Научная статья на тему 'Привлечение студентов лучших университетов мира как фактор интернационализации вуза'

Привлечение студентов лучших университетов мира как фактор интернационализации вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1041
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ / ФАКТОРЫ ВЫБОРА УНИВЕРСИТЕТА / РЕЙТИНГИ УНИВЕРСИТЕТОВ / БАРЬЕРЫ МОБИЛЬНОСТИ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ / КАЧЕСТВО ПОДГОТОВКИ В ВУЗЕ / КАЧЕСТВО УПРАВЛЕНИЯ ВУЗОМ / STUDENT ACADEMIC MOBILITY / UNIVERSITY SEARCH FACTORS / UNIVERSITY RATINGS / MOBILITY BARRIERS / INDIVIDUAL STUDY PROGRAM / STUDY PROGRAM QUALITY / UNIVERSITY QUALITY / ACADEMIC MANAGEMENT QUALITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Краснощеков Виктор Владимирович

В статье рассмотрены проблемы привлечения студентов лучших университетов мира для обучения в российских вузах. Показана значимость интернационализации вуза для повышения его качества и конкурентоспособности. Развитие академической мобильности студентов является одним из главных показателей интернационализации университета. Описаны различные подходы к определению терминов «академическая мобильность» и «международные мобильные студенты», а также авторские формулировки этих понятий. Показаны преимущества, которые получает вуз на разных уровнях своей деятельности при обучении в нем мобильных студентов из лучших мировых университетов. Общая проблема, встающая перед студентами из лучших мировых университетов при выборе российского вуза, разделена на две задачи. Первая группа задач преодоление академических барьеров, вторая группа разрушение барьеров академического менеджмента. Решение задач помимо теоретических обоснований включает примеры сотрудничества Санкт-Петербургского государственного политехнического университета с Технологическим институтом Джорджии, который занимает высокие места в мировых образовательных рейтингах. Показаны способы преодоления академических барьеров при выборе дисциплин для обучения с учетом их тематики, содержания и кредитной нагрузки. Описаны способы преодоления менеджерских барьеров при формировании индивидуального плана обучения международных мобильных студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problems of attraction of the students from the world top universities for study in Russian universities are taken into consideration. The significance of the university internationalization for the university quality and competitiveness is shown. Development of student academic mobility is one of the basic index of university internationalization. Different approaches to terms "academic mobility" and "international mobile students" are described together with the author''s definitions of the terms above. The benefits for different levels of university activities due to enrollment of the students from the world top universities are shown. The common problem of the Russian university choice occurred for the students from the world top universities are divided into 2 groups. The first one is academic barrier overcoming, and the second one is academic management barrier destroying. Besides the theoretical consideration the above problems solution includes the examples of cooperation between St.Petersburg State Polytechnical University and Georgia Institute of Technology that is on the top in the world university ratings. The ways of the academic barriers overcoming within the choice of study courses together with field of the course, content of the course and the credit load are shown. The methods of management barriers overcoming within completing the individual study program for international mobile students are described.

Текст научной работы на тему «Привлечение студентов лучших университетов мира как фактор интернационализации вуза»

УДК 378.1

Краснощеков Виктор Владимирович

ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный политехнический университет»

Россия, Санкт-Петербург1 Кандидат технических наук Доцент victor@imop.spbstu.ru

Привлечение студентов лучших университетов мира как фактор интернационализации вуза

Аннотация. В статье рассмотрены проблемы привлечения студентов лучших университетов мира для обучения в российских вузах. Показана значимость интернационализации вуза для повышения его качества и конкурентоспособности. Развитие академической мобильности студентов является одним из главных показателей интернационализации университета. Описаны различные подходы к определению терминов «академическая мобильность» и «международные мобильные студенты», а также авторские формулировки этих понятий. Показаны преимущества, которые получает вуз на разных уровнях своей деятельности при обучении в нем мобильных студентов из лучших мировых университетов. Общая проблема, встающая перед студентами из лучших мировых университетов при выборе российского вуза, разделена на две задачи. Первая группа задач -преодоление академических барьеров, вторая группа - разрушение барьеров академического менеджмента. Решение задач помимо теоретических обоснований включает примеры сотрудничества Санкт-Петербургского государственного политехнического университета с Технологическим институтом Джорджии, который занимает высокие места в мировых образовательных рейтингах. Показаны способы преодоления академических барьеров при выборе дисциплин для обучения с учетом их тематики, содержания и кредитной нагрузки. Описаны способы преодоления менеджерских барьеров при формировании индивидуального плана обучения международных мобильных студентов.

Ключевые слова: академическая мобильность студентов; факторы выбора университета; рейтинги университетов; барьеры мобильности; индивидуальный учебный план; качество образовательной программы; качество подготовки в вузе; качество управления вузом.

195220, Санкт-Петербург, Гражданский проспект, 28

В связи с переходом к экономике знаний проблема повышения качества высшего образования приобретает особую актуальность. Очевидно, что либеральная парадигма перестает быть всеобъемлющей как в экономике, так и в непроизводственной сфере, в частности, в высшей школе РФ. Это значит, что увеличивается степень государственного регулирования в высшем образовании, которое оказывает системообразующее влияние на развитие страны, о чем говорится в ежегодном Послании Президента к Федеральному Собранию2. Соответственно возрастает роль государственных механизмов обеспечения качества высшего образования.

Одним из новых государственных механизмов обеспечения качества является адресная поддержка ведущих вузов. Прежде всего, это создание федеральных и национальных исследовательских университетов, которые становятся локомотивами высшего образования России. В этом же ряду находится и Проект по повышению конкурентоспособности ведущих вузов Российской Федерации3. Беспрецедентная по объему бюджетная поддержка оказывается вузам - победителям проведенного конкурса с целью продвижения этих вузов на высокие места в мировых образовательных рейтингах, например, рейтинге QS4. Программа рассчитана на 7 лет, ее выполнение требует полной реструктуризации университета, непрекращающейся активности руководства, сотрудников и студентов, наконец, определенных личностных изменений, например, формирования готовности к участию в международной деятельности. Вхождение российских вузов в число ведущих университетов мира, несомненно, приведет к повышению качества российского высшего образования.

Санкт-Петербургский государственный политехнический университет (СПбГПУ) стал участником программы государственной поддержки ведущих вузов в целях повышения их конкурентоспособности5. Даже поверхностный обзор показателе программы показывает, что ее выполнение направлено на повышение качества и конкурентоспособности университета, во многом, за счет его интернационализации. Действительно, из 7 основных показателей программы повышения конкурентоспособности 5 связаны с международной деятельностью. Это завоевание определенного положения в международных университетских рейтингах; повышение количества публикаций, индексируемых международными системами; повышение международного индекса цитирования сотрудников; увеличение доли иностранных преподавателей; увеличение доли иностранных студентов. Еще один дополнительный показатель связан с ростом числа совместных международных научно-образовательных центров, организованных университетом.

Интернационализация вуза, по ставшему общепринятым определению М. Сьедерквист, это процесс превращения национального вуза в интернациональный, ведущий к включению международного аспекта во все компоненты комплексного управления с целью повышения качества преподавания и исследований и достижения требуемых компетенций [1, с. 29]. В настоящее время считается также, что интернационализация предполагает увеличение финансирования вуза за счет развития всех форм международной активности [2, с. 29-30].

2 Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию 12 декабря 2013 года. Режим доступа: www.kremlin.ru/news/19825, свободный. Загл. с экрана.

5Юр100. Проект по повышению конкурентоспособности ведущих университетов Российской Федерации. Режим доступа: - www.5top100.ru, свободный. Загл. с экрана.

4 TopUniversities. Режим доступа: www.topumversities.com/mde/2467/rankmg-details/world-university-rank-ings/2013, свободный. Загл. с экрана.

5 Программа повышения конкурентоспособности федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Санкт-Петербургский государственный политехнический университет". СПб., 2013. 45 с.

Режим доступа: http://www.spbstu.ru/f2h/docs/program_spbspu_2013.pdf, свободный. Загл. с экрана. 2

Автором показано, что интернационализацию можно считать одним из факторов повышения качества выпускника вуза [3]. Действительно, все направления интернационализации вуза вносят вклад в компоненты триады объектов управления качеством А.И.Субетто [4], во главе которых стоит качество выпускника, достижения которого является основной целью деятельности вуза.

Одним из показателей интернационализации вуза и, соответственно, программы повышения конкурентоспособности университета6 является число иностранных студентов, обучающихся в вузе. Понятие «иностранные студенты» включает как тех, кто учится в стране, резидентами которой не являются, так и тех, кто имеет разрешение на временное пребывание в этой стране, но не являются ее гражданами. Численность всех этих студентов и входит в суммарный показатель конкурентоспособности. Помимо указанного разделения, из числа иностранных студентов можно вычленить категорию мобильных студентов, т.е. принятых в вуз по программам международной академической мобильности. В связи с этим выделением и категориально и статистически существует несоответствие между источниками.

Согласно определению, данному в Википедии, «академическая мобильность -перемещение студентов и преподавателей высших учебных заведений на определенный период времени в другое образовательное или научное заведение в пределах или за пределами своей страны с целью обучения или преподавания»7. Однако, в той же статье Википедии, а также в ряде монографий, например, [2, 5], опирающихся на подходы Организации экономического сотрудничества и развития и ЮНЕСКО, фактически используется другое определение академической мобильности и мобильных студентов. «Международные мобильные студенты» - студенты, которые пересекли национальную границу ... Не являются резидентами или гражданами страны, в которой обучаются»8.

Таким образом, согласно первому подходу, к мобильным студентам относятся студенты вузов одного государства, обучающиеся (возможно и дистанционно) в вузах другого государства. Это определение, по сути, близко к понятию «студенты включенного обучения», которое в настоящее время не используется в официальных документах, однако, по-прежнему широко распространено на сайтах российских вузов, как и его эквиваленты «обменные студенты», «участники академических обменов». Согласно второму подходу, к мобильным относятся студенты, не являющиеся гражданами или резидентами государства, в вузах которого они обучаются. Т.е., по сути, это все иностранные студенты-нерезиденты. Автор придерживается первого подхода, и таким образом, сформулированное автором первое определение можно рассматривать как отправную точку для данного исследования.

Итак, в настоящей работе рассматриваются проблемы привлечения к обучению в российский вуз студентов лучших университетов мира, принимаемых по программам академической мобильности. Проблема привлечения студентов именно из лучших университетов мира, занимающих высокие места в мировых университетских рейтингах, например рейтинге ОБ, является актуальной.

6 Программа повышения конкурентоспособности федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Санкт-Петербургский государственный политехнический университет". СПб., 2013. 45 с.

Режим доступа: http://www.spbstu.ru/i2h/docs/program_spbspu_2013.pdf, свободный. Загл. с экрана.

7 Академическая мобильность. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Академическая_мобильность, свободный. Загл. с экрана.

8

ЮНЕСКО: онлайн-карта данных международной студенческой мобильности. Режим доступа: ШрУ/е^сайоп-events.ru/2014/05/16/uis-unesco-international-student-ilow/, свободный. Загл. с экрана.

Действительно, эта компонента интернационализации оказывает влияние на все уровни международной жизни вузов. На уровне руководства вуза появляется возможность завязать отношения с университетами, входящими в элиту мирового образования, в перспективе это может привести как к приглашению для преподавания профессоров с высоким индексом цитирования, деятельность которых, несомненно, приведет к повышению качества выпускников, так и к приглашению вуза к участию в престижных международных проектах. На уровне преподавателей и сотрудников работа со студентами ведущих вузов, знакомство с их требованиям к содержанию дисциплин, академическому менеджменту может дать толчок к повышению качества основных и вспомогательных процессов (качеству читаемых курсов, качеству академического сервиса и т.д.). Менее очевидны преимущества, получаемые вузом на уровне студентов. Опыт показывает, что только неформальное общение со сверстниками позволяет актуализировать знание иностранных языков, преобразовать их в языковые и коммуникативные компетенции. Именно непосредственное общение формирует готовность студента к более глубокому участию в процессе интернационализации - обучении в зарубежном вузе. Разумеется, для повышения качества выпускника наиболее эффективным представляется обучение в ведущих мировых университетах.

В проблеме привлечения студентов лучших вузов мира к обучению в России можно выделить 2 основных задачи. Во-первых, это проблема выбора российского вуза иностранным студентом, которая порождает множество барьеров, т.е ставится задача разработки методов преодолении барьеров. Во-вторых, это проблема формирования индивидуального учебного плана, которая порождает задачу разработки методов формирования таких планов. Рассмотрим обе проблемы детально.

Рассмотрим факторы, влияющие на выбор иностранным студентом российского вуза, предлагающего обменные программы (рисунок 1).

Рис. 1. Факторы, влияющие на выбор иностранным студентом российского вуза, и барьеры выбора (разработано автором)

Анализ выбора основан на перечне факторов заинтересованности в обучении в конкретном вузе, приведенном в монографии по экспорту образовательных услуг [5, с. 22]. Теоретические положения подкреплены примерами, основанными на опыте работы автора со студентами лучших университетов мира, в частности, со студентами Технологического института Джорджии - Georgia Institute of Technology (Georgia Tech) [6, 7]. В 2014 г Georgia Tech занял 107 место в глобальном рейтинге лучших университетов мира QS (99 место в 2013 г.). Договор о сотрудничестве между СПбГПУ и Georgia Tech был заключен в 2012 г. СПбГПУ был выбран руководителями Georgia Tech для направления своих мобильных студентов, в основном, по причине высокой репутации нашего университета среди технических вузов России. Кроме того, в СПбГПУ создана система подготовки по русскому языку как иностранному, в том числе и на продвинутом уровне. Была принята в расчет также развитая инфраструктура СПбГПУ в сфере международного образования: отработанные процедуры приема иностранных студентов и гибкая схема менеджмента. В 2012/13 учебном году включенное обучение в СПбГПУ проходил 1 студент Georgia Tech, в 2013/14 - 3 студента, в 2014/15 - 1. Студенты Georgia Tech обучаются по основным образовательным программам (ООП) таких направлений подготовки бакалавров, по которым в СПбГПУ наиболее сильны научные школы. Весь процесс обучения проходит на русском языке - это условие является обязательным для мобильности студентов Georgia Tech в российских вузах. Процедура отбора проходила две стадии - сначала на уровне международных офисов вузов, затем - на уровне студентов. На каждом из этапов возникали барьеры различной природы.

Различные источники выделяют организационные, содержательные, финансовые, языковые и психологические барьеры для развития академической мобильности [2, с. 176-179; 8, с. 198-199]. В случае студентов Georgia Tech и других лучших университетов мира, направляемых в СПбГПУ, финансовые и языковые барьеры незначительны. Организационные, содержательные и психологические барьеры можно перегруппировать в 2 взаимосвязанные категории: академические барьеры и барьеры менеджмента (рисунок 1). Имеют место и персональные психологические и коммуникационные кросс-культурные барьеры. Они связаны с вхождением студентов в новую этносоциальную среду, и являются общими для всех мобильных иностранных студентов.

Главным из академических барьеров является несоответствие принципов выбора учебных дисциплин студентами в СПбГПУ и лучших университетов мира. В СПбГПУ, как и во всех российских инженерных вузах, имеет место жесткая «кафедроцентричность», т.е. привязка дисциплин к кафедрам, обучающих студентов по закрепленным за ними ООП. Содержание ООП, в свою очередь, определяется Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС). В американских и лучших европейских вузах имеется единый каталог дисциплин, из которого любые студенты могут выбирать те, которые принесут им необходимое число кредитов. Выбор должен быть одобрен академическими консультантами.

Из рисунка 1 видно, что академические барьеры, в конечном счете, связаны с оценкой качества подготовки в вузе и с оценкой качества выбранной образовательной программы. Руководство зарубежного вуза может судить о качестве подготовки в российском вузе по его репутации в академическом и научном сообществах. Репутация является одной из важнейших компонент международных университетских рейтингов. Студенты судят о качестве подготовки практически исключительно по рейтингам. Не следует забывать, что молодое поколение информационной эпохи будет отдавать предпочтение вэбометрическим показателям [8, с. 66].

Качество образовательной программы не в последнюю очередь оценивается по ее аккредитации в зарубежных агентствах. Хотя на первый план и для студентов, и для руководства зарубежных вузов выходит содержание программы. В тех вузах РФ, которые

много работали с американским студентами - будущими экономистами и гуманитариями, сложился определенный стереотип выбора ими дисциплин. Согласно этому стереотипу студент может выбрать дисциплину, имеющую хотя бы некоторое отношение к интересующей его тематики. В инженерных вузах, да и во всех лучших университетах Европы и Америки, тематика дисциплин, допустимых для выбора имеет достаточно жесткие ограничения. Совокупный набор требований по выбору дисциплин может оказаться непреодолимой преградой для обучения американского студента в российском вузе.

Пусть тематика дисциплин определена зарубежным студентом и одобрена его академическим консультантом. На следующем этапе выбора устанавливается соответствие между содержания и академической (кредитной) нагрузки выбранной дисциплины требованиям, предъявляемым руководителями образовательных программ в зарубежном университете.

Основной документ, по которому зарубежные коллеги делают вывод о пригодности или непригодности дисциплины для конкретного студента - это рабочая программа дисциплины. В зарубежных университетах все программы выложены на сайт университета, и эта информация считается официальной. В наших университетах, в частности СПбГПУ, такая информация в подавляющем большинстве, если и выложена, то только на русском языке, что делает ее недоступной для зарубежных академических консультантов. По ряду программ на сайты выставлены ФГОСы, которые даже на английском языке не решают проблемы в силу краткости изложения и оперирования терминами общекультурных и профессиональных компетенций. Лучший выход из этой ситуации - создать силлабус дисциплины [8, с. 227-236], форма которого привычна для зарубежных академических менеджеров. Более простой, но менее эффективный способ - подготовить подробный список вопросов, охватываемых дисциплиной, и указать образцы практических заданий, необходимых в дисциплинах инженерных направлений подготовки.

Следующим из академических барьеров может стать несоответствие кредитной и часовой нагрузки по выбранной дисциплине, предоставляемой в российском университете, и требуемой в зарубежном. Чаще всего, несовпадение кредитной нагрузки в России и за рубежом имеет место. Даже если по формальным признакам дисциплина имеет достаточную кредитную нагрузку, то во многих зарубежных вузах жесткие требования предъявляются к нагрузке, выраженной в контактных часах студента и преподавателя. В российских же вузах по многим дисциплинам большое число часов отводится в учебном плане и в рабочей программе на самостоятельную работу студентов. Приходится признать, что нередко соотношение аудиторной и самостоятельной часовой нагрузки устанавливается в наших вузах, исходя из соображений субъективного характера.

Проблема кажется неразрешимой, если подходить к ней формально. Но опыт работы со студентами из Georgia Tech показал, что при наличии воли к сотрудничеству, можно выработать обоюдоприемлемое решение. В СПбГПУ была разработана система предоставления студенту дополнительных заданий. Обсуждение решений этих заданий происходит в рамках индивидуальных консультаций, даваемых преподавателем американскому студенту. Таким образом восполняется необходимая кредитная нагрузка, выраженная в контактных часах. Возникающие при реализации этой схемы организационные и финансовые преграды не принимают характер барьеров и могут быть преодолены. Со своей стороны, руководство Georgia Tech приняло специальное решение о перерасчете кредитов, заработанных студентом в российских вузах, в частности, в СПбГПУ. Необходимость такого пересчета связана с длительностью академического часа: 45 минут в России и 60 минут в США. В Georgia Tech был введен коэффициент 1,36 для 1 кредита, полученного студентом в СПбГПУ. Этот механизм позволяет устранить дефицит кредитов, связанный с различными значениями

длительности академического часа. Если же российских кредитов недостаточно и после пересчета, то вступает в действие схема индивидуальных заданий.

Помимо академических барьеров студентам и сотрудникам зарубежных вузов приходится преодолевать барьеры менеджмента [9, 10]. Самый главный из менеджерских барьеров связан с формированием индивидуального учебного плана мобильного студента. Пусть дисциплины выбраны, кредитная нагрузка согласована. В российском вузе зарубежные студенты могут выбрать дисциплины, входящие в состав различных ООП, подготовку по которым проводят не только различные кафедры, но и различные институты (факультеты). В целом процесс формирования индивидуального учебного плана зарубежного студента можно представить на рисунке 2.

Рис. 2. Формирование индивидуального учебного плана студента зарубежного вуза

(разработано автором)

Эта схема, совершенно естественная для студентов лучших зарубежных вузов, встречает непонимание во многих вузах России. Преодолеть этот барьер помогает такая черта академического менеджмента, как его гибкость. Гибкость академического менеджмента состоит в том, что административно-бюрократические нормы и процедуры не должны препятствовать развитию инновационных форм международного академического сотрудничества. В любом случае гибкость должна быть одной из главных характеристик международных программ, реализуемых в вузе РФ.

Другой характеристикой академического менеджмента, способствующей преодолению менеджерских барьеров, является его оперативность. Это означает, что и на этапе согласования программ обучения и на стадии их реализации сотрудники российского университета должны решать возникающие оперативные вопросы максимально быстро. Эта характеристика

менеджмента дает университету, обеспечивающему оперативность, значительные конкурентные преимущества среди других российских вузов.

В качестве последней характеристики академического менеджмента, способствующей преодолению менеджерских барьеров, можно назвать его интернационализированность, Суть этой характеристики состоит готовность международных подразделений работать со студентами из ведущих вузов в соответствии с международными стандартами академического менеджмента, как в психологическом, так и в коммуникативном аспектах. Сформировать такую готовность можно путем организации повышения квалификации сотрудников международных служб вуза [10]. Вероятно, что соответствующим сотрудникам придется осуществлять так называемый «двойной менеджмент», т.е. выбирать различные стили поведения, ведения дел и делового общения при работе на внутренних и внешних потребителей [9].

Таким образом, привлечение для обучения в российском вузе студентов лучших мировых университетов, а также организация самого обучения ставит перед российским вузом ряд задач академического и неакадемического характера, которые могут быть решены силами инновационного вузовского менеджмента.

ЛИТЕРАТУРА

1. Soderqvist, M. Internationalization and its Management at Higher-Education Institutions. Applying conceptual, content and discourse analysis. Helsinki, Helsinki School of Economics : HSE Print, 2007. 271 p.

2. Интернационализация высшего образования: тенденции, стратегии, сценарии будущего / М.Л.Агранович, И.В.Аржанова, В.А.Галичин и др. М., Логос, 2010. 280 с.

3. Краснощеков В.В. Интернационализация вуза как фактор повышения качества выпускника // Фундаментальные исследования, 2014, № 6, часть 5. С. 1045-1048.

4. Субетто А. И. Государственная политика качества высшего образования: концепция, механизмы, перспективы // М., Академия Тринитаризма, Эл № 776567, публ.11620, 02.11.2004 г. Режим доступа: http://www.trinitas.rU/rus/doc/0012/001a/00120200.htm#800, свободный. Загл. с экрана.

5. Экспорт образовательных услуг: анализ управленческих решений / С.А.Беляков, Т.Л Клячко, Е.А.Полушкина и др. М., Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2011. 124 с.

6. Краснощеков В.В. Проблемы обучения студентов лучших американских университетов в вузах России // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук, 2014, № 07 (66), часть II. С. 94-96.

7. Краснощеков В.В., Голдберг С. Проблемы обучения студентов Georgia Tech в СПбГПУ // «Современное образование: содержание, технологии, качество»: мат. XX междунар. науч.-метод. конф. Т.1. СПб., СПбГЭТУ, 2014. С. 19-22.

8. Краснощеков В.В. Менеджмент качества международных краткосрочных образовательных программ. СПб., Изд-во Политехн. ун-та, 2012. - 408 с.

9. Александрова Т.В., Краснощеков В.В. Проблемы управления международными образовательными проектами // «Актуальные проблемы науки и практики обучения иностранных граждан в российских вузах»: мат. регион. науч.- практ. конф. Тверь, ТГТУ, 2009. С. 161-164.

10. Коваленко Т.И., Краснощеков В.В. Кросс-культурный менеджмент международных краткосрочных образовательных программ // «XXXIX Неделя науки СПбГПУ»: мат. междунар. науч.- практ. конф. Ч. XIII. СПб., Изд-во Политехн. ун-та, 2010. С. 164-166.

Рецензент: Сурыгин Александр Игоревич, профессор, доктор педагогических наук, кафедра «Математика и естественно-научные дисциплины» Института международных образовательных программ ФГАОУ высшего образования «Санкт-Петербургский государственный политехнический университет».

Victor Krasnoshchekov

St.Petersburg Polytechnical University Russia, Saint-Petersburg victor@imop.spbstu.ru

Attraction of the students from the world top universities as a factor of university internationalization

Abstract. The problems of attraction of the students from the world top universities for study in Russian universities are taken into consideration. The significance of the university internationalization for the university quality and competitiveness is shown. Development of student academic mobility is one of the basic index of university internationalization. Different approaches to terms "academic mobility" and "international mobile students" are described together with the author's definitions of the terms above. The benefits for different levels of university activities due to enrollment of the students from the world top universities are shown. The common problem of the Russian university choice occurred for the students from the world top universities are divided into 2 groups. The first one is academic barrier overcoming, and the second one is academic management barrier destroying. Besides the theoretical consideration the above problems solution includes the examples of cooperation between St.Petersburg State Polytechnical University and Georgia Institute of Technology that is on the top in the world university ratings. The ways of the academic barriers overcoming within the choice of study courses together with field of the course, content of the course and the credit load are shown. The methods of management barriers overcoming within completing the individual study program for international mobile students are described.

Keywords: student academic mobility; university search factors; university ratings; mobility barriers; individual study program; study program quality; university quality; academic management quality.

REFERENCES

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

Soderqvist, M. Internationalization and its Management at Higher-Education Institutions. Applying conceptual, content and discourse analysis. Helsinki, Helsinki School of Economics : HSE Print, 2007. 271 p.

Internacionalizacija vysshego obrazovanija: tendencii, strategii, scenarii budushhego / M.L.Agranovich, I.V.Arzhanova, V.A.Galichin i dr. M., Logos, 2010. 280 s.

Krasnoshhekov V.V. Internacionalizacija vuza kak faktor povyshenija kachestva vypusknika // Fundamental'nye issledovanija, 2014, № 6, chast' 5. S. 1045-1048.

Subetto A. I. Gosudarstvennaja politika kachestva vysshego obrazovanija: koncepcija, mehanizmy, perspektivy // M., Akademija Trinitarizma, Jel № 77-6567, publ.11620, 02.11.2004 g. Rezhim dostupa:

http://www.trinitas.ru/rus/doc/0012/001a/00120200.htm#800, svobodnyj. Zagl. s jekrana.

Jeksport obrazovatel'nyh uslug: analiz upravlencheskih reshenij / S.A.Beljakov, T.L Kljachko, E.A.Polushkina i dr. M., Izdatel'skij dom «Delo» RANHiGS, 2011. 124 s.

Krasnoshhekov V.V. Problemy obuchenija studentov luchshih amerikanskih universitetov v vuzah Rossii // Aktual'nye problemy gumanitarnyh i estestvennyh nauk, 2014, № 07 (66), chast' II. S. 94-96.

Krasnoshhekov V.V., Goldberg S. Problemy obuchenija studentov Georgia Tech v SPbGPU // «Sovremennoe obrazovanie: soderzhanie, tehnologii, kachestvo»: mat. XX mezhdunar. nauch.-metod. konf. T.1. SPb., SPbGJeTU, 2014. S. 19-22.

Krasnoshhekov V.V. Menedzhment kachestva mezhdunarodnyh kratkosrochnyh obrazovatel'nyh programm. SPb., Izd-vo Politehn. un-ta, 2012. - 408 s.

Aleksandrova T.V., Krasnoshhekov V.V. Problemy upravlenija mezhdunarodnymi obrazovatel'nymi proektami // «Aktual'nye problemy nauki i praktiki obuchenija inostrannyh grazhdan v rossijskih vuzah»: mat. region. nauch.- prakt. konf. Tver', TGTU, 2009. S. 161-164.

Kovalenko T.I., Krasnoshhekov V.V. Kross-kul'turnyj menedzhment mezhdunarodnyh kratkosrochnyh obrazovatel'nyh programm // «XXXIX Nedelja nauki SPbGPU»: mat. mezhdunar. nauch.- prakt. konf. Ch. XIII. SPb., Izd-vo Politehn. un-ta, 2010. S. 164166.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.