Научная статья на тему 'Приоритетные направления оптимизации системы социально-культурной деятельности в условиях модернизации России'

Приоритетные направления оптимизации системы социально-культурной деятельности в условиях модернизации России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
354
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Новаторов Владимир Ефимович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Приоритетные направления оптимизации системы социально-культурной деятельности в условиях модернизации России»

В.Е. Новаторов

Приоритетные направления оптимизации системы социально-культурной деятельности в условиях модернизации России

Модернизационные процессы, протекающие в нашей стране на протяжении последних полутора-двух десятилетий, затронули практически все области жизни российского общества. Не миновали они и социальнокультурной сферы. Культура и искусство, туризм, шоу-бизнес, физкультурно-спортивная работа, кинопроизводство и кинотеатральный показ, наконец, социально-культурное образование - все они, в той или иной мере, стремятся идти в ногу со временем, осваивать инновационные технологии деятельности и управления, приспосабливаться к жестким законам рынка. Вместе с тем, с полным основанием можно утверждать: все они, по большому счету, находятся пока что в начале фактически навязанного им пути, едва ли не каждодневно сталкиваются со всевозможными проблемами, испытывают затруднения при решении вопросов не только административно-хозяйственного, но и творческого характера и содержания, а порой оказываются в необратимом тупике и вынуждены начинать все заново.

Происходит это по ряду причин, главной из которых является, по нашему мнению, бессистемность, достаточно часто проявляющаяся в наспех принимаемых различными субъектами управления решений, недооценкой, а то и игнорированием ими принципа комплексного подхода к решению назревающих проблем модернизации. В связи со сказанным, считаем целесообразным определить некоторые, с нашей точки зрения, приоритетные направления оптимизации системы социально-культурной деятельности, осуществляемой на всех уровнях - федеральном, региональном, муниципальном, институциональном.

Первое, что следовало бы сделать - это тщательнейшим образом проанализировать отечественную социально-культурную практику минувших эпох. Не будем покуда касаться петровских реформ, обратимся к более близким к нам по времени этапам развития социально-культурной практики в стране. Внешкольное образование, политико-просветительная работа, культурно-просветительная работа, культурно-досуговая деятельность... Любой из этих периодов наполнен полезным позитивным опытом культурного просвещения и воспитания, организации культурного отдыха и разумных развлечений, пропаганды здорового образа жизни. Этот опыт достоин глубокого изучения, тщательного анализа и применения его, в разумных пределах, в современной социально-культурной ситуации. Ведь мы все, так или иначе, стоим на плечах наших предшественников! А вместо этого мы игнорируем социально-культурную прак-

тику минувших эпох, порой поспешно и безжалостно выплескивая вместе с водой ребенка, ожидающего по отношению к себе достойного внимания и заботливого отношения. К примеру, вместе с пресловутым агитпропом мы выбросили за борт практически все культурное просвещение. И как результат - политическая инфантильность молодежи, нравственная глухота подростков, эстетическая безграмотность значительной части населения, как детей, так и взрослых. Забыв о своей высокой миссии, современные «культуртрегеры» погружают начисто сбитых с толку россиян в пучину массовой культуры, где уже не отличают Гоголя от Гегеля и путают Бабеля с Бебелем. Обращение к позитивному опыту предшественников, его переосмысление в новой социально-культурной ситуации -таково первое целесообразное направление оптимизации системы социально-культурной деятельности в условиях модернизации России.

Далее. В последние годы повсеместно наблюдается чрезмерное увлечение работников отрасли, прежде всего руководителей, классическим менеджментом и коммерческим маркетингом. Забывая о природе, родовых чертах, своеобразном характере и содержании социально -культурной, в том числе культурно-досуговой деятельности, они механически экстраполируют технологии промышленного, банковского или торгового маркетинга на зыбкую почву культуры, где еще живы традиции общественного самоуправления, где до сих пор не утратили своей привлекательности культурно-шефская работа, методическая помощь сельским очагам культуры со стороны крупных домов и дворцов, занимающих более прочные позиции в райцентрах и мегаполисах. Наиболее продвинутые работники отрасли уверенно применяют в своей работе маркетинговые технологии и добиваются с их помощью неплохих коммерческих результатов. Но и им нелишне напомнить: российским учреждениям культуры нужен особенный менеджмент и особенный маркетинг, учитывающий природу и специфику социально-культурной деятельности. Целенаправленное развитие технологий социально-культурного менеджмента и маркетинга с учетом природы и специфики, характера и содержания социально-культурной практики - второе приоритетное направление ее оптимизации.

С падением железного занавеса началась интенсивная деполитизация социально-культурной деятельности как на федеральном, так и региональном уровнях. Одновременно наблюдается процесс ее деидеологизации и демократизации. Здравомыслящие россияне весьма скоро ощутили и проявления массированной вестернизации. Ревнивые хранители традиций отечественной культуры всерьез забили тревогу: западная культура наступает, необходимы меры «самообороны». Доля истины в этом присутствует, мы все ощущаем «тлетворное» влияние западной культуры на нашу молодежь и хорошо знаем о порождаемых ею проблемах. Что же делать? Вновь поднять занавес? Но ведь отгородиться от всего мира не-

возможно: почувствовавшие свободу россияне, пожалуй, никогда не согласятся жить на «северокорейский манер». К месту будет вспомнить мудрые слова А. М. Горького: «учиться надо и у врага, если враг умный». На наш взгляд, вместо тотального отрицания и игнорирования культур других стран и народов полезно было бы творчески заимствовать из них все лучшее, что не только не противоречило бы концепции культурного развития России, но обогатило бы наш отечественный опыт новыми знаниями и представлениями, внесло бы столь необходимое в современной общественно-политической и социально-культурной ситуации обновление, оживление, разнообразие в жизнь совершенно сбитых с толку россиян. Творческое, критическое заимствование зарубежного опыта - третье направление оптимизации социально-культурной деятельности в условиях модернизации России.

На сегодняшний день российскими учеными накоплен огромный научный потенциал, позволяющий понять и оценить реальное состояние социально-культурной практики в стране. Десятки монографий, сотни диссертаций, тысячи статей и научных докладов - все это уникальный банк научной информации, способный изменить «лицо» современной социально-культурной деятельности. Но, к великому сожалению, умные книги и толковые диссертации, как и в былые советские времена, остаются на полках библиотек. Практики социально-культурной деятельности в подавляющем своем большинстве даже не подозревают о существовании огромного банка научной информации, они, как и прежде, руководствуются в своей работе интуицией или здравым смыслом, инновационные технологии социально-культурной деятельности они постигают, как и многие их предшественники, методом проб и ошибок. Постоянное научное сопровождение инновационных поисков в области социальнокультурной практики, создание «внедренческого звена» в системе «теория СКД - практика СКД» - четвертое направление оптимизации социально-культурной деятельности в условиях модернизации России.

Развитие системы социально-культурной деятельности в стране обеспечивается адекватной времени ресурсной базой. В наше время важны все используемые ресурсы - материальные, финансовые, информационные. Но определяющую роль во все времена играли и будут играть ресурсы кадровые. За годы рыночных реформ в области социальнокультурного образования произошло так много изменений, что сегодня уже сложно сказать, чего здесь было больше - пользы или вреда. Постоянная чехарда с госстандартами, ликвидация системы централизованного обеспечения учебных заведений типовыми программами, издание учебной литературы исключительно локальным, «местечковым» путем, неподготовленное открытие новых специальностей и специализаций, бесконечная реструктуризация внутри учебных заведений, небывалый до недавнего времени размах коммерческих форм обучения, силой навязан-

ная вузам отрасли «болонская система» образования, наконец - многократно и повсеместно раскритикованная система ЕГЭ - все это пагубно сказалось на работе учебных заведений и, надо полагать, на качестве подготовки специалистов для отрасли. Упорядочение существующей практики подготовки специалистов, приведение ее в соответствие с реальными потребностями отрасли - таково пятое приоритетное направление оптимизации системы социально-культурной деятельности в условиях модернизации России.

Ни одно из сформулированных нами приоритетных направлений оптимизации, если их развивать обособленно от других, не принесет желаемого результата. Социально-культурная деятельность обретет новое качественное состояние только в том случае, если все сформулированные нами направления получат одновременное, целенаправленное, комплексное развитие.

Н.Н. Ярошенко

Развивающая среда и социально-культурная деятельность: контекст сущностного единения педагогики и культуры

Категория культуры оказалась в последние годы в центре внимания педагогических исследований, и яркое свидетельство тому - становление нового направления научных исследования, определенного М. А. Ариарским как «педагогическая культурология» [1; 2]. Мы всецело поддерживаем М.А. Ариарского в его стремлении вернуть образование и педагогику в контекст культуры. Ведь именно культура, по словам П.А. Флоренского (1914), есть среда, растящая и питающая личность. Эта идея дала основания для формирования таких современных направлений научного поиска как «педагогическая культурология», «прикладная культурология», «социально-культурная деятельность». Можно много рассуждать о содержании этих терминов, но нельзя не заметить, что все они раскрывают сущностное единение педагогики и культуры.

Основной тезис, предлагаемый для обсуждения, можно выразить так: проектировать нужно не только культурную среду, но и культурную деятельность. И этот тезис вовсе не противостоит идеологии средового подхода к воспитанию, прекрасно разработанной в отечественной педагогической науке. Речь идет о том, что, создавая развивающую социальнокультурную среду, мы обязаны учитывать особенности того отношения к этой среде, которое каждый человек формирует самостоятельно. Следовательно, среда без личностного освоения человеком не является фактором социального развития и культурной динамики: среда должна вызвать

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.