Научная статья на тему 'Проблема развития инфраструктуры поддержки малого предпринимательства в России'

Проблема развития инфраструктуры поддержки малого предпринимательства в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1917
368
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФРАСТРУКТУРА МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / SMALL BUSINESS INFRASTRUCTURE / БИЗНЕС-ИКУБАТОРЫ / ТЕХНОПАРКИ / БИЗНЕС-ШКОЛЫ / BUSINESS SCHOOLS / БИЗНЕС-ЦЕНТРЫ / BUSINESS CENTERS / АДМИНИСТРАТИВНЫЕ БАРЬЕРЫ / ADMINISTRATIVE BARRIERS / BUSINESS INCUBATORS / TECHNO PARKS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Корниенко Елена Викторовна

В статье рассматривается вопрос о проблеме создания развитой инфраструктуры поддержки деятельности субъектов малого предпринимательства. Целью формирования инфраструктуры малого бизнеса является создание благоприятных условий для его развития путем обеспечения комплексной и адресной поддержки малых предприятий в различных направлениях: информационном, консультационном, обучающем, прогнозноаналитическом и т.д. Автором обосновано, что через объекты инфраструктуры происходит налаживание деловых контактов и кооперации предпринимателей, что способствует самоорганизации малого бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of developing the infrastructure for supporting small businesses in Russia

This article covers the issue of creating a developed infrastructure for supporting activities carried out by small business entities. Development of the small business infrastructure is aimed at creation of favorable conditions for development of this business sector by means of providing both overall and targeted support for small businesses in various directions: information, consulting service, education and training, forecast and analysis, etc. The author has proved that infrastructure facilities contribute to establishing and enhancing business contacts and cooperation of entrepreneurs and businessmen, which in its turn contributes to self-organization of the small business sector.

Текст научной работы на тему «Проблема развития инфраструктуры поддержки малого предпринимательства в России»

Научно-практический журнал “Управление и экономика вXXI веке" № 1/2015

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

Корниенко Е.В.

проблема развития инфраструктуры поддержки малого предпринимательства

в России

В настоящее время одним из препятствий оказанию действенной поддержки малым предприятиям является отсутствие или недостаток эффективных объектов инфраструктуры, обеспечивающих деятельность малых предприятий. Крупные предприятия создают себе инфраструктуру сами: учебные центры, маркетинговые и юридические подразделения, коммуникационную инфраструктуру - подъездные пути, инженерные сети и прочее, открывают представительства и магазины, создают собственные банки и социальные объекты для своих служащих. Малое предприятие так действовать не может. Но правила на рынке одинаковы для всех. Следовательно, для успешной конкуренции продукции предприятия, руководитель малого предприятия должен иметь возможность проконсультироваться у опытного юриста, провести маркетинговые исследования, реализовать товар с помощью сети сбыта. Предоставлять такую возможность, причем на доступных условиях, и должна инфраструктура поддержки малого предпринимательства. Несмотря на то, что в последние годы возникли и действуют де сятки объектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, очевидно, что без поддержки государства и местных органов власти комплексная и эффективная инфраструктура поддержки возникнуть и существовать не может. Именно поэтому одна из первых задач заключается в создании комплексной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства на региональном и муниципальном уровнях.

Что же представляет собой инфраструктура поддержки малого предпринимательства в России? Под инфраструктурой поддержки малого предпринимательства, прежде всего, понимается совокупность государственных, негосударственных, общественных, образовательных и коммерческих организаций, осуществляющих регулирование деятельности предприятий, оказывающих образовательные, консалтинговые и другие услуги, необходимые для развития бизнеса и обеспечивающие среду и условия для производства товаров и услуг.

На федеральном уровне существует не менее десятка министерств и ведомств, которые в той или иной степени занимаются вопросами развития предпринимательской деятельности. Основные из них - это Государственный комитет РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства, Государственный антимонопольный комитет РФ, Министерство финансов РФ, Министерство экономического развития РФ, Министерство труда и социальной защиты РФ, Государственный комитет по делам молодежи РФ, Министерство образования и науки РФ и другие. Аналогичные структуры действуют и на региональном уровне. К объектам инфраструктуры в широком смысле можно отнести и различные общественные предпринимательские организации, которые прямо или

5

ISSN 2312-9778

косвенно представляют и лоббируют интересы предпринимателей, либо содействуют объединению усилий для решения собственных проблем. Ассоциации, союзы, объединения, лиги и прочие образования зарегистрированы и действуют практически в каждом регионе РФ. Только на федеральном уровне в Торгово-промышленной палате РФ зарегистрировано более 50 таких объединений. Они призваны играть очень важную роль в защите интересов малых предприятий. Крупнейшей и наиболее авторитетной структурой на сегодня является Торгово-промышленная палата Российской Федерации, в состав которой входят более 110 региональных и городских торгово-промышленных палат.

Далее остановимся на структурах, непосредственно контактирующих и поддерживающих малые предприятия - объектах инфраструктуры. Они имеют различные названия: «бизнес-центры», «школы предпринимателей», «технопарки», «бизнес-инкубаторы», «агентства», «учебно-деловые центры», «фонды поддержки» и другие. На практике бизнес-инкубатор может ничем не отличаться от технопарка, а бизнес-центр - от школы менеджеров. Тем не менее, целесообразно представить классификацию и привести определения различных субъектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства.

Бизнес-школы (БШ). Бизнес-школами называют структуры, осуществляющие подготовку, переподготовку и повышение квалификации предпринимателей, руководителей и персонал малых предприятий (бухгалтеров, финансовых директоров, маркетологов и др.), государственных и муниципальных служащих, работающих в департаментах, отвечающих за развитие малого предпринимательства в городе, области, регионе и т.д., а также учащихся старших классов, а также граждан, желающих создать собственное дело, и безработных. Они могут называться иначе: школы управления, образовательные центры, школы предпринимателей и т.п., однако суть от этого не меняется. Бизнес-школы осуществляют обучение путем организации и проведения краткосрочных семинаров. По окончании не всегда выдаются документы государственного образца. Как правило, это негосударственные образовательные учреждения, зачастую создаваемые на базе вузов, техникумов, различных структур поддержки малого предпринимательства.

Агентства поддержки малого предпринимательства. По существу, это консалтинговые фирмы, оказывающие широкий спектр услуг малым предприятиям в регистрации, обучении персонала, получении инвестиций и др. Агентства поддержки малого предпринимательства впервые появились в Англии в период экономической депрессии 50-60 годов. В России этот термин был введен при создании в 1992 году первого агентства - АО «Российского агентства поддержки малого и среднего и бизнеса», образованного согласно выполнению межправительственной программы России и Великобритании при поддержке Фонда «Ноу-хау». В настоящее время более чем в 30 городах созданы региональные агентства с участием Российского агентства поддержки малого и среднего бизнеса. Они являются негосударственными структурами, но функционируют при поддержке государства и местных администраций.

Фонды и центры поддержки малого предпринимательства. Фондом поддержки малого предпринимательства является некоммерческая организация, создаваемая в

6

Научно-практический журнал “Управление и экономика вXXI веке" № 1/2015

целях финансирования программ, проектов и мероприятий, направленных на поддержку и развитие малого предпринимательства, путём аккумулирования бюджетных средств, средств, поступающих от приватизации государственного и муниципального имущества, доходов от собственной деятельности, добровольных взносов физических и юридических лиц, в том числе иностранных, доходов от выпуска и размещения ценных бумаг, а также доходов, получаемых по процентам от льготных кредитов, выделенных на конкурсной основе субъектам малого предпринимательства. Фонд поддержки является юридическим лицом.

Технопарки. Это структуры, создаваемые в основном на базе высших учебных заведений с целью использования научного потенциала этих вузов и коммерциализации разработанных технологий через создание и развитие размещающихся на территории технопарка малых инновационных предприятий. Чаще технопарки создаются в крупных университетских центрах. Их создание и поддержка требует значительных стартовых средств. В России технопарки создавались на базе высшей школы. В настоящее время их зарегистрировано более 40. Большинство технопарков объединены в Ассоциацию технопарков и бизнес-инкубаторов, созданную в 1992 году.

Технологические центры (ТЦ). Инновационно-технологические центры (ИТЦ) создаются, как правило, на базе научно-исследовательских институтов и центров. Цели ИТЦ сходны с целями технопарков, с той лишь разницей, что в ИТЦ уделяют больше внимания коммерциализации и трансферу технологий, и не столько малым предприятиям, сколько корпорациям, способным реализовать данные технологии.

Бизнес-инкубаторы (БИ). К бизнес-инкубаторам мы относим структуры, размещающие на льготных условиях специально отобранные малые предприятия на своих площадях и оказывающие им консалтинговые, образовательные и офисные услуги. Бизнес-инкубаторы могут действовать как самостоятельные структуры, так и в составе технопарков, техноцентров и др. По определению Национального содружества бизнес-инкубаторов (НСБИ), бизнес-инкубатор - это организация, которая создаёт наиболее благоприятные условия для стартового развития малых предприятий путём предоставления комплекса услуг и ресурсов, включающего: обеспечение предприятий площадью на льготных условиях, средства связи, оргтехнику, необходимое оборудование, проводит обучение персонала, консалтинг и т.д. [1]. Бизнес-инкубатор в ряде случаев помогает получению оборудования в лизинг, кредита на развитие дела и выходу предприятия (предпринимателя) на местный рынок. Таким образом, предприниматель сосредоточен на одной задаче - начать выпуск продукции (услуги) и выйти на рынок, все остальные проблемы ему помогает решать команда бизнес-инкубатора (администрация, эксперты, консультанты). Она помогает приобрести предпринимателю «свое лицо», представляет его интересы во внешней среде, создает положительный имидж. Бизнес-инкубатор должен обладать рядом основных характеристик. Во-первых, необходимо иметь комплексную программу поддержки каждого бизнеса, отвечающую требованиям вновь создаваемых предприятий региона; во-вторых, руководство бизнесинкубатора должно обладать навыкам по развитию вновь создаваемого предприятия, большая часть его времени должна тратиться именно на помощь предприятиям; затем руководство должно просмотреть компании, нуждающиеся в помощи, и отобрать те,

7

ISSN 2312-9778

которые способны получить максимальную пользу от участия в программе; программа поддержки затем доступна им на протяжении от 1 до 4 лет.

Впоследствии компании, получившие поддержку от инкубатора, завершают участие в программе, покидая занимаемые площади и возвращая оборудование инкубатора, становясь самодостаточными предприятиями в сообществе. К этому моменту предприятия должны уже наработать внутренние ресурсы до того уровня, чтобы работать самостоятельно, нанимать консультантов, искать финансирование или арендовать площади под свои нужды. По данным Национальной ассоциацией бизнесинкубаторов США в настоящее время работает порядка 5 тыс. бизнес-инкубаторов в 67 странах, в том числе в США - 981, в Чили - 400, Германии - 380, Корее - 289, Японии -269 и т.д. В России по сравнению с другими странами бизнес-инкубаторов не так много - около 80.

Хотя российскому движению бизнес-инкубаторов уже более 15 лет, повышение вниманию к их созданию замечено только в последние пять лет. На разных уровнях власти осознали, что именно в бизнес-инкубаторе создаются оптимальные условия для старта, начального развития малого бизнеса, и результат такого отношения налицо: за три года из числа малых предприятий, самостоятельно начинающих свою деятельность, выживает только 14% - 30%, в то время как в бизнес-инкубаторе - 85% - 86%. Однако, чтобы процесс развития бизнес-инкубирования в России не закончился кратковременной акцией, необходим серьезный анализ существующего положения бизнес-инкубаторов и разработка обоснованной и долговременной стратегии на государственном уровне по развитию сети данных организаций. А точнее для успешного развития сети бизнесинкубаторов в России необходимо: принятие нормативных и правовых документов, регламентирующих деятельность бизнес-инкубаторов; введение льгот и преференций для бизнес-инкубаторов, с тем, что бы они могли оказывать на льготных же условиях услуги малым предприятиям; оказание финансовой поддержке по подготовке кадров, помощи в создании новых бизнес-инкубаторов в регионах России, поддержки международных контактов [1].

Учебно-деловые центры (УДЦ). Термин «учебно-деловые центры» введен в обиход Академией менеджмента и рынка, с 1992 года реализующей Морозовский проект - широкомасштабную программу поддержки малого предпринимательства и подготовки кадров для рыночной экономики. УДЦ имеют сходные с агентствами и бизнес-школами функции, однако, в отличие от агентств, УДЦ нацелены на реализацию образовательных программ, а от бизнес-школ их отличает внимание к консалтинговому и организационному сопровождению проектов. В настоящее время в регионах России создано 77 УДЦ, а также 52 их филиала в небольших городах.

Социально-деловые центры (СДЦ). Это структуры, создаваемые при центрах занятости. Цель СДЦ - создание новых рабочих мест для незанятого населения и безработных через развитие малого предпринимательства. Как правило, СДЦ - это государственными предприятиями с единственным учредителем - соответствующим центром занятости. В настоящее время в России зарегистрировано более 20 СДЦ.

Бизнес-центры (БЦ) оказывают, как правило, сервисные услуги предпринимателям и бизнесменам. Очень часто БЦ создаются при гостиницах, торговых центрах для

8

Научно-практический журнал “Управление и экономика вXXI веке" № 1/2015

обслуживания клиентов. Бизнес-центры на платной основе предоставляют помещения для переговоров, средства связи, компьютерную и оргтехнику. Некоторые БЦ сдают в аренду офисные помещения. В отличие от бизнес-инкубаторов, бизнес-центры оказывают услуги физическим лицам и по коммерческим расценкам. В последние годы структуры, называющиеся бизнес-центрами, созданы во многих регионах при центрах занятости. Однако они отличаются от вышеописанных бизнес-центров. Как правило, они предоставляют комплекс услуг по работе с незанятыми гражданами, желающими создать собственное дело, в этом их деятельность сходна с деятельностью СДЦ.

Региональные информационно-аналитические центры (РИАЦ). Эти структуры были созданы в 1994-1997 годах в 39 регионах России. Изначально информационноаналитические центров создавались в рамках Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства на 1994-1995 годы. За этот период было создано в 14 регионах России 16 объектов инфраструктуры. Другие информационноаналитические центры создавались на базе региональных ЦНТИ - центров научнотехнической информации, территориальных Торгово-промышленных палат, агентств поддержки малого бизнеса, инновационных центров поддержки предпринимательства, научно-производственных фирм. Более 50% региональных информационноаналитических центров - коммерческие организации, однако существуют РИАЦ -негосударственные некоммерческие, государственные некоммерческие структуры, а также РИАЦ, действующие без образования юридического лица. Финансироваться РИАЦ могут за счет средств регионального и федерального бюджетов, средств, полученных в результате собственной деятельности. В задачи информационно-аналитических центров входит информационное обслуживание предпринимателей (предоставление консультационной, юридической, справочной, нормативно-технической, экономической, налоговой информации), проведение работ по созданию реестра малых предприятий и банка инвестиционных и инновационных проектов, осуществление рекламной и издательской деятельности, осуществление образовательной деятельности, предоставление услуг по приобретению, установке и эксплуатации компьютерной техники, разработке компьютерных программ.

В известной степени налоговая инспекция или отдел регистрации мэрии также являются частью инфраструктуры, но не поддержки, а регулирования малого предпринимательства. Однако, как отмечает Гилина Т Г., несмотря на реализацию программ и мероприятия, проводимые органами власти на всех уровнях и другими заинтересованными в развитии малого бизнеса организациями, существует ряд причин, тормозящих развитие данного институционального сектора экономики. На первое место выходят административные барьеры, связанные с избыточным административным регулированием предпринимательской деятельности и удорожанием основных видов ресурсов [2, с.22].

Несмотря на всё это, последнее время функционирование малых предприятий демонстрирует хорошую адаптацию к внешним условиям, своим развитием укрепляя рыночные отношения.

В заключении отметим, цивилизованное развитие малого предпринимательства возможно только при наличии концептуально-стройной системы государственно-

9

ISSN 2312-9778

правовых мер, направленных на экономическую, социальную, информационную, обучающую и другие виды поддержки малого предпринимательства, и развития её инфраструктуры. Без государственно-правовой политики в этой области становление малого предпринимательства невозможно, эффективность его деятельности резко снижается, цели и назначение деформируются.

Литература

1. Боброва Е. В. Бизнес-инкубатор как инструмент муниципальной политики. Из материалов VI Всероссийской конференции представителей малых предприятий «Малый бизнес - экономическая основа развития местного самоуправления», состоявшейся 26 апреля 2005 года в Торгово-промышленной палате Российской Федерации. URL: http:// www.nisse.m/busmess/artide/artide_373.html?effort= (дата обращения: 06.12.2014)

2. Гилина Т Г. Риск влияния административных барьеров на деятельность малого и среднего бизнеса крупного города: оценка и мера снижения // Вестник Таганрогского института управления и экономики. 2010. №2. С.21-28

10

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.