Научная статья на тему 'Коммуникативно-речевая компетенция школьников: способы и приемы формирования'

Коммуникативно-речевая компетенция школьников: способы и приемы формирования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1213
187
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ФИЛОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕКСТ / УСТНАЯ РЕЧЬ / ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ / РАССУЖДЕНИЕ / КВАЛИФИЦИРОВАННЫЙ ЧИТАТЕЛЬ / ЭСТЕТИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ВКУС / COMMUNICATIVE AND SPEECH COMPETENCE / PHILOLOGICAL COMPETENCE / LITERARY TEXT / SPEECH / WRITTEN SPEECH / DISCUSSION / SKILLED READER / AESTHETIC CRITERIA / ARTISTIC MANNER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мардаева Татьяна Валерьевна

В статье рассматривается актуальная проблема формирования у современного школьника коммуникативно-речевой компетенции в аспекте подготовки к ЕГЭ по литературе. Автор статьи определяет эффективные способы и приемы работы на уроке с точки зрения решения данной проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDENTS' COMMUNICATIVE AND SPEECH COMPETENCE: METHODS OF FORMATION

The article is devoted to the topical issues of formation of modern student' communicative and speech competence in the aspect of preparation for the United State Examination of literature. The author of the article identifies the effective methods at the lessons in terms of solving this problem.

Текст научной работы на тему «Коммуникативно-речевая компетенция школьников: способы и приемы формирования»

Мардаева Т.В.

КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ: СПОСОБЫ И ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ

Mardaeva T.V.

STUDENTS’ COMMUNICATIVE AND SPEECH COMPETENCE: METHODS OF FORMATION

Ключевые слова: коммуникативно-речевая компетенция, филологическая

компетентность, художественный текст, устная речь, письменная речь, рассуждение, квалифицированный читатель, эстетические критерии, художественный вкус.

Keywords: communicative and speech competence, philological competence, literary text, speech, written speech, discussion, skilled reader, aesthetic criteria, artistic manner.

Аннотация

В статье рассматривается актуальная проблема формирования у современного школьника коммуникативно-речевой компетенции в аспекте подготовки к ЕГЭ по литературе. Автор статьи определяет эффективные способы и приемы работы на уроке с точки зрения решения данной проблемы.

Abstract

The article is devoted to the topical issues of formation of modern student’ communicative and speech competence in the aspect of preparation for the United State Examination of literature. The author of the article identifies the effective methods at the lessons in terms of solving this problem.

Одна из актуальных проблем преподавания филологических дисциплин в средней школе - развитие речи учащихся. Роль и значение художественного текста в работе по развитию речи очевидны. Современный учитель- словесник ставит перед собой задачу формирования у учащихся филологической компетентности, важнейшей составляющей которой, на наш взгляд, является коммуникативно-речевая компетенция.

Коммуникативно-речевая компетенция школьников выявляет уровень овладения всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы. Она базируется на умении отвечать на вопрос на литературную тему в устной и письменной форме, умении отбирать необходимый и достаточный материал (полнота содержания ответа), умении цитировать художественный текст и литературнокритическую статью, умении формулировать тезисы, выдвигать аргументы и комментировать их (глубина содержания ответа). Коммуникативно-речевая компетенция характеризует правильность, точность, выразительность, богатство, эмоциональность авторской речи школьника.

Важнейшими составляющими коммуникативно-речевой компетенции является умение строить самостоятельное речевое высказывание; умение строить свое высказывание в соответствии со структурой рассуждения, делать обобщения и выводы (рассуждение как доминирующий тип речи); умение соотносить с доминирующим типом речи другие типы речи.

Формой контроля данного типа компетенции является ответ на вопрос на литературную тему, отзыв о прочитанном, решение литературных задач или выполнение задания на литературную тему, анализ эпизода, лирического стихотворения, рецензия, сочинение, эссе и др.

Известно, что среди заданий ЕГЭ по литературе значительное место занимают задания, требующие познавательной самостоятельности школьников, они в наибольшей степени отвечают специфике литературы как вида искусства и учебной дисциплины, ставящей своими целями формирование квалифицированного читателя с развитым эстетическим вкусом и потребностью к духовно-нравственному и культурному развитию.

Так, например, задание С3 проверяет уровень сформированности коммуникативноречевой компетенции, требуя развернутого рассуждения о содержательной основе стихотворения при определении особенностей сюжета, тематики, образов.

При выполнении задания С5 учащиеся имеют возможность выбрать один из предложенных вопросов проблемного характера (из литературы древнерусской, XYШ, первой половины XIX века, второй половины XIX века, литературы ХХ века), наиболее его интересующий, понятный, ответ на который может быть подкреплен знанием текста, пониманием авторской позиции, авторских идей, авторского отношения к изображаемым персонажам.

Вопросы проблемного характера указывают на познавательное противоречие, которое выпускник должен осмыслить, предложив свою версию его разрешения в форме литературно-критического очерка. Работа такого типа стимулирует самостоятельную мысль учащихся, даёт им возможность выразить своё отношение к проблемам, поставленным авторами произведений. Задания с развернутым ответом проверяют умение учащегося анализировать, интерпретировать и комментировать текст литературного произведения.

Следует подчеркнуть, что решение проблемы успешной подготовки к экзамену, прежде всего, видится в совершенствовании методики обучения сочинению в школе, поэтапном формировании у учащихся в процессе освоения курса литературы логико-аналитических и речевых умений, необходимых для овладения жанром самостоятельной письменной работы на литературную тему.

Успешную подготовку к ЕГЭ учителю поможет, на наш взгляд, использование следующих приемов и методов, нацеленных на формирование умения создавать связный текст на литературную тему:

1. Регулярное проведение аудиторных сочинений на литературную тему;

2. Письменное обоснование выставленной учителем отметки с указанием сильных и слабых сторон ученической работы (при написании краткой рецензии целесообразно опираться на критерии проверки и оценки выполнения заданий с развернутым ответом, разработанные для ЕГЭ по литературе);

3. Реализация установки на доработку и переработку учеником текста сочинения по замечаниям учителя (всей работы или отдельных ее частей);

4. Проведение специальных уроков по обучению написанию сочинения, (знакомство с критериями оценки сочинения, формирование умений работать с черновиком, оптимально распределять время, отведенное на работу, писать вступление и заключение, разрабатывать тезисно-доказательную часть, выстраивать логику рассуждения, уместно цитировать художественный текст, применяя различные способы введения цитат (проведение цитатных диктантов); формирование культуры именования литературного героя в тексте сочинения; обучение логике построения перехода от одной мысли к другой, соблюдению пропорций между частями сочинения и т.д.);

5. Проведение на завершающем этапе изучения монографической темы уроков обобщающего типа, нацеленных на подготовку к сочинению (анализ перечня тем сочинений, обсуждение способов раскрытия конкретной темы, разработка вариантов вступления и заключения к сочинениям письменных заданий небольшого объема, требующих ответа на разные темы и др.);

6. Систематическое включение в процесс обучения вопросов, сопоставлений тех или иных литературных явлений, интерпретации текста или его фрагмента;

7. Анализ готовых сочинений с точки зрения их сильных и слабых сторон;

8. Создание вступления, дописывание заключения, включение необходимых терминов и понятий, «выравнивание» логики, моделирование перехода от одной мысли к другой, добавление или исключение лишних рассуждений.

Таким образом, для успешной сдачи ЕГЭ по литературе необходимо формировать коммуникативно-речевую компетенцию школьников, заключающуюся в умении отвечать на вопрос на литературную тему в устной и письменной форме, в способности к непосредственному восприятию искусства слова, умении сознательно анализировать и оценивать прочитанное, руководствуясь при этом эстетическими критериями и художественным вкусом.

Библиографический список

1. Белова, Н. А. Филологический анализ художественного текста: реализация интеграции лингвистического и литературоведческого подходов: учебное пособие / Н. А. Белова, Т. В. Мардаева. - Саранск: Издательство МГУ, 2006. - 200 с.

2. Витошко, М. И. Методика формирования профессиональной филологической компетентности студентов вузов (на материале спецкурса «Комплексный анализ художественного текста»): автореф. дис. ... канд. наук / М. И. Витошко. - Тольятти: Изд-во ТГУ, 2007. - 30 с.

3. Леонов, С. А. Речевая деятельность на уроках литературы в старших классах / С. А. Леонов. - М.: Флинта, 1999. - 166 с.

4. Озеров, Ю. А. Экзаменационное сочинение на литературную тему / Ю. А. Озеров. - М.: Школа-Пресс, 1995. - 243 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.