Научная статья на тему 'Проблема личности, ее развития и воспитания в философско-педагогическом наследии С. Л. Франка'

Проблема личности, ее развития и воспитания в философско-педагогическом наследии С. Л. Франка Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1027
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / РАЗВИТИЕ И ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ / ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ / НРАВСТВЕННОСТЬ / ЛЮБОВЬ / ТВОРЧЕСТВО / ОБЪЕКТИВНАЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ / ДУХОВНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Хаустова Надежда Михайловна

Статья посвящена анализу концепции личности, ее развития и воспитания в философском наследии С. Л. Франка. Он рассматривает личность как духовный центр человеческого существа и основу социальной и культурной жизни человека. Особое внимание он уделяет осмыслению сущностных характеристик личности: любви как единения человека с Богом и ближним, нравственности как состояния сознания человека, творчества как основы духовно-нравственного развития личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема личности, ее развития и воспитания в философско-педагогическом наследии С. Л. Франка»

Вестник ПСТГУ

IV: Педагогика. Психология

2011. Вып. 1 (20). С. 91-97

Проблема личности, ее развития

И ВОСПИТАНИЯ В ФИЛОСОФСКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ

наследии С. Л. Франка Н. М. Хаустова

Статья посвящена анализу концепции личности, ее развития и воспитания в философском наследии С. Л. Франка. Он рассматривает личность как духовный центр человеческого существа и основу социальной и культурной жизни человека. Особое внимание он уделяет осмыслению сущностных характеристик личности: любви как единения человека с Богом и ближним, нравственности как состояния сознания человека, творчества как основы духовно-нравственного развития личности.

Исследованию различных аспектов философского наследия Семена Людвиговича Франка посвящено достаточно много работ. Однако его педагогические взгляды, представления о сущности личности, ее развитии и воспитании до сих пор не вполне изучены.

Рассматривая проблему личности, ее развития и воспитания в философской антропологии С. Л. Франка, понимаемой самим философом как учение о природе душевной жизни в ее целостном единстве и реальности душевного бытия, открывающегося в живом знании субъекта, осознающего себя личностью, мы открываем новый уровень изучения человеческого бытия в русской философии.

Человек, по определению философа, — существо изначально двойственное, принадлежащее к двум мирам одновременно и соединяющее между собой эти миры. Он, с одной стороны, «природен», т. е. принадлежит к животному органическому миру. Связь с миром осуществляется через тело и определяемую во многом телесными процессами душевную жизнь. Это одна сторона существования человека. «С другой стороны, — говорит С. Л. Франк, — через свое самобытие, поскольку оно есть реальность, для себя сущая и себе самой открывающаяся, человек входит в состав совсем иного мира — мира реальности — и своими корнями как бы уходит в его глубины»1. Мир одновременно предстает перед нами как мир объективных фактов или действительность, и как реальность духовной жизни.

Данный нам наличный мир С. Л. Франк называет «объективной действительностью». Объективная действительность для человека — бытие вне меня, бытие, существующее независимо от меня, это опытное данное. Встреча с ним

1 Франк С. Л. Реальность и человек / Франк С. Л. С нами Бог. М., 2003. С. 284.

91

составляет опыт человека. Следовательно, все то, что есть, является «эмпирической действительностью», окружающим нас миром. Но она не исчерпывается материальным бытием. Мы должны считаться и с такими явлениями, как чувства, желания, сознание, т. е. с тем, что понимается как «душевная жизнь». «Материальные и душевные явления, по крайней мере, в некоторых частях бытия неразрывно между собой сплетенные, — совместно и с равным правом входят в состав “эмпирической действительности”, того, что подлинно есть, то есть, что предстоит нашему умственному взору как окружающая нас и в этом смысле “внешняя реальность”»2. Человек различает в своем сознании субъективный элемент эмпирической действительности — это наши представления, мысли, образы, которые зависят от нас. Присутствует также объективный элемент — данный всем мир.

Через тело, его жизнь, душевную жизнь — ее внешний слой человек является частью объективной действительности. Здесь он формируется средой, воспитанием, отчасти наследственностью, всеми событиями мира, происходящими вокруг него. Поскольку человек двухприродное, двуединое существо, сочетающее и соединяющее две природы, он участвует в объективной действительности посредством душевно-телесной природы, которая произрастает из духовной жизни. Это не тот дуализм, который выражается в противоборстве начал, это гармония, интимная слитность, некое единство. С. Л. Франк вводит понятие монодуализма, который, в отличие от дуализма, утверждающего противоположность начал в человеке, утверждает их тождество — в душе совпадает материальное и идеальное, естественное и сверхъестественное.

Мир божественной реальности открывается духовной жизни человека, и при этом она выходит за пределы внутреннего мира, «изнутри соединяя его с тем, что есть уже вне “меня”». Через внутреннюю, глубинную жизнь, человек принадлежит к «сверхмирной первичной реальности», в которой укоренена и сама объективная действительность. Человек, пишет философ, интуитивно ищет Бога в глубинах своей внутренней жизни, там, где он встречается с духовной реальностью. В работе «Реальность и человек» Франк определяет духовную реальность как то, что получает от Бога Его собственное бытие, в котором человек и мир находятся в динамическом единстве. В этом, по мнению философа, состоит подвижность Абсолюта, т. е. «Бог творит творцов»3.

Исходя из вышесказанного, мы видим, что главной идеей антропологии С. Л. Франка является то, что в основе социальной и культурной жизни человека находится его духовное начало, его личность, которую философ определил как «непостижимое, сверхрациональное, ни в какие внешние рамки не укладывающееся, свободно-спонтанное существо человека — тот глубочайший корень души, который сам человек сознает как некую абсолютно ценную, несказанную и непередаваемую тайну и подлинную реальность своего “я”»4.

С. Л. Франк говорит о том, что личность представляется нам тем корнем души, той абсолютно ценной первоосновой, на которую наслаивается все, что

2 Франк С. Л. С нами Бог. С. 138.

3 Там же. С. 267.

4 Там же. С. 576.

приносится извне, все, что заполняет жизнь человека. Это «все», утверждает философ, личностью же держится и ей же не тождественно. Философ утверждает, что «самое субъективное, самое личное в человеке, не укладывающееся ни в какие объективные рамки, есть вместе с тем то, что человек сознает как некую абсолютную реальность — как то, для чего и в отношении чего существует для него все остальное»5. Духовная жизнь вводит человека в мир сверхиндивидуальной абсолютной реальности, в мир, который является основой душевной жизни, ее центром и средоточием.

Говоря о личности, С. Л. Франк важнейшим ее проявлением считает индивидуальность. Если в современной психологии под индивидуальностью понимается развитие каких-либо природных качеств человека, ступень в развитии индивида, то философ говорит об индивидуальности как о том, что является нам в безусловной единственности, незаменимости, неповторимости. Но это не означает обособления от общества и замкнутости, поскольку человек есть «индивидуальность» в той мере, в какой он значим для других. В обособленности же от людей проявляется утрата личности: «именно в индивидуальности во всей ее единственности достигает выражения начало, имеющее самодовлеющую зна-чимость»6. В этом состоит тайна личности, в ней находит выражение общезначимости, которое С. Л. Франк определяет как всеобъемлющую бесконечность трансцендентного духовного бытия, общую всем людям.

Раскрывая понятие личности, ищущей Бога в глубинах своей внутренней жизни, в духовном мире, С. Л. Франк обращается к некоторым ее сущностным характеристикам. Мы должны выделить важнейшие из них. Прежде всего, это любовь как единение с Богом и ближним и проистекающие из нее нравственность человека и способность к творчеству. Существование этих качеств личности возможно лишь ввиду ее укорененности в абсолютной реальности. Философ указывает на то, что реальность можно понимать и как духовное бытие человека в мире. Именно в духовной жизни человек находит другое «я». Поэтому в реальности возможно «мы», возможна соборность. Истинное общение происходит тогда, когда «я» открываю себя «другому», а другой открывает себя мне. Это возможно в опыте любви.

Франк говорит о любви как о некоем таинстве, это не просто чувство: «первичный смысл феномена любви состоит в том, что она есть актуализированное, завершенное трансцендирование к “ты” как подлинной, “я”-подобной, по себе и для себя сущей реальности, открытие и усмотрение “ты” как такого рода реальности и обретение в нем онтологической опорной точки для меня»7.

Любовь открывает нам «ты» как личность и, по словам философа, делает нас доступными пониманию глубины личности, которую мы любим. Любовь — глубокое чувство, устремленное на другую личность. Она связана со стремлением к глубокому внутреннему союзу, при котором, однако, каждая сторона сохраняет свою индивидуальность.

5 Франк С. Л. С нами Бог. С. 576.

6 Франк С. Л. Непостижимое. Минск; М., 2000. С. 586.

7 Франк С. Л. С нами Бог. С. 528.

Любовь — это единение, пребывание в единстве с «другим». Каждый человек немыслим вне своей связи с другими людьми. Общество представляет собой совокупность индивидов, многих «я», и эту совокупность философ понимает под термином «мы». Разграничения «я — ты», «я — они» могут быть только в рамках «мы», т. к. само понятие личности невозможно мыслить вне принадлежности определенному «мы». Но «мы» не является понятием собирательности, простым объединением многих «я». Это понятие выражает глубинное, онтологическое, единство, которое существует между человеческими душами — единство в любви к Богу и ближнему. Понимание себя как личности и уважение себя как личности дает возможность таких отношений.

Именно на таком понимании любви, по мнению Франка, базируется понимание христианской морали. Обычно мораль представляется как то, что призвано оценивать поведение человека и впоследствии предписывать определенные действия или запрещать их. При этом учитывается лишь «полезность» или «вредность» тех или иных поступков для социума.

Понимание же христианской морали глубже. Она отвергает нормы поведения, являющиеся здесь чем-то второстепенным и производным: «Ее истинный объект есть не поведение, а внутренний строй человеческой души; ее цель есть чистота и совершенство самого существа человека, его сердце, она направлена не на действия, а на само бытие»8. Т. е. основой поведения является духовное состояние, а не боязнь наказания или жажда выгоды. Вне этого понимания и состояния моральное поведение обесценивается, прежде всего для души самого человека, для его личности. Духовное развитие при этом останавливается и грозит перейти в деградацию. Если же, как отмечает Семен Людвигович, содержанием морали, которой следует человек, является всеобъемлющая любовь к Богу и самоотверженная любовь к ближнему — «то этим только указываются правильные, соответствующие истинному существу человеческой личности условия ее совершенствования и охранения»9.

Философ понимает нравственность как уникальную единственную сущность, которую в физический мир может внести только живое человеческое знание. Нравственные обязанности утверждаются самосознанием человека, действующего из самого себя как свободная причина, через самопознание.

Самопознание предполагает умение отличить истину ото лжи, добро от зла, волю Божию от воли человеческой. Человек своими действиями творит особый духовный настрой на праведную, нравственную жизнь. Нравственность как уникальное возможное состояние сознания в физический мир может внести только живое человеческое знание. Именно потому, что человек сознает себя как свободно-разумную личность, он считает себя достойным жизни только в осуществлении своего нравственного идеала. Философ пишет о том, что «в нравственном сознании, которое есть практическое выражение... духовной природы человека, человек, испытывая чувство должного, сознавая абсолютный идеал своей жизни, возвышается над своей эмпирической природой; и это возвыше-

8 Франк С. Л. С нами Бог. С. 578.

9 Там же. С. 579.

ние и есть самое подлинное существо человека»10. Т. е. нравственное сознание присутствует в человеке как образ истинного бытия совершенной личности.

Человек осознает высшее и божественное и уверен в его достижимости, что составляет его природную религиозность, питающую истинную нравственность. Истинная нравственность не выводима из интересов земной жизни человека и не сводима к ней. Нравственные искания и интересы человека развиваются не только в интересах физического комфорта организма, а в интересах развития и воспитания личности. Философ пишет: «Одинаково и в нашей духовной, молитвенно-созерцательной жизни, во внутреннем нашем тяготении к Богу и связи с Ним, и в нашей нравственной жизни, в наших отношениях к людям и в строительстве нашей внешней жизни одновременно действует и сущностная благодатная сила, которая есть потенциальная основа и корень нашего существа, и чисто человеческое борение, в котором мы должны медленно, постепенно, с трудом подвергаться некоему воспитанию и самовоспитанию, переделывать себя, чтобы эмпирическая наша природа начала хотя бы приближаться к тому, что мы есмы по нашему духовному существу»11.

Залогом нравственного поведения, основанного на христианской морали, Франк считает заботу о духовном возрастании своей личности и называет творчество как основу духовно-нравственного развития человека, т. к. личность может быть познаваема лишь в творческом раскрытии и в живом общении с Богом. Именно творческая духовная активность человека вносит нечто новое в бытие. Бог определяет бытие человека как «свободное самобытие» и творит изнутри свободу человека. Из этого следует понимание творческой деятельности человека.

В человеке как личности присутствует то стремление к творческой деятельности, которое осуществляет явления, имеющие собственную внутреннюю ценность. Личность творит сама себя своими действиями и через них выражает истинное бытие человека. Тот, кто обращается к духовному искусству, открывает для себя образ идеального бытия через символы, заложенные в нем. Обращаясь, в частности, к иконописи, человек интуитивно соотносит себя и свою жизнь с теми образами и символами, которые приоткрывают идеальное бытие. При этом он становится на путь духовного развития своей личности через открытие образа идеального бытия и начинает соотносить себя с Первообразом, что в дальнейшем приводит к отношениям «я—Ты», связующим звеном которых является любовь.

С. Л. Франк отмечает, что при внимательном рассмотрении культурных преобразований мы не увидим основания для того, чтобы считать их создание необходимым в условиях физической жизни. Можно сказать, что эти условия всего лишь в какой-то мере указывают области жизни, где могут быть применены результаты творчества. Именно художественное творчество философ считает наиболее типичным образцом собственно творчества. Конечно же, он указывает на то, что любая рациональная деятельность носит элемент творчества, но именно на примере художественной деятельности можно разобрать это понятие наиболее глубоко.

10 Франк С. Л. Духовные основы общества. М., 1992. С. 76.

11 Франк С. Л. С нами Бог. С. 665.

Ранние христианские мыслители, такие как Филон Александрийский, Климент Александрийский, Ириней Лионский и др., понимали мир как произведение Художника. Человек же, создавая что-либо в этом мире, подражает Создателю. И произведения искусства, выражающие духовное начало в человеке, и мир как творение являются хранилищем заложенной Богом информации. В связи с этим мы можем сказать, что каждый человек, обращаясь к духовному искусству, открывает для себя образ идеального бытия через символы, заложенные в нем. Таким образом, искусство, отмечает Франк, есть «выражение», через которое нечто незримое становится зримым, отпечатываясь в чем-то ином.

В душе человека таится что-то незримое, и он стремится это выразить. Являя себя в «форме», искусство проявляется как воплощение в материи потаенного души. Существо творчества, по Франку, состоит именно в этом. Философ ищет ответ на вопрос: «Что же именно человек хочет выразить творчеством?» Возможно, говорит мыслитель, выражает самого себя, свое «я». Человек в глубине своей является духом и, пытаясь выразить духовное, «непроизвольно выражает самого себя»12. Мы понимаем человека в качестве «я», как носителя сознания и жизни, либо как неповторимое начало, по существу своему невыразимое. И только частично человек может показать, что он есть. Каждый художник хочет выразить «духовное нечто в его душе»13.

При этом С. Л. Франк разделяет понятия «вдохновение» и «благодать». Человек призван к оббжению, к соединению твари с Творцом. В этом он, согласно философу, менее всего творец: он со смирением принимает благодать, которая творит его самого в новом качестве. В этом смысле идеал творчества должен быть подчинен идеалу святости. Благодать есть действие и присутствие Бога в человеке, которое образует существо религиозно-мистического опыта. Если же говорить о художниках, мыслителях, политических деятелях, то они в большинстве своем могут и не иметь опыта благодати, Богообщения. Здесь философ имеет в виду вдохновение как некую духовную силу, которую сами творящие называют по-разному: например «муза» или «демон», как во времена Античности. Но в любом случае, указывает Франк, всякая духовная сила имеет свой первоисточник в Боге. При вдохновении человек испытывает действие Бога только с одной стороны, как «творческое начало».

В религиозном и мистическом опыте человек чувствует и осознает присутствие Бога и понимает себя как «тварь», как «нравственную личность, подчиненную верховной власти Бога»14. А в творческом вдохновении «он сознает себя творцом и воспринимает свое сродство с творческим первоисточником жизни, свое соучастие в таинственном метафизическом процессе творчества»15. Именно здесь просыпается осознание человеком себя как «образа и подобия Божьего». В этом смысле, как было сказано выше, человек-творец является соучастником Божественного творчества. Он свободно творит собственную жизнь, обнаруживая в ней смысл, содержащийся в глубинах «я», неразрывно связанных с Богом.

12 Франк С. Л. Реальность и человек. С. 341.

13 Там же.

14 Там же. С. 344.

15 Там же.

Творчество человека становится частной формой реализации абсолютного творчества. Человек не просто «выявляет» в эмпирическом мире те формы бытия, которые уже предсуществовали в Абсолюте, а соучаствует в подлинном творении, обогащающим само Абсолютное бытие, что является признаком духовного возрастания личности.

Таким образом, С. Л. Франк показал путь духовного восхождения и воспитания личности. Он предлагает ориентиры развития, через которые человек имеет возможность осознать свое положение в мире. Философ призывает принять свою принадлежность к миру не только материальному и осознать свою внутреннюю, духовную жизнь как живое состояние своего сознания, которое говорит о сохранении духа, о разумном мышлении. Он открывает личность как нечто абсолютное, изначальное и бесконечное, безусловное, субстанциональное, укорененное в любви и способное творить, понимание чего должно определять нравственный выбор человека, выбор того, кем человек может и должен стать. Вследствие открытия в себе духовного начала, утверждает С. Л. Франк, человек считает себя достойным жизни только в осуществлении своего нравственного идеала, начинает сознавать свою духовную жизнь и возможность развития и воспитания основы этой жизни — личности.

Ключевые слова: личность, развитие и воспитание личности, индивидуальность, нравственность, любовь, творчество, объективная действительность, духовная реальность.

The problem of personality, its development

AND EDUCATION IN PHILOSOPHICAL AND PEDAGOGICAL HERITAGE OF SlMEON FRANK

N. M. Khaustova

The paper discusses the concept of personality, its development and education in the philosophical heritage of Simeon Frank. In his doctrine, personality is regarded as the spiritual center of a human being and the basis of man’s social and cultural life. Particular attention is paid to understanding the essential characteristics of personality: love as a union of man with God and neighbor, and morality as the state of human consciousness, creativity as a basis of the individual's spiritual and moral development.

Keywords: personality, personality development and education, individuality, morality, love, creativity, objective reality, spiritual reality.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.