Научная статья на тему 'Проблема соборности в контексте пространственных образов времени-памяти П. А. Флоренского'

Проблема соборности в контексте пространственных образов времени-памяти П. А. Флоренского Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
226
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
П.А. ФЛОРЕНСКИЙ / СОБОРНОСТЬ / КУЛЬТ / ПАМЯТЬ / УКОРЕНЕННОСТЬ / ПРОСТРАНСТВО / ВРЕМЯ / PAVEL FLORENSKY / CONCILIARISM / CULT / MEMORY / ENGRAINMENT / SPACE / TIME

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Громова Анастасия Евгеньевна

В статье анализируется термин «соборность» в контексте святоотеческого предания как собирание многого во единое. В связи с этим ставится проблема греха как разделения мира, ведущая к множественности видимой реальности. В пространственной концепции Флоренского эта дробность должна восстанавливаться в едином собирании реальности и приведении ее к целостному состоянию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Conciliarism problem in the context of spatial images of time-memory of Pavel Florensky

The term “conciliarism” is analyzed in the article in the context of patristic Holy Tradition as accumulation of many things into the one. In this connection, the problem of sin as a division of the world, leading to a multiplicity of visible reality, is set. This fractionality should be restored in a single accumulating of reality and bringing it to a consistent state in the spatial concept of Florensky.

Текст научной работы на тему «Проблема соборности в контексте пространственных образов времени-памяти П. А. Флоренского»

УДК 14(470+571)

Громова Анастасия Евгеньевна

кандидат культурологии Костромской государственный технологический университет

Gromowa130176@yandex.ru

ПРОБЛЕМА СОБОРНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ОБРАЗОВ ВРЕМЕНИ-ПАМЯТИ П.А. ФЛОРЕНСКОГО

В статье анализируется термин «соборность» в контексте святоотеческого предания как собирание многого во единое. В связи с этим ставится проблема греха как разделения мира, ведущая к множественности видимой реальности. В пространственной концепции Флоренского эта дробность должна восстанавливаться в едином собирании реальности и приведении ее к целостному состоянию.

Ключевые слова: П.А. Флоренский, соборность, культ, память, укорененность, пространство, время.

Идея соборности в культурфилософском пространстве рубежа Х1Х-ХХ вв. мыслится и интерпретируется в контексте святоотеческой традиции. Сам термин в качестве философского понятия был введен А.С. Хомяковым [10]. Исторически термин «соборный» является синонимом термину «кафолический». Но в отличие от термина «кафолический» термин «соборный», по словам Хомякова, выражает идею собрания или собирания вне связи с каким-либо пространственным местом. В данном контексте термин «соборный» следует рассматривать как единство во множестве. Перевод словом «соборный» в тексте «Символа веры» позволял не прикреплять церковь к какому-либо пространству, а рассматривать ее в онтологическом ключе как собирающую многое во единое.

Именно эту идею соборности в аспекте единения принимает и развивает отец Павел Флоренский. Уже в раннем труде «Столп и утверждение Истины» Флоренский в контексте идеи соборности как общего блага рассматривал разрушительное, разделительное действие греха в мире. «Зло по самому существу своему - "царство, разделившееся на ся"» [5, с. 171]. Флоренский подчеркивает, что подобная трактовка имеет исторические корни, ссылаясь на диалог Платона «Пир», в котором приводится миф об Андрогине [4, с. 116-122]. В мифе об Андрогине повествуется о существовании некой изначально целостной природы человека, подвергшейся разделению в качестве наказания [о природе андрогина см. подробнее: 3, с. 96-100]. Из этого мифа Флоренский делает выводы о том, что источник разделения находится в субъективном стремлении личности самоутвердиться, противопоставив личное бытие целостному бытию в Боге. Идя по данному пути, личность может дробиться сколько угодно раз, доходя до полного расщепления, при этом все более самоопределяясь против Бога. Подобное толкование греха мы находим в святоотеческом предании. В частности, в трудах Афанасия Великого неоднократно звучит мысль о том, что тварь распалась и раздробилась благодаря грехопадению, вследствие чего понадобилось последующее обновление и восстановление тва-

ри [9, с. 37]. Причем в святоотеческих текстах подчеркивается идея о не субстанциональности зла. Зло не является необходимой составляющей твар-ной природы, как это понимали эллины, утверждавшие дуализм мира, зло в понимании святых отцов - это следствие отпадения от Божественной природы, нарушения естественного порядка вещей, когда видится только чувственная телесная сторона реальности. По слову Афанасия Великого, «зло не от Бога и не в Боге», зла «не было вначале, и нет у него какой-либо сущности, но люди, с утратой представления о добре, сами по себе, по своему произволу, стали примышлять и воображать не сущее» [2]. Подобным образом в «Исповеди» Аврелий Августин, обращаясь к Богу, пишет, что «и для Тебя вовсе нет зла, не только для Тебя, но и для всего творения Твоего, ибо нет ничего, что извне вломилось бы и сломало порядок, Тобой установленный» [1, с. 159].

А, значит, условием добра в мире должен быть порядок, изначально задуманный в творении и пространственно организованный в контексте укорененности мира тварного в мире Божественном. Этот порядок осуществляется в образе идеи соборности твари, ведущей к воссоединению некогда утерянного единства.

Рассматривая более детально природу греха, Флоренский отмечает, что если грех - это разделение, извращенное состояние плоти, то нормальное ее состояние - это целомудрие. Раскрывая этимологическую природу данного термина, Флоренский подчеркивает, что состав его «указывает на цельность, здравость, неповрежденность, единство и вообще нормальное состояние внутренней жизни...» [5, с. 180]. Вечным прообразом целостности, ее символом является образ Святой Троицы. Только в Троице снимаются все антиномии, побеждается разделение и дается образ истинной целостности. Флоренский отмечает, что идею Троицы рассудком понять невозможно, нужен подвиг веры, принесение в жертву своей самости для принятия истинности множественности и единства одновременно. «Вера, которую спасаемся, есть начало и конец креста и со-распинания Христу» [5, с. 64], - отмечает Флоренский в «Столпе и утверждении Истины».

© Громова А.Е., 2014

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова .¿к № 2, 2014

225

Обращаясь к проблемам пространственных концептов в философии Флоренского, следует отметить, что отец Павел главным условием пространства этого мира считает его укорененность в пространстве ноуменального мира. Мир двойственен, два мира зеркально расположены один относительно другого. Мир видимый, являясь отражением ноуменального мира, отражает только слабую его часть, а живет и существует только за счет бытия ноуменального пространства. Источником жизни мира феноменального и источником его восстановления и освящения является культ. Культ средоточием своим имеет крест, рассматриваемый Флоренским как ноуменальный центр, символизирующий пересечение времени и пространства (горизонтали и вертикали) и ведущий к миру невидимому, где все сверхвременно и сверхпространственно. При таком понимании единства времени и пространства сами категории времени и пространства трактуются по-новому как живые символы этой реальности, указующие и раскрывающие ноуменальный мир.

Флоренский во многих трудах подчеркивал важность в миропонимании категорий времени и пространства. Так, он отмечал, что в разных культурных традициях будет свое истолкование данных категорий. Из всех возможных вариантов Флоренский выделяет два типа толкования времени и пространства, соответствующие двум типам культур: возрожденческой и средневековой. Каждому культурному типу присуща своя изобразительная система, обозначаемая Флоренским как прямая и обратная перспективы. В средневековом типе культуры реализуется система обратной перспективы, в рамках которой пространство мыслится многомерным, онтологически живым, где каждый уголок заслуживает особого внимания. Время в системе обратной перспективы может принимать обратную направленность, иметь разную скорость течения. Ярким воплощением образов обратной перспективы можно считать иконопись XII в., где иконописец сознательно изображает разные ракурсы предмета одновременно, включая в пространственное решение иконы временной срез. Поэтому кажется, что все в иконе находится в движении и сам иконописец как некий «движущийся дух» собирает образ видимой реальности воедино. Но в то же время это движение-покой, движение, в котором нет динамики. В иконе все статично, уравновешенно и гармонично. Если и можно говорить о движении, то это внутреннее движение-потенция, ориентированное именно на собирание мира, его восстановление. В подобном контексте именно живые категории времени и пространства способны раскрыть суть понимания соборности в контексте пространственной ее формулы.

Напротив, другая трактовка времени и пространства, представленная системой прямой пер-

спективы, реализуется в культуре Возрождения. В системе прямой перспективы тема соборности нивелируется, на первое место выходит субъективное понимание мира. Художник на предметы смотрит только с одной точки зрения, при этом мир объявляется бескачественным, неподвижным подобием реальности. Сами категории времени и пространства лишаются внутренней жизни, являясь бесконечными, линейными, бескачественными. Художник Возрождения мнит себя единственным творцом картины, демиургом, удвояющим реальность. В то время как иконописец в создании иконы руководствуется соборными правилами, явленными в канонических формах. Соборность в создании иконы реализуется в том, что над иконой работает сразу несколько иконописцев: лични-ки, доличники, знаменщики и т.д. Тем самым икона является высшим видом соборного творчества, где все канонические формы, догматы, пространственное решение ведут к цели воссоединения. Но при этом необходимо отметить, что личный подвиг и опыт в иконописи и в христианской философии не отвергается, а принимается и развивается.

Личность, понимаемая Флоренским не как «самость», а как часть общего организма, чья роль заключатся в отрицании собственного я, в принесении его в жертву, является основной составляющей идеи соборности. Человеческая личность, жертвуя собой ради любви, «всецело отдает себя» и получает «себя же, но обоснованным, утвержденным, углубленным в другом, т. е. удваивает свое бытие» [5, с. 215]. Именно через частное бытие человеческой личности мы входим в мир ноуменальный, через это частное бытие вся тварь собирается в единое целое, в Церковь. Определяя понятие Церкви в русле святоотеческого предания можно сослаться на слова Св. Кирилла Иерусалимского, утверждавшего, что Церковь так называется, «потому что всех собирает и совокупляет» [9, с. 63]. Причем тварное бытие собирается именно в телесном образе, собирается во времени и пространстве. Так, в работе «Иконостас» Флоренский пишет, что функцией храма является собирание реальности и приведение ее к единству. Этому служит во временном срезе богослужение: «...Это внутреннее движение, внутреннее расчленение храма, ведет по четвертой координате глубины -горе» [6, с. 59]. В пространственном срезе эту роль выполняет сама пространственная организация храма, «направляющая от поверхностных оболочек к средоточному ядру.» [6, с. 59]. Пространственное ядро храма имеет четкую иерархическую структуру: двор, притвор, самый Храм, алтарь, престол, антиминс, чаша, Святые Тайны, Христос, Отец, сравниваемые Флоренским с лествицей Иакова. Пространственно иерархия храма возводит к миру Божественному, но уже в самом алтаре содержится «область, оторванная от мира, про-

226

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ¿к № 2, 2014

странство не-отмирное» [6, с. 59]. Следуя толкованию храма Симеона Солунского как образа Христа Богочеловека, Флоренский отмечает, что алтарь -это душа, а сам храм - тело. В образе храмового устройства отражена главная мысль о соединении духовного и телесного и освящении телесного через приобщение к духовному.

Идея соборности служит преображению плоти. Таким образом, сама по себе идея соборности является условием оправдания твари и ее телесности. Мир материальный, по Флоренскому, является благом только в отношении его приобщенности божественному бытию. В самой человеческой природе нет ничего греховного. Человек в основе своей содержит образ Божий. От человеческой свободы зависит, как человек будет поступать с тем, что ему дано от Бога: либо этот данный Образ преобразуется подвигом в Подобие Божие - тогда это Лик, либо останется только личина. Сам человек как отдельная личность в себе несет мир Божественный и через материю, тело, рассматриваемое Флоренским в аспекте границы, связан со всем бытием: «Тело -это общая граница человека и прочей твари, соединяет их воедино» [5, с. 271]. Подобное определение твари, признание святости созданного Богом телесного мира оправдывает и каждую отдельную личность и указывает ей путь к преображению. Но отрицание личного подвига и личного спасения формирует бескачественное отношение к личности. Мир в подобном контексте несет в себе зло, зло приобретает метафизическую природу.

Именно в этом разном отношении к личности и к телесному бытию кроется суть различного определения категорий времени и пространства. Так, в средневековой культуре, на наследие которой опирается в своих рассуждениях Флоренский, мир тварный не отвергается, а преображается через приобщение к Божественному миру. В греческой классике, культуре Возрождения мир материальный является злом, тогда все его проявления - время и пространство - принимают отрицательные характеристики. Чувства являются обманными, тело - темницей. Подобную трактовку тела мы находим в рассуждениях Платона относительно телесных чувств, которым не стоит доверять, потому что они обманны, на пути постижения мира идей способны только запутать человека. Если душа человека тесно связана с телом и прилеплена к нему, то она постигает мир как сквозь решетки темницы, но истинная задача познания в философии Платона кроется в выявлении того, «до какой степени обманчиво зрение, обманчив слух и остальные чувства...» [4, с. 48]. Цель познания Платон видит в определенном строе душевной жизни, которая стремится «сосредотачиваться и собираться в себе самой, верить только себе, когда сама в себе, она мыслит о том, что существует само по себе, и не считать истинным ничего из того, что она с по-

мощью другого исследует из других вещей, иначе говоря, из ощутимых и видимых, ибо то, что видит душа, умопостигаемо и безвидно» [4, с. 48]. Человек стремится постичь мир духовный помимо телесных ощущений. Ту же идею мы встречаем в немецкой мистике. Так, в текстах Мейстера Экхарта читаем: «Душа, в которой надлежит родиться Богу, должна отойти от времени, как и время от нее, она должна подняться и застыть в этом богатстве Господа. Там даль и ширь не далека и не широка! Там познает душа все вещи и познает их в их совершенстве» [11, с. 35]. Из приведенных цитат видно, что многие мыслители, в том числе и христианские, пытаются постичь Божественную природу вне связи со временем и пространством, постичь путем чистого созерцания. По этому поводу Флоренский писал в работе «Философия культа» в разделе «Страх Божий», что постижение Божества в его чистом виде невозможно, опасно и страшно [7]. Рассуждения Флоренского локализуются в святоотеческом учении Григория Нисского, который также предупреждал об опасности излишне рассуждать о природе Божества и о попытке постичь его непосредственно неподготовленным разумом и «очами телесными».

Поэтому, рассуждая о постижении ноуменального мира, Флоренский категории времени и пространства не наделяет отрицательными характеристиками, преграждающими путь к познанию Божественной реальности. А, напротив, отмечает, что именно данные категории прикровенно несут тайну бытия и служат помощниками в раскрытии этой тайны. Собственно, они являются своеобразными «костылями» и защитой нашего неподготовленного сознания [6, с. 62] на пути познания Божественного мира. В работе «Иконостас» Флоренский, указывая на онтологическую роль вещественного иконостаса, отмечает, что «вещественный иконостас не заменяет собою иконостаса живых свидетелей и ставится не в м е с т о них, а - лишь как у к а з а н и е на них» [6, с. 62]. Таким образом, мир невидимый растворен в мире видимом, он «окружает нас; и мы - как на дне океана, мы тонем в океане благодатного света» [6, с. 63]. Онтологическое значение материального мира в постижении ноуменального в концепции Флоренского объясняет особое отношение отца Павла к категориям пространства и времени. От данных вещественных категорий будет зависеть степень раскрытости нашему духовному зрению ноуменального мира.

Путь к самому ноуменальному миру лежит через разлом пространства и выворачивание тела. Таким образом, идея соборности приобретает новую онтологическую окраску. Соборность понимается не только в контексте собирания всех личностей в образе Церкви, но и в аспекте собирания самой в себе личности. Так, человек, обращаясь к своей

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова .¿к № 2, 2014

227

сущности, открывает в самом себе наличие разных временных срезов: настоящего, прошлого и будущего. Цельность человеческой личности придает наличие этих срезов одновременно, реализующихся в четырехмерном образе личности, где присутствуют и пространственные и временные характеристики, рассматриваемые Флоренским на примере рода. «Род есть единый организм и имеет единый целостный образ. Он начинается во времени и кончается. У него есть свои расцветы и свои упадки» [8, с. 208]. Так же и человеческая личность своим внутренним сознанием включена как в свою собственную память, так и в память родовую и -еще выше - в память Божью.

О сущности и значимости человеческой памяти писал в «Исповеди» Аврелий Августин. Во многом мысли Флоренского развиваются в духе идей Августина. Так, Августин отмечал, что память - «это святилище величины беспредельной» [1, с. 236]. По учению Аврелия Августина, в человеческой памяти хранится в укромных уголках все знание о мире. Умом мы можем это знание собрать и вызвать к жизни. Функция памяти именно в собирании знания, припоминании его. Память ведет к внутреннему созерцанию, к созерцанию в подлинном виде, а «это значит не что иное, как подумать и как бы собрать то, что содержала память.» [1, с. 239]. Рассуждая подобным образом о памяти, Августин приходит к выводу, что память дана человеку, чтобы он помнил и знал Бога, именно в памяти живет Бог.

Флоренский, следуя логике рассуждений Августина, отмечает, что человеческая память несовершенна, ей свойственно забывать, совершенством обладает память Божия. Именно в Боге память обретает онтологическое звучание. Противопоставляя текучесть, изменчивость видимого мира, Флоренский отмечает, что только в ноуменальном мире видимая реальность обретает крепость. Так и в отношении памяти: мир есть, пока он помнится Богом, человек жив, пока памятуется, а значит, истинной реальностью обладает не человеческая память, а Божия Память, определяемая Флоренским как «творчество мыслительное и, скажем более, единственное творчество, присущее мысли.» [4, с. 201]. И далее, «память есть д е я т е л ь н о с т ь м ы с л и т е л ь н о г о у с в о е н и я, т. е. т в о р ч е с к о е в о с с о з д а н и е и з п р е д с т а в л е н и й, -т о г о, ч т о о т к р ы в а е т с я м и с т и ч е с к и м о п ы т о м в В е ч н о с т и, или, иначе говоря,

с о з д а н и е в о В р е м е н и с и м в о л о в В е ч н о с т и» [5, с. 201].

А значит, человеческая личность приобретает полную соборность только через приобщение к Божественному бытию на всех уровнях: в соединении со всеми людьми в Боге и в самособирании духовном, открывающем путь к ноуменальной реальности.

Библиографический список

1. Августин Аврелий. Исповедь / пер. с лат. М.Е. Сергеенко. - СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2011. - 400 с.

2. Афанасий Великий. Творения. Слово к язычникам. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: // www.golden-ship.ru (дата обращения: 27 января 2013 г.).

3. Едошина И.А. Художественное сознание модернизма: истоки и мифологемы: монография. -М.; Кострома, 2002. - 241 с.

4. Платон. Сочинения: в 3 т. / пер. с. древне-греч. под общ. ред. А.Ф. Лосева и В.Ф. Асмуса; вст. ст. А.Ф. Лосева. - М.: Мысль, 1970. - 611 с.

5. Флоренский П.А. Столп и утверждение Истины: Опыт православной теодицеи в двенадцати письмах. - М.: Лепта, 2003. - 814 с.

6. Флоренский П.А. Иконостас / вст. ст. игумена Андроника (А.С. Трубачева), П.В. Флоренского; сост. текстов игумена Андроника (А.С. Трубачева), М.С. Трубачева, П.В. Флоренского; подгот. текста и коммент. А.Г. Дунаева. - М.: Искусство, 1995. -256 с.

7. Флоренский П.А., свящ. Собрание сочинений. Философия культа (Опыт православной антроподицеи) / сост. игумен Андроник (А.С. Трубачев). -М.: Мысль, 2004. - 685 с.

8. Флоренский П.А., свящ. Статьи и исследования по истории и философии искусства и археологии / сост. Игумена Андроника (А.С. Трубачева). -М.: Мысль, 2000. - 446 с.

9. Флоровский Г., протоиерей. Восточные отцы IV века. - Мн.: Издательство белорусского Экзархата; ООО «Харвест», 2006 - 304 с.

10. Хомяков А.С. Письмо к редактору «l'union chretienne» о значении слов «кафолический» и «соборный» по поводу речи отца Гагарина, иезуита. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: // www. golubinski.ru/ecclesia/homyakov.htm (5 ноября 2013 г.).

11. Экхарт М. Духовные проповеди и рассуждения. - СПб.: Издательская группа «Лениздат», «Команда А», 2013. - 224 с.

228

Вестник КГУ им. H.A. Некрасова J.J. № 2, 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.