Научная статья на тему 'Исследование синдрома эмоционального выгорания в педагогической среде'

Исследование синдрома эмоционального выгорания в педагогической среде Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
6554
823
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
педагогическая среда / психодиагностика / синдром эмоционального выгорания / эмоциональное истощение / деперсонализация / редукция личных достижений / pedagogical environment / psychodiagnostics / burnout syndrome / emotional exhaustion / depersonalization / reduction of personal achievements

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Третьякова Вера Степановна

В статье представлен обзор отечественной и зарубежной научной литературы по проблеме эмоционального выгорания личности. Приведены результаты исследования психологического состояния и особенностей протекания эмоционального (профессионального) выгорания преподавателей колледжа

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Третьякова Вера Степановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Study of Emotional Burnout Syndrome in the Educational Environment

The article presents a review of domestic and foreign scientific literature on the problem of emotional burnout. The results of the study of psychological state and peculiarities of emotional (professional) burnout of College teachers are presented.

Текст научной работы на тему «Исследование синдрома эмоционального выгорания в педагогической среде»

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

Исследование синдрома эмоционального выгорания в педагогической среде

1

ТРЕТЬЯКОВА Вера Степановна,

доктор филологических наук, профессор кафедры психологии образования и профессионального развития Российского профессионально-педагогического университета, Екатеринбург

Аннотация

В статье представлен обзор отечественной и зарубежной научной литературы по проблеме эмоционального выгорания личности. Приведены результаты исследования психологического состояния и особенностей протекания эмоционального (профессионального) выгорания преподавателей колледжа

Ключевые слова:

педагогическая среда, психодиагностика, синдром эмоционального выгорания, эмоциональное истощение, деперсонализация, редукция личных достижений

□01 10.24411/2307-4264-2019-10211

Вопросы изучения синдрома эмоционального выгорания нашли должное отражение в теории и практике психологической науки. Наибольшую известность получили теории сущностного содержания и структуры C. Maslach [21], S. Jackson, R. Schwab, R. Schuler [19], C. Maslach, W. B. Schaufeli, M. P. Leiter [23], В. В. Бойко [1], Л. С. Чутко [17] и др.; классификациям подходов, моделей и концепций выгорания посвящены исследования R. S. Lazarus, S. Folkman [20], С. К. Нарто-вой-Бочавер [7] и др.; разработкой психодиагностического инструментария для его измерения занимались В. В. Бойко [1], А. А. Рукавишников [11], Н. П. Фетискин [15] и др.; последствия выгорания и различные средства профилактики и коррекции последствий синдрома исследовали Н. Н. Пряжников, Е. Г. Ожегов [9], В. Е. Орел [8], А. В. Емельяненкова, Н. Н. Са-фукова [4], Н. В. Назарук [6]; изучению профессионального выгорания педагогов посвящены труды W. Evers, W. Tomic, A. Brouwers [18], М. В. Борисовой [2], Т. В. Форманюк [16], Е. А. Чикаревой [13] и др.

Феномен выгорания (burnout) привлек к себе внимание исследователей в 1970-е годы, хотя как социальное явление он был известен гораздо раньше, что нашло отражение даже в художественной литературе (например, главный герой рассказа А. П. Чехова «Ионыч»). Изучая данное состояние, ученые выявили, что оно является результатом внутреннего конфликта человека с действительностью, которую трудно изменить, и человек в борьбе с существующими проблемами исчерпывает собственные эмоциональные ресурсы. Такое психологическое состояние человека не является показателем болезни, но его можно определить как «предболезненное состояние, которое проявляется в форме дезадаптации; переходное от нормы к болезни» [12, с. 18], как вероятность возникновения болезни.

В настоящее время нет четкой концепции относительно природы и механизмов возникновения эмоционального выгорания, его структуры и сущностного содержания. С. К. Нарто-ва-Бочавер отмечает, что данное понятие образует «размытое смысловое поле» [7, с. 20], а В. Е. Орел считает, что большинству современных исследований присуща мозаичность, т. е. освеще-

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках проекта № 18-013-01147.

Третьякова В. С. Исследование синдрома эмоционального выгорания в педагогической среде // Профессиональное образование и рынок труда. — 2019. -№ 2. — С. 71-85.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

ние отдельных компонентов выгорания и характеристик личности, его провоцирующих, что не позволяет представить данное явление как целостную концепцию [8].

Сегодня наиболее приемлемой в психологической науке считается концепция эмоционального выгорания (синоним: профессиональное выгорание) C. Maslach [21], C. Maslach и S. Jackson [22], которые предложили трехкомпонентную модель выгорания. Структурно она представлена тремя составляющими. Первый компонент является основой — это эмоциональное истощение (исчерпанность собственных эмоциональных ресурсов, эмоциональная перенасыщенность). Второй компонент — деперсонализация (деформации отношений с другими людьми) и третий — редукция личных достижений (чувства беспомощности и бессмысленности своего существования, своей профессиональной деятельности).

Обобщая различные теории и подходы к пониманию эмоционального выгорания, можно выделить основные характеристики данного феномена. Эмоциональное выгорание — это:

- процесс, который имеет определенные фазы своего развития; динамика развития выгорания заключается в процессе роста эмоционального истощения;

- «специфическое состояние умственного, эмоционального и психического истощения, связанное с профессиональной деятельностью и возникающее у психически здоровых людей, ранее успешно функционировавших на определенном уровне профессионального мастерства» [8, с. 4];

- «долговременная стрессовая реакция, возникающая вследствие продолжительных профессиональных стрессов» [3, с. 4];

- область психического, в которой развивается ориентированность, или локус burnout, на проблему или на себя как в представлениях или чувствах, так и в поведении и деятельности;

- «дисфункция, вызванная в профессиях «субъект-субъектного» типа (учителя, медицинский персонал, социальные работники, работники правоохранительных органов, психологи и т. д.), где основным предметом труда являются человеческие проблемы и трудности» [8, с. 4];

- «механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия, выработанный личностью» [1] с целью экономии своих энергетических затрат обычно в профессиональном поведении.

В научной литературе отмечаются последствия эмоционального выгорания. Обобщая их многообразие, отметим наиболее часто приводимые в специальной литературе:

- понижение эмоционального фона, равнодушие, эмоциональная перенасыщенность, опустошенность и истощенность;

- психологическая неустойчивость личности как склонность к демонстрации невротических, психотических или просто опасных для других людей моделей поведения;

- болезненное разочарование в работе, снижение качества работы и коммуникаций (деформации профессиональных отношений, избега-

ние и дистанцирование, пренебрежение обязанностями по отношению к другим);

- негативизм относительно своих профессиональных достижений и возможностей, самонеприятие;

- снижение физического потенциала, психосоматические расстройства;

- дезинтеграция личности «как потеря организующей роли высшего уровня психики в регуляции поведения и деятельности, распад иерархии жизненных смыслов, ценностей, мотивов, целей» [10, с. 96].

Таким образом, нарушения могут затрагивать различные стороны личности человека и его профессиональной деятельности: межличностные, поведенческие и психофизиологические [3, с. 9].

Группу профессионального риска представляют люди, чья профессиональная деятельность связана с длительным пребыванием в эмоционально перегруженных ситуациях общения. Такие ситуации являются сутью ежедневной профессиональной деятельности людей социономи-ческих профессий, или «субъект-субъектного типа, предметом изучения, изменения, развития и обслуживания которых являются люди разного возраста, группы населения, сообщества и целые социальные системы» [14, с. 152]. Эти профессии еще называют человековедческими, поскольку их особенность заключается в том, что как субъектом деятельности, так и объектом его внимания является человек. Между субъектом и объектом складываются особые человеческие отношения, а основной труд затрачивается на взаимодействие между ними. К этой группе относятся все профессии сферы управления, услуг, медицинские профессии и, конечно же, педагогические.

Установлено, что синдром эмоционального выгорания (СЭВ) имеет полоролевые и возрастные закономерности развития. Так, женщины подвержены выгоранию в большей степени, чем мужчины [7, с. 24], а молодые люди чаще, чем пожилые (адаптированность человека возрастает в зрелом возрасте с приобретением жизненного опыта). Хотя, если говорить о педагогах, то существует другое мнение: СЭВ чаще всего подвержены педагоги старшего поколения (40 лет и старше) [13, с. 4]. Именно те работники, которые самоотверженно посвящают свою жизнь работе, активные, решительные, прямолинейные, бескомпромиссные, высоко требовательные к себе, и находятся в зоне риска. Скорее «выгорают сотрудники, имеющие интровертированный характер, индивидуально-психологические особенности которых не согласуются с профессиональными требованиями коммуникативных профессий» [5, с. 382].

Исследования также показывают, что «люди западной культуры сильнее, чем восточной, склонны драматизировать свои личные и семейные проблемы, что в некоторой степени создает более благоприятную почву для психосоматических расстройств» [10, с. 96].

Профессия педагога характеризуется напряженной коммуникацией в разноплоскостных отношениях «учитель — ученик — родители — коллеги — руководство». Постоянная включенность во множество социальных связей, взаимодействий «может нарушить необходимую личностную автономность, независимость в выборе формы поведения, целей и стиля деятельности, образа жизни, помешать слышать свое Я, следо-

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

вать своим направлением, выстраивая свой жизненный путь» [10, с. 107]. Постоянная напряженность, связанная с необходимостью внутренней настройки на определенное поведение, мобилизация сил для активных и целесообразных действий, ежедневное нахождение в состоянии повышенной ответственности за учеников; потребность держать под контролем несколько компонентов учебно-воспитательного процесса, настраивание на работу с разновозрастными категориями учеников, с разными уровнями подготовки, информационные перегрузки и др.*, — все это может привести педагога к полному эмоциональному истощению в конце рабочего дня.

Кроме того, на эмоциональное состояние педагога влияет организационный климат в коллективе и отношение администрации. Если администрация не обеспечивает всевозможную поддержку своим сотрудникам, если в коллективе отсутствует корпоративная сплоченность, имеют место внутренние конфликты, жесткий контроль, отстраненность от принятия решений и т. д., то такая эмоционально отрицательная атмосфера обязательно скажется на психологическом состоянии всех членов коллектива.

Французскими учеными было установлено, что учителя женского пола более восприимчивы к высокому эмоциональному истощению и обесцениванию личных достижений, в то время как учителя-мужчины — к высокой деперсонализации. Преподаватели начальной школы оказались более склонными к высокому эмоциональному истощению, но менее восприимчивыми к высокой деперсонализации и редукции личных достижений, чем их коллеги на более высоких образовательных уровнях. Преподавание в школах для обездоленных, а также число обучаемых, по мнению авторов двухфакторной модели, также связано с более высокими показателями по шкалам эмоционального истощения и деперсонализации [24]. Авторы обнаружили значительную связь между семейным положением и выгоранием: одинокие учителя более восприимчивы как к деперсонализации, так и к регрессии личных достижений, чем те, кто проживает не один. Это наблюдение подтверждает гипотезу о семье как о ресурсе для преодоления стрессовых ситуаций.

В психологической литературе не существует единой классификации факторов, детерминирующих эмоциональное выгорание. Ученые используют различные основания и соответственно выделяют несколько классификаций факторов, обусловливающих его возникновение. Так, В. Е. Орел предлагает мультифакторный подход к структуре выгорания, выделяя три группы факторов: индивидуальные / личностные особенности; организационные / содержание труда и социально-психологические / взаимоотношения в организации, отношение к объекту труда [8]. Г. С. Никифоров, кроме указанных факторов, выделяет статусно-ролевые и экзистенциальные [10, с. 108-109].

Подводя итог научному диалогу по проблеме эмоционального выгорания, следует отметить, что на современном этапе развития психологии

* О социально-психологических особенностях труда педагога см.: Третьякова В. С., Мухлынина О. В. Управленческая деятельность по преодолению профессиональных деформаций педагогов колледжа // Профессиональное образование и рынок труда. — № 1 (36). — 2019. — С. 55-65.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

существует очевидная разноплановость подходов к исследованию данного феномена.

Магистрантами Российского государственного профессионально-педагогического университета было проведено исследование факторов эмоционального выгорания педагогов колледжа*. Цель исследования — определение уровня и особенностей эмоционального выгорания педагогов колледжа (доминирующих симптомов и стадий их формирования, тяжести выгорания и пр.).

В исследовании использовались теоретические методы: анализ литературы, синтез, систематизация, которые применялись для изучения теоретических подходов к определению сущности эмоционального выгорания и его специфики у педагогов; эмпирические: наблюдение, беседа, психодиагностические методики; экспериментальный, позволяющий определить выраженность эмоционального выгорания у педагогов; метод математической статистики и интерпретационный метод.

Для сбора данных о наличии и проявлениях эмоционального выгорания были выбраны четыре наиболее известные психодиагностические методики изучения эмоционального выгорания: диагностика профессионального «выгорания» К. Маслач и С. Джексон (в адаптации Н. Е. Водопьяновой); диагностика эмоционального «выгорания» личности

B. В. Бойко; определение психического «выгорания» А. А. Рукавишникова; «интегральная оценка эффективности профессиональной деятельности учителя» Н. П. Фетискина.

Экспериментальную выборку составили 63 педагога: 38 женщин (60,3%) и 25 мужчин (39,7%) в возрасте от 28 до 52 лет. Средний возраст испытуемых составил 39 ± 2,1 года, стаж педагогической деятельности — от 2 до 24 лет (средний стаж — 10,6 ± 1,5 года).

Также проводилась оценка эффективности профессиональной деятельности педагогов студентами колледжа с применением стандартизированного психологического теста. К оценке были привлечены 48 студентов (28 девушек — 58,3% и 20 юношей — 41,7%) II-III курсов колледжа.

Диагностика профессионального «выгорания» (К. Маслач,

C. Джексон, в адаптации Н. Е. Водопьяновой) [15, с. 252-253]

Уровень выгорания оценивался по трем шкалам: «эмоциональное истощение», «деперсонализация» и «редукция личных достижений». Установлено, что большинство испытуемых имеют средний уровень по всем трем шкалам эмоционального выгорания. Наиболее высокими являются показатели по шкале «эмоциональное истощение»: для 18 педагогов (28,6%) характерен высокий уровень выраженности данного симптома. Эмоционально истощенным педагогам присуще чувство постоянной нехватки сил на выполнение своих профессиональных обязанностей, эмоциональное перенапряжение, снижение общего эмоционального фона, растущее равнодушие к профессиональной деятельности (рис. 1).

У 14 преподавателей (22,2%) диагностирован высокий уровень деперсонализации, что проявляется в обезличивании межличностных отно-

* Исследование проводилось на базе автономного учреждения профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа — Югры «Ханты-Мансийский технолого-педагогический колледж» в 2016-2017 гг.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

Рис. 1. Распределение педагогов по уровням шкал эмоционального выгорания, %: 1 — «эмоциональное истощение»; 2 — «деперсонализация»; 3 — «редукция личных достижений»

шений со студентами и коллегами, негативизме и различной степени циничности. Наиболее низкими, в сравнении с показателями других шкал, оказались показатели по шкале «редукция личных достижений». Так, низкий уровень диагностирован у 26 человек (41,3%), высокий — у девяти человек (14,3%). Эти данные свидетельствуют о том, что большинство обследуемых педагогов имеют позитивные тенденции в оценивании себя и собственных профессиональных достижений.

Также осуществлялась оценка «тяжести» выгорания по сумме баллов всех шкал. Установлено, что число педагогов, у которых сумма баллов по трем шкалам опросника находилась в диапазоне от 0 до 37 баллов (низкие значения эмоционального выгорания), составило 25 человек (39,7%). Высокие значения тяжести эмоционального выгорания (более 62 баллов) диагностированы у 16 человек (25,4 %), средние (38-61 балл) — у 22 человек (34,9%).

Методика диагностики эмоционального выгорания личности В. В. Бойко [15, с. 276-279]

Оценивались сформированность симптомов эмоционального выгорания, его фаз, нахождение педагога на той или иной стадии выгорания, а также итоговый показатель синдрома эмоционального выгорания. Для определения доминирующих симптомов целесообразно рассматривать результаты тестирования по каждой из трех шкал опросника.

Анализ сформированности отдельных фаз выгорания позволил получить следующие результаты. У 26 обследованных педагогов (41,2%) сформировалась фаза резистенции, пограничного состояния между напряжением и истощением; у 14 человек (22,2%) диагностирована

Рис. 2. Распределение педагогов по уровням сформированности фаз эмоционального выгорания, %: 1 — «напряжение»; 2 — «резистенция»; 3 — «истощение»

сформировавшаяся фаза истощения. Наименьший уровень выраженности имеет фаза напряжения — у девяти преподавателей (12,7%) (рис. 2).

По шкале «Напряжение», которая включает четыре симптома: «переживание психотравмирующих обстоятельств», «неудовлетворенность собой», «расширение сферы экономии эмоций» и «тревога и депрессия» — получены следующие данные (табл. 1).

Сложившийся симптом «переживания психотравмирующих обстоятельств» диагностирован у восьми преподавателей (12,7%). Данный симптом проявляется как осознание психотравмирующих факторов деятельности и формирование представлений о неразрешимости травмирующей ситуации. При этом появляется и накапливается отчаяние и негодование.

«Неудовлетворенность собой» сформировалась у шести человек (9,5%), что свидетельствует о недовольстве собой, выбранной профессией или конкретными обязанностями; негативные эмоции направлены не столько вовне, сколько на себя. Симптом «загнанность в клетку» установлен у семи человек (11,1%) и характеризуется состоянием интеллектуального и эмоционального ступора. Сформировавшийся симптом «тревоги и депрессии», являющийся крайней точкой в формировании фазы напряжения, диагностирован у трех человек (4,8%).

Симптом «неадекватного избирательного эмоционального реагирования» установлен у 11 человек (17,5%). Для педагогов характерно выборочное реагирование в ситуациях межличностного взаимодействия: действует принцип «сочту нужным — уделю внимание подопечному или

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

Таблица 1

Распределение показателей по выраженности симптомов эмоционального выгорания у педагогов в фазе напряжения, %

Название симптома Выраженность симптома

сложившийся складываю- не сложившийся щийся

Переживание психотравмирующих обстоятельств 12,7 15,9 71,4

Неудовлетворенность собой 9,5 9,5 81,0

«Загнанность в клетку» 11,1 3,2 85,7

Тревога и депрессия 4,8 4,8 90,4

Таблица 2

Распределение показателей по выраженности симптомов эмоционального выгорания у педагогов в фазе резистенции, %

Название симптома Выраженность симптома

сложив- складываю- не сложив-

шийся щийся шийся

Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование 17,5 14,3 68,2

Эмоционально-нравственная дезориентация 7,9 17,5 74,6

Расширение сферы экономии эмоции 6,3 20,6 73,1

Редукция профессиональных обязанностей 23,8 31,7 44,5

партнеру, не сочту — имею право». При этом педагог полагает, будто он поступает правильно (табл. 2).

Сложившийся симптом «эмоционально-нравственной дезориентации» диагностирован у пяти человек (7,9%). В данном случае профессионал не осознает, что не проявляет должной заинтересованности и эмоционального отношения к своим подопечным, делит их на «хороших» и «плохих». «Расширение сферы экономии эмоций», когда симптомы эмоционального выгорания проявляются вне профессиональной деятельности (в общении с семьей, друзьями, знакомыми), установлен у четырех человек (6,3%). «Редукция профессиональных обязанностей», то есть попытка уменьшить их количество, облегчить их или «переложить на плечи» других, характерна для 15 испытуемых (23,8%).

Падение общего энергетического тонуса и ослабление нервной системы наступают на третьей фазе эмоционального выгорания (согласно В. В. Бойко) — фазе «истощения» (табл. 3).

Симптом «эмоционального дефицита», характерный для данной фазы, выявлен у пяти человек (7,9%). При этом у педагогов появляется резкость, грубость, обидчивость, ощущение того, что профессионал не может помогать своим подопечным, соучаствовать и сопереживать. Симптом «эмоциональной отстраненности» диагностирован у четырех человек (6,3%): педагог почти полностью исключает эмоции из сферы профессиональной деятельности, формируется профессиональная

Таблица 3

Распределение показателей по выраженности симптомов эмоционального выгорания у педагогов в фазе истощения, %

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

Название симптома Выраженность симптома

сложившийся складывающийся не сложившийся

Эмоциональный дефицит 7,9 3,2 88,9

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Эмоциональная отстраненность 6,3 15,9 77,8

Личностная отстраненность(деперсонализация) 3,2 12,7 84,1

Психосоматические и психовегетативные нарушения 7,9 19,1 73,0

деформация. Сложившийся симптом «личностной отстраненности (деперсонализации)», который проявляется и вне сферы профессиональной деятельности, выявлен у двух человек (3,2%). Педагог приходит к выводу, что работа с людьми не интересна, не доставляет удовлетворения, не представляет социальной ценности, т. е. происходит изменение ценностных ориентаций личности. Симптом «психосоматических и психовегетативных» нарушений диагностирован у пяти человек (7,9%). Направление негативных эмоциональных переживаний вглубь собственной психики, а не на окружающих приводит к возникновению у данных преподавателей неприятных ощущений в области сердца, сосудистых реакций, обострению хронических заболеваний.

Таким образом, исследование показывает, что наименее выраженными в данной выборке педагогов оказались симптомы «эмоционального дефицита», «неудовлетворенности собой», «тревоги и депрессии». Однако обращают на себя внимание складывающиеся симптомы «редукции профессиональных обязанностей» (31,7%), «расширения сферы экономии эмоций» (20,6%), «психосоматических и вегетативных нарушений» (19,1%), «эмоционально-нравственной дезориентации» (17,5%). Отметим, что эти четыре доминирующих симптома относятся к фазе рези-стенции, которая является переходной от напряжения к истощению.

При интерпретации результатов, прежде всего, принимается во внимание выраженность каждого из симптомов (не сложившийся, складывающийся, сложившийся), которая колеблется в пределах от 0 до 30 баллов. Симптомы с показателями 20 и более баллов относятся к доминирующим в фазе или во всем синдроме эмоционального выгорания. В каждой из стадий выгорания возможна оценка в пределах от 0 до 120 баллов, в соответствии с ней судим о сформированности каждой из них (нес-формировавшаяся, на стадии формирования, сформировавшаяся). Общий показатель тяжести эмоционального выгорания подсчитывается путем сложения балльных значений по всем трем стадиям. Оперируя смысловым содержанием и количественными показателями, подсчитанными для разных фаз формирования синдрома выгорания, можно дать достаточно объемную характеристику личности.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

6,3% 11,]%

■ Крайне низкое "Низкое "Среднее "Высокое " Кран не высокое

Рис. 3. Распределение педагогов по уровням выраженности «психоэмоционального истощения», %

■ Крайне низкое ■Низкое »'Среднее "Высокое " Край не высокое

Рис. 4. Распределение педагогов по уровням выраженности «личностного отстранения», %

В результате расчета итогового показателя синдрома эмоционального выгорания (суммы показателей всех 12 симптомов) установлено, что общий балл в диапазоне от 0 до 120 набрал 21 человек (33,4%), в диапазоне от 121 до 240 — 31 человек (49,2%), в диапазоне от 241 до 360 — 11 человек (17,4%).

Психодиагностики по методике «Определение психического выгорания» А. А. Рукавишникова [15, с. 249-252]

Показатели эмоционального выгорания обследуемых преподавателей определялись по трем шкалам: «психоэмоциональное истощение», «личностное отстранение» и «профессиональная мотивация». Установлено, что крайне высокие значения по первой шкале имеют четыре человека (6,3%), высокие значения — 18 человек (28,6%) (рис. 3).

Крайне высокий уровень «личностного отстранения» выявлен у восьми человек (12,7%), высокий — у 14 человек (22,2%) (рис. 4). У этих педагогов наблюдается негативизм и уменьшение количества контактов с окружающими, проявления циничного отношения к людям, повышенная критичность, безразличие как к собственной карьере, так и к работе

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

мча/ ' , ]■>-)%

0,0%

33,4%

39,6%

■ Крайне шикая ■ Низкая * Средняя « Высокая ■ Крайне высокпя

Рис. 5. Распределение педагогов по уровням выраженности «профессиональной мотивации», %

других людей (коллег, студентов). Можно предположить, что педагоги с крайне высоким уровнем «личностного отстранения» социально дезадаптированы, а необходимость постоянного общения с множеством людей усугубляет их негативное состояние.

Шкала «профессиональной мотивации», в отличие от двух предыдущих шкал, демонстрирует позитивный характер, так как крайне низкие значения в группе не выявлены (рис. 5).

У восьми педагогов (12,7%) диагностированы низкие значения «профессиональной мотивации», что на личностном уровне проявляется в неудовлетворенности собой как профессионалом, чувстве низкой профессиональной эффективности, заниженной самооценке. Кроме этого может наблюдаться неудовлетворенность выбором профессии, отношениями в коллективе, снижение потребности в достижениях. Средние значения по шкале «профессиональной мотивации» установлены у 25 человек (39,6%). Высокой мотивацией в сфере профессиональной деятельности характеризуются 21 человек (33,4%), крайне высокой — девять человек (14,3%). Эти результаты могут свидетельствовать о достаточно удовлетворительном состоянии системы мотивирования сотрудников колледжа.

Также рассчитывался индекс психического выгорания (ИПВ). У трех человек (4,8%) его значения были крайне высокими, у 15 человек (23,8%) — высокими, у 26 человек (41,3%) — средними, у 15 человек (23,8%) — низкими и у четырех человек (6,3%) — крайне низкими.

Таким образом, обработка и анализ результатов стандартизированных опросников, которые заполнялись самими педагогами, позволили установить наличие у них эмоционального выгорания, определить фазу его развития, а также степень выраженности отдельных симптомов. Среди респондентов были выделены 18 педагогов (28,6%), у которых диагностирована высокая выраженность эмоционального выгорания по всем трем методикам. Также была выделена группа риска по развитию эмоционального выгорания — 26 педагогов (41,2%), у которых данный синдром находится на стадии резистенции.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

Методика «Интегральная оценка эффективности профессиональном деятельности учителя» Н. П. Фетискина [15, с. 252-253].

В эмпирическом исследовании эмоционального выгорания педагогов также принимали участие студенты колледжа, которые выступили в качестве своеобразных экспертов, оценивающих преподавательскую деятельность всех членов экспериментальной выборки.

Результаты мнений студентов, оценивающих профессиональные качества педагогов, представлены в таблице 4.

В целом можно сделать вывод о том, что студенты высоко оценивают дидактическую (54 преподавателя) и методическую (50 преподавателей) компетентность преподавателей, а также отмечают удовлетворенность посещением занятий большинства педагогов. Установлено, что большинство педагогов предпочитают авторитарный стиль педагогического руководства.

Деятельность самих студентов на учебных занятиях носит в основном формальный характер выполнения учебного долга, а ее продуктивность является низкой и тоже достаточно формальной. Это свидетельствует о низкой заинтересованности и недостаточной учебной и познавательной мотивации самих учащихся, что является отдельной научной и прикладной проблемой и требует специального рассмотрения.

Полученные результаты отражают реальную ситуацию в педагогическом коллективе колледжа и дают ориентиры для разработки программ профилактики, преодоления выгорания или сведения к минимуму его последствий. При систематической работе по актуализации личностных ресурсов и оптимизации организационных (средовых) условий труда процесс выгорания может быть не только остановлен, но и преобразован в «продуктивное горение» [3, с. 10]. Программы могут включать комплекс социально-психологических, организационно-распорядительных, экономических мер и форм работы, коррекционных и профилактических мероприятий по исключению или ослаблению влияния негативных психологических факторов на педагога. Направлениями деятельности могут стать:

- выявление индивидуально-психологических особенностей личности педагогов, провоцирующих развитие эмоционального выгорания (психодиагностика);

- установление управленческих и организационных причин формирования эмоционального выгорания (собеседование руководства колледжа с преподавателями с целью выяснения ситуаций, провоцирующих развитие эмоционального выгорания);

- повышение корпоративной культуры, сплочение сотрудников (план корпоративных мероприятий на учебный год, помощь и содействие со стороны коллег по работе и руководства в решении профессиональных проблем);

- коррекционно-развивающая работа педагога-психолога с сотрудниками, имеющими СЭВ, и группой риска (индивидуальная консультативная и психокоррекционная работа педагога-психолога);

- снижение психоэмоциональной и физической нагрузки для педагогов с СЭВ (контроль учебной и аудиторной нагрузки, соблюдение графика отпусков);

Таблица 4

Распределение педагогов по показателям эффективности профессиональной

деятельности,%

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

Название показателя Преподаватели, %

Речевая компетентность: речь эмоционально окрашенная, четкая речь монотонная, трудная для восприятия 46,0 54,0

Интонационная выразительность: имеет положительные формы неприятная, неуверенная 65,1 34,9

Информативность занятия: высокая низкая 58,7 41,3

Стиль педагогического руководства: демократический авторитарный либерально-попустительский 22,3 58,7 19,0

Характер практической деятельности учащихся на занятиях: продуктивный формальный 38,1 61,9

Продуктивность практической деятельности учащихся на занятии: высокая низкая, формальная 25,4 74,6

Доминирующая целеполагающая направленность учащихся: творческая самореализация глубокое знание предмета повышение социального статуса формальное выполнение учебного ролевого долга 15,9 28,6 23,8 31,7

Удовлетворенность учащихся занятиями по предмету: достаточно выражена выражена разномотивационная неудовлетворенность 73,0 27,0

Деятельностные состояния учащихся: положительные эмоциональные состояния пассивно-отрицательные активно-отрицательные 44,5 41,3 14,2

Направленность мыслительной деятельности учащихся: доминирование познавательной направленности выключенность из познавательной деятельности, наличие «вакуума» в мыслительной сфере 66,7 33,3

Дидактическая компетентность: высокая низкая 85,7 14,3

Методическая компетентность преподавателя: высокая низкая 79,4 20,6

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

- повышение мотивации педагогов, заинтересованности в карьерном росте (организация участия сотрудников в инновационных проектах, региональных конкурсах; составление плана карьеры преподавателей; премирование);

- организация досуговой деятельности педагогов (создание спортивной секции для преподавателей колледжа);

- адаптация молодых преподавателей к условиям работы в образовательной организации (реализация программы «Школа молодого преподавателя»);

- обучение педагогов навыкам саморегуляции, психокоррекции деструктивных личностных качеств;

- повышение управленческой компетентности руководства (обучающие семинары, тренинги специалистов) и др.

Таким образом, в результате проведенной психодиагностики эмоционального выгорания педагогов, а также интегральной оценки эффективности их педагогической деятельности были выявлены доминирующие симптомы эмоционального выгорания у преподавателей колледжа, что является важным для конкретной образовательной организации. Принимая во внимание результаты исследования, руководитель и психологи организации смогут направить свои усилия на создание в колледже организационно-распорядительных, экономических и социально-психологических условий, способствующих снижению симптомов и преодолению эмоционального выгорания у преподавателей.

Литература

1. Бойко В. В. Синдром эмоционального «выгорания» в профессиональном общении. — СПб: Питер, 2003. — 474 с.

2. Борисова М. В. Психологические детерминанты феномена эмоционального выгорания у педагогов // Вопросы психологии. — 2005. — № 2. — С. 97-104.

3. Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. Синдром выгорания. Диагностика и профилактика: практич. пособие.— 3-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт, 2017. — 343 с.

4. Емельяненкова А. В., Сафукова Н. Н. Особенности синдрома «эмоционального выгорания» личности специалистов различных профессий системы «человек — человек» / Интеграция образования и науки на основе научно-образовательного центра: сб. тр. участников Всерос. науч.-практ. конф. (Ульяновск,15-16 дек. 2005 г.). — В 2 ч. — М., 2005. — Ч. 1. — С. 106-110.

5. Кравченко Е. В. Синдром эмоционального выгорания как результат профессионального стресса // Проблемы современного педагогического образования. — 2015. — № 1(49). — С. 377 — 383.

6. Назарук Н. В. Влияние «выгорания» на выбор стратегий совлада-ющего поведения у учителей: сб. науч. тр. Института психологии им. Г. С. Костюка АПН Украины / Под ред. С. Д. Максименко. — Киев: Милле-ниум, 2005. — Т. 7. — Вып. 4. — С. 270-279.

7. Нартова-Бочавер С. К. «Coping behavior» в системе понятий психологии личности // Психологический журнал. — 1997. — № 5. — С. 20-28.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

8. Орел В. Е. Синдром психического выгорания личности. — М.: Изд-во Ин-та психологи РАН, 2005. — 329 с. [Электронный ресурс] // URL: https://www.litres.ru/v-e-orel/sindrom-psihicheskogo-vygoraniya-lichnosti/ chitat-onlayn/page-2/ (дата обращения — 19.05.2019).

9. Пряжников Н. Н., Ожегова Е. Г. Стратегии преодоления синдрома «эмоционального выгорания» в работе педагога // Психологическая наука и образование. — 2008. — № 2. — С. 87-95.

10. Психология здоровья: учебник для вузов / Под ред. Г. С. Никифорова. — СПб: Питер, 2006. — 607 с.

11. Рукавишников А. А. Опыт создания методики для диагностики психического выгорания // Психология и практика. Ежегодник Российского психологического общества. — 1998. — Т. 4. — Вып. 1. — С. 283-284.

12. Семичев С. Б. Предболезненные психические расстройства. — Л.: Медицина, 1987. — 183 с.

13. Синдром профессионального (эмоционального) выгорания в педагогической среде: метод. пособие / Сост. Е. А. Чикарева. — Хабаровск, 2018. — 30 с.

14. Третьякова В. С. Социономические профессии в парадигме социопсихологических требований к субъекту профессиональной деятельности // Акмеология профессионального образования: сб. 14-й Междунар. науч.-практ. конф. (Екатеринбург, 14-15 марта 2018 г.). — Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2018. — С. 151-156.

15. Фетискин Н. П., Козлов В.В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. — М.: Изд-во Института Психотерапии. — 2002. — 340 с.

16. Форманюк Т. В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя // Вопросы психологии. — 1994. — № 6. — С. 57-64.

17. Чутко Л. С. Синдром эмоционального выгорания. Клинические и психологические аспекты. — 3-е изд. — М.: МЕДпресс-информ, 2015. — 256 с.

18. Evers W., Tomic W., Brouwers A. Burnout Among Teachers. Students' and Teachers' Perceptions Compared // School Psychology International. — 2004. — Vol. 25(2). — Рр. 131-148.

19. Jackson S., Schwab R., Schuler R. Toward an understanding of the burnout phenomenon // Journal of Applied Psychology. — 1986. — Vol. 71 (4). — P. 630-640.

20. Lazarus R.S., Folkman S. The concept of coping // Stress and Coping. N.-Y., 1991. — Рр. 189-206.

21. Maslach C. Burnout: A social psychological analysis / The Burnout syndrome // ed. J. W. Jones, Park Ridge. — London: London House, 1982. — Рр. 30-53.

22. Maslach C., Jackson S. E. Maslach Burnout Inventory. — Palo Alto, CA: Consulting Psychologists Press, 1996. — 218 p.

23. Maslach C., Schaufeli W. B., Leiter M. P. Job burnout / Annu. Rev. Psychol. — 2001. — Vol. 52. — Pр. 397-422.

24. Van Dierendonck D, Schaufeli W. B., Buunk B. P. Towards a process model of burnout: results from a secondary analysis / European Journal of Work and Organizational Psychology. — 2001. — Vol. 10(1). — Pр. 41-52.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.