5. DiFonzo N. Rumor Psychology: Social and Organizational Approaches / N. DiFonzo, P. Bordia. - Washington, DC: APA, 2007. - 392 p.
6. Peterson W.A., Gist N.P. Rumor and Public Opinion // The American Journal of Sociology. - 1951. - Vol. 57, № 2. - P. 159-167
7. Scanlon T.J. Post-Disaster Rumor Chains: A Case Study // Mass Emergencies. - 1977. - № 2. - P. 121-126
ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ ПЕДАГОГОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
© Дымова Г.Ф.*
Муравленковский многопрофильный колледж, г. Муравленко
Автор обращается к вопросу сохранности психического здоровья педагогических работников, знакомит с системой здоровьясбережения, разработанной в государственном образовательном учреждении среднего профессионального образования Ямало-Ненецкого автономного округа «Муравленковский многопрофильный колледж» и результатами формирования стерссоустойчивости педагогов колледжа.
Одним из приоритетных направлений государственной политики является сохранение и укрепление здоровья населения. Проблема здоровьясбережения особенно обострилась в последние десятилетия. Проблемы здоровьесбережения имеют разнообразные аспекты, что обусловлено разнообразием демографического состава современного общества; характером, направленностью, подходами, способами и средствами сохранения здоровья; сложностями формирования у населения активной позиции по здоровьесбережению.
Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы» основополагающей задачей государственной политики определяет создание «основы для сохранения и улучшения физического и духовного здоровья» [4].
Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года направлена на «увеличение продолжительности жизни населения, сокращение уровня смертности, рост рождаемости, ... сохранение и укрепление здоровья населения, и улучшение на этой основе демографической ситуации в стране» [2]. Концепция отмечает, что «не созданы условия, побуждающие людей бережно относиться к собственному
* Заведующий Социально-психологического отдела.
здоровью и здоровью своих детей. Недостаточно развиты формы досуга, способствующие ведению здорового образа жизни» [2].
Ямало-Ненецкий автономный округ относится к регионам Крайнего Севера где природно-климатические и социально-экономические условия предопределяют менее комфортные условия жизни для жителей, что отражается и на показателях здоровья населения. Среди факторов, приводящих к снижению уровня здоровья населения автономного округа, следует выделить:
- несбалансированность питание населения;
- широкое распространение метеопатических состояний, вызывающих функциональные и патологические расстройства в организме на фоне перепадов атмосферного давления, снижения или повышения температуры воздуха, геомагнитных возмущений;
- невозможность полноценного отдыха, восстанавливающего силы и компенсирующего потери здоровья у значительной части населения.
Стратегия социально-экономического развития ЯНАО до 2020 г. [3] отмечает, что в 2007 году в автономном округе 65 % умерших - лица в трудоспособном возрасте. Поэтому одним из приоритетных направлений стратегии является улучшение условий жизни населения автономного округа. Создание благоприятных условий для жизни в автономном округе подразумевает «высокие стандарты качества жизни в здравоохранении, социальном обслуживании, образовании, культуре, спорте...» [3].
На фоне общих проблем здоровьясбереженя населения в отдельную группу мы выделяем педагогических работников, как группу повышенного риска в сохранении здоровья.
Система здоровьясбережения, сформированная в государственном образовательном учреждении среднего профессионального образования ЯНАО «Муравленковский многопрофильный колледжа» имеет ряд принципиальных особенностей: она является открытой, носит межведомственный характер и направлена не только на студентов, но и педагогических работников.
Система здоровьясбережения колледжа организована по трем основным направлениям: физическое, психическое и нравственное здоровье.
В рамках данной статьи мы рассматриваем только один из аспектов системы здоровьясбережения, а именно поддержание психического здоровья педагогов.
Одной из проблем психического здоровья педагогических работников является неумение находить выход из состояния стрессовой ситуации и снимать стресс.
Большой психологический словарь дает следующее определение стресса: «Стресс - состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности в наиболее сложных, трудных условиях, как в повседневной жизни, так и при особых обстоятельствах» [1, с. 530].
В деятельности педагога стрессы являются типичным явлением. Следовательно такие индивидуальные характеристики как эмоциональная ла-
бильность, выносливость, пластичность, креативность, коммуникабельность, эмпатия, непосредственно связаны с показателями психического здоровья педагога и относятся к числу профессионально-важных качеств.
Переживание стресса в первую очередь связывается с разнообразными негативными влияниями. К ним относят ошибки и сбои в выполнении значимых для педагога задач, деструкцию поведения, неспособность справиться с осложненными жизненными обстоятельствами, неадекватность эмоционального реагирования, накопление остаточных эффектов стресса и развитие психосоматических расстройств.
Ученые-психологи считают работу педагогов эмоционально и интеллектуально крайне напряженной, связанной со значительными физическими и психическими нагрузками. Результаты массовых демографических и медико-психологических обследований учителей и преподавателей разной квалификации также показывают, что они относятся к группе повышенного риска по показателям физического и психического здоровья.
К педагогам в значительно большей степени чем к представителям других профессий типа «человек - человек», предъявляются требования со стороны социума. Это происходит в условиях неадекватной, часто заниженной социальной и материальной оценки труда, что приводит к падению престижа профессии, «оттоку кадров», количественному и качественному снижению уровня жизни специалистов, занятых в сфере образования. К числу наиболее ярких проявлений личностного неблагополучия у педагогов относят повышенный уровень тревожности, нейротизм, склонность к ригидности, заниженную самооценку, сниженные показатели удовлетворенности трудом и качеством жизни. Если не происходит своевременная коррекция, то повышается риск попадания педагога в ситуацию эмоционального срыва, а следствием становится подавленность, апатия, чувство постоянной усталости, а иногда и грубость, несдержанность, оскорбления.
Для организации психолого-педагогического сопровождения педагогов в кризисной ситуации в колледже разработан цикл занятий. Цель таких занятий - освоение педагогами способов снятия эмоционального напряжения посредством саморегуляции. При проведении занятий психологами колледжа используются следующие методы: нервно-мышечная релаксация (активная релаксация); аутогенная тренировка; саморегуляция с помощью нейролингвистического программирования; аргтерапия.
Для прогрессивной нервно-мышечной релаксации мы использовали систему упражнений, состоящих из чередования напряжения и расслабления различных мышц и мышечных групп: лица, шеи и рук, спины и живота, ног (бедер, голени, стопы). Методика основана на том, что попеременное напряжения и расслабление мыши способствует общей релаксации. Эффективным методом расслабления, несомненно, является аутогенная тренировка. В основе, которой лежит выполнение упражнений по самовнушению. Упражне-
ния, используемые по саморегуляции психического состояния с помощью нейролиигвистического программирования, способствуют формированию внутренней устойчивости к стрессу, позволяющей ослабить эмоциональные последствия пережитых стрессовых состояний. Арттерапия, в частности изотерапии (рисуночной терапии) является одним из способов снятия эмоционального напряжения. Мы использовали метод «Монотипия».
Всего к занятиям были привлечены 48 педагогов. Перед началом работы каждый педагог определял свой уровень сопротивляемости стрессу по методике определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Pare.
Анализ результатов показал, что только 18 % из числа опрошенных имеют высокую сопротивляемость стрессу; 53 % педагогов обнаружили пороговую сопротивляемость; низкая степень сопротивляемости отмечена у 29 % педагогов.
Полученные результаты подтвердили необходимость коррекционных мер по ослаблению хронического напряжения. Дальнейшая педагогическая деятельность при таком уровне сопротивляемости стресса может привести к серьезным нарушениям здоровья и возникновению психосоматических заболеваний.
Стрессы являются неизбежным следствием современной жизни, поэтому одной из основных задач коррекционных занятий было формирование навыка поведения педагогов в стрессовой ситуации.
По результатам рефлексии, проведенной по окончанию занятий, можно отметить: сформированность навыка поведения в стрессовой ситуации показали 63 % педагогов; недостаточная сформированность у 37 % педагогов; несформированность навыка поведения в стрессовой ситуации не выявлена.
Таким образом, умея регулировать свое психическое состояние, педагог останется стрессоустойчивым, эмоционально-лабильным, выносливым, пластичным, коммуникабельным, инициативно мыслящим и профессионально мобильным квалифицированным специалистом. Профилактика здоровья на рабочем месте сегодня поможет педагогу профессионального образования избежать серьезных нарушений здоровья завтра.
Список литературы:
1. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2004. - 672 с.
2. Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Указом Президента РФ от 9 октября 2007 г. № 1351) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.garant.ru/hotlaw/federal/163630.
3. Стратегия социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа до 2020 года, утверждена постановлением Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа от 9 декабря 2009 г. № 1990. - КонсультантПлюс.
4. Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации иа 2006 - 2015 годы», утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 11 января 2006 г. № 7 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.lexed.ru/monitoring/2006/01/ january2006_04.html.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ПОДРОСТКАМИ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНОЙ ДЕПРИВАЦИИ: КОРРЕКЦИОННЫЙ КОМПОНЕНТ
© Комарова И. А.*
Витебский государственный университет им. П.М. Машерова, Республика Беларусь, г. Витебск
В данной статье представлены особенности психологической работы с подростками в условиях социальной депривации, определена коррек-ционная модель занятий с подростками, определены психологические механизмы работы в треннинговой группе.
Отягощенная наследственность, неблагоприятные биологические и социальные факторы являются причинами различных отклонений в здоровье детей, оставшихся без попечения родителей. Для таких детей характерно снижение психологического тонуса, пониженное настроение, заторможенность реакций, нарушение процесса саморегуляции. Актуальной представляется психологическая работа с данной категорией детей, находящихся в условиях социальной депривации. Следует отметить тот факт, что возникающее чувство «незащищенности» порождает постоянно растущее чувство тревоги, неуверенности в себе, безразличное отношение к окружающему миру. Такие дети не усваивают многообразие межличностных отношений. В силу неправильно формирующегося опыта общения дети часто занимают по отношению к другим людям агрессивно-негативную позицию. Драчливость, конфликтность, грубость выступают часто в качестве защитной реакции на неудовлетворенность жизненно важных потребностей.
У таких детей снижена познавательная активность, они с трудом усваивают учебную нагрузку. Их словарный запас мал. Они не способны противостоять негативному воздействию со стороны, для них характерна нарушенная социализация: от неспособности адаптироваться к новым обстоятельствам до различного проявления девиантного поведения. К тому же социальные сироты имеют низкие показатели здоровья, психические расстройства, болезни нервной системы, органов чувств, дыхания, пищеварения.
* Аспирант.