Научная статья на тему 'Проблема сознательного выбора профессии педагога'

Проблема сознательного выбора профессии педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2583
243
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
учитель / выбор профессии / факторы выбора / мотивация / студенты / престиж профессии учителя / ДВФУ / интерес к профессии / педагогическая деятельность / интерактивные занятия / teacher / choice of profession / factors of choice / motivation / students / prestige of the teach- er’s profession / FEFU / interest in the profession / teach- ing / interactive classes

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Татьяна Николаевна Преснякова, Светлана Антоновна Анкудинова, Ирина Анатольевна Непочатых

В статье поднимается проблема осознанного выбора профессии учителя. На основании данных различных исследований и социологических опросов, мониторингов было установлено, что профессия учителя не входит в число престижных профессий у старшеклассников при самоопределении и выборе направления обучения. Авторский коллектив задается вопросом: каковы факторы, повлиявшие на выбор профессии педагога студентами первого курса педагогических направлений Дальневосточного федерального университета. Для этого была сделана проекция в прошлое, что дало возможность студентам восстановить поэтапно процесс принятия решения о выборе профессии. Для того чтобы сделать один из решающих выборов жизни — выбор профессии — необходимо произвести оценку. Студенты оценивали свои собственные возможности, склонности и интересы, а также предпочтения в предметной сфере. Необходимо было также оценить известные им и доступные профессии. Так как у выпускников школ недостаточно знаний о профессиях и социального запроса на них, они ориентировались преимущественно на советы и мнения других людей, прежде всего семьи и непосредственного окружения. Выявлены возрастные периоды возникновения интереса к профессии у студентов, поставивших приоритет профессии учителя на первое место. Установлено, какие виды деятельности школьников способствуют выбору профессии учителя. Таковыми являются подготовка и выступление с рефератами, апробирование себя как консультанта по предмету, что позволяло продемонстрировать более высокий уровень знаний во время занятий с одноклассниками. Исследованы причины выбора учебного заведения для получения профессии, в частности, ДВФУ. Студентами отмечено, что это не только желание получить высшее образование как таковое, но и престижность учиться именно в университете федерального значения, а также интерес к профессии педагога. Кроме того, при помощи эссе и анкетирования были исследованы факторы, влияющие на негативную оценку деятельности учителя, и факторы, способствующие привлекательности профессии педагога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Татьяна Николаевна Преснякова, Светлана Антоновна Анкудинова, Ирина Анатольевна Непочатых

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Problem of Conscious Choice of Teaching Profession

The article raises the problem of conscious choice of a teacher’s profession. Based on data from various studies and sociological surveys, monitoring, it was found that the teacher’s profession is not among the prestigious professions of high school students in self-determination and the choice of the direction of study. The group of authors asks a question: what are the factors that influenced the choice of the teaching profession by first-year students of the pedagogical areas of the Far Eastern Federal University. For this, a projection into the past was made, which enabled the students to restore the decision-making process about the choice of profession in stages. In order to make one of the decisive choices of life — the choice of profession — you need to make an assessment. Students evaluated their own capabilities, inclinations and interests, as well as preferences in the subject area. It was also necessary to evaluate the known and accessible professions. Since graduates of schools do not have enough knowledge about the professions and a social demand for them, they were guided mainly by the advice and opinions of other people, primarily the family and the immediate environment. Identified age periods of interest in the profession among students, who put the priority of the teacher profession in the first place. It has been established what kinds of schoolchildren’s activities contribute to the choice of the teaching profession These are: preparation and presentation with essays, testing oneself as a subject consultant, which made it possible to demonstrate a higher level of knowledge during class time with classmates. The reasons for choosing an educational institution to receive a profession, in particular, FEFU, are investigated. The students noted that this is not only a desire to get a higher education as such, but also the prestige to study at a university of federal significance, as well as an interest in the profession of a teacher. In addition, with the help of an essay and a survey, factors affecting the negative assessment of a teacher’s activity and factors contributing to the attractiveness of the teacher’s profession were investigated.

Текст научной работы на тему «Проблема сознательного выбора профессии педагога»

УДК 378.22 ББК 74

DOI 10.24411/2073-3305-2019-10116

Проблема сознательного выбора профессии педагога

The Problem of Conscious Choice of Teaching Profession

Татьяна Николаевна ПРЕСНЯКОВА,

кандидат философских наук, доцент кафедры философии и социально-гуманитарного образования Дальневосточного федерального университета

E-mail: presnyakova.tn@dvfu.ru

Светлана Антоновна АНКУДИНОВА,

старший преподаватель кафедры информатики, информационных технологий и методики обучения Дальневосточного федерального университета.

E-mail: ankudinova.sa@dvfu.ru

Ирина Анатольевна НЕПОЧАТЫХ,

старший преподаватель кафедры информатики, информационных технологий и методики обучения Дальневосточного федерального университета

E-mail: nepochatyh.ia@dvfu.ru

Рецензент: А.Г. Сахатский, кандидат философских наук, доцент, заведующий кафедрой философии и социально-гуманитарных дисциплин Приморской государственной сельскохозяйственной академии (г.Уссурийск)

Аннотация. В статье поднимается проблема осознанного выбора профессии учителя. На основании данных различных исследований и социологических опросов, мониторингов было установлено, что профессия учителя не входит в число престижных профессий у старшеклассников при самоопределении и выборе направления обучения. Авторский коллектив задается вопросом: каковы факторы, повлиявшие на выбор профессии педагога студентами первого курса педагогических направлений Дальневосточного федерального университета. Для этого была сделана проекция в прошлое, что дало возможность студентам восстановить поэтапно процесс принятия решения о выборе профессии.

Для того чтобы сделать один из решающих выборов жизни — выбор профессии — необходимо произвести оценку. Студенты оценивали свои собственные возможности, склонности и интересы, а также предпочтения в предметной сфере. Необходимо было также оценить известные им и доступные профессии. Так как у выпускников школ недостаточно знаний о профессиях и социального запроса на них, они ориентировались преимущественно на советы и мне-

Abstract. The article raises the problem of conscious choice of a teacher's profession. Based on data from various studies and sociological surveys, monitoring, it was found that the teacher's profession is not among the prestigious professions of high school students in self-determination and the choice of the direction of study. The group of authors asks a question: what are the factors that influenced the choice of the teaching profession by first-year students of the pedagogical areas of the Far Eastern Federal University. For this, a projection into the past was made, which enabled the students to restore the decision-making process about the choice of profession in stages.

In order to make one of the decisive choices of life — the choice of profession — you need to make an assessment. Students evaluated their own capabilities, inclinations and interests, as well as preferences in the subject area. It was also necessary to evaluate the known and accessible professions. Since graduates of schools do not have enough knowledge about the professions and a social demand for them, they were guided mainly by the advice and opinions of other people, primarily the family and the immediate environment.

ния других людей, прежде всего семьи и непосредственного окружения.

Выявлены возрастные периоды возникновения интереса к профессии у студентов, поставивших приоритет профессии учителя на первое место. Установлено, какие виды деятельности школьников способствуют выбору профессии учителя. Таковыми являются подготовка и выступление с рефератами, апробирование себя как консультанта по предмету, что позволяло продемонстрировать более высокий уровень знаний во время занятий с одноклассниками.

Исследованы причины выбора учебного заведения для получения профессии, в частности, ДВФУ. Студентами отмечено, что это не только желание получить высшее образование как таковое, но и престижность учиться именно в университете федерального значения, а также интерес к профессии педагога. Кроме того, при помощи эссе и анкетирования были исследованы факторы, влияющие на негативную оценку деятельности учителя, и факторы, способствующие привлекательности профессии педагога.

Ключевые слова: учитель, выбор профессии, факторы выбора, мотивация, студенты, престиж профессии учителя, ДВФУ, интерес к профессии, педагогическая деятельность, интерактивные занятия

Identified age periods of interest in the profession among students, who put the priority of the teacher profession in the first place. It has been established what kinds of schoolchildren's activities contribute to the choice of the teaching profession These are: preparation and presentation with essays, testing oneself as a subject consultant, which made it possible to demonstrate a higher level of knowledge during class time with classmates.

The reasons for choosing an educational institution to receive a profession, in particular, FEFU, are investigated. The students noted that this is not only a desire to get a higher education as such, but also the prestige to study at a university of federal significance, as well as an interest in the profession of a teacher. In addition, with the help of an essay and a survey, factors affecting the negative assessment of a teacher's activity and factors contributing to the attractiveness of the teacher's profession were investigated.

Key words: teacher, choice of profession, factors of choice, motivation, students, prestige of the teacher's profession, FEFU, interest in the profession, teaching, interactive classes

В Приморском крае актуализируются вопросы нехватки кадров педагогической отрасли. По состоянию на начало 2018/19 учебного года, по данным администрации края, школы остро нуждаются в учителях таких предметов, как математика, филология, а также дисциплин естественно-научного цикла [2].

Дальневосточный федеральный университет — это единственное учебное заведение в Приморье, которое готовит педагогов с высшим образованием. Не смотря на ежегодное пополнение педагогического корпуса выпускниками педагогических направлений, педагогов не хватает. Школы испытывают дефицит педагогических кадров. Выпускники, получив востребованную на рынке труда профессию, покинув стены учебного заведения, реализуют себя в других областях деятельности. Поэтому сознательный выбор профессии педагога с «прицелом» на дальнейшую педагогическую деятельность очень важен при определении жизненной стратегии выпускниками средней школы. Выбор профессии всегда был и остается одним из сложных решений в жизни каждого человека.

Проблемами профессионального самоопределения занимались такие исследователи, как

М.Р. Гинзбург, Е.И. Головаха, Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, Н.С. Пряжников.

Е.А. Климов выделяет основные, с его точки зрения, факторы выбора профессии. Они носят прежде всего личностный характер. Таковыми факторами являются: склонности и интересы личности; способности; предпочтения и уровень притязаний; информированность о профессии; мнения родителей и членов семьи; позиция учителей и школьных педагогов; мнения друзей; личный профессиональный план [5].

Эту мысль продолжает Э.Ф. Зеер, специалист в области прикладной психологии. Выбор профессии осуществляется, согласно Э.Ф Зееру, на основе профессионального самоопределения, которое включает избирательное отношение человека к миру профессий. Выбор профессии осуществляется, с одной стороны, с учетом индивидуальных качеств и особенностей человека, с другой — с учетом социально-экономических условий жизни, связанных с внешними событиями в жизни человека: изменением социального статуса, места жительства или в связи с окончанием учебы. Важнейшим фактором является сама профессия, насколько она востребована в обществе, какие требования она предъявляет к личности. Ведущая роль остается за активностью человека и его ответственностью за личное становление [4].

Н.С. Пряжников, решая проблему привлечения молодых людей в профессию, выделил в своей модели самоопределения такие компоненты, как: профориентация; необходимость профессиональной подготовки; знание социально-экономической ситуации и прогнозирование престижности профессии на рынке труда; выделение целевых факторов; выработка качеств личности, необходимых для достижения цели; наличие резервных вариантов в выборе профессии на случай неудачи при основном варианте самоопределения; практическая реализация планов [12]. Все перечисленное может быть успешно использовано в процессе профессиональной ориентации на педагогическую профессию.

Большинство к будущей профессии готовятся очень долго, выбирают, перебирают, мотивируя свой выбор семейными традициями, собственными успехами в той или иной дисциплине, преподаваемой в школе. В некоторых случаях выбор профессии, вуза делают «за компанию» с друзьями, руководствуясь престижностью или меркантильными соображениями.

Согласно опросу ВЦИОМ, проведенному в 2017 г., направленному на выяснение отношения молодежи к карьере и профессиональному росту, выяснилось, что в молодежной группе от 18 до 24 лет «в иерархии ценностей первые три места занимают доход (15%), порядок и стабильность (11%), самореализация (8%)» [3].

Обостренное чувство ценностного кризиса чаще всего воздействует на решение 18-летних при выборе профессии и учебного заведения, где эту профессию можно получить. Для 24-летних кризис ценностей выражен наиболее ярко в процессе поиска работы для реализации профессиональных знаний, уже полученных в период учебы. К этому присоединяются проблемы, связанные с созданием семьи, поисками жилья, с трудностями молодой семьи, в которой появились дети.

Для поколения нулевых, нынешних 18— 19-летних студентов младшего курса вузов, первое место занимают такая «болевая точка», как образование (27%), и политика (27%). Для сравнения: для поколения перестройки (молодых людей 29—34 лет), которые также остро переживают смену ценностной парадигмы, первые места в рейтинге осознаваемых проблем занимают работа (32%) и политика (35%) [3]. Как видим, политика занимает достаточно устойчивое место.

В 2018 г., по исследованиям ВЦИОМ, опрос среди молодых людей в возрасте 18 до 24 лет выяснил, как молодые люди представляют себе свое будущее. Было установлено, что 44% опрошенных предпочитают де-

лать карьеру в спорте, 40% предпочитают творческие профессии, 23% — сферу науки, 21% — выбирают государственную службу в качестве будущего направления деятельности [9].

Надо признать, что на мнение молодежи влияют публичность некоторых профессий, а также негативные оценки в прессе в отношении деятелей политики или бизнеса. Современные подростки подвержены влиянию СМИ, ТВ, интернета. В результате в их глазах упал престиж профессий, связанных с бизнесом, экономикой, а повысился престиж профессий, связанных с творчеством и спортом. Растиражированность в СМИ сообщений о гонорарах спортсменов, достигших высоких результатов, их популярность, участие в различных телевизионных шоу, публичные скандалы, связанные с личной жизнью, повышенный интерес обывателей, мнимая доступность высоких спортивных достижений привлекают молодежь.

Тогда как профессия педагога не получает должной оценки, а иногда освещается и в негативном свете, когда все проблемы современной школы и общества в целом ассоциируются с недостатками педагогической деятельности учителя. И это один из факторов, влияющих на принятие решения о выборе данной профессии молодежью. Поэтому выбор профессии учителя может быть сделан как осознанно, так и спонтанно, под влиянием случайных факторов. На выбор профессии могут повлиять мнение друзей, низкий порог баллов при поступлении, близость вуза к дому и другие обстоятельства.

Цель исследования — выяснение факторов, повлиявших на выбор профессии педагога студентами первого курса педагогического вуза.

Для проведения исследования была сделана выборка реципиентов. Количество опрашиваемых было определено по простой формуле для расчета объема выборки. Из 209 студентов, зачисленных на первый курс по направлению подготовки «Педагогическое образование» [8], было опрошено 143 студента различных образовательных программ в возрасте 18—19 лет. Доверительная вероятность выборки составила 95% при погрешности 5%. Исследование произведено на основе метода анкетного опроса. Вопросы анкеты составлялись с учетом факторов выбора профессии, описанных Е.А. Климовым [6]. При обработке полученных результатов использовался метод факторного анализа.

Опрос студентов педагогических направлений Школы педагогики ДВФУ выявил некоторые закономерности. Профессию учителя как приоритетную в своем выборе определи-

ли 46 человек, что составило 32,2 % всех опрошенных.

Для определения факторов, повлиявших на приоритетность выбора профессии учителя, был составлен круг вопросов, которые были заданы студентам для прояснения их мотивации. Необходимо подчеркнуть, что процесс профессионального самоопределения является многомерным и многоступенчатым [10]. Первый интерес к профессии учителя у 19% опрошенных, признавших ее как приоритетную, возник в младших классах благодаря положительному влиянию и авторитету учителя начальной школы. В дальнейшем у школьников подросткового возраста происходит разочарование, наступают время кри-

тики, нонконформизма, период переосмысления ценностей, новая оценка себя как личности. И профессия учителя кажется приземленной и обыденной, а интерес вызывают профессии, овеянные романтизмом. Поэтому в 5—7-х классах профессию учителя выбрали до 10% опрошенных, в 8—9-х классах эта профессия привлекла до 14% (рис. 1).

Осознанный выбор профессии учителя пришел к большинству студентов только в старших классах, ближе к окончанию школы, когда проблема становится наиболее актуальной, о чем и заявили 57% опрошенных, поставивших профессию учителя по привлекательности на первое место.

Рис. 1. Возрастные периоды возникновения интереса к профессии у студентов, поставивших приоритет профессии учителя на первое место

При этом на желание «стать учителем», как видно на рис. 2, повлияли такие факторы, как личностные качества, профессионализм и авторитет непосредственно школьного учителя (32%). Большую роль также сыграли родители и родственники, оказавшие влияние на выбор профессии подростками, (20%), на третьем месте по значимости при выборе профессии оказались способности (16%). А такой фактор, как участие школьников в общественной работе, которая требует от подростков активности, самостоятельности в принятии решений, управленческих навыков, что является существенными характеристиками работы учителя, был отодвинут на пятое место по значимости (10%).

Вопрос, определяющий предпочтение студентов педагогических направлений в выборе вуза, был сформулирован следующим образом: «Почему вы решили поступить в ДВФУ?»

В итоге 48% студентов ответили, что руководствовались интересом к выбранной профессии учителя, к ним можно присоединить и тех, кто последовал семейным традициям (9%) и продолжил учительские династии. Престиж ДВФУ как университета федерального значения отметили 13%, а желание получить высшее образование — 30%, что визуализировано на рис. 3. Эти факторы сыграли немаловажную роль в принятии решения в выборе вуза для получения высшего образования по данной профессии.

Рис. 2. Факторы, влияющие на интерес к профессии учителя у студентов, поставивших приоритет профессии учителя на первое место

Рис. 3. Причины поступления в ДВФУ

Многие пытались подойти к выбору профессии с разных сторон. Первая «проба себя» в роли учителя была сделана еще в школе. Так, например, 62% респондентов выступали на уроках с докладами, сообщениями, презентациями. Занятия с отстающими учениками, которые практиковались в школе, позволяли школьнику поставить себя на место педагога, повысить собственную самооценку как человека, разбирающегося в учебном

предмете. Поэтому данный вид деятельности отметили 15% опрошенных, поставивших профессию учителя на первое место.

Работа в качестве консультанта осуществлялась под контролем учителя на уроке. Это поднимало престиж ученика в глазах одноклассников. Такой вид деятельности, способствующий подготовке к выбору профессии, назвали 16% респондентов, сознательно выбравших профессию учителя.

Рис. 4. Вид деятельности школьников, способствующих выбору профессии учителя

На вопрос открытой формы: «Какими качествами, по вашему мнению, должен обладать современный учитель?» студенты отвечают, что, когда говорят о профессии учителя, у них «возникают противоречивые ощущения, не совсем доброжелательного характера. На эти воспоминания влияют полученные в детстве неприятные впечатления». В жизни некоторых из них образ учителя представлял собой «пожилую женщину, с очень низким голосом и предвзятым отношением ко всем». По мнению студентов, «учителя могут быть строгими, доброжелательными, справедливыми, и это стимулирует желание учиться. А могут быть настолько жестокими и безразличными к своим ученикам, что те могут просто замкнуться в себе, и желание учиться будет испорчено». Поэтому учителя должны понимать своих учеников, находить индивидуальный подход. Если ученик найдет понимание у учителя, то это изменит его не только отношение к нему как учителю, но и отношение к профессии педагога в гораздо лучшую сторону.

«Профессия учителя довольно обесценена в наши дни. Это подтверждается низкой зарплатой, неуважительным отношением подростков и другими причинами», — считают респонденты. Все эти факторы, с другой стороны, способны вызвать и у учителей ощущение неудовлетворенности профессией, разочарование в педагогической деятельности, в деле, которому служишь. «Не все учителя способны интересно представить материал, так как деятельность, которой они занимаются, не предоставляет интереса для них самих», — отмечают студенты.

На основе анализа ответов можно сделать вывод, что для первокурсников не секрет,

что педагогическая деятельность включает в себя кроме непосредственного преподавания предмета еще решение разнообразных личностных проблем, связанных с трудностями социализации в подростковом возрасте. Это и трудные подростки с неадекватным поведением, и школьники, не желающие учиться, и дети с проблемами в общении.

Кроме того, отмечается, что учитель ни в коем случае не должен оценивать ученика по его внешнему виду, по состоятельности его семьи, ведь, как показывают исследования, материальный уровень семьи не всегда определяет уровень интеллекта и прилежания к учебе.

Рассматривается необходимость поднятия уровня методической подготовки. Важность представляет не только объем знаний учителем учебного материала, но и умение его преподнести. Учитель должен стремиться экспериментировать с новыми методами подачи информации. Современный педагог должен обладать знаниями информационных технологий. Применение информационных технологий влияет на заинтересованность учащихся — они начинают проявлять активность, у них появляется желание достичь определенного результата.

На вопрос, что вас огорчало в деятельности ваших учителей, ответы студентов распределились следующим образом: скучное преподавание изучаемого материала отметили 36%, необъективность в оценке знаний — 28%, отсутствие любви к предмету — 15%, неумение строить воспитательную работу — 14% и узость интересов — 7%. Результаты этого опроса проиллюстрированы на рис. 5.

Отсутствие

Необъективность предмету

б оценке знаний X' n. 15%

28% /

Узость интересов \ 1 Скучное

7% / преподавание

/ изучаемого

неумение строить ^^^И материала

воспитательную

работу

14%

Рис. 5. Факторы, негативно влияющие на оценку деятельности учителя

По результатам опроса о привлекательности профессии учителя была составлена диаграмма, представленная на рис. 6, которая показала следующее распределение ответов: на первое место с результатом 78% было поставлено общение с детьми и молодежью. Возможность заниматься любимым делом поставлено на вторую позицию с результатом

72%. Творческий характер педагогического труда, возможность передавать знания другим заняли равные позиции с результатом 70%. Показательно, что главными факторами, влияющими на падение престижности профессии учителя, являются отсутствие хорошей заработной платы и потеря авторитетности профессии в обществе.

Рис. 6. Факторы привлекательности профессии учителя

Проведенное исследование показало, что студенты, отдавшие предпочтение профессии учителя, при всем разнообразии ответов на поставленные вопросы, факторами, влияющими на выбор, определили общение с молодежью и возможность заниматься любимым делом. Профессия учителя требует определенного характера, образа жизни, целеустремленности, не смотря на трудности, в профессии остаются самые выносливые, самоотверженные и любящие свое дело.

Учитывая, что среди респондентов осознанно в профессию пришли менее 33%, для своевременного пополнения и обновления учительского состава региона необходимо увеличение бюджетного набора для педагогических направлений подготовки.

Необходимо отметить, что 44,8% общего числа опрошенных поставили профессию учителя на второе или третье место по приоритетности, после врача или юриста. Необходимо отметить, что все эти профессии — учителя, врача и юриста — имеют много

общих черт, таких как дидактизм, наставничество, сотрудничество, умение договариваться, координировать действия в целях достижения положительного результата. В целом общее число студентов, склонных к педагогической деятельности, составило около 77%.

По итогам проведенного опроса можно сделать вывод, что педагогические усилия необходимо направить в сторону формирования и закрепления устойчивого интереса к выбранной профессии у студентов, поставивших приоритетность педагогической деятельности на первое место при выборе профессии. Для тех, кто отодвинул эту профессию на второе и третье места, необходимо выработать определенный алгоритм влияния, чтобы они прониклись духом учительства и, заразившись педагогическим творчеством, в дальнейшем остались в профессии.

Студентам педагогических направлений ДВФУ предоставляется возможность развития общей и профессиональной культуры учителя, формируются педагогические компетенции. Студенты применяют свои знания на практике, например, при организации и проведении занятий со школьниками «Экспериментальная физика», «Веселый Online художник», «Там, на неведомых дорожках...» в Школе интерактивного обучения для школьников (Малая академия) при Школе педагогики ДВФУ [1]. Реализация подобных проектов направлена на развитие эмпатии и креативности, эмоциональной и сенсорной сфер, что создает реальные предпосылки профессионального становления студентов. Важную роль играют межпредметные связи, которые способствуют преодолению узости мышления будущих педагогов [7].

В ходе выполнения заданий педагогической практики, воплощения в жизнь проектов, реализации исследовательских заданий, проведения деловых игр, конкурсов от студентов требуется проявление таких качеств личности, как коммуникативность, организационные способности, умение работать в коллективе.

В будущем в продолжение темы планируются подобного рода исследования и проведение опросов этих же студентов для того, чтобы изучить, произошли ли изменения в их отношении к профессии педагога, и проанализировать динамику укрепления интереса к профессии учителя и сохранения профессиональной мотивации к педагогической деятельности.

Список литературы

1. Анкудинова СЛ., Непочатых И А Интерактивные занятия как форма дополнительного образования детей Уссурийского городского округа // Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации: Материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. Тольятти: Зебра, 2016. С. 239—243.

2. Будущие физики, химики и инженеры проходят педагогическую подготовку в ДВФУ [Электрон. ресурс] // URL: https:// www.dvfu.ru / news / f ef u-news / f uture_ physi-cists_chemists_and_engineers_undergo_pedago gical_training_at_the_university/ (дата обращения: 30.03.2019).

3. Главные ценности молодежи. Опрос Всероссийского центра изучения общественного мнения [Электрон. ресурс] // URL: https://www.wciom.ru/fileadmin/file/reports_ conferences/2017/2017-05-22_cennosti.pdf (дата обращения: 16.01.2019).

4. Зеер Э.Ф. Психология профессий. М.: Академия, 2009.

5. Климов ЕА. Как выбирать профессию. Ростов-н/Д: Феникс, 2012.

6. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. М.: Академия, 2010.

7. Преснякова Т.Н. Проблема реализации межпредметных связей в процессе преподавания гуманитарных дисциплин в вузе // Литература и культура Дальнего Востока, Сибири и восточного зарубежья. Проблемы межкультурной коммуникации: Материалы участников V Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. Владивосток: Изд-во ДВФУ, 2015. С. 62—67.

8. Приказы о зачислении. г. Уссурийск. Очная форма обучения [Электрон. ресурс] // URL: https://www.dvfu.ru/admission/the-orders-of-enrollment/ (дата обращения: 16.01.2019).

9. Профессиональная карьера современной молодежи: оценки ситуации [Электрон. ресурс] // URL: https://wciom.ru/index. php?id=236&uid=9289 (дата обращения: 16.01.2019).

10. Пряжников Н.С. Психология профессионального самоопределения [Электрон. ресурс] // URL: http://testme.org.ua/article/ item/231 (дата обращения: 10.10.2018).

11. Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения: Учеб.-метод. пособие. М.: МГППУ, 2010.

12. Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение: теория и практика: Учеб. пособие для вузов. М.: Просвещение, 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.