Научная статья на тему 'Проблема деструктивных отношений в студенческой группе'

Проблема деструктивных отношений в студенческой группе Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1196
229
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛАЯ ГРУППА / УЧЕБНАЯ И СТУДЕНЧЕСКАЯ ГРУППА / ДЕСТРУКТИВНОСТЬ / ДЕСТРУКТИВНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / SMALL GROUP / STUDY AND STUDENT GROUP / DISRUPTIVENESS / DESTRUCTIVE RELATIONSHIPS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Горбунова Ольга Владимировна

В данной статье представлен теоретический анализ понятий «}алая группа» « ‰uбная и студенческая группа» «tеструктивность» «tеструктивные отношения»с различных точек зрений отечественных и зарубежных ученых. Приведены результаты исследования по проблеме деструктивных отношений в студенческой группе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents a theoretical analysis of small group, study and student group, disruptiveness, destructive relationships from different viewpoints of native and foreign scientists. The results of the research of destructive relationships in student group are also given.

Текст научной работы на тему «Проблема деструктивных отношений в студенческой группе»

ПРОБЛЕМА ДЕСТРУКТИВНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СТУДЕНЧЕСКОЙ ГРУППЕ

Gorbunova O.V

THE PROBLEM OF DESTRUCTIVE RELATIONSHIPS IN STUDENT GROUP

Ключевые слова: малая группа, учебная и студенческая группа, деструктивность, деструктивные отношения.

Key words: small group, study and student group, disruptiveness, destructive relationships.

Аннотация

В данной статье представлен теоретический анализ понятий «малая группа», «учебная и студенческая группа», «деструктивность», «деструктивные отношения» с различных точек зрений отечественных и зарубежных ученых. Приведены результаты исследования по проблеме деструктивных отношений в студенческой группе.

Abstract

The article presents a theoretical analysis of “small group ”, “study and student group ”, “disruptiveness”, “destructive relationships” from different viewpoints of native and foreign scientists. The results of the research of destructive relationships in student group are also given.

Человек живет и трудится совместно с другими людьми, образуя с ними разнообразные общности, которые в обычной жизни представлены в виде многочисленных общностей. Малая группа является начальной ячейкой человеческого общества и первоосновой всех других его составных элементов. В ней объективно проявляется реальность жизни, деятельности и отношений большинства людей. Необходимо понимать, что происходит с человеком в малых группах, а также четко представлять те социально-психологические явления, процессы, особенности в отношениях, которые в них возникают и функционируют.

В настоящее время широко рассматриваются проблемы в малых, учебных группах. Однако учеными мало изучены деструктивные (разрушающие) отношения в студенческих группах.

Долгое время ученые изучали большие сообщества и только в 30-е годы XX века внимание исследователей было направлено на изучение малых групп. Изучением малых групп и их влиянием на индивида занимались такие западные психологи и социологи, как Ч.Х. Кули, Н. Триплет, Ф. Оллпорт, М. Шериф, С. Аш, Дж. Г. Мид, Х. Келли, Я. Морено, К. Левин и др. В их представлении группа представляет нечто большее, нежели случайное соединение людей, разделяющих какие-то общие цели и ценности. Поэтому группу и групповые процессы, по их мнению, необходимо изучать сами по себе, поскольку психологию групп невозможно понять на основе индивидуальной психологии1. Однако, наряду с «групповым» подходом в западной, американской психологии существует еще и «индивидуальный», рассматривающий личность каждого участника группы.

Проблема группы и отношений в ней в отечественной психологии начала интенсивно разрабатываться с 60-х годов. Она привлекала внимание таких ученых, как Г.М. Андреева, Н.А. Березовин, К.Е. Данилин, Я.Л. Коломинский, А.А. Кроник, B.C. Маргун, Ю.А. Орн,

А.В. Петровский и др.2 Ими группа и отношения в ней были рассмотрены с различных позиций. Одна из точек зрений принадлежит Г.М. Андреевой, которая указывает, что группа -

1 Семечкин Н.И.Социальная психология. - Ростов н/Д: «Феникс»,-2003. - №6. - С. 475.

2 Титкова Л.С. Внутригрупповая конфликтность студентов современных российских вузов и факторы, влияющие на нее (По материалам социологического исследования вузов Приморского края): Автореферат дис. ... канд. социол. наук : 22.00.04 : Владивосток, 2004. С. 9, 12.

это определенная система деятельности, заданная её местом в системе общественного разделения труда, и поэтому сама выступает субъектом определенного вида деятельности (в частности и учебной), и через нее включена во всю систему общественных отношений3.

Изучением таких малых групп, как учебная студенческая группа в 60-80-х гг. прошлого века занимались В.Т. Лисовский, С.Н Иконникова, Г. А Журавлева и ряд других советских психологов. Эти ученые рассматривают студенческую группу как социальнопсихологическую систему, обладающую специфическими особенностями, которые детерминированы многими факторами, и подчеркивают значение создания комфортной среды для оптимального развития личности будущего специалиста и актуализации его скрытых возможностей, раскрытие потенциала, трансляции и приращения знаний4. Поведение отдельной личности зависит от психологии отношений внутри группы. Система организации обучения построена таким образом, что учебные группы формируются случайным образом, объединяя в единые коллективы личности, имеющие разный социальный статус, интеллектуальный уровень, разные стереотипы поведения и общения, личностные качества, характерологические особенности. Такое объединение в отдельные группы разных людей порождает множество разнообразных особенностей в отношениях членов группы. В ходе отношений осуществляются самоутверждение личности в группе, оценка своих достоинств в сравнении с достоинствами остальных членов группы с целью раскрыть свои возможности, проявить себя, определить свою роль в группе.

Характер развития отношений в малой группе может быть очень многосторонним, а порой противоречивым, нарушенным. В ней проявляется множество разнообразных коллизий, ситуаций, отражающихся на поведении, действиях, поступках, самочувствии и настроении не только того или иного члена группы, но и всей группы в целом, на ее сплоченности и результатах деятельности. Могут, например, стихийно складываться неформальные микрогруппы, возникшие вследствие различных причин и предпосылок, носящие положительную или отрицательную направленность, имеющие ту или иную степень влияния на людей. В любом случае их появление является закономерностью развития отношений, которую всегда нужно принимать во внимание и учитывать5.

Особое внимание необходимо уделять отношениям, которые носят характер разрушения, т.е. деструктивности.

Словарь практического психолога указывает, что «деструкция, деструктивность» связана с разрушением, нарушением нормальной структуры чего-либо6.

В психоаналитической литературе первые представления о деструктивности содержались в ранних, относящихся к периоду 1910-1912 гг., работах А. Адлера, В. Штекеля, К-ГЮнга, С.Шпильрейн. По мнению психоаналитиков, инстинкт (влечение) деструктивности (агрессия, ненависть, уничтожение, разрушение, смерть, убийство, танатос) трактуется как одно из двух основных влечений, противостоящих конструктивному (жизнеутверждающему) Эросу (инстинкту жизни, любви и созидания).

В. Райх, представитель неофрейдизма, в дальнейшем заложивший некоторые основы телесно-ориентированной терапии, считал, что деструктивный импульс появляется в живом существе в том случае, если оно стремится уничтожить источник опасности: разрушение становится биологически осмысленной целью.

В бихевиоризме (Б.Скинер и др.) (поведенческом) подходе «деструктивность» рассматривается как агрессивность и постоянный фактор психической жизни, заданный биологически имеющий тенденцию накапливаться и искать разрядки в деструктивных поведенческих актах.

В деятельностном подходе (М.С. Каган, В.Е. Кемеров) «деструктивность» - это противовес созидательному так, как в деятельности человека и созидание, и разрушение

3 Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. - М: Аспект Пресс, 2001. С. 140.

4 Эльконин Д.Б. Педагогика. - М.: Пидкасистог, 2006. С. 24.

5Леонтъев А. А. Психология общения. - М.: Смысл, 1999. - С. 93.

6Шапарь В. Б. Словарь практического психолога. - М.: АСТ; Харьков: Торсинг, 2005. - С. 105-106.

(деструктивность) преобразуют окружающий мир.

В дальнейшем термин «деструктивность» в психологической науке начинает использоваться в связке с понятием «отношения». В психологическом словаре термин «отношения» трактуется как субъективная сторона отражения действительности, результат взаимодействия человека со средой, с человеком7.

Впервые термин «деструктивные отношения» был использован Н.Н. Обозовым в его классификации межличностных отношений. Все отношения он разделил на два типа: конструктивные и деструктивные. Деструктивные отношения - это результат дезадаптации личности. По мнению Н.Н. Обозова, индивиды для взаимного участия в удовлетворении аномальных потребностей друг друга, поиска объектов для этого, объединяются в группировки, которые имеют жаргонные названия - «кореша» 8.

Исследования Ю.В. Гусева показывают, что чаще деструктивные отношения возни-кают в группах, из которых практически невозможно уйти. У враждующих партнеров существует «объективная необходимость находиться в одном коллективе». Такими группами могут выступать учебные студенческие группы. И. Ялом в работе, посвященной групповой психотерапии, использует термин «деструктивные отношения», понимая под ними всеобщую несдержанность и неограниченность в выражении чувств 9. ГВ. Ярославцева дает определение деструктивных отношений в педагогическом коллективе школы: «это такие отношения, которые вызывают негативные эмоции у взаимодействующих субъектов, провоцируют их взаимную неприязнь и агрессивные реакции (пока еще без конфликтного взаимодействия), разрушают устойчивость сложившейся структуры межличностных отношений и социально-психологического климата коллектива, затрудняют совместную деятельность» 10.

В понимании В.В.Бойко в межличностном отношении между людьми или в группе (студенческой) могут возникать деструктивные установки, такие, как завуалированная жестокость, открытая жесткость, обоснованный негативизм, брюзжание, негативный опыт общения, которые отрицательно влияют на отношения между людьми, студентами11.

К деструктивному общению, с которым связаны деструктивные отношения, В.Н. Куницына относит те формы и особенности контактов, которые пагубно сказываются на личности партнера и осложняют взаимоотношения. Примерами такого рода контактов служат, по ее мнению, манипулятивное общение, авторитарный стиль, формы распада и осложнения отношений по вине партнера вследствие патологической ревности, зависти, нарциссизма. Деструктивным характером может обладать даже молчание, если оно принимает форму наказания партнера, а также умолчание. В основе деструктивного общения может лежать немало личностных черт: лицемерие, хитрость, склонность к клевете, мстительность, язвительность, цинизм, ханжество, вранье, ложь, обман, эгоизм, агрессивность и т. д.

Наряду с В.Н. Куницыной, К. Муздыбаев считает, что эгоизм между студентами приводит к унижению, страданию, осложнениям в отношениях партнеров. В частности, он называет такие характерологические особенности эгоиста, которые вызывают деструктивность (разрушение) отношений: пренебрежение долгом, нормами морали и закона; оправдание обмана, агрессивных форм поведения, таких как месть, политическое убийство; приписывание окружению зависти, эгоизма, цинизма, предательства, что делает невозможным использование в отношении него тактики и стратегии сотрудничества 12.

Для изучения деструктивных отношений в студенческой группе и их влияния на самочувствие студентов было проведено исследование, в котором приняло участие 43 студента 2 курса обоих полов.

7Там же. С. 320.

8Ачитаева И.Б. Правомерность использования термина «деструктивные взаимоотношения в малых социальных группах // Вестник ЧитГУ - 2008. - № 2. - С. 96-97.

9Ялом И. Теория и практика групповой психотерапии/И. Ялом . - Спб., 2000. - С. 328.

10Ачитаева И.Б. Указ. соч. С. 96-97.

“Кожухарь Г.С. Связь уровня развития профессионально важных коммуникативных качеств студентов-психологов с успеваемостью // Вопросы психологии. - 2008. - № 3. - С. 134.

12Муздыбаев К. Эгоизм личности // Психологический журнал. - 2000. - № 2. - С. 30.

Применялись методики: методика диагностики межличностных и межгрупповых отношений («социометрия») Дж. Морено; шкала диспозиционного эгоизма К. Муздыбаева; методика определения деструктивных установок в межличностных отношениях В.В. Бойко; методика диагностики доминирующей стратегии психологической защиты в общении В.В. Бойко; методика САН (самочувствия, активности, настроения), разработан-ная в Первом московском медицинском институте им. И.М. Сеченова.

По результатам методики диагностики межличностных и межгрупповых отношений («социометрия») Дж. Морено выявилось, что данная студенческая группа на социограмме делится на 4 круга: круг «звезд» - 6 студентов, «популярных» - 25 студентов, «принятых»- 12 и «изолированых» - О. При этом нами рассмотрены в дальнейшим наиболее отличные друг от друга группы. У студентов, попавших в круг «звезд», имеется 32,2% выборов, у «принятых» - 6,9% выборов. Данные результаты свидетельствуют о том, что студенты, попавшие в число «звезд», обладают большим авторитетом в данной группе, чем «принятые» и «звезды», наиболее влияют на характер отношений в группе. В данной группе не оказалось студентов попавших в круг «изолированных», это говорит о том, что изгоев, тех с кем вообще не общаются, не включают в отношения.

По результатам шкалы диспозиционного эгоизма К. Муздыбаева выявилось, что уровень эгоизма у «звезд» - 66,5%, т.е. их поведение определяется мыслью о собственной пользе, выгоде, предпочтении своих интересов интересам других людей, пренебрежением интересами других людей; а у «принятых» - 30,5%, т.е. они склонны пренебрегать своими интересами в пользу других.

По методике определения деструктивных установок в межличностных отношениях

В.В. Бойко выявилось, что студенты из круга «звезд» имеют такие деструктивные установки, как:

- завуалированная жестокость в отношении к людям - 69,2% - у них более отчетливо выражена завуалированная жестокость в отношении к людям, чем у «:принятых», имеющих 32,5%;

- открытая жестокость в отношении к людям у «звезд» -56,8%, у «:принятых»- 22,7%. Студенты - «звезды» не скрывают и не смягчают свои негативные оценки и переживания по поводу большинства окружающих: выводы о них резкие, однозначные и сделаны, возможно, навсегда;

- обоснованный негативизм в суждениях о людях у студентов, входящих в круг «звезд» - 60%, а у «принятых»- 50%. Эти данные свидетельствуют о том, что и те, и другие студенты делают объективно обусловленные отрицательные выводы о некоторых типах людей и отдельных сторонах взаимодействия;

- брюзжание у «звезд» - 56,7%, а у «:принятых» - 43,3%, то есть это говорит о склонности делать необоснованные обобщения негативных фактов в области взаимоотношения с партнерами и в наблюдении за социальной действительностью;

- негативный личный опыт общения с окружающими у студентов-«звезд» - 40%, у «принятых» - 32,5%. Данный компонент установки показывает, в какой мере прошлый негативный опыт влияет на отношения и общение в настоящем.

По общему уровню деструктивных установок в отношениях студентов у «звезд» -55,8%, а у «принятых» - 34,7%. Это свидетельствует о том, что деструктивные отношения у студентов, входящих в круг «звезд», имеют более выраженный характер, чем у «принятых».

Результаты по методике диагностики доминирующей стратегии психологической защиты в общении В.В. Бойко выявили, что в поведении «звезд» преобладает агрессия -83,3%, затем избегание -16,7% и миролюбие - 16,7%. Данные показатели свидетельствуют о том, что у них это - психологическая стратегия защиты субъектной реальности личности, действующая на основе инстинкта, и агрессия не выходит из репертуара эмоционального реагирования. Следовательно, студентам, обладающим такой доминирующей психологической защитой в общении, свойственно в каких-то ситуациях общения проявлять агрессию в более жестких формах. Они менее склонны избегать конфликтов в отношениях или сотрудничать.

Показатели у «принятых» выше по миролюбию - 66,7%, далее по избеганию - 33,3%, по

агрессии - 0 %. Данным студентам характерно и миролюбие - доказательство сотрудничества, некоторой бесхребетности и безволия, утраты чувства собственного достоинства, которое как раз и призвана оберегать психологическая защита. Они могут использовать избегание как средство защиты от негативных отношений и избегать конфликтов, сложные ситуации, отрицательное отношение к ним других людей и практически не склонны агрессивно, жестко реагировать на людей.

По методике САН (самочувствия, активности, настроения) у «звезд»: по самочувствию

- 5,1 балл, по активности - 4,1, по настроению -5,6. У «:принятых»: по самочувствию - 3,9 баллов, по активности - 3,1 балл, по настроению - 4,1 балл. У студентов-«звезд» оптимальное самочувствие, активность, настроение, а у «принятых» - низкое им сложно находится в данной группе.

Таким образом, теоретический анализ с позиций отечественных и зарубежных ученых выявил, что студенческая группа является малой группой, имеющей социальнопсихологическую систему, обладающую специфическими особенностями, которые детерминированы многими факторами, и имеет большое значение создания комфортной среды для оптимального развития личности будущего специалиста и актуализации его скрытых возможностей, раскрытия потенциала. В студенческой группе отношения могут быть деструктивными и разрушать устойчивость сложившейся структуры межличностных отношений, и негативно влиять на психологический климат коллектива, затруднять совместную деятельность и отрицательно влиять на самочувствие некоторых членов группы. Деструктивные отношения рассматриваются как агрессия, ложь, обман, эгоизм и т.д. В исследовании изучался эгоизм, деструктивные установки в отношениях, защитные механизмы в общении, самочувствие в студенческой группе. В результате выявилось, что разные показатели эгоизма и деструктивных установок и особые различия присутствуют у студентов, входящих в круг «звезд» и круг «принятых». При этом выявилось, что у «звезд» высокие показатели по эгоизму, деструктивным установкам в отношении, по САН (самочувствии, активности, настроении) и преобладает агрессия при защитных механизмах в общении, а у «принятых» - наоборот - все показатели низкие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.