НАСЛЕДИЕ
УДК 37
И.В. САЦУКЕВИЧ
ПРОБЛЕМА ВОСПИТАНИЯ ВОЛИ РЕБЕНКА В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ ПЕТРА ФЕДОРОВИЧА КАПТЕРЕВА
Формирование активной, самостоятельной личности, стремящейся и способной к творческому самовыражению в различных видах деятельности, расценивается как одна из приоритетных задач образования. В статье представлены процесс и механизм становления воли ребенка в психоло-го-педагогическом наследии великого русского педагога П.Ф. Каптерева (1849 - 1922 гг.) на основе анализа редко используемого источника - первого издания «Педагогической психологии для народных учителей, воспитателей» (1877 г.).
Ключевые слова: воля, активность, самостоятельность, развитие, воспитание.
П.Ф. Каптерев в своих работах по психологии детства значительное место отводит изучению и описанию психологической (душевной) жизни ребенка - ощущений, представлений, чувствований, которые органично присущи человеку как живому существу. Однако перечисленные формы отражают пассивную (курсив везде наш -И. С.) сторону человека, показывают, каким образом отражается внешний мир в сознании человека, какие волнения возникают в нем при виде своей деятельности, деятельности других, явлений природы и соотношения между миром мысли и миром внешнего бытия.
Но человек является существом не только познающим и чувствующим, но и творческим, деятельным. Эту активную сторону человеческой жизни русский педагог связывает с процессом становления и развития воли. Волю Петр Федорович определяет как «способность совершать движения, управлять органами своего тела, своими чувствованиями, направлением своих мыслей, принимать решения по различным вопросам и осуществлять эти решения» [3, с. 528].
Воля, по словам П.Ф. Каптерева, вносит новый принцип в педагогику, именно необходимость воспитания деятельной стороны человека. Способность осуществлять намерения и планы столь же важна, как и способность состав-
лять планы и проекты. Цельная, полная деятельность человека заключается в двух сторонах: в теоретическом исследовании и познании окружающего мира и в творчестве практическом - в осуществлении идей, теорий и планов в практической деятельности. «Трудно сказать, которая из этих сторон важнее в жизни человека, - рассуждает ученый, - обе существенны и необходимы. Знания, образование вещь крайне важная. Но что пользы в образовании, если у нас нет силы, которой мы могли бы осуществлять в жизни те идеалы, которые дает нам наука и образование?» [3, с. 550].
Петр Федорович сетует, что наиболее замечательные педагоги прошлого свои главные труды посвятили выработке правильных методов, наглядному обучению, элементарности и постепенности обучения. Развитие же воли, образование характера стояло на втором плане, было делом более или менее второстепенным. «Да и теперь еще науку воспитания многие, даже не чуждые педагогии, представляют в форме различных дидактик и методик, а не как науку о воспитании ума, чувства, воли, характера. Такая постановка воспитания одностороння и неправильна, -утверждает ученый, - и влечет за собой недостаток энергии в обществе, сонливость, отсутствие систематической напряженной деятельности, энергию прорывов с длинными периодами спяч-
© И.В. Сацукевич, 2009
293
ки. <.. .> Не нужно забывать, что практическая деятельность - особенная, самобытная сторона в жизни человека и требует особенной заботы и попечения» [3, с. 551].
Процесс развития воли П.Ф. Каптерев представляет следующим образом: сначала ребенку присущи действия рефлективные, инстинктивные и самобытные; под влиянием внешних влияний, через переживания чувства удовольствия или страдания эти самобытные действия вступают друг с другом в разнообразные сочетания. Если на ранних этапах развития ребенка действия непосредственно следуют за чувством; то потом мало по малу органы движения подчиняются речи, представляемым (воображаемым) формам движения, представлениям предметов, желаемой перестановке и изменению вещей. При этом чувства как будто отступают на задний план, пишет ученый, но они никогда не теряют своей руководящей роли [3, с. 545].
Собственно в выявлении этих чувствований и их анализе П.Ф. Каптеревым нет ничего нового со времени подробного анализа их И.Ф. Гербар-том. Вопрос о чувствованиях, их значении для формирования воли ребенка подробно рассматривался К.Д. Ушинским на страницах его фундаментального труда «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии». Но оригинальность и новизна подхода П.Ф. Каптере-ва заключается, на наш взгляд, в своеобразно представленной логике развития воли у ребенка и тех «педагогических выводах», которые следуют за его рассуждениями: «Главнейший вывод тот, что нужно заботиться о правильности и силе совершения органических процессов не только в видах здоровья тела, но и в видах здоровья души. Ненормальные органические процессы угнетают не только тело, но и душу, тогда как правильное совершение органических процессов - крепкие мускулы и нервы, здоровые дыхательные и питательные процессы, правильное и быстрое кровообращение - дает нам целый ряд приятных ощущений, служит источником наслаждения, обуславливает доброе, веселое настроение» [3, с. 113]. Таким образом, вопросы гигиенического ухода за ребенком и формирование волевых качеств личности в представлениях Петра Федоровича неразрывно связаны: «Очевидно, первая цель есть более ранняя и первоначальная задача, чем вторая. Достижение ее служит основой для второй. Впрочем строго разграничивать. разделять эти две
цели воспитания внешних чувств нельзя. Они тесно связаны между собой» [3, с. 191].
Наряду с развитием органических чувств в раннем детстве у ребенка появляется «чувство силы и развивающееся из него чувство мужества и чести» - как некое предвосхищение, сознание способности совершить одобряемые, заслуживающие уважения дела, преодолеть более или менее значительные препятствия. «Человек, полагающий, что он не в состоянии совершить известного дела, тем самым парализует свою деятельность, он уже пал духом и очень недалек от действительной неудачи». Главное педагогическое средство возбуждения и укрепления «чувства силы» - целесообразные посильные упражнения: «Когда ребенок видит, что он удачно выполняет свои работы, справляется со встречающимися затруднениями, подвигается вперед в своем умственном и нравственном развитии, у него невольно возникает доверие к своим силам, смелый взгляд на предстоящие работы, свободное отношение к окружающим лицам»[3, с. 525].
Если же ребенок замечает, что его силы ниже препятствий, что не он преодолевает затруднения, а затруднения - его, тогда является, по словам П.Ф. Каптерева, «крайне вредное для успеха воспитания чувство бессилия». Тогда и легкие дела будут казаться ребенку трудными. Главное педагогическое правило при развитии «чувства силы» состоит, по словам ученого, «в последовательном порядке работы, в постепенном увеличении трудностей» [там же].
Физическое воспитание непосредственно смыкается с воспитанием нравственным. Заботясь о развитии «чувства силы», пишет П.Ф. Кап-терев, нужно постоянно наблюдать, чтобы это чувство не перешло в пустую похвальбу собой, в презрение к другим, в высокомерное отношение к людям. «Это очень возможно и постоянно случается», - замечает ученый. Чтобы избежать такого явления, необходимо дать почувствовать ребенку, что есть трудности, превышающие его силы, с которыми ему не справиться, что есть люди, способности которых несравненно лучше и сильнее, чем у него [3, с. 525-526]. Таким образом, Петр Федорович советует сдерживать чрезмерные эмоции, вызывать сомнение в собственной исключительности и стимулировать стремление к перспективному развитию.
Вместе с чувством силы развивается и «чувство чести». Задача воспитателя по отношению
Прблема воспитания воли ребенка в педагогическом наследии П.Ф. Каптерева
к этому чувству ребенка, по мнению П.Ф. Капте-рева, будет состоять в том, чтобы научить воспитанника находит свою честь во внутреннем достоинстве, в сознании своих способностей и хороших действий. Способы защищать оскорбленную честь также должны обратить на себя внимание воспитателя: «Как самую честь нужно полагать, главным образом, в нравственных достоинствах личности, так и способы ее защиты должны быть преимущественно нравственные, апеллировать нужно не к силе кулака или пистолета, а силе общественного мнения»[3, с. 526].
Из анализа суждений Петра Федоровича о «чувстве силы, мужества и чести» очевидно, что именно в этих чувствах автор видит начало формирования воли у ребенка и что нравственное воспитание ребенка начинается рано и непосредственно сопутствует его физическому развитию. Воля проявляется в умении владеть своими действиями, чувствами и мыслями, причем формирование этой способности у ребенка происходит не последовательно, а параллельно, одновременно. Ученый не рассматривает рефлексивные действия младенца в качестве волевых поступков, но усматривает в них «начала воли» [3, с. 528-529].
Во взглядах П.Ф. Каптерева о формирования воли ребенка нами выделен ряд педагогических правил (в контексте автор «Педагогической психологии» иногда называет их принципами):
1. Постепенность и последовательность с учетом возрастных особенностей ребенка - так как воля развивается постепенно, то и воспитание воли должно идти строго постепенно, сообразно с постепенным развитием воли. Необходимо постоянно иметь в виду возможности ребенка - нельзя слишком рано начать «дисциплинировать ребенка» - это приведет к перенапряжению детских сил.
2. Организация воспитательного пространства. Так как воля - это, прежде всего, способность целесообразных движений, действий, поступков, то задача воспитателя состоит в предоставлении полной свободы движений, совершаемых вследствие самобытной энергии организма и внешних возбуждений, отсутствие препятствий - это отрицательное условие развития воли. Положительное же условие - это предоставление возможностей для разнообразных упражнения, приучение к известным целесообразным движениям [3, с. 552].
3. Настойчивость и постоянство. Ученый
особенно настаивает на твердости воспитательных требований: «Если раз потребовали от ребенка совершения известного движения при известных обстоятельствах, то должны требовать этого движения во всех подобных случаях» [там же]. Нетвердость родительского руководства, изменчивость требований, утверждает П.Ф. Капте-рев, очень вредит правильному развитию воли. «В период неразумия детей необходимо руководить ими и вместе (в значении «в то же время» -И. С.) налагать запрещения на некоторые их действия» [1, с. 170]. Однако Петр Федорович всегда полагал, что «запрещение есть неизбежное педагогическое зло, которого чем меньше, тем лучше». Поэтому запрещения и требования должны быть продуманы и тщательно отобраны, все правила (и возможное их изменение) должны быть понятны ребенку и оправданы педагогическими целями: «Нужно помнить, что наша цель - воспитать человека самодеятельного, искреннего, с собственным почином, а не лукавого выполнителя приказаний» [там же].
4. Раннее приучение владеть чувствами - ребенок должен научиться ждать, терпеть и сдерживать свои чувства. Задача воспитателя - по возможности быстро исполнять все законные нужды и желания и систематически не удовлетворять прихоти и капризы. В противном случае, - предостерегает Петр Федорович, - мы не приучим ребенка к самообладанию, терпению, «рискуем сделать из него невыносимо требовательное существо» [3, с. 553]. Так как чувство прямо и непосредственно подавить нельзя, то нужно учить ребенка обращать внимание на какой-то другой предмет. С возрастом будут иметь значения и теоретические разъяснения необходимости самообладания.
Вопрос о свободе воли педагог рассматривает исключительно с психологической точки зрения, указывая на то, что философское и религиозное его рассмотрение для педагогической практики мало результативно: «С психологической точки зрения свобода воли и состоит в оценке мотивов и следовании тому, который покажется наиболее убедительным». Свободную волю П.Ф. Каптерев понимает как разумную оценку сравнительной силы мотивов и разумное следование убедительнейшему мотиву, который один становится той путеводной звездой, которая обозначает близкую или далекую цель [3, с. 569].
По мнению П.Ф. Каптерева, власть человека
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика, № 4, 2009
295
совершать те или иные поступки заключается, прежде всего, «в фиксации мотивов». Для формирования такого умения необходимо, чтобы борьба мотивов и выбор стали привычными для ребенка - достичь этого можно только систематическими посильными упражнениями воли. Привычка, по определению ученого, - не что иное, как «закрепление известного действия за известным мотивом»[3, с. 572].
«Педагогическое значение привычки громадно. У педагога нет более сильного средства влиять на питомца как образование привычек. <.> Посредством привычки воспитатель сделает возможным для питомца производить такое количество работы, с такой относительно малой затратой силы и в то же время с такой верностью и точностью, которые прежде казались совершенно невозможными; посредством разумной же привычки воспитатель уменьшит чувствительность питомца, научит его спокойно относиться к таким вещам, которые прежде вызывали сильные волнения, приятные ли неприятные, и таким образом мешали спокойному, разумному отношению к ним. Итак, сообщение добрых, разумных привычек одна из самых существенных задач воспитания»[3, с. 575-576]. Так выразительно и красноречиво оценивает Петр Федорович педагогическое значение привычки.
Привычки и навыки, нельзя не заметить, касаются определенного действия, система же привычек, их «множество», по словам П.Ф. Каптере-ва, определяют склонности ребенка. Этим термином ученый характеризует «стремление действовать в одном направлении, отдавать преимущество одной категории мотивов перед другими, слушаться их и определять ими свои
действия» [3, с. 581-582]. Из склонностей со временем развивается страсть - этим словом П.Ф. Каптерев определяет «такие мотивы, которые имеют абсолютное преобладание над всеми другими, которые перевешивают все <.> Чтобы совершить нечто великое, для этого необходимо все силы организма направить к одной цели, сосредоточиться на ней, не разбрасываться в своей деятельности <.> Все великое создается медленно, упорным, неустанным трудом <.> В страсти известный интерес перевешивает все другие, увлекает их за собой, определяет собой все действия и отношения» [3, с. 584-587].
Убежденность русского педагога о необходимости самого пристального внимания к вопросам воспитания воли ребенка уже в раннем возрасте, его представления о механизме и процессе становления воли, изложенные в ранних трудах ученого, приведут к формированию оригинальной педагогической концепции «нравственного закаливания», не утратившей своей актуальности для современной воспитательной практики [2].
Библиографический список
1. Каптерев П. Ф. О детской лжи // П.Ф. Кап-терев Детская и педагогическая психология. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1999. -336 с. - С. 149-183.
2. Каптерев П. Ф. О нравственном закаливании // Образование. - 1899. - N° 10. - С. 1-16.
3. Каптерев П. Ф. Педагогическая психология для народных учителей, воспитателей. - СПб.: Котомин, 1877. - 631 с.