение индивидуальных собеседований с учащимися, совершенствующими свои работы с учетом конкретных замечаний; проведение уроков обучения сочинениям; анализ проверенных работ (в обобщенном плане) с опорой на критерии оценивания и рекомендации по доработке текстов (подбор доказательств и иллюстраций обоснования тезисов, анализ вариантов вступления и заключения, поиск способов перехода от одной мысли к другой и др.); включение в урок практических заданий для развития этих умений.

124

I Н.В.Беляева

Совершенствование методической работы с учителями по проблемам обучения сочинению: способы сужения темы и определения главной мысли сочинения; тренировка в постановке проблемы и разработке системы вопросов к теме; обоснованное включение в сочинение литературного материала; формулировка тезисов сочинения, развитие умения строить доказательные рассуждения (тезис - доказательства - иллюстрации - выводы); обдумывание композиции сочинения (создание и совершенствование вступления и заключения, включение примеров и цитат, способы аргументации, логические связи между частями и др.); речевое оформление сочинения и оптимальные формы работы с черновиком.

Как выпускник должен работать над итоговым сочинением на экзамене? Порядок работы выпускника над сочинением на экзамене включает следующие «шаги»:

- понимание и обдумывание темы сочинения;

- выявление ключевых слов темы;

- осмысление терминов и понятий в формулировке темы;

- определение главной мысли сочинения;

- подбор литературного материала;

- определение основных смысловых частей сочинения и их содержательного наполнения (составление плана);

- обдумывание структуры и композиции сочинения;

- написание текста сочинения на черновике;

- редактирование, переписывание и проверка работы.

Если выпускник не будет отвечать точно на вопрос темы, а будет писать в своем сочинении обо всем, что он помнит в рамках выбранного им тематического направления или литературного произведения, то работа окажется написанной не на тему. Это один из самых серьезных недостатков школьных сочинений, потому что означает, что ученик не понял вопроса, который сформулирован в теме и на который нужно отвечать. Поэтому в критериях оценки итогового сочинения первый критерий - «соответствие теме» - является обязательным, так как если сочинение не соответствует теме, то выпускник получает по этому критерию 0 баллов и работа считается невыполненной, даже если по остальным критериям оценка положительна.

Обдумывание темы связано с умением обозначить проблему будущего высказывания, то есть выделить главный вопрос, ответом на который станет текст сочинения. Для верного понимания темы полезно выделить главные, ключевые слова в теме, которые помогут разобраться в ее смысле. Важно прояснить и смысл нравственно-психологических понятий, встре-

125

Проблемное поле итогового сочинения: вопросы и ответы I

чающихся в формулировках тем: счастье, любовь, дружба, равнодушие и др.

Если в темах сочинений используются общие термины литературоведения, такие как герой, характер, тема, проблема, конфликт и др., то важно понимать их смысл, чтобы не путать такие термины, как тема и проблема, герой, персонаж и характер, конфликт и противопоставление. Уяснить их смысл помогают словари литературоведческих терминов.

Важно определить и главную мысль сочинения, чтобы оно получилось целостным, логичным и композиционно стройным. В процессе обучения следует потренироваться в формулировании главных мыслей сочинений на разные темы, потому что эти формулировки можно считать условными заголовками главной части работы.

Сложный этап в работе над сочинением - подбор литературного материала для аргументации своих мыслей. В итоговых сочинениях не требуется глубокого литературоведческого анализа произведений. Но осмысление темы должно происходить в контексте литературного произведения, его тематики и проблематики, взаимосвязи событий и героев, авторской позиции. Если перегрузить сочинение материалом, который только упомянут, но не проанализирован, оно станет поверхностным, а доказательства без примеров - неубедительными. Сочинение «проиграет», если выпускником не определен аспект доказательства главной мысли. Лучший путь - определить главную мысль высказывания и доказывать ее в каком-то одном аспекте.

Выпускнику нужно обдумать структуру сочинения, определить его смысловые части и продумать их содержательное наполнение. Когда это будет сделано, у ученика появится примерный план будущей работы. Хотя в требованиях к сочинению давно нет такого пункта, как письменный план, продумывание структуры работы весьма полезно, так как помогает сделать ее не только содержательной, но и логичной, композиционно стройной.

Вступление к сочинению обязательно должно включать в себя обоснование того круга проблем, которые будут раскрываться в главной части, определять ее логику и структуру, ставить проблемы, которые в ней будут решаться автором высказывания. Упоминание во вступлении даты рождения писателя или даты выхода в свет его произведения только тогда имеет смысл, когда эти факты прокомментированы, показана их связь с биографией и творчеством писателя, определены параллели с историческим процессом и современностью, если их можно связать с темой сочинения.

В главной части должны быть раскрыты проблемы, поставленные во вступлении. Мысли следует подтверждать примерами из литературных произведений, помня, что опора на литературный материал в итоговом со-

126

I Н.В.Беляева

чинении предполагает не только ссылку на текст, но и осмысление его в ракурсе темы (обращение к тексту на уровне аргументации, использования примеров, связанных с темой, системы персонажей, проблематики и т. д.). Главную мысль итогового сочинения можно рассмотреть с разных сторон, используя при этом такие риторические приемы, как сопоставление, противопоставление и доказательство от противного. Разные аспекты доказательства главной мысли станут условными подпунктами плана основной части. Выпускнику нужно следить и за тем, чтобы переход от одного подпункта условного плана к другому был логичным, что помогает правильно разделить текст главной части на абзацы и выстроить их в нужном порядке.

Внутри смысловых фрагментов (абзацев) сочинения важна логичность. Классический порядок изложения мыслей - это выдвижение тезиса, формулирование аргументов и приведение литературных примеров для обоснования своей позиции. При этом нужна опора не только на небольшой жизненный опыт выпускников, но и, прежде всего, на опыт читательский, позволяющий осмыслить нравственные проблемы в контексте прочитанных книг.

В заключении сочинения должны содержаться выводы по избранной теме и новый уровень обобщения. Для того чтобы сочинение имело вид завершенной и обоснованной работы, необходимо, чтобы заключение обязательно перекликалось со вступлением. Отсутствие этой связи является одной из распространенных содержательно-композиционных ошибок сочинения.

Таким образом, при написании черновика выпускник должен:

- постоянно сверяться с темой сочинения и не отступать от нее во всех структурных элементах работы: вступлении, главной части и заключении;

- записывать и обосновывать связанные с темой тезисы, следуя примерному плану работы;

- соблюдать соразмерность и логический порядок частей сочинения при определении его структуры и композиции.

Когда черновик написан, выпускник может перейти к его редактированию. Для этого полезно выделить в работе смысловые части, расставить их в нужном порядке и, может быть, поменять местами; проверить, как соотносятся друг с другом вступление и заключение, определить логику переходов от одного смыслового фрагмента к другому в основной части. Важно найти в сочинении необоснованные повторы мыслей и убрать их дублирование.

Попутно следует обратить внимание на правильность указания имен, фамилий, названий, инициалов, цитат, чтобы не допустить фактических

127

Проблемное поле итогового сочинения: вопросы и ответы I

ошибок и убрать все сомнительные случаи. При перечитывании черновика нужно определить речевые и грамматические ошибки и исправить их.

При переписывании сочинения начисто выпускнику нужно обратить внимание на те орфограммы, в которых он сомневается, проверить их и свериться с орфографическим словарем, которым при написании итогового сочинения пользоваться разрешается. Важно определить места возможных пунктуационных ошибок, которые можно обнаружить при анализе внутренней структуры предложений.

Как соотносится оценка итогового сочинения по школьным и вузовским критериям? 27 декабря 2013 года в Перечне поручений по реализации Послания Президента Федеральному собранию появился пункт 9: «Обеспечить, начиная с 2014/2015 учебного года, учёт результатов итогового сочинения в выпускных классах общеобразовательных организаций, наряду с результатами единого государственного экзамена, при приёме в образовательные организации высшего образования» (см. http://www.kremlin. ru/assignments/20004).

Обобщая анализ итоговых сочинений по школьным и вузовским критериям, разработанным Федеральным институтом педагогических измерений, можно сделать вывод, что работы, оцененные в школе общим «зачетом» (обязательный «зачет» по критериям №1 и №2 и не более 2 «незачетов» по критериям №3, №4 и №5), по вузовским критериям могут получить достаточно низкую оценку. Это происходит потому, что в школе оценка «зачет» по всем критериям означает не высокое качество работы, а лишь ее удовлетворительный уровень. Поэтому школьники, поступающие в вузы, где за итоговое сочинение могут быть начислены дополнительные баллы, должны уметь оценивать свою работу по вузовским критериям для выявления объективной картины ее качества.

***

Анализ результатов проведения итогового сочинения в 11-м классе как формы промежуточного контроля перед допуском к ЕГЭ позволяет сделать вывод, что уровень работ был бы значительно выше, если бы в школах осуществлялась целенаправленная подготовка к этой экзаменационной работе. Для повышения качества итоговых сочинений учитель должен взять на вооружение многолетний отечественный опыт обучения созданию письменных высказываний и применить его в новой учебной ситуации, выбрав то лучшее в методике обучения сочинениям, что уже было создано в отечественном образовании. В подготовке к итоговому сочинению субъектам

128

I Н.В.Беляева

образовательного процесса могут помочь новые и надежные Интернетресурсы [12].

Несмотря на то, что тематические направления итогового сочинения будут меняться каждый год, существуют универсальные подходы к созданию сочинения-рассуждения, реализация которых позволит выпускникам написать работу, отвечающую самым строгим критериям ее оценки.

Литература

1. Айзерман Л.С. Сочинение о сочинениях. М., 1986.

2. Богданова О. Ю. и др. Экзамен по литературе: от выпускного к вступительному. М., 1997.

3. Калганова Т.А. Сочинения различных жанров в старших классах. М., 1997.

4. Кохтев Н.Н. Сочинение: работа над содержанием и языком. М., 1994.

5. Ладыженская Т.А. Теория и практика сочинений различных жанров. М., 1986.

6. Мещеряков В.Н. Жанры школьных сочинений. Теория и практика написания. М., 1999.

7. Морозова Н.П. Учимся писать сочинение. М., 1987.

8. Никольский В. А. Сочинения в средней школе. М., 1950.

9. Озеров Ю.А. Раздумья перед сочинением. М., 1990.

10. Рыбникова М. А. Введение в стилистику. М., 1937.

11. Соколов Н. М. Устное и письменное слово учащихся. М., 1927.

12. Нормативные документы и материалы по проблемам итогового сочинения (http://www.fipi.ru/ege-i-gve-11/itogovoe-sochinenie). Все о выпускном сочинении (http://sochinenie11.ru). Возвращение выпускного сочинения: общественные консультации (http://sochinenie.wikivote.ru). Красовская С. И. и др. Сочинение? Легко! 10-11 классы (https://drive.google.com/ file/d/0B-SQhd9J8q3tMTgxNTgzNUtPOEU/view?pli=1).

129

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.