Научная статья на тему 'Проблема формирования экономической компетентности в процессе профессиональной подготовки бакалавров'

Проблема формирования экономической компетентности в процессе профессиональной подготовки бакалавров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
307
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ / БАКАЛАВР / ECONOMIC COMPETENCE / ECONOMIC COMPETENCIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Морозова Галина Михайловна

Показана актуальность проблемы формирования экономической компетентности в процессе профессиональной подготовки бакалавров. Отмечены (в соответствии с ГОС) отдельные экономические компетенции в составе профессиональных компетенций бакалавров по направлению подготовки «Государственное и муниципальное управление». Сформулировано понятие экономической компетентности бакалавров, определена его структура.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Морозова Галина Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF FORM ECONOMIC COMPETENCE DURING THE PROFESSIONAL TRAINING OF BACHELORS

The article draws attention to the urgency of the problem of formation of economic competence during the training of bachelors. Marked (according to the State Education Standards) the existence of particular economic competencies among the professional competencies of bachelors that are prepared in State and municipal administration. The concept and structure of the bachelors economic competence is formulated.

Текст научной работы на тему «Проблема формирования экономической компетентности в процессе профессиональной подготовки бакалавров»

Г. М. Морозова

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ

Показана актуальность проблемы формирования экономической компетентности в процессе профессиональной подготовки бакалавров. Отмечены (в соответствии с ГОС) отдельные экономические компетенции в составе профессиональных компетенций бакалавров по направлению подготовки «Государственное и муниципальное управление». Сформулировано понятие экономической компетентности бакалавров, определена его структура.

Ключевые слова: экономическая компетентность, экономические компетенции, бакалавр.

The article draws attention to the urgency of the problem of formation of economic competence during the training of bachelors. Marked (according to the State Education Standards) the existence of particular economic competencies among the professional competencies of bachelors that are prepared in "State and municipal administration". The concept and structure of the

bachelors economic competence is formulated.

Key words: economic competence, economic competencies.

В сложившихся социально-экономических условиях в России профессиональную подготовку необходимо вести с учетом осознания изменений, происходящих в обществе, экономике, в содержании наук и образования.

В условиях рыночной экономики особое значение имеет экономическая подготовка кадров. В сентябре 2010 г. Минфином РФ обещано вложить 3,5 млрд руб. в повышение финансовой грамотности населения, так как 2/3 взрослых граждан России считают финансово-экономические услуги «слишком сложными».

Понимание государством особого значения экономической подготовки выпускников в обеспечении развития страны и отдельных ее регионов нашло отражение в основных государственных актах: ФЗ «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и др. Национальная доктрина образования в Российской Федерации акцентирует внимание на том, что в современных условиях необходимо обеспечить «подготовку высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности» [5].

Можно выделить следующие требования к уровню экономической подготовки выпускников в области государственного и муниципального управления. Во-первых, одним из главных требований к уровню подготовки выпускника является «владение основными экономическими понятиями и умение применять их при реализации собственной профессиональной деятельности». Во-вторых, Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ГОС ВПО) в содержание дисциплин экономического цикла включает наряду с историческими

вопросами экономики экономико-правовые аспекты, а также основы государственного регулирования экономики. В-третьих, в настоящее время обращается особое внимание на развитие экономических способностей студента, его экономической компетентности [9].

Педагогам поставлена задача: целенаправленно готовить юных граждан не только к труду и познанию, но и полноценному вступлению в противоречивые социально-экономические отношения в стране в условиях рыночной экономики. Выпуск конкурентоспособных специалистов возможен только при условии широкого внедрения экономической направленности обучения. Сложившаяся ситуация требует совершенствования профессиональной подготовки: профессиональная квалификация выпускника должна определяться способностью быстро адаптироваться к изменяющимся условиям, экономической компетентностью, умением постоянно самостоятельно пополнять и творчески использовать свои экономические знания. При этом особое внимание педагогов уделяется компетентностному подходу в профессиональном образовании и выявлению состава компетенций будущих специалистов [1; 7].

В современных условиях выпускники образовательных учреждений должны уметь разбираться в широком круге экономических вопросов, оценивать консервативные и позитивные тенденции общественного развития, чтобы самостоятельно определить свою позицию в преобразованиях, быть готовыми к практической деятельности и иметь определенное миропонимание. ГОС третьего поколения по направлению подготовки «Государственное и муниципальное управление» достаточно четко определяют перечень профессиональных компетенций выпускников, среди которых значительное место отводится от-

108

дельным компетенциям в области экономики. Так, Приказом Министерства образования и науки РФ № 123 от 15.02.2010 г. утвержден ГОС ВПО по данному направлению подготовки (квалификация «магистр»), где в требованиях к результатам освоения образовательных программ указывается, что выпускник в области экономики должен обладать такими профессиональными компетенциями, как: использование инструментов экономической политики (ПК-8), понимание современных тенденций развития мировой экономики, ориентация в вопросах международной конкуренции (ПК-10) и др. Кроме того, выпускник должен обладать способностью использовать знание методов и теорий экономической науки (ПК-19), владеть анализом экономики общественного сектора, макроэкономическими подходами к объяснению функций и деятельности государства (ПК-21) и др. [9].

Также следует отметить, что согласно ГОС ВПО, выпускник по направлению подготовки «Государственное и муниципальное управление» с квалификацией «бакалавр» должен обладать следующими профессиональными компетенциями в области экономики: уметь определять экономические закономерности и тенденции (ПК-16); уметь готовить информационно-методические материалы по вопросам социально-экономического развития общества и деятельности органов власти (ПК-18); уметь применять количественные и качественные методы анализа при оценке состояния экономической среды, деятельности органов и организаций (ПК-24); быть способным оценивать экономические условия и последствия (результаты) осуществления государственных программ (ПК-44) и др. [8].

Таким образом, бакалавр по направлению «Государственное и муниципальное управление» должен быть подготовлен для решения следующих профессиональных задач в экономической сфере: участие в разработке мер регулирующего воздействия на общественные отношения и процессы социальноэкономического развития; участие в процессах бюджетного планирования и оценки эффективности бюджетных расходов; участие в обеспечении рационального использования ресурсов государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, предприятий и учреждений, политических партий, общественно-политических и некоммерческих организаций; сбор и классификационно-методическая обработка информации об имеющихся социально-экономических процессах и тенденциях; проведение экономических расчетов с целью выявления оптимальных решений при подготовке и реализации проектов;

оценка результатов проектной деятельности. Все вышеперечисленное дает возможность утверждать о том, что экономические компетенции являются составляющими профессиональных компетенций выпускников данной профессии.

Так, в соответствии с ГОС ВПО профессиональная деятельность бакалавра включает такие ее виды, как: организационно-управленческая, информационнометодическая, коммуникативная, проектная, вспомогательно-технологическая деятельность. Однако каждый из перечисленных видов профессиональной деятельности предполагает решение ряда задач, которые прямо или косвенно связаны с экономической сферой (т. е. профессионально-экономические задачи) Следовательно, для осуществления профессиональной деятельности в экономических вопросах бакалавру необходимо иметь сформированное на достаточном уровне интегральное качество, которое будет влиять на успешность решаемых профессионально-экономических задач различного уровня сложности, обеспечивать самоосмыс-ление значимости экономического образования для профессиональной деятельности. Это качество должно быть ориентированно на способность и готовность бакалавра принимать правильные и своевременные решения в разных экономических ситуациях. Характеризуемое качество личности бакалавра объединяет отдельные экономические компетенции (в составе профессиональных компетенций бакалавра) и составляет его экономическую компетентность [6].

Поскольку экономическая компетентность представлена как качественная характеристика личности, состоящая из совокупности компонентов (фундаментальных свойств личности и экономических компетенций), то наличие этих компонентов позволяет говорить об экономической компетентности бакалавра. Следует отметить, что составляющие экономической компетентности выпускника нельзя рассматривать изолированно, так как они носят системный, целостный характер, являются продуктом профессиональноэкономической подготовки в целом. Составляющие экономической компетентности можно условно разделить на следующие группы.

1. Фундаментальные свойства личности, среди которых: потребность будущего бакалавра в экономических знаниях, понимание их значимости; приложение усилий для основополагающего познания в области экономики; приобретение общенаучных, общепрофессиональных, базовых экономических знаний, проявление активности при их восприятии.

2. Экономические компетенции, которые рассматриваются как синтез когнитивного, практиче-

109

ского и личного опыта; как способность выпускника реализовывать экономическую компетентность в конкретной профессиональной деятельности (компетентность в действии) [6]. Среди них:

- ключевые экономические компетенции (в соответствии с классификациями А. В. Хуторского и И. А. Зимней) включают следующие умения: осуществлять учебно-поисковую деятельность в области экономического познания; самостоятельно обрабатывать экономическую информацию, проводить ее сравнительный анализ, выявлять динамику экономических данных; применять способы взаимодействия с окружающими [4; 10];

- практические экономические компетенции (выделенные на основе анализа классификаций Э. Ф. Зее-ра, И. А. Зимней, А. В. Хуторского), которые подразумевают такие способности, как: систематизация полученных экономических знаний, применение их на практике; самооценка и самоконтроль; самосовершенствование в профессиональной деятельности, проявление творческих начал, профессионализма [7; 8; 10].

Степень сформированности практических компетенций отражает готовность и способность буду-

щего бакалавра осуществлять свою профессиональную деятельность, быть конкурентоспособным на рынке труда в реально сложившейся экономической ситуации. Практические компетенции выпускника соответствуют более высокому уровню требований, предъявляемых к личности современного бакалавра, способного к решению профессионально-экономических задач.

Понимание сущности и содержания экономической компетентности подтверждает, что искомая компетентность проявляется и окончательно формируется только в процессе непосредственной профессиональной деятельности выпускника. Однако отдельные ее стороны (специальные знания, представления, индивидуальные качества и др.) могут складываться уже в процессе обучения в вузе. В связи с этим формирование экономической компетентности является важной педагогической задачей при подготовке бакалавров по направлению 081100 «Государственное и муниципальное управление». Возникает потребность в разработке, теоретическом обосновании и верификации успешности модели формирования экономической компетентности у будущих бакалавров.

1. Байденко, В. И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения: метод. пособие / В. И. Байденко. - М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. - 71 с.

2. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 080504 (061000) Государственное и муниципальное управление - М.: М-во образования РФ, 2008.

3. Зеер, Э. Ф. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования / Э.Ф. Зеер // Высш. образование в России. - 2005. - № 4. - С. 23-30.

4. Зимняя, И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования / И. А. Зимняя // Высш. образование сегодня. - 2003. - № 5. - С. 34-42.

5. Национальная доктрина образования в Российской Федерации // Высш. образование сегодня. - 2001. - № 2. - С. 2-4.

6. Старикова, Л. Д. Формирование экономической компетентности студентов в системе профессиональнопедагогического образования / Л. Д. Старикова // Теория и практика профессионального образования: пед. поиск: сб. науч. тр. - Екатеринбург: Изд-во РГППУ, 2008. - С. 163-167.

7. Тенилов, Е. А. Компетентностный подход в профессиональном образовании как методологическая основа формирования конкурентоспособного выпускника вуза / Е. А. Тенилов // Технологии совершенствования подготовки педагогических кадров. - Казань: изд-во ТГГПУ, 2008.

8. Федеральный Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки «Государственное и муниципальное управление». Квалификация (степень) «магистр». - М., 2010.

9. Федеральный Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки «Государственное и муниципальное управление». Квалификация (степень) «бакалавр». - М., 2009.

10. Хуторский, А. В. Ключевые компетенции / А. В. Хуторский // Нар. образование. - 2003. - № 5. - С. 14-19.

110

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.