Научная статья на тему 'Развитие системы инфраструктурного обеспечения функционирования малого предпринимательства'

Развитие системы инфраструктурного обеспечения функционирования малого предпринимательства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
434
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ИНФРАСТРУКТУРНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / SMALL BUSINESS / INFRASTRUCTURE SUPPORT / STATE SUPPORT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Данилюк Ю. В., Шульцев В. А., Цой Л. А.

Изучение отечественного и мирового опыта развития предпринимательской деятельности показало, что на ранних этапах развития рыночных отношений предпринимательство нуждается в серьезной государственной поддержке. Содействие малому бизнесу должно оказываться как государственными органами власти на всех уровнях (федеральном и региональном), так и общественными организациями самих предпринимателей (союзов, ассоциаций, торгово-промышленных палат). Всю инфраструктуру поддержки малого предпринимательства можно разделить на три основных составляющих, без которых бизнес нормально существовать и развиваться не может. Для начала любого бизнеса необходимо четко сформулировать идею, составить бизнес-план, просчитать все плюсы и минусы, получить информацию о налогах, стратегии развития бизнеса, правильно спланировать все расходы, изучить рынок. Для этого и существуют специальные учреждения, призванные помогать начинающим предпринимателям. Представлен анализ основных блоков инфраструктуры для развития малого предпринимательства. Сделан вывод о необходимости развития системы государственной и негосударственной поддержки развития малого предпринимательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF THE SYSTEM OF INFRASTRUCTURE SUPPORT OF THE FUNCTIONING OF SMALL BUSINESS

The study of domestic and international experience of business development showed that business needs serious government support on the early stages of market development. The assistance for small businesses should be provided by both state authorities on all levels (federal and regional) and public organizations of entrepreneurs (unions, associations, chambers of commerce). The entire infrastructure of the support of small business can be divided into three main components, without which the business cannot exist and develop well. It is necessary to conceive an idea, make up a business plan, estimate all the pros and cons, get information about taxes, business development strategy, plan all costs properly, study the market in order to start any business. There are special institutions designed to help starting entrepreneurs for that purpose. The article presents the analysis of the blocks of infrastructure for the development of small business. The authors make the conclusion about the need for the development of the system of state and non-state support of small business development.

Текст научной работы на тему «Развитие системы инфраструктурного обеспечения функционирования малого предпринимательства»

(I

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АПК ■■

УДК 338.48

РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ИНФРАСТРУКТУРНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Ю.В.Данилюк, В.А.Шульцев, Л.А.Цой

DEVELOPMENT OF THE SYSTEM OF INFRASTRUCTURE SUPPORT OF THE FUNCTIONING OF

SMALL BUSINESS

Yu.V.Danilyuk, V.A.Shultsev, L.A.Tsoy

Институт экономики и управления НовГУ, dan-lama@ya.ru

Изучение отечественного и мирового опыта развития предпринимательской деятельности показало, что на ранних этапах развития рыночных отношений предпринимательство нуждается в серьезной государственной поддержке. Содействие малому бизнесу должно оказываться как государственными органами власти на всех уровнях (федеральном и региональном), так и общественными организациями самих предпринимателей (союзов, ассоциаций, торгово-промышленных палат). Всю инфраструктуру поддержки малого предпринимательства можно разделить на три основных составляющих, без которых бизнес нормально существовать и развиваться не может. Для начала любого бизнеса необходимо четко сформулировать идею, составить бизнес-план, просчитать все плюсы и минусы, получить информацию о налогах, стратегии развития бизнеса, правильно спланировать все расходы, изучить рынок. Для этого и существуют специальные учреждения, призванные помогать начинающим предпринимателям. Представлен анализ основных блоков инфраструктуры для развития малого предпринимательства. Сделан вывод о необходимости развития системы государственной и негосударственной поддержки развития малого предпринимательства.

Ключевые слова: малое предпринимательство, инфраструктурное обеспечение, государственная поддержка

The study of domestic and international experience of business development showed that business needs serious government support on the early stages of market development. The assistance for small businesses should be provided by both state authorities on all levels (federal and regional) and public organizations of entrepreneurs (unions, associations, chambers of commerce). The entire infrastructure of the support of small business can be divided into three main components, without which the business cannot exist and develop well. It is necessary to conceive an idea, make up a business plan, estimate all the pros and cons, get information about taxes, business development strategy, plan all costs properly, study the market in order to start any business. There are special institutions designed to help starting entrepreneurs for that purpose. The article presents the analysis of the blocks of infrastructure for the development of small business. The authors make the conclusion about the need for the development of the system of state and nonstate support of small business development. Keywords: small business, infrastructure support, state support

Начиная с 1980-х годов ХХ века престиж малого бизнеса в мире начал повышаться в немалой степени благодаря его способности изобретать новые товары и создавать новые рабочие места. Вследствие этого в последние годы все чаще стали обращать внимание на его достижения и возможности, перспективы и проблемы.

В мире пока не существует общепринятого определения предпринимательства. Американский ученый, профессор Роберт Хизрич определяет предпринимательство «как процесс создания чего-то нового, что обладает стоимостью, а предпринимателя — как человека, который затрачивает на это все необходимое время и силы, берет на себя весь финансовый, психологический и социальный риск, получая в награду деньги и удовлетворение достигнутым». Анг-

лийский профессор Алан Хоскинг утверждает: «Индивидуальным предпринимателем является лицо, которое ведет дело за свой счет, лично занимается управлением бизнесом и несет личную ответственность за обеспечение необходимыми средствами, самостоятельно принимает решения. Его вознаграждением является полученная в результате предпринимательской деятельности прибыль и чувство удовлетворения, которое он испытывает от занятия свободным предпринимательством. Но наряду с этим он должен принять на себя весь риск потерь в случае банкротства его предприятия» [1].

Предпринимательство — это особый вид экономической активности (под которой мы понимаем целесообразную деятельность, направленную на извлечение прибыли), которая основана на самостоя-

тельной инициативе, ответственности и инновационной предпринимательской идее. Для предпринимательства характерна высокая зависимость от внешней среды: в процессе осуществления своей деятельности бизнес находится под влиянием целого ряда факторов, как общеэкономического, так и организационного характера, которые могут сдерживать его развитие. Экономическая активность представляет собой форму участия индивида в общественном производстве и способ получения финансовых средств для обеспечения жизнедеятельности его самого и членов его семьи. Такой формой участия индивида в общественном производстве является одна общественная функциональная обязанность или их комбинация, когда он выступает в качестве: собственника каких-либо объектов, недвижимости и т.д., приносящих ему постоянный и гарантированный доход (собственник предприятия или дома, сдаваемого в аренду, и т. д.); наемного работника, продающего свою рабочую силу (токарь на заводе, учитель в школе и т.д.); индивидуального производителя («свободный» художник, живущий на доходы от реализации своих произведений, или водитель, использующий автомобиль в качестве такси и живущий на доходы от такой деятельности, и т.д.); государственного или муниципального служащего; менеджера (управляющий чужим предприятием); пенсионера (пассивная форма участия в общественном производстве как следствие прошлой активности); учащегося или студента (как подготовительный этап к участию в будущем общественном производстве в какой-либо конкретной форме); безработного (как вынужденная форма неучастия или приостановки участия в общественном производстве); занятого оборонно-охранной деятельностью (армия, полиция, госбезопасность); вовлеченного в экономически преступную деятельность (воровство и др.) [2].

Предпринимательство характеризуется обязательным наличием инновационного момента — будь то производство нового товара, смена профиля деятельности или основание нового предприятия. Новая система управления производством, качеством, внедрение новых методов организации производства или новых технологий — это тоже инновационные моменты. Малый — это не вид, не организационно-правовая форма, а размер предприятия. Малое предприятие — всегда какое-то применительно к выделяемым в законодательстве видам предприятий. Из всех имеющихся видов предприятий: государственных, коллективных, совместных, кооперативов и т.д., выделяется их часть по критериям численности работающих. Существуют малые государственные, малые совместные, малые частные и прочие виды малых предприятий [3].

Малый бизнес играет важнейшую роль в современной экономической среде. В большинстве стран малый бизнес приносит 50—60% валового национального продукта. А в России этот показатель не дотягивает и до 20%. В соответствии со статистическими данными в малом предпринимательстве задействовано 25% от всего трудоспособного работающего населения Новгородской области. В 2012 году в области действовало 1240 малых предприятий с объё-

мом оборота 53,3 млрд. руб. Отрасли, в которых задействованы субъекты малого предпринимательства, разнообразны, начиная от традиционной торговли и оказания услуг, до изобретения и инноваций. Основными направлениями политики Новгородской области в сфере малого бизнеса являются мероприятия по совершенствованию нормативно-правовой базы, которая смогла бы обеспечить развитие и поддержку малого предпринимательства. В первую очередь — это создание благоприятного налогового режима, упрощение отчётности и учёта [4].

Существует три основных способа начать свое дело. Во-первых, предприниматель может купить готовую фирму, во-вторых, вложить деньги во франшизу, и, в-третьих, начать свое дело «с нуля». Для начинающих предпринимателей особенно важно иметь развитую инфраструктуру, так как сложнее всего начать бизнес «с нуля». Хотя любой бизнес начинается с идеи, но, не представляя, как правильно организовать свое дело, где взять стартовый капитал, снять офис подешевле или склад, идею не «раскрутишь».

Для этого и создается инфраструктура поддержки малого предпринимательства, представляющая собой совокупность государственных, негосударственных, общественных, образовательных, коммерческих организаций, непосредственно обеспечивающая нормальные условия жизнедеятельности (оперативное оказание услуг) и процесс воспроизводства малого бизнеса в целом.

Гармоничное развитие данного субъекта экономики зависит от многих факторов. К их числу можно отнести законодательную базу, информационные ресурсы, консультационные службы, финансовые учреждения и т.д. Все это в совокупности составляет инфраструктуру малого предпринимательства. Отсутствие или низкая работоспособность одного из перечисленных сегментов снижает эффективность деятельности всей системы и тормозит развитие малого бизнеса.

Более подробно опишем их функции. Всю инфраструктуру для развития малого предпринимательства можно наглядно представить в виде схемы, разделенной на три блока. Каждый блок выполняет свои функции и предоставляет определенные возможности будущему предпринимателю для создания собственного бизнеса. Без этих составляющих бизнес нормально существовать и развиваться не может.

I — Образовательно-консультативная поддержка: образовательные учреждения на базе институтов, бизнес-агентства, технопарки, бизнес-инкубаторы.

II — Финансовая помощь: банки, кредитные общества, лизинг, венчурные компании, государственные программы, бизнес-ангелы.

III — Материально-техническая база: бизнесцентры, бизнес-инкубаторы, бизнес-парки, торговые центры.

Для начала любого бизнеса, помимо бизнес-идеи, необходимо написать бизнес-план, просчитать все плюсы и минусы, получить информацию о налогах, стратегии развития бизнеса, правильно спланировать все расходы, изучить рынок. Для этого и су-

ществуют специальные учреждения, призванные помогать начинающим предпринимателям. Поэтому первый блок составляют организации, предоставляющие образовательно-консультативную поддержку. Она необходима для того, чтобы будущий предприниматель мог получить специализированное обучение для ведения тех или иных форм бизнеса, получить профессиональную юридическую, экономическую, либо маркетинговую помощь. Сюда относят: бизнес-школы (БШ), технопарки, учебные центры (УЦ), социально-деловые центры (СДЦ).

Бизнес-школами называются структуры, осуществляющие подготовку, переподготовку и повышение квалификации предпринимателей, руководителей и персонал малых предприятий (бухгалтеров, финансовых директоров, маркетологов, менеджеров), государственных и муниципальных служащих, работающих в департаментах, отвечающих за развитие малого предпринимательства в городе, области, регионе и т.д., а также граждан, желающих создать собственное дело, и безработных. Как правило, БШ — негосударственные образовательные учреждения, зачастую создаваемые на базе вузов, техникумов, различных структур поддержки малого предпринимательства.

Технопарки. Создаются в основном на базе высших учебных заведений с целью использования научного потенциала этих вузов и коммерциализации разработанных технологий через создание и развитие размещающихся на территории технопарка малых инновационных предприятий. Чаще технопарки создаются в крупных университетских центрах. Их создание и поддержка требуют значительных стартовых средств.

Учебные центры имеют сходные с агентствами и бизнес-школами функции, однако, в отличие от агентств, УЦ нацелены на реализацию образовательных программ, а от бизнес-школ их отличает внимание к консалтинговому и организационному сопровождению проектов.

Социально-деловые центры — это структуры, создаваемые при центрах занятости. Цель СДЦ — создание новых рабочих мест для незанятого населения и безработных через развитие малого предпринимательства. Как правило, СДЦ — это государственные предприятия с единственным учредителем — соответствующим центром занятости.

Когда получена вся необходимая информация о том, как правильно начать свое дело, возникает вторая проблема, где взять средства. Для этого следует перейти к следующему блоку «Финансовая инфраструктура». Сюда включены: банки, кредитные кооперативы, лизинговые учреждения. Банки и кредитные кооперативы знают многие, а бизнес-ангелов и венчурные компании стоит рассмотреть подробнее.

В формальном инвестиционном секторе преобладают «фирмы (или фонды) венчурного капитала», являющиеся по организационно-правовой форме партнерствами и объединяющие ресурсы ряда инвесторов: частных и государственных пенсионных фондов, благотворительных фондов, корпораций, частных лиц и самих венчурных капиталистов — вла-

дельцев венчурных фондов. Как правило, институциональные инвесторы распределяют 2—3% своего инвестиционного портфеля в альтернативные активы, такие как венчурный капитал. Фонды инвестируют привлеченные средства в новые фирмы, которые могут принести высокий доход в течение 5—7 лет.

Бизнес-ангелы — состоятельные люди, инвестирующие собственные средства в частные компании на начальных стадиях, обладающие значительным потенциалом роста, как правило, без предоставления какого-либо залога. Характерной особенностью такого способа инвестирования является то, что инвестор, не являясь бедным человеком, не имеет необходимости извлекать полученную компанией прибыль. Его цель — реинвестируя всю полученную компанией прибыль, максимально увеличить стоимость компании и, по истечении оговоренного срока, продать свою долю в компании, многократно увеличив свои первоначальные вложения. Этот срок обычно составляет 3—7 лет.

Лизинг — это договор аренды завода, промышленных товаров, оборудования, недвижимости для последующего использования в производственных целях арендатором, в то время как эти товары покупаются арендодателем и именно он сохраняет за собой право собственности (возможно, на весь период действия лизингового договора). Объектом лизинга чаще всего выступает капитальная продукция: машины, оборудование, транспортные средства и другие инвестиционные товары.

Последний блок — материально-техническая поддержка. Этот блок играет очень важную роль в бизнесе, в связи с ограниченностью ресурсов у начинающих предпринимателей. Для нормального функционирования бизнеса необходимо иметь офис, склад, торговые площади. Организации, входящие в этот блок, помогают реализовать вышеперечисленные потребности.

Бизнес-инкубаторы (БИ). К бизнес-инкубаторам относятся структуры, размещающие на льготных условиях специально отобранные малые предприятия на своих площадях и оказывающие им консалтинговые, образовательные и офисные услуги. Бизнес-инкубаторы могут действовать как самостоятельные структуры, так и в составе технопарков, тех-ноцентров и др.

Бизнес-центры (БЦ) оказывают, в основном, сервисные услуги предпринимателям и бизнесменам. Очень часто БЦ создаются при гостиницах, торговых центрах для обслуживания клиентов. Бизнес-центры на платной основе предоставляют помещения для переговоров, средства связи, компьютерную и оргтехнику. Некоторые БЦ сдают в аренду офисные помещения. В отличие от бизнес-инкубаторов, бизнесцентры оказывают услуги физическим лицам и по коммерческим расценкам.

Таким образом, можно сделать вывод, что инфраструктура МП выполняет важную социальную функцию, поэтому её создание и развитие, как правило, полностью или частично финансируются за счёт государства с привлечением средств и возможностей объединений предпринимателей, а также финансовых

ресурсов из частных источников на некоммерческой основе (субсидирование, гранты, благотворительность).

Элементы инфраструктуры малого бизнеса являются, по сути, каналами, по которым государственная поддержка в основных своих формах доводится до её получателей — субъектов малого предпринимательства. Одновременно по этим же каналам осуществляется обратная связь, позволяющая в максимальной степени ориентировать всю систему на реальные потребности и действительные интересы малого бизнеса. Кроме того, в целях обеспечения конкурентоспособности предпринимательских структур необходимо осуществлять совершенствование управления как основными, так и вспомогательными бизнес-процессами предприятий [5].

Инфраструктура малого бизнеса понимается именно как система организаций, целью которых является оказание содействия субъектам малого предпринимательства. Как правило, содействие малым предприятиям и предпринимателям либо отдельным их категориям оказывается на условиях, отличных от рыночных (льготные кредиты, бесплатные консультации, дешевая аренда, услуги по пониженным расценкам, гарантийные и лизинговые учреждения, фонды). Именно это и выделяет инфраструктуру малого бизнеса из значительно более обширной совокупности организаций, специализирующихся на оказании деловых коммерческих услуг.

Развитие системы государственной и негосударственной поддержки развития малого предпринимательства играет важную роль в экономической и социальной организации общества для обеспечения перехода национальной экономики в мир рыночных отношений. Кроме того, массовое развитие малого бизнеса способствует изменению общественной психологии и жизненных ориентиров основной массы населения, раскрытию его внутреннего потенциала, обеспечению собственного благополучия, благосостояния и достойного уровня жизни.

Инфраструктура как обязательный компонент любой целостной системы должна способствовать обновлению и эффективному развитию малого бизнеса. Важно учитывать, что малые предприятия занимают традиционную только для них сферу деятельности, в которую крупные предприятия редко вмешиваются. В основной массе — это производства с применением ручного труда, к которым относятся ремес-

ленные виды работ, народные промыслы и аналогичные виды деятельности. При хорошей организации снабжения необходимыми материалами и сбыта изделий, такие малые предприятия дают значительную отдачу.

1. Государственное регулирование экономики: Учеб. пособие для вузов / Под ред. Т.Г.Морозовой. М.: ЮНИТИ, 2001. 225 с.

2. Герчикова И. Регулирование предпринимательской деятельности: Учеб. пособие. М.: Былина, 2002. 54 с.

3. Ким Л.В., Максимюк Н.Н., Мещеряков Г.В. Стратегические подходы к управлению инновациями и обеспечению эффективности бизнеса в предпринимательской среде // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 1. [Электр. ресурс]. URL: http//www.science-education.ru/107-8255 (дата обращения: 25.12.2014).

4. Политика Новгородской области в сфере малого и среднего бизнеса // ProTown.ru [Электр. ресурс]. URL: http//www.protown.ru/Russia/obl/articles/7710.html (дата обращения: 25.12.2014).

5. Малое предпринимательство в России: состояние, проблемы, перспективы // Аналитический сборник Всероссийского съезда представителей малого предпринимательства [Электр. ресурс]. URL: http//www.smb.ru/analytics.html (дата обращения: 25.12.2014).

References

1. Morozova T.G., ed. Gosudarstvennoe regulirovanie eko-nomiki: ucheb. posobie dlya vuzov [Government regulation of the economy: Textbook for higher educational institutions]. Moscow, YuNITI Publ., 2001. 225 p.

2. Gerchikova I. Regulirovanie predprinimatel'skoy deyatel'nosti: ucheb. posobie [Business regulation: Textbook]. Moscow, Bylina Publ., 2002. 54 p.

3. Kim L.V., Maksimyuk N.N., Meshcheryakov G.V. Strate-gicheskie podkhody k upravleniyu innovatsiyami i obe-specheniyu effektivnosti biznesa v predprinimatel'skoy srede [Strategic approaches to innovation management and business efficiency ensuring in business environment]. Sovre-mennye problemy nauki i obrazovaniya. 2013. № 1. Available at: http//www.science-education.ru/107-8255 (accessed 25.12.2014).

4. Politika Novgorodskoy oblasti v sfere malogo i srednego biznesa [The policy of the Novgorod region in the field of small and medium-sized business]. ProTown.ru. Available at: http//www.protown.ru/Russia/obl/articles/7710.html (accessed 25.12.2014).

5. Maloe predprinimatel'stvo v Rossii: sostoyanie, problemy, perspektivy [Small business in Russia: condition, problems, prospects]. Analiticheskiy sbornik Vserossiyskogo s"ezda predstaviteley malogo predprinimatel'stva [Analytical collection of publications of Russia-wide congress of representatives of small business]. Available at: http//www.smb.ru/analytics.html (accessed 25.12.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.