Научная статья на тему 'Притисянская (подкарпатская) Русь чудом уцелевший осколок святой ПраРуси'

Притисянская (подкарпатская) Русь чудом уцелевший осколок святой ПраРуси Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
248
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Русин
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Притисянская (подкарпатская) Русь чудом уцелевший осколок святой ПраРуси»

о.Димитрий СИДОР

Притисянская (Подкарпатская) Русь -чудом уцелевший осколок Святой ПраРуси

Русинам особенно важно, что, кроме прочих народов, история русинов непрерывно ведет свою линию с историей молдаван и румын. Казалось бы эти народы могли бы сохранить твердую память о русинах, но народ в центре Европы выпал из поля зрения не только у румынских, молдавских, но и у историков других стран. Парадокс? Да. Но, не случайный!

История Римской империи сохранила также парадоксальные вещи: римляне оккупировали землю греков территориально и политически, игнорируя их имя. Однако, греки победили римлян культурой, философией и идеологией. Иметь римское гражданство было великим достоинством и славой, а знание и употребление греческого языка было признаком учености.

Следующий парадокс. После 960 г. мадьяры перешли русинский карпатский Верецкой перевал и стали занимать русинские земли за Карпатами и притисянские территории до Балкан, сами же принимали русинскую веру, культуру и письменность.

И вот местный народ - прарусины перестали «замечаться» историками. До прихода мадьяр под Карпатами жили хорваты, которые упоминаются в X веке Константином Багрянородным1. Мадьяры, перейдя горы, нашли там белых хорватов с князьями и укрепленными городами. Если мадьяры прошли мимо Киева как сила, с которой Киев не решался воевать, то русины Закарпатья, которых вроде бы не было, такой бой мадьярам дали под Ужгородом в конце IX в. Хотя силы были неравные и русины потерпели поражение, в котором и князь Лаборец погиб, однако масса мадьяр была избита. Погиб и их главный предводитель2.

Русины и мадьяры оказались обезглавленными - остались без правящих князей. Возможно, это сыграло решающую роль в том,

что мадьяры уже не решались вступать в дальнейшую войну с местными русинами, а прошли их земли и поселились на западе Пан-нонии. Только через 300 лет мадьяры снова вернутся на Подкар-патскую Русь, оттесняя русинов в предгорье, сами занимая равнинные плодородные земли и виноградники3. Само упоминание о русинах становится эпизодическим.

За эти 300-400 лет русины ушли из поля зрения историков: с Запада они были прикрыты мадьярами, а с востока - Карпатскими хребтами. До прихода мадьяр подкарпатских русинов нередко называли болгарами, как подданных болгарских царей, поскольку некоторое время Мараморош входил в состав Болгарского царства, запад (Пряшевская Русь), по всей вероятности, был в составе Великой Моравии4.

И снова нет народа - нет русинов: просто болгары и мораване. Эти болгаро-русины-мораване и были приглашены на остальную Русь крестить и проповедывать. Вот вам и терра инкогнита: «неведомый» народ русинов, крещенный раньше на 100 лет, несет свет Евангелия на Киевскую Русь.

Историки в это время знают просто Венгрию, не уточняя этнический состав этой державы. Да и сами русины получают от киевлян имя «угрины». Отсюда русин Мойсей и его брат становятся Мойсеем и Георгием Угринами. Мадьяры оказались проворными ассимиляторами русинов, словаков, волохов и других народов, но и сами оказались размытыми в культуре и вере этих народов, в том числе и русинов. Так, первая вера мадьяр - православие. Первый язык письменный - славяно-русинский. Первооснователь Ма-дьярщины король Стефан І был первоначально крещен по православному обряду5 и в 2000 г. канонизирован Константинопольской церковью как святой Православной церкви.

Тот же парадокс и дальше. Когда стали формироваться румынский и молдавский народы, их соседями были русины, русины дали очень много соседям. Даже молдавский воевода Драгош родом из русинского Марамороша, вероятно, русин.

Позже румыны и молдаване стали сами ассимилировать своих соседей - русинов. Но вплоть до начала XVIII века вынуждены были оставлять русинов из-за того, что именно русины легко владели церковнославянским-русинским языком, который оставался официальным языком этих народов. И в наши дни тоже часто весьма трудно иногда определить, где русин, говорящий по-румынски или по-молдавски, а где румын или молдаванин, говорящий по-русински.

Многовековое соседство породило между румынами и молдаванами (в основном, православными) и русинами (православными) уникальные отоношения взаимосвязей, взаимопроникновений, взаимозаимствований, взаимосодействующих культур, верований и традиций и т.д. Не поэтому ли 40000 румын живут в Закарпатье и владеют русинским языком, будучи уже нашими закарпатскими соотечественниками, румынами по языку и русинами по духу! Точно так сотни тысяч русинов Молдавии стали молдаванами по языку, но сохранили душу, менталитет, обычаи и веру своих предков русинов.

Всем известно, что церковнославянский язык (фактически - язык русинов) был рабочим, церковным и долгое время государственным в валашских и молдавских землях. И если Драгош родом из русинского Марамороша, этой исконно русинской земли, часть которой была включена в состав Румынии только с 1918 года (когда румынские войска просто оккупировали русинский Сигет и его окрестности на севере Марамороша), то можем говорить об этнической близости бессарабских и карпатских русинов и молдаван.

Быть может, и гуцулы - это остатки русинизованных молдаван или, наоборот, молдавизированных русинов?

Пока существовали две империи, Российская и Австро-Венгерская, то география русинов была понятна и не ограничена искусственными кордонами. Подкарпатская Русь, Галиция, Буковина, Бессарабия находились на стыке этих империй и были жертвами их этнополитических экспериментов. Свои эксперименты с Галицией 600 лет проводила Польша, сменив веру галичан, и 200 лет -Австрия, которая сменила этническое лицо Галиции. Потомки русинов, живущие в древней части русской земли - Галиции, напрочь не хотят признать, что их предки были русскими. Такая проблема есть и у малороссов, забывающих свои корни: они сегодня уже не русские, убеждает их официальная пропаганда, а потомки полумифической трипольской культуры.

Не случайна принципиальная смена названия малоросс, что значит главный, древний росс, на этноним украинец, хотя до сих пор так и не выяснено, что это обозначает! Русины Закарпатья знают, что слово Украина (Рязанская, Киевская, Мукачевская) в прошлом означало край русской земли и никогда не являлось названием отдельной страны или народа.

Русины в 1849 году при встрече со стотысячной русской армией, которая шла на помощь австрийской монархии, заметили великое взаимное родство с русскими. То же почувствовали и русские воины6. Но русскость русинов Закарпатья оказалась бельмом

на глазу в киевских псевдонаучных кругах, усмотревших в русинах чуть ли не пятую колонну России, а не уникально сохранившийся этнос в центре Европы. И сохранивший именно то, что современные украинцы почти безвозвратно потеряли при помощи унии и экспериментов австрийской этнолаборатории на Галичи-не, где удалось создать новый этнос-гибрид, ненавидящий все русское. Подкарпатские русины русскость сохранили. Сегодня беда выживших за тысячу лет русинов в том, что они вообще существуют. Своим существованием они разбивают в пух и прах фантастическую псевдоисторию Украины.

Мы имеем проблему с самим существованием этноса в в центре Европы, который никогда не был украинским. Это «вождь всех народов» Иосиф Сталин «приклеил» нас к большевистской Украине в 1944-1945 гг. Главная беда не в том, что большевики аннексировали государственное образование Подкарпатская Русь, которое существовало в качестве автономии в составе Чехословацкой республики с 1919 по 1939 гг.7, и превратили его в рядовую бесправную область Украины, а в том, что народ, хозяин той земли - русины - был лишен собственного этнического имени.

Крымских татар депортировали в Казахстан, но название народу не сменили: они вернулись в Крым татарами. А вот русинов Сталин лишил имени, и до сегодняшнего дня нам имя почему-то не возвращают. Хотя сталинизм подвергся разоблачительной критике всеми советскими политиками и последующими украинскими властями, однако сие деяние Сталина четко оберегается, и его, сталинских, аннексий они не отменили. Выходит так, что нет для подкарпатских русинов большой разницы между Гитлером и фашизмом, который разрушил Чехословакию, а Подкарпатскую Русь приказал превратить в Карпатскую Украину, и большевизмом. Ибо большевики после 1945 года сделали с русинами то, что не успел сделать Гитлер, - забрали у них даже имя.

В 1991 году распался Советский Союз. Точнее, его развалили. Русины вместе с украинцами создали новое демократическое государство. Таким образом, русины - равноправный с украинцами державообразующий народ независимой Украины. Но все эти годы и новая украинская власть Кравчука-Кучмы продолжала этноцид русинов тайными и явными «мероприятиями» вроде киевских «Планов-мероприятий по этноликвидации русинов Закарпатья». Что скажет новая власть Ющенко? Посмотрим. Пока власть предпочитает отмалчиваться.

Только в церкви православной русины со времен Кирилла и Мефодия всегда чувствовали себя признанным народом. Ведь ру-

сины за 1000 лет, прошедших от крещения Кириллом и Мефоди-ем, сохранили православие, то подкрепляя соседей румын, молдаван, то прося церковной помощи у них. Здесь, в церкви, русины почувствовали себя изюминкой русскости и православия, в отличие от галичан, где перед заменой национальности с руськой на украинскую им сперва заменили веру на униатскую - уникальную помощницу в ассимиляции русских.

В Закарпатье правит бал православие. Православные русины -это дети православной Сербской церкви, которая доверила нас Русской Церкви в 1947 году. Всего- навсего доверила! Причем здесь украинские автокефалии, к православным русинам Закарпатья? Мы - русины сербско-русского православия, и для нас Русская церковь с 1947 года стала Духовной Матерью, последним прибежищем в час гонений и непризнаний. Православие и восточный обряд - это основа жизненной стойкости русинов. А ведь именно по православию наносятся удары.

Если внимательно присмотреться, то увидим, что любая революция не обходилась без «галичан» и «Галиции». Но у русинов иначе. Мы сделали зрелый независимый выбор - союз с восточными русскими братьями. Потому, что у нас есть своя русинская земля, своя история, своя русинская национальность, свой уникальный древний язык с официальной грамматикой, с переводом Евангелия на русинский язык, свое отдельное церковно-богослужебное пение, уникальные традиции, свой образ в мире, своя интеллигенция (хотя и малочисленная), опыт мирного проживания в центре Европы. Мы такие же соседи полякам, как и галичане, но русины никогда не уничтожали поляков, так же как никогда не вырезали и мадьяров, не воевали насмерть с румынами и молдаванами! Мы жили мирно, мы живем сегодня мирно, мы знаем, как жить мирно, мы способны жить мирно. Мы, русины, - это реальность в Европе и... выходит, нас, русинов, нет! Так утверждает официальный Киев и сегодня! В 2002 году Украина ратифицировала повторно Европейскую Хартию региональных языков и языков национальных меньшинств, обрезав из нее почти все в ней живое и нужное. Но так и не послала Украина документы ратификации в Европу. Какой позор! И делают вид, что хотят в Европу.

Против такого бесчинства чиновников нужна консолидация всех русинов мира. Вот почему нужно нам действовать сообща, ибо просто так сегодняшние власти права русинам не обеспечат.

В 1946 г. Польша депортировала русинов-лемков и до сего дня не извинилась за депортацию. А Украина, угождая Польше, тоже не упоминает о лемках Польши.

Новая депортация русинов уже началась. Я не оговорился. Только депортируют русинов не в Западную Силезию, а в Испанию и Португалию. 350 тыс. русинов Закарпатья (60% трудоспособного населения) вынуждены искать работу за границей, оставив свои дома, свою землю. Вот она, хитрейшая депортация XXI века.

Русины любят Украину как государство, свою политическую Родину, ибо сами ее строили. Но сегодня мы понимаем: нужен Украине срочный правовой евроремонт. И, без сомнения, русины помогут в этом Украине. Все русины мира, в том числе и молдавские русины. Но пока Украина - больное в правовом отношении государство. Новая власть на Украине продолжает отказывать русинам в официальном признании. Двойные стандарты крепко прижились на Украине. Но это не может остановить процесс признания подкарпатских русинов, которые имели свое государство, гимн, флаг, историю, язык, самобытную культуру и т.д. Есть ли на Украине свобода и права человека? Спросите у русинов. Мы знаем ответ. Пока нет. Но мы рады, что хотя бы Молдавия в этом вопросе более демократична.

ЛИТЕРАТУРА

1. Константин Багрянородный. Об управлении государством // Известия Академии истории материальной культуры. Вып. 91. Москва-Ленинград, 1934. С. 11.

2. Данилюк Д. !сторія Закарпаття в біографіях і портретах (з давніх часів до початку XX ст.). Ужгород, 1997. С. 19.

3. Поп И. Энциклопедия Подкарпатской Руси. Ужгород, 2001. С. 26.

4. Там же: С. 24.

5. Брокгауз Ф. А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. Т. VA. Санкт-Петербург, 1892. С. 889.

6. Ульянов Н. Украинский сепаратизм. Москва, 2004. С. 320.

7. Поп И. Энциклопедия Подкарпатской Руси. С. 40-43.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.