Научная статья на тему 'Проблема общественного сознания в свете экзистенциального подхода'

Проблема общественного сознания в свете экзистенциального подхода Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
968
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Ключевые слова
ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ / SOCIAL AWARENESS / ОБЩЕСТВЕННОЕ БЫТИЕ / SOCIAL BEING / ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ / EXISTENTIALISM / КОММУНИКАЦИЯ / COMMUNICATION / ЭКЗИСТЕНЦИАЛЫ / ASSISTENZIALE / ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / EXISTENTIAL COMMUNICATION / КОММУНИКАЦИОННАЯ СИСТЕМА / COMMUNICATION SYSTEM / ИНТЕРСУБЪЕКТИВНОСТЬ / INTER PERSONALITY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Полещук А.Р.

Общественное сознание является объектом изучения многих научных дисциплин. Сам термин «общественное сознание» вырабатывался в рамках марксистской философии для концептуального разделения материальной и духовной сторон жизни общества. В настоящее время можно выделить социокультурный и социально-информациологический подходы к общественному сознанию, в статье рассматриваются недостатки этих подходов. Общественное сознание дифференцированно на многочисленные формы и уровни. Это приводит к тому, что общественное сознание как целостный феномен выпадает из поля зрения современных исследований. Для решения данной проблемы автор предлагает использовать экзистенциальный подход. В его рамках общественное сознание понимается как социокультурная система, базовой организующей подсистемой которой является коммуникационная система, прослеживающаяся в том или ином виде на всех стадиях исторического развития общественного сознания начиная с мифологического и заканчивая массовым. Коммуникационная система может быть понята как система, структурно образуемая экзистенциалами, содержание которых образует индивидуально переживаемый опыт совместного человеческого бытия-в-мире. Такой подход позволяет обратиться к общественному сознанию как к целостному нередуцируемому в своей непосредственной данности феномену.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problem of social mind in the light of existential approach

Social mind is a studying object of many scientific disciplines. The term «social mind» was created in the frames of Marxist philosophy for conceptual division of material and spiritual sides of society's life. Today we can separate out socio-cultural and socio-informatiological approaches to social mind. The article considers the drawbacks of these approaches. Social mind can be divided into numerous forms and levels. It leads to the fact that social mind as an integral phenomenon comes out of modern research's sight. In order to solve this problem the author offers to use existential approach. In the frames of existential approach social mind is understood as socio-cultural system, the basic organize subsystem of which is a communicative system. The last (communicative system) one is presented in the all historical stages of social mind's development: from mythological to mass ones. The communicative system can be understood as a structural system formed by existentials which content form individual experience of mutual being in the world. This approach allows calling a social mind as an integral unreduced phenomenon in its direct entity.

Текст научной работы на тему «Проблема общественного сознания в свете экзистенциального подхода»

дискуссия

журнал научных публикаций

А.Р. Полещук, соискатель, кафедра философии и культурологии, Казанский государственный университет культуры и искусств, г. Казань, Россия, master7471@gmail.com

ПРОБЛЕМА ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ В СВЕТЕ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОГО ПОДХОДА

Общественное сознание является объектом изучения многих научных дисциплин. Сам термин «общественное сознание» вырабатывался в рамках марксистской философии для концептуального разделения материальной и духовной сторон жизни общества. В настоящее время можно выделить социокультурный и социально-информациологический подходы к общественному сознанию, в статье рассматриваются недостатки этих подходов. Общественное сознание дифференцированно на многочисленные формы и уровни. Это приводит к тому, что общественное сознание как целостный феномен выпадает из поля зрения современных исследований. Для решения данной проблемы автор предлагает использовать экзистенциальный подход. В его рамках общественное сознание понимается как социокультурная система, базовой организующей подсистемой которой является коммуникационная система, прослеживающаяся — в том или ином виде — на всех стадиях исторического развития общественного сознания — начиная с мифологического и заканчивая массовым. Коммуникационная система может быть понята как система, структурно образуемая экзистенциалами, содержание которых образует индивидуально переживаемый опыт совместного человеческого бытия-в-мире. Такой подход позволяет обратиться к общественному сознанию как к целостному нередуцируемому в своей непосредственной данности феномену.

Ключевые слова: общественное сознание, общественное бытие, экзистенциализм, коммуникация, экзистенциалы, экзистенциальная коммуникация, коммуникационная система, интерсубъективность.

Общественное сознание уже давно является объектом изучения многих научных дисциплин. Социология, к примеру, рассматривает общественное сознание как определенные механизмы жизни общества, психология изучает взаимосвязи между индивидуумом и обществом и т. д. Сам термин вырабатывался в рамках марксистской философии для концептуального разделения материальной и духовной сторон жизни общества.

Общественное сознание имеет сложную структуру, в которой выделяют различные формы и уровни, причем каждая форма обладает относительной самостоятельностью. От того, какая форма сознания является объектом исследования, зависят методы его изучения.

По мнению некоторых исследователей (П.Т. Караева, С.А. Храпов, А.А. Гаврил ов), сложная структура общественного сознания и многообразие подходов к его изучению приводят к одной из актуальных сегодня проблем — дифференциации научного знания. С.А. Храпов справедливо замечает: «Приращивание понятий и критериев структуризации сознания (виды, типы, по сфере общественной жизни и т. д.)» носят негативный характер, поскольку «с методологической и логической точек зрения ясно, что данная исследовательская тенденция ведет не к приближению к истине, а удалению от нее (вспомним правило, получившее название „бритвы Оккама" — „не следует умножать сущность сверх меры")»1.

№ 2 (54) ФЕВРАЛЬ 2015

ДИСКУССИЯ 4

журнал научных публикаций Ц

Рассмотрим основные из существующих на сегодняшний день подходов к изучению общественного сознания. К таковым можно отнести социокультурный и соци-ально-информациологи- -

ческий подходы.

Социокультурный подход позволяет «выявить системные связи духовной жизни общества (общественного сознания, менталитета) с институциональными структурами социальной организации, в которых культура рассматривается как одна из основных предпосылок их возникновения»2. Однако, по нашему мнению, как и во всяком системно организуемом подходе, в нем недооценивается роль единичного в формировании целого, то есть не придается достаточно важного значения индивидуальному сознанию в общественном сознании.

В основе социально-информациологи-ческого подхода лежит понятие социальной информации, которая и формирует общественное сознание. В отличие от социокультурного подхода, социально-информациоло-гический «рассматривает наиболее единичные, то есть самые маленькие, и наиболее общие, то есть самые большие проблемы мировоззрения, и прежде всего — отношение единичного к общему и наоборот»3. Несмотря на все свои достоинства, социально-информациологический подход также имеет ряд недостатков. Основой проблемой можно считать то, что в социально-информациоло-гическом подходе используются естественнонаучные методы, перенос и использование которых в социально-гуманитарном знании уже представляет определенные трудности.

С.А. Храпов пишет: «общественное сознание возникло одновременно с сознанием индивидуальным, ибо лишь факт качественной трансформации всей когнитивной структуры человека позволил ему выделиться из животного мира, то есть обрести свой антропологический статус»4. Основываясь на этом допущении, можно предположить, что общественное сознание возникает вместе с развитием коммуникационных способностей субъекта.

Общественное сознание имеет сложную структуру, в которой выделяют различные формы и уровни, причем каждая форма обладает относительной

самостоятельностью. От того, какая форма сознания является объектом исследования, зависят методы его изучения.

В своем развитии общественное сознание проходит сложный путь от мифологического к массовому. На всех стадиях его исторического развития — в том или ином - виде — прослеживается коммуникационная система.

В массовом сознании, характерном для современного общества, ключевую роль играет субъект со всеми его характеристиками. Так же и в мифологическом, как замечает В.М. Пи-= воев, «есть лишь индивидуальные носители общего мифологического сознания, опыта»5. Лишь благодаря коммуникационной способности субъект становится носителем «общего», то есть общественного, сознания.

Ни одна форма общественного сознания невозможна без коммуникационной системы. Факт коммуникации является константным для всех проявлений общественного сознания. Учитывая вышесказанное, можно попытаться достигнуть универсального понимания общественного сознания, что и является целью данной работы.

Так или иначе — общественное сознание отражает общественную жизнь, а в его основании лежит коммуникация, что подчеркивали и сами классики марксизма: «Там, где существует какое-нибудь отношение, оно существует для меня; животное не „относится" ни к чему и вообще не „относится"; для животного его отношение к другим не существует как отношение. Сознание, следовательно, с самого начала есть общественный продукт и остается им, пока вообще существуют люди»6.

Для того чтобы получить целостное представление об общественном сознании, необходимо обратиться к непосредственно переживаемому общественному бытию, принимая во внимание основные положения социокультурного подхода. Представление о непосредственном бытии человека было разработано в экзистенциализме, который справедливо может считаться сегодня одной из фундаментальных онтоло-гий. Следовательно, и общественное сознание — как проекция общественного бы-

дискуссия

журнал научных публикаций

тия — может быть рассмотрено в экзистенциальном ключе.

Как уже отмечалось, в основании любой формы общественного сознания лежит коммуникационная система, соответственно, в данном аспекте рассмотрения общественного сознания вопрос о соотношении его теоретического и обыденного уровней снимается. В качестве коммуникационной системы в данном случае выступают не только интерсубъективные отношения, но и отношения субъекта с объектами окружающего мира, что в экзистенциализме может быть выражено взаимосвязанными экзистенциалами бытие-в-мире, со-бытие, бытие-с-другими и т. д.

Экзистенциалы — своего рода фреймы социального индивидуально переживаемого опыта различных культурно-исторических эпох, выражающие диалектическую взаимозависимость общественного сознания и общественного бытия. Такой опыт возможен лишь благодаря развитой коммуникационной системе, которая формируется в процессе взаимодействия единичных субъектов между собой и окружающим миром. Можно предположить, что в факте наличия таких коммуникаций и связей (экзистенциалов) заключена относительная самостоятельность общественного сознания.

Таким образом, под общественным сознанием может пониматься социокультурная система, базовой организующей подсистемой которой является коммуникационная система, структурно образуемая экзистен-циалами, содержание которых образует индивидуально переживаемый опыт совместного человеческого бытия-в-мире.

Согласно экзистенциализму, подлинное бытие достигается в экстатических состояниях единичной личности — «онтологический ужас» (М. Хайдеггер), «тошнота» (Ж.П. Сартр). Тем не менее, как пишет О.Ф. Больнов, «единичность, в которой реализуется экзистенциальное существование, представляет собой не замкнутость и отстранение от совместного бытия, но остается открытым для другого экзистенциаль-

ного существования, ведь именно в соприкосновении с ним ему требуется испытание, и именно в этом соприкосновении оно раз-горается»7.

Экзистенциалы - своего рода фреймы социального индивидуально переживаемого опыта различных культурно-исторических эпох, выражающие диалектическую взаимозависимость общественного сознания и общественного бытия.

Коммуникация — одно из основных понятий философии существования. В экзистенциализме различают объективную и «экзистенциальную» коммуникации (К. Ясперс, М. Бу-бер, Г. Марсель), при последней достигается «подлинное» совместное бытие, проявляемое в интерсубъективном переживании со-бытия. Отметим, что подробное рассмотрение природы самой коммуникации выходит за рамки данной работы, так как для нас был важен сам факт наличия этих коммуникационных связей.

Экзистенциальный подход к общественному сознанию предполагает изучение не только системных связей и отношений между субъектами и окружающим миром, но и исследование иррационального опыта, малоизученного аспекта теории общественного сознания. Кроме того, при рассмотрении общественного сознания с позиций экзистенциализма, появляется возможность абстрагироваться от его дифференциации на многочисленные формы и уровни и обратиться к общественному сознанию как к непосредственной данности, нередуциру-емому далее феномену, что заслуживает исследовательского внимания и требует даль-

нейшей разработки, ilft

Литература

1. Храпов С.А. Индивидуальное и общественное сознание: гносеологические и онтологические аспекты взаимодействия // Научные ведомости БелГУ. 2009. № 8. С. 201.

2. Гаврилов А.А. Современные тенденции в методологии исследования общественного сознания // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2013. № 2. С. 39.

3. Юзвишен И.И. Основы информациолдогии. М.: 2000. С. 41.

4. Храпов С.А. Индивидуальное и общественное сознание: гносеологические и онтологические аспекты

№ 2 (54) ФЕВРАЛЬ 2015 С '

взаимодействия // Научные ведомости БелГУ. 2009. 6. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 3. М.: Рипол

№ 8. С. 203. Классик, 2013. С. 29.

5. Пивоев В.М. Мифологическое сознание как способ 7. Больнов О.Ф. Философия экзистенциализма: фи-

освоения мира. Петрозаводск: Карелия, 1991. С. 37. лософия существования. СПб.: 1999. С. 76.

PROBLEM OF SOCIAL MIND IN THE LIGHT OF EXISTENTIAL APPROACH

A.R. Poleshuk, applicant, Kazan State University of Culture and Arts, Kazan, Russia, master7471@gmail.com

Social mind is a studying object of many scientific disciplines. The term «social mind» was created in the frames of Marxist philosophy for conceptual division of material and spiritual sides of society's life. Today we can separate out socio-cultural and socio-informatiological approaches to social mind. The article considers the drawbacks of these approaches. Social mind can be divided into numerous forms and levels. It leads to the fact that social mind as an integral phenomenon comes out of modern research's sight. In order to solve this problem the author offers to use existential approach. In the frames of existential approach social mind is understood as socio-cultural system, the basic organize subsystem of which is a communicative system. The last (communicative system) one is presented in the all historical stages of social mind's development: from mythological to mass ones. The communicative system can be understood as a structural system formed by existentials which content form individual experience of mutual being in the world. This approach allows calling a social mind as an integral unreduced phenomenon in its direct entity.

Key words: social awareness, social being, existentialism, communication, assistenziale, existential communication, communication system, inter personality.

References

1. Khrapov S.A. Individual'noe i obshchestvennoe soznanie: gnoseologicheskie i ontologicheskie aspekty vzaimodeistviia [Individual and social cognition: the epistemological and ontological aspects of interaction]. Nauchnye vedomosti BelGU — Belgorod state University scientific Bulletin, 2009, no. 8, pp. 200—206.

2. Gavrilov A.A. Sovremennye tendentsii v metodologii issledovaniia obshchestvennogo soznaniia [Current trends in research methodology of social consciousness]. Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i iuridicheskie nauki, kul'turologiia i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki — Historical, philosophical, political and legal Sciences, Culturology and study of art. Issues of theory and practice, 2013, no. 2, pp. 37-40.

3. Iuzvishen I.I. Osnovy informatsioldogii [Basics informatsiologii]. Moscow, 2000. 506 p.

4. Khrapov S.A. Individual'noe i obshchestvennoe soznanie: gnoseologicheskie i ontologicheskie aspekty vzaimodeistviia [Individual and social cognition: the epistemological and ontological aspects of interaction]. Nauchnye vedomosti BelGU — Belgorod state University scientific Bulletin, 2009, no. 8, pp. 200—206.

5. Pivoev V.M. Mifologicheskoe soznanie kak sposob osvoeniia mira [Mythological consciousness as a way of mastering the world]. Petrozavodsk, Kareliia Publ., 1991. 113 p.

6. Marx K., Engels F. Sochineniia. T. 3 [The compositions. Vol. 3]. Moscow, Ripol Klassik Publ., 2013.

7. Bol'nov O.F. Filosofiia ekzistentsializma: filosofiia sushchestvovaniia [The philosophy of existentialism: philosophy of existence]. St. Petersburg, 1999. 222 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.