Научная статья на тему 'Психологические особенности личности со склонностью к педофилии'

Психологические особенности личности со склонностью к педофилии Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
4569
533
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕКСУАЛЬНЫЕ ДЕВИАЦИИ / ПЕДОФИЛИЯ / ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / SEXUAL DEVIANCE / PEDOPHILIA / PERSONALITY CHARACTERISTICS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Став Ариэль

Исследована структура личности пациентов со склонностью к педофилии. Выявлено специфическое самоотношение, нарушения социально-психологической адаптации и антиципационной состоятельности, высокая личностная тревожность, дисфункциональные межличностные отношения, агрессивность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS WITH A TENDENCY TO PEDOPHILIA

Investigate the structure of the individual patient with a tendency to pedophilia. Identified specific self-attitude, violations of social and psychological adjustment and antitsipaty consistency, high trait anxiety, dysfunctional interpersonal relationships, aggression.

Текст научной работы на тему «Психологические особенности личности со склонностью к педофилии»

Социально-психологические:

• создание условий для формирования социальной компетенции и максимально эффективной социальной адаптации студентов, как в процессе обучения, так и для дальнейшей жизни в обществе;

• создание условий для формирования благоприятного психологического климата в группах и коллективах вуза;

Основными принципами воспитания студентов технического университета мы считаем следующие:

• ориентация на общечеловеческие ценности и ценностные отношения:

• принцип целостности педагогического процесса и единства воспитательных воздействий: неразрывного профессионального и личностного воспитания; концентрации воспитания на развитии профессиональной, социальной и культурной компетентности личности;

Библиографический список

• принцип субъект-субъектного взаимодействия (педагогика сотрудничества);

• принцип эффективности социального взаимодействия и общественной направленности воспитания, связи воспитания с социальной и культурной жизнью.

Обобщая основные особенности воспитательного процесса в техническом университете можно сказать, что воспитание студентов вуза должно представлять собой процесс создания условий, способствующих формированию у студентов ценностного отношения к окружающему миру, создания условий для саморазвития личности будущего инженера, определяющего климат в производственных коллективах. Специфика получаемого образования не всегда позволяет максимально тесно объединить процессы обучения и воспитания, однако к этому нужно стремиться.

1. Шадриков, В.Д. Философия образования и образовательные политики. - М., 1993.

2. Проблемы и пути повышения эффективности воспитания студенческой и учащейся молодежи: материалы научно-практич. конф. «Теория и практика воспитательной работы в высшей школе». - Барнаул, 2000.

3. Контроль качества и оценки в образовании: материалы междунар. конф. - СПб., 2008.

4. Никитин, В.А. Идея образования, или содержание образовательной политики. - Киев, 2004.

5. Чухров, А.С. Условия и факторы профессионального становления студентов технических специальностей / Современное образование в Сибири: от кейс до ROWEB-технологии: материалы Международной научно-практ. конф. - Новосибирск, 2013.

Bibliography

1. Shadrikov, V.D. Filosofiya obrazovaniya i obrazovateljnihe politiki. - M., 1993.

2. Problemih i puti povihsheniya ehffektivnosti vospitaniya studencheskoyj i uchatheyjsya molodezhi: materialih nauchno-praktich. konf. «Teoriya i praktika vospitateljnoyj rabotih v vihssheyj shkole». - Barnaul, 2000.

3. Kontrolj kachestva i ocenki v obrazovanii: materialih mezhdunar. konf. - SPb., 2008.

4. Nikitin, V.A. Ideya obrazovaniya, ili soderzhanie obrazovateljnoyj politiki. - Kiev, 2004.

5. Chukhrov, A.S. Usloviya i faktorih professionaljnogo stanovleniya studentov tekhnicheskikh specialjnosteyj / Sovremennoe obrazovanie v Sibiri: ot keyjs do ROWEB-tekhnologii: materialih Mezhdunarodnoyj nauchno-prakt. konf. - Novosibirsk, 2013.

Статья поступила в редакцию 18.09.13

УДК 159.923 StavAriel. PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS WITH A TENDENCY TO PEDOPHILIA. Investigate the structure of the individual patient with a tendency to pedophilia. Identified specific self-attitude, violations of social and psychological adjustment and antitsipaty consistency, high trait anxiety, dysfunctional interpersonal relationships, aggression.

Key words: sexual deviance, pedophilia, personality characteristics.

Став Ариэль, врач-психиатр, зав. факультетом усовершенствования врачей компании «MedicalDiamondInternational», Израиль, магистрант ФГБОУ ВПО «Новосибирский гос. педагогический университет», Е-mail: director@usmle.ru

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ СО СКЛОННОСТЬЮ К ПЕДОФИЛИИ

Исследована структура личности пациентов со склонностью к педофилии. Выявлено специфическое само-отношение, нарушения социально-психологической адаптации и антиципационной состоятельности, высокая личностная тревожность, дисфункциональные межличностные отношения, агрессивность.

Ключевые слова: сексуальные девиации, педофилия, личностные особенности.

Актуальность исследования проблемы сексуальных девиаций обусловлена несколькими причинами. В первую очередь, сексуальные девиации, и, в частности, педофилия, представляют собой нарушение сексуального предпочтения, которые нередко влекут негативные последствия как для их носителя, так и для окружающих. Сама личность с сексуальной девиацией нередко сталкивается с дезадаптацией. Осознание собственной инакости, отличия от большинства обуславливает неуверенность в себе, чувство неполноценности, нарушение социальных контактов.

При этом при ряде сексуальных девиаций негативные последствия распространяются на других людей. Например, в случае педофилии в сексуальные действия оказываются вовлечены дети, для которых такой опыт становится травмирующим.

Вопросы сексуальных девиаций сегодня представлены широким кругом медицинских и психологических исследований (З. Фрейд, В. Лейбин, В.А. Жмуров, Р Комер, В.Д. Менделевич, Д.Д. Еникеева, И.С. Кон, С. Збигнев, И.А. Мартынюк, А.Е. Личко, Т.В. Анафьянова и т.д.). Однако понимание природы этих рас-

стройств зачастую затруднено, а способы коррекции недостаточно эффективны [1; 2; 3]. Поэтому целью исследования было рассмотрение психологических условий и факторов формирования сексуальных девиаций на примере педофилии.

В исследовании приняли участие 42 испытуемых в возрасте от 26 до 49 лет, из них: испытуемые со склонностью к педофилии (диагноз по МКБ-10) - 21 чел.; испытуемые без сексуальных девиаций - 21 чел. Исследование носило констатирующий характер.

С целью определения структуры личности пациентов были использованы следующие психодиагностические тесты: методика изучения самоотношения РС. Пантелеева, тест антиципационной состоятельности В.Д. Менделевича, методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда, методика Т. Лири для исследования представлений субъекта о себе и идеальном «Я», опросник Баса и Дарки для диагностики состояния агрессии, шкала реактивной и личностной тревожности Спилбергера. Результаты проанализированы с использованием критерия Манна-Уитни. Расчеты произведены в программе Статистика 6.

Результаты исследования. В ходе диагностики самоот-ношения были получены результаты, представленные на рис.1. У испытуемых с педофилией достоверно в большей степени выражена закрытость (7,52, в группе без сексуальных девиаций 5,91, и=84,0, при р = 0,001), неспособность или нежелании осознавать и выдавать значимую о себе информацию. При этом у испытуемых с педофилией достоверно в меньшей степени выражена самоуверенность (3,05, в группе без сексуальных девиаций 8,36, и=7,0, при р = 0,001).Для них присущи неудовлетворенность собой и своими возможностями, сомнения в способности вызывать уважение.

Кроме того, у испытуемых с педофилией достоверно в меньшей степени выражено отраженное самоотношение (4,67, в груп-

пе без сексуальных девиаций 6,23, и=107,5, при р = 0,001), самоценность (3,86, в группе без сексуальных девиаций 8,27, и=10,5, при р = 0,001) и самопринятие (4,43, в группе без сексуальных девиаций 6,09, и=101,5, при р = 0,001). Испытуемым с педофилией присущи уверенность, что их личность, характер и деятельность не способны вызвать в других уважение, симпатию, одобрение и понимание со стороны других людей, сомнения в ценности собственной личности, отстраненность, граничащая с безразличием к своему «Я», потеря интереса к своему внутреннему миру. Кроме того, они отличаются недостаточным самопринятием, что может свидетельствовать о внутренней дезадаптации.

Рис. 1. Результаты диагностики самоотношения (ср. балл)

Рис. 2. Результаты диагностики самоотношения (ср. балл)

Рис. 3. Результаты диагностики антиципационной состоятельности (ср. балл)

Наконец, у испытуемых с педофилией достоверно в большей степени выражена внутренняя конфликтность (7,19, в группе без сексуальных девиаций 4,73, и=51,0, при р = 0,001), что свидетельствует о наличии внутренних конфликтов, сомнений, несогласия с собой, тревожно-депрессивных состояний, сопровождаемых переживанием чувства вины. Им присущи постоянная неудовлетворенность, споры с собой, которые протекают на фоне неадекватно заниженной самооценки, что в свою очередь приводит к сомнениям в своей способности что-либо предпринять или изменить. Присущие для них чрезмерное самокопание и рефлексия протекают на общем негативном эмоциональ-

ном фоне по отношению к себе. Причем конфликтная аутокоммуникация не только не приносит облегчения, но наоборот, лишь усугубляет негативные эмоции.

У испытуемых с педофилией достоверно в меньшей степени выражено самоуважение (4,04, в группе без сексуальных девиаций 5,64, и=81,5, при р = 0,001), аутосимпатия (4,90, в группе без сексуальных девиаций 6,76, и=51,0, при р = 0,001) и достоверно выше внутренняя неустроенность (6,55, в группе без сексуальных девиаций 4,80, и=79,50, при р = 0,001) (рис. 2). Эти испытуемые в меньшей степени относятся к самим себе, своим личностным качествам с уважением и симпатией, чем испытуе-

Рис. 4. Результаты диагностики социально-психологической адаптации (ср. балл)

Рис. 5. Результаты диагностики межличностных отношений (ср. балл)

Рис. 6. Результаты диагностики агрессии (ср. балл)

мые без сексуальных девиаций. Для них характерна внутренняя конфликтность.

В ходе диагностики антиципационной состоятельности были получены результаты, представленные на рис.3. Для испытуемых с педофилией характерна менее выраженная личностно-ситуативная состоятельность (142,10, в группе без сексуальных девиаций 166,14, и=93,0, при р = 0,001). Данные испытуемые испытывают трудности в прогнозировании жизненных событий и ситуаций.

Кроме того, для испытуемых с педофилией характерна менее выраженная пространственная состоятельность (45,52,

в группе без сексуальных девиаций 59,27, и=83,0, при р = 0,001). Они менее, чем испытуемые без сексуальных девиаций, способны к предвосхищению движение предметов в пространстве, упреждению их, координации собственных движений, проявлению моторной ловкости. По мнению авторов методики, это может свидетельствовать о недостаточной умственной подвижности и гибкости, некоторой ригидности.

Также для испытуемых с педофилией характерна менее выраженная временная состоятельность (36,86, в группе без сексуальных девиаций 43,77, и=117,0, при р = 0,01). Им более

Рис. 7. Результаты диагностики тревожности (ср. балл)

сложно, чем испытуемым без сексуальных девиаций, прогнозировать течение времени и точно его распределять.

Наконец, для испытуемых с педофилией характерна менее выраженная общая антиципационная состоятельность (224,48, в группе без сексуальных девиаций 269,18, и=49,0, при р = 0,001). Им бывает сложно предвосхищать ход событий, прогнозировать развитие ситуаций и собственные реакции на них и реагировать (действовать) с временно-пространственным упреждением. Согласно данным автора, методики, схожие результаты наблюдаются у больных неврозами.

В ходе диагностики социально-психологической адаптации были получены результаты, представленные на рис. 4. У испытуемых с педофилией выявлены большие затруднения в адаптации (44,21, в группе без сексуальных девиаций 63,50, и=0,10, при р = 0,001). Эти испытуемые имеют менее открытые и теплые отношения с окружающими, чем испытуемые без сексуальных девиаций. К людям они относятся без особой симпатии, с подозрением. При этом им бывает сложно следовать социальным требованиям, соблюдать правила. Им сложно вести себя открыто и естественно, они часто испытывают стеснение. Они часто чувствуют недовольство окружающими, раздражение, могут быть порывисты и непоследовательны. Для них характерен недостаток социальной активности, некоторая вялость, апатия, которые могут быть следствием неуверенности в себе.

Кроме того, у испытуемых с педофилией наблюдается менее выраженная интернальность (59,90, в группе без сексуальных девиаций 69,03, и=88,00, при р = 0,001). Они нередко чувствуют себя беспомощными и нуждаются в чьей-либо помощи. Для них характерна несамостоятельность, ожидание руководства со стороны других людей. Им бывает сложно принять самостоятельное решение.

В ходе диагностики межличностных отношений были получены результаты, представленные на рис. 5. Для испытуемых с педофилией характерно преобладание эгоизма в межличностных отношениях (12,95, в группе без сексуальных девиаций 7,36, и=27,0, при р = 0,001). Для них свойственно стремление быть над всеми, но одновременно в стороне от всех. Они самовлюбленны, расчетливы, себялюбивы. Трудности склонны перекладывать на окружающих, сами относится к ним несколько отчужденно. В отношениях в первую очередь преследуют свои интересы, уделяя мало внимания потребностям и желаниям других людей.

Кроме того, испытуемые с педофилией в отношениях с окружающими склонны проявлять подозрительность (13,38, в груп-

пе без сексуальных девиаций 5,23, и=1,0, при р = 0,001) и при этом склонны к подчинению (8,00, в группе без сексуальных девиаций 5,32, и=73,00, при р = 0,001). Для них характерно некоторое отчуждение по отношению к враждебному и злобному миру. Они подозрительны, обидчивы, склонны к сомнению во всем, злопамятны, постоянно на всех жалуются, всем недовольны. При этом в общении нередко робки, уступчивы, эмоционально сдержанны, способны подчиняться. Они часто не имеют собственного мнения, для них важно мнение окружающих.

В то же время испытуемые с педофилией в меньшей степени, чем испытуемые без сексуальных девиаций, склонны к проявлению авторитаризма (4,24, в группе без сексуальных девиаций 5,64, и=104,00, при р = 0,001), дружелюбия (5,81, в группе без сексуальных девиаций 11,27, и=2,0, при р = 0,001) и альтруизма (4,33, в группе без сексуальных девиаций 6,59, и=59,50, при р = 0,001). Им сложно проявлять решительность, настойчивость. Им бывает сложно сотрудничать с другими людьми, поскольку это требует отвлечься от собственных интересов и учитывать интересы других людей. В отношениях с другими они испытывают трудности в искренней привязанности, им сложно проявлять теплоту и заинтересованность, заботу о других людях. Поведение испытуемых с педофилией в межличностных отношениях характеризуется эгоизмом, подозрительности и при этом склонность к подчинению. Они не могут проявлять достаточную решительность и настойчивость, а также недостаточно дружелюбны и не способны к искренней заботе об окружающих. В целом для их отношений с окружающими характерна противоречивость: будучи центрированными на себе и своих потребностях, они не способны нести ответственность за их реализацию, опасаются других людей и готовы подчиняться. Можно предположить, что таким образом они стремятся использовать окружающих для удовлетворения своих потребностей.

В ходе диагностики агрессии были получены результаты, представленные на рис. 6.

Испытуемые с педофилией достоверно в большей степени склонны к проявлению физической агрессии (8,14, в группе без сексуальных девиаций 3,91, и=0,10, при р = 0,001), вербальной агрессии (10,81, в группе без сексуальных девиаций 6,77, и=4,50, при р = 0,001) и чувству вины (8,00, в группе без сексуальных девиаций 5,36, и=20,00, при р = 0,001). Агрессивные переживания эти испытуемые могут выражать через крик, оскорбления, угрозы, а также физическое воздействие, удары. В то же время они испытывают вину за свои деструктивные проявления, т.е. их агрессия может быть направлена на них самих. В то же вре-

мя у испытуемых с педофилией достоверно в меньшей степени выражена косвенная агрессия (3,38, в группе без сексуальных девиаций 5,50, и=28,50, при р = 0,001). Они не склонны проявлять свое раздражение, агрессию через какие-либо скрытые действия.

В ходе диагностики тревожности были получены результаты, представленные на рис. 7.

У испытуемых с педофилией достоверно более выражена личностная тревожность (46,43, в группе без сексуальных девиаций 30,91, и=0,10, при р = 0,001). Для них характерна тревожность как устойчивая личностная черта. Большинство ситуация и событий, происходящих с ними, они воспринимают как потенциально опасные, несущие угрозу. Они испытывают чувство тревоги практически постоянно, что обуславливает напряжение, неуверенность в окружающем. Наиболее сложными для них являются ситуации, которые могут угрожать их самооценке. Они нередко чувствуют себя уязвимыми и бессильными.

При этом не выявлено значимых различий по проявлению ситуативной тревожности. На момент тестирования как испытуемые с педофилией, так и испытуемые без сексуальных девиаций продемонстрировали умеренную тревожность (показатели равны 39,57 и 41,64 соответственно).

В целом проведенное исследование позволило сделать следующие выводы:

1. У испытуемых с педофилией наблюдается специфическое самоотношение в сравнении с личностями без сексуальных

Библиографический список

девиаций. Для них характерны закрытость, внутренняя конфликтность, недостаточная уверенность в себе, неверие в то, что другие люди могут относиться к ним с уважением, недостаточная самоценность и самопринятие, недостаток самоуважения и симпатии к самим себе.

2. Для испытуемых с педофилией характерна менее сформированная антиципационная состоятельность, что проявляется в затруднениях в прогнозировании жизненных событий и ситуаций, движения предметов в пространстве и собственных движений, прогнозировании течения и распределения времени.

3. У испытуемых с педофилией наблюдаются затруднения в социально-психологической адаптации. Для них характерна зависимость от окружающих людей, недостаток социальной активности и уверенности в себе, нерешительность, потребность в руководстве со стороны окружающих.

4. Поведение испытуемых с педофилией в межличностных отношениях характеризуется эгоизмом, подозрительностью, склонностью к подчинению.

5. Испытуемые с педофилией в большей степени склонны к проявлению физической и вербальной агрессии. В то же время для них характерна склонность к чувству вины как проявлению аутоагрессии.

6. У испытуемых наблюдается высокая личностная тревожность как устойчивая черта, обусловливающая их поведение и проявляющаяся в постоянном ожидании неясной угрозы, неуверенности в себе и окружающем мире.

1. Агафонов, A.B. Половые преступления. - М., 2009.

2. Менделевич, В.Д. Клиническая и медицинская психология: практич. руководство. - М., 2001.

3. Аномальное сексуальное поведение / под ред. A.A. Ткаченко, Г.Е. Веденского. - СПб., 2003.

Bibliography

1. Agafonov, A.B. Polovihe prestupleniya. - M., 2009.

2. Mendelevich, V.D. Klinicheskaya i medicinskaya psikhologiya: praktich. rukovodstvo. - M., 2001.

3. Anomaljnoe seksualjnoe povedenie / pod red. A.A. Tkachenko, G.E. Vedenskogo. - SPb., 2003.

Статья поступила в редакцию 18.09.13

УДК 616.89-008

Pletneva N. V., Sobolnikov V V PSYCHOLOGICAL NATURE OF SUICIDE: THE CONTEXT OF TRANSFORMATION OF PERSONALITY AND DESTRUCTIVE BEHAVIOURMINOR.This article from the perspective of the theory of destructive nature of suicide is considered as the identity of the damaging effects. Analysis of existing approaches creates a conceptual understanding of the background and personality suicides of his behavior with the psychological characteristics of a minor, as well as possible areas of suicide prevention.

Key words: suicide, destructiveness, the transformation of personality, behavior, suicides, a minor.

Н.В. Плетнева, магистр юридической психологии ФГБОУ ВПО НГПУ, г. Новосибирск, E-mail: npletneva11@mail.ru; В.В. Собольников, д-р психол. наук, проф. ФГБОУ ВПО НГПУ, г. Новосибирск,

E-mail: vsobolnikovis@gmail. com

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРИРОДА СУИЦИДА: КОНТЕКСТ ДЕСТРУКТИВНОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ЛИЧНОСТИ И ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО

В статье с позиции теории деструктивности рассматривается природа суицида как разрушающего личность явления. Анализ существующих подходов создает концептуальные предпосылки понимания личности суици-дента и его поведения с учетом психологических особенностей несовершеннолетнего, а также возможных направлений профилактики суицида.

Ключевые слова: суицид, деструктивность, трансформация личности, поведение суицидента, несовершеннолетний.

Современное российское общество характеризуется значительным уровнем деструктивности, широкий спектр проявления которой приводит к разрушению психологического здоровья не только отдельных индивидов, но и определенных социальных групп. Одной из такого рода персональных деструкций является трансформация личности суицидента и его суицидное поведение [1, с. 111-140]. Так, по данным Росстата, если фактов суицида в России было зафиксировано в 2010 г. - 23,4; то в 2011 - 21,8; а в 2012 - 22,9 случая на 100 тысяч населения. Очевидно, Россия сохраняет свое положение в группе стран с высоким уровнем

самоубийств. При этом особенностью суицидального поведения является его проявление в подростковой среде. По данным Следственного комитета РФ, в 2010 году в России «зарегистрировано 798 случаев самоубийств несовершеннолетних, в 2011 - 896, в первом полугодии 2012 - уже 532 случая. Судя по темпам роста, к концу года цифра детских смертей перевалит за тысячу» [2]. Значительный рост суицида связан с неразработанностью ряда проблем теоретико-прикладного плана и отсутствием эффективной системы профилактики суицидального поведения, что обусловливает актуальность нашего исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.