Научная статья на тему 'Общественное сознание в рамках экзистенциального подхода'

Общественное сознание в рамках экзистенциального подхода Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
328
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ / EXISTENTIALISM / ЭКЗИСТЕНЦИАЛЫ / ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ ВАКУУМ / EXISTENTIAL VACUUM / ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ / SOCIAL AWARENESS / КОММУНИКАЦИЯ / COMMUNICATION / КОММУНИКАЦИОННАЯ СИСТЕМА / COMMUNICATION SYSTEM / СОЦИАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ / SOCIAL INFORMATION / ИНТЕРСУБЪЕКТИВНОСТЬ / INTERSUBJECTIVITY / EXISTENTIALS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Полещук А.Р.

В работе производится попытка разработать экзистенциальный подход к проблеме общественного сознания. Общественное сознание выступает в качестве коммуникационной системы, образуемой экзистенциалами. Такой подход, по мнению автора, может дать целостное представление об общественном сознании как нередуцируемом феномене.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The social consciousness in the framework of existential approach

The article attempts to develop an existential approach to the problem of social consciousness. The social consciousness acts as a communication system formed by existentials. Such an approach, in the author’s opinion, can give a holistic view on the social consciousness as an irreducible phenomenon.

Текст научной работы на тему «Общественное сознание в рамках экзистенциального подхода»

УДК 141.32

Полещук Артур Романович

соискатель кафедры философии,

культурологии и педагогики

Казанского государственного института культуры

ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ В РАМКАХ

ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОГО ПОДХОДА

Poleshchuk Artur Romanovich

PhD applicant, Philosophy, Cultural Studies and Education Science Department, Kazan State Institute of Culture

THE SOCIAL CONSCIOUSNESS IN THE FRAMEWORK OF EXISTENTIAL APPROACH

Аннотация:

В работе производится попытка разработать экзистенциальный подход к проблеме общественного сознания. Общественное сознание выступает в качестве коммуникационной системы, образуемой эк-зистенциалами. Такой подход, по мнению автора, может дать целостное представление об общественном сознании как нередуцируемом феномене.

Ключевые слова:

экзистенциализм, экзистенциалы, экзистенциальный вакуум, общественное сознание, коммуникация, коммуникационная система, социальная информация, интерсубъективность.

Summary:

The article attempts to develop an existential approach to the problem of social consciousness. The social consciousness acts as a communication system formed by existentials. Such an approach, in the author's opinion, can give a holistic view on the social consciousness as an irreducible phenomenon.

Keywords:

existentialism, existentials, existential vacuum, social awareness, communication, communication system, social information, intersubjectivity.

Общественное сознание уже давно привлекает внимание исследователей различных научных дисциплин. Например, в социологии общественное сознание рассматривается в качестве механизмов жизни общества, психология выявляет соотношения между индивидом и обществом.

Общественное сознание многомерно, оно обладает сложной структурой, в которой выделяют формы и уровни (историческое, мифологическое, массовое и т. д.). В подобном многообразии форм, на наш взгляд, теряется понимание общественного сознания как нередуцируемого целостного феномена.

В попытке разработать наиболее универсальный подход мы уже рассматривали общественное сознание в экзистенциальном ключе [1].

Экзистенциализм по праву можно считать одним из основных фундаментальных направлений философской мысли последних десятилетий. Краеугольным камнем экзистенциальной философии является человеческое бытие.

Достичь понимания общественного сознания как нередуцируемого целого, на наш взгляд, возможно лишь отталкиваясь от непосредственного индивидуального бытия (экзистенции), а также принимая во внимание феномен коммуникации (в широком смысле), ведь человек - существо социальное, следовательно, и бытие его имеет общественную природу.

Кроме того, следует отметить, что проблематика экзистенциализма исходит из фундаментального вопроса о смысле человеческого существования. Этим же вопросом задается все большее количество индивидуумов в сложную эпоху современного социально-культурного кризиса.

Еще в 1950-60-е гг. В. Франкл обратил внимание на проблему экзистенциального вакуума - утрату смысла человеческого бытия, «феномен, который одновременно усиливается и распространяется» [2, с. 308]. В настоящее время, по-видимому, «экзистенциальный вакуум» разросся до масштабов общественного явления.

Таким образом, разработка экзистенциального подхода способна не только дать целостное представление об общественном сознании, но и в дальнейшем обратить внимание на некоторые важные аспекты его функционирования, чем и объясняется актуальность данной работы.

Напомним, что, рассматривая общественное сознание в свете экзистенциального подхода, мы пришли к выводу о том, что ни одна его форма не обходится без сложной коммуникационной системы, а факт коммуникации присутствует во всех проявлениях общественного сознания.

В попытке сформулировать наиболее универсальное определение общественного сознания, мы заключили, что «под общественным сознанием может пониматься социокультурная система, базовой организующей подсистемой которой является коммуникационная система, структурно образуемая экзистенциалами, содержание которых образует индивидуально переживаемый опыт совместного человеческого бытия-в-мире» [3, с. 42].

Из существующих в настоящее время подходов к общественному сознанию можно выделить два основных: социально-информациологический и социокультурный. Рассмотрим их более подробно в соотношении с предлагаемым экзистенциальным определением общественного сознания. Действительно, невозможно игнорировать то огромное влияние, которое оказывает социальная информация на формирование современного общественного сознания в условиях массовой информатизации.

Существует множество различных определений социальной информации. Приведем некоторые из них: социальная информация - это «опосредствованные каким-то кодом (звуком, словом, знаком, жестом и т. п.) и адресованные человеку (людям, обществу) сообщения об объективном мире...»; «совокупность знаний, сведений, данных и сообщений, которые формируются и воспринимаются в обществе и используются индивидами, группами, организациями для регулирования социальных отношений и воздействия в системе "общество - человек - природа"» [4, с. 97].

По мнению В.Ф. Иванова, который попытался синтезировать различные определения, под социальной информацией могут пониматься «сообщения, которые переданы любым понятным человеку кодом и содержат в себе сведения о процессах функционирования человека и общества» [5, с. 98].

Во всех приведенных определениях присутствует факт коммуникации, так как любая информация «адресована человеку». Иными словами, всякая информация нуждается в воспринимающем ее субъекте. Воспринимать какую бы то ни было информацию человек может только посредством коммуникации с другими субъектами, окружающим миром и т. д. Таким образом, информация имеет смысл только в коммуникационной среде.

Информация может храниться на электронных носителях, но она всегда в конечном счете адресована человеку. К примеру, если мы сохраняем на жестком диске (электронном носителе) какой-либо файл, то делаем это для того, чтобы открывающий его субъект воспринял содержащуюся в нем информацию, то есть для того, чтобы субъект вступил в коммуникацию.

Таким образом, всякая информация нуждается в коммуникационной среде, следовательно, имеет социальный характер. Очевидно, что информация оказывает огромное влияние на общественное сознание именно посредством сложной системы коммуникационных связей.

Принимая во внимание вышесказанное, можно допустить, что информация в данном ракурсе может пониматься как атрибут общественного сознания.

Социокультурный подход также предполагает изучение системных связей, характер которых «определяется, как известно, либо постепенной трансформацией различных неформализованных видов жизненной активности людей в образцы и виды системной организации (процессы институционализации), либо обратным переходом системных образований (целостностей) в дифференцированные и разнонаправленные виды спонтанной активности субъектов» [6, с. 306].

Так или иначе, социум есть система, стало быть, и общественное сознание, будучи отражением общественной жизни, также является не чем иным, как системой.

Процессы институционализации априори подразумевают под собой сложно развитую систему коммуникаций. Причем коммуникационная система в данном случае должна восприниматься в качестве не только интерсубъективных отношений, но и отношений субъекта со всеми объектами внешнего мира.

Согласно М. Хайдеггеру, человек всегда существует «способом бытия-в-мире» [7, с. 53]. Возникает вопрос: что мы понимаем под миром? Р. Яэгги, к примеру, комментируя работы Х. Арендт, пишет, что весь мир есть не что иное, как «специфическая социальная связь, которая генерирует общественность» [8, Б. 49]. До определенной степени с этим можно согласиться, ведь в процессе коммуникации мы получаем информацию, накапливаем знания о мире; благодаря коммуникации в обществе устанавливаются нормы и правила, образовываются различные институты.

Такие коммуникационные связи в экзистенциализме могут быть выражены экзистенциа-лами: бытие-с-другими, бытие-в-мире, со-бытие. Экзистенциалы могут пониматься как «своего рода фреймы социального индивидуально переживаемого опыта различных культурно-исторических эпох, выражающие диалектическую взаимозависимость общественного сознания и общественного бытия» [9, с. 42]. Такой индивидуальный опыт возможен лишь благодаря системе сложных коммуникационных связей, ведь существование «в-мире» уже подразумевает некоторое взаимодействие субъектов с окружающим миром, а также между собой.

Согласно экзистенциализму, подлинное бытие раскрывается в таких экстатических состояниях, как «тошнота» (Ж.-П. Сартр), «онтологический ужас» (М. Хайдеггер) и т. д. Заметим здесь, что все эти состояния могут быть вызваны внешними факторами, внешним миром.

Как видно из всего вышеизложенного, экзистенциальный подход не противоречит существующим подходам к общественному сознанию, а, напротив, может быть рассмотрен в качестве их синтеза. Кроме того, если общественное сознание рассматривается в экзистенциальном

ключе, то снимается проблема его дифференциации на формы и уровни, то есть не имеет значения, говорим мы о мифологическом или о массовом сознании.

Современную эпоху принято характеризовать глубоким кризисом во всех областях общественной жизни, в том числе кризисом культурным. Среди прочих характеристик социального кризиса выделяют: «неопределенность и существование множества возможностей для дальнейшего развития общественной системы», «утрату или искажение основных социальных ценностей», «доминирование материального начала над духовным» [10, с. 76] и т. д.

Принято считать, что обозначенные проблемы возникают в переломные моменты истории (становление монотеизма, реформация и контрреформация, научно-техническая революция и т. д.). Возникает вопрос, когда впервые возникает проблема социального кризиса: в современную эпоху глобализации или намного раньше? Или, быть может, сам феномен кризиса выступает в качестве некоторой константы, которая наполняет смыслом социальное бытие?

Как бы то ни было, обсуждение заданного вопроса уже выходит за рамки данной работы. Мы лишь попытались выработать экзистенциальный подход к проблеме общественного сознания. На этом цель работы можно считать достигнутой.

Ссылки:

1. Полещук А. Р. Проблема общественного сознания в свете экзистенциального подхода // Дискуссия. 2015. № 2. С. 40-43.

2. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990. 367 с.

3. Полещук А.Р. Указ. соч. С. 42.

4. Цит. по: Иванов В.Ф. Социальная информация и ее свойства // Известия Южного федерального университета. Филологические науки. 2008. № 4. С. 96-107.

5. Там же. С. 98.

6. Резник Ю.М. Социокультурный подход как методология исследований // Вопросы социальной теории. 2008. Т. 2, № 1. С. 305-328.

7. Хайдеггер М. Бытие и время. СПб., 2006. 451 с.

8. Jaeggi R. Welt und Person: zum anthropologischen Hintergrund der Gesellschaftskritik Hannah Arendts. Berlin, 1997. 109 S.

9. Полещук А.Р. Указ. соч. С. 42.

10. Арутюнян К.С. Изменения в общественном сознании в условиях социального кризиса (Социально-философский аспект) // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2013. № 1. С. 73-79.

References:

1. Poleshhuk, AR 2015, 'The problem of social consciousness in the light of the existential approach', Discussion, no. 2, p. 40-43.

2. Frankl, V 1990, Man in search of meaning, Moscow, 367 p.

3. Poleshhuk, AR 2015, 'The problem of social consciousness in the light of the existential approach', Discussion, no. 2, p. 42.

4. Cit. by: Ivanov, VF 2008, 'Social information and its properties', Herald of Southern Federal University. Philology, no. 4, p. 96107.

5. Ivanov, VF 2008, 'Social information and its properties', Herald of Southern Federal University. Philology, no. 4, p. 98.

6. Reznik, YM 2008, 'Socio-cultural approach as a research methodology', Questions of social theory, vol. 2, no. 1, p. 305-328.

7. Heidegger, M 2006, Being and Time, St. Petersburg, 451 p.

8. Jaeggi, R 1997, Welt und Person: zum anthropologischen Hintergrund der Gesellschaftskritik Hannah Arendts, Berlin, 109 S.

9. Poleshhuk, AR 2015, 'The problem of social consciousness in the light of the existential approach', Discussion, no. 2, p. 42.

10. Arutyunyan, KS 2013, 'Changes in the public consciousness in a social crisis (social-philosophical aspect)', News of higher educational institutions. Volga region. Humanitarian sciences, no. 1, p. 73-79.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.