Научная статья на тему 'Приоритетные направления бюджетной политики Тамбовской области'

Приоритетные направления бюджетной политики Тамбовской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
117
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ РЕГИОНА / БЮДЖЕТИРОВАНИЕ / ОРИЕНТИРОВАННОЕ НА РЕЗУЛЬТАТ (БОР) / АДМИНИСТРИРОВАНИЕ ДОХОДОВ / RESULT-ORIENTED BUDGETING (ROB) / PRIORITY AREAS OF BUDGETARY POLICY OF A REGION / INCOME ADMINISTRATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лисицын Артем Евгеньевич

Статья посвящена рассмотрению и оценке приоритетных направлений бюджетной политики Тамбовской области в 2007 г. В 2008 г. перед финансовыми органами стоит задача более ответственная внедрение в практику планирования и исполнения бюджетов механизмов бюджетирования, ориентированных на результат (БОР).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Priority areas of Tambov region budgetary policy

The article is devoted to consideration and estimation of priority directions of budgetary policy of Tambov region in 2007. In 2008 the financial bodies are set a more important task introduction of mechanisms of result-oriented budgeting (ROB) into the practice of budgets planning and execution.

Текст научной работы на тему «Приоритетные направления бюджетной политики Тамбовской области»

ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ

А.Е. Лисицын

Статья посвящена рассмотрению и оценке приоритетных направлений бюджетной политики Тамбовской области в 2007 г. В 2008 г. перед финансовыми органами стоит задача более ответственная - внедрение в практику планирования и исполнения бюджетов механизмов бюджетирования, ориентированных на результат (БОР).

Ключевые слова: приоритетные направления бюджетной политики региона, бюджетирование, ориентированное на результат (БОР), администрирование доходов.

2007 г. был знаменателен не только как юбилейный для области год, но и как период реализации очередного этапа бюджетной реформы, когда, по сути, в новой редакции начал действовать Бюджетный кодекс Российской Федерации [1]. Поэтому перед финансистами области в прошедшем году стояли две основных задачи: обеспечение финансовыми ресурсами приоритетных направлений заявленной на 2007 г. бюджетной политики области, конкретных мероприятий, обозначенных в Сообщении главы администрации области О.И. Бетина, и приведение в соответствие с федеральными нормами регионального бюджетного законодательства.

Если коротко охарактеризовать итоги, то их следует оценить как положительные.

Прежде всего, оценка Министерством финансов Российской Федерации качества управления бюджетным процессом в нашей области простимулирована дополнительной дотацией в сумме более 40 млн руб.

В результате ежеквартального обеспечения обязательств в рамках Соглашения с Министерством финансов Российской Федерации бюджету области списан долг перед федеральным бюджетом по рассроченным централизованным кредитам по предприятиям агропромышленного комплекса и потребительской кооперации в сумме 360 млн руб.

В прошлом году проводилась активная долговая политика. В течение 2007 г. было привлечено банковских кредитов в объеме около 3 млрд руб. Все они были направлены на капитальные расходы, в т. ч. 1,0 млрд руб. направлен на ремонт дорог в городах и районных центрах области.

Начатая четыре года назад работа по выверке и реструктуризации кредиторской задолженности областного и местных бюджетов привела к ее уменьшению до уровня 53 млн руб. на начало 2008 г., что составляет

0,42 % к сумме доходов консолидированного бюджета области.

В прошлом году был сделан очень ответственный шаг - переход на среднесрочное планирование. Впервые были разработаны и приняты областной и местные бюджеты на

2008 г. и на плановый период 2009 и 2010 гг. Среднесрочный прогноз социально-экономического развития области и муниципальных образований области стали основой формирования трехлетних бюджетов.

Уже в текущем году вся эта работа получила положительную оценку международного рейтингового агентства и характеризуется следующими итогами.

В консолидированный бюджет Тамбовской области в 2007 г. поступило доходов без учета финансовой помощи из федерального бюджета в сумме 12 млрд 377,6 млн руб., что выше уровня 2006 г. на 31 %. В ЦФО это 9-й результат. Впервые за последние 15 лет плановые назначения выполнены по всем источникам, формирующим доходы как областного бюджета, так и консолидированного бюджета области.

С 2005 г. за своевременное и качественное обеспечение поступлений стали отвечать администраторы доходов, главным из которых является Управление Федеральной налоговой службы по Тамбовской области.

Доходную часть местных и областного бюджетов в основном формируют налоги.

Несмотря на их рост в расчете на душу населения в области мобилизуется налогов около 9 тыс. руб. И здесь наш регион занимаем в ЦФО уже 16 место, опережая лишь Ивановскую и Брянскую области.

Рост поступлений доходов в консолидированный бюджет области, администрируемых налоговыми органами области (126 %), почти полностью компенсируется ростом валового регионального продукта (115,9 %) и инфляционной составляющей (109,9 %).

Следует отметить, что в 2007 г. фактор администрирования выражен слабее, чем в предыдущие годы.

Общий размер недоимки по налогам и сборам в бюджетную систему Российской Федерации вырос за 2007 г. на 154,5 млн руб. На протяжении ряда лет в области не сокращается задолженность по региональным, местным налогам, по налогам со специальным налоговым режимом. По результатам контрольной работы за 2007 г. налоговыми органами доначислено 89,7 % от уровня

2006 г., по результатам камеральных проверок - 80,2 %.

Понимая, что федеральная служба в большей мере призвана осуществлять контроль за соблюдением налогового законодательства налогоплательщиками, интересы конкретных бюджетов защищают специальные комиссии.

Так, в течение года во взаимодействии с налоговым управлением активно работала межведомственная комиссия администрации области по повышению собираемости налоговых платежей и погашению задолженности в консолидированный бюджет области. По результатам рассмотрения должников в 2007 г. в бюджеты всех уровней дополнительно поступило более 85 млн руб.

Согласно статистической информации за

2007 г. число убыточных организаций в торговле составляет 25 %, а в организациях, осуществляющих производство и распределение электроэнергии, газа и воды - 36 %.

Почти половину общих поступлений налоговых платежей в консолидированный бюджет области обеспечивает налог на доходы физических лиц. Область заняла третье место в стране по достигнутому темпу роста налога. Но по сумме поступлений этот показатель составляет только 61 результат среди регионов России.

Расчетные потери от теневых выплат по данным финансового управления области оценивается на сумму около 1,0 млрд руб. Ранее эту проблему решать было весьма сложно. В прошлом году появился реальный механизм воздействия на данную ситуацию.

В соответствии с федеральным законом № 54-ФЗ с 1 марта 2008 г. решением областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений в области установлена минимальная заработная плата в размере 3265 руб. в месяц.

Но анализ поступлений НДФЛ в настоящее время пока не подтверждает действенность этой меры (за март и апрель текущего года в консолидированный бюджет области поступило НДФЛ на сумму 400 млн руб., или всего 106 % к поступлениям февраля текущего года).

МРОТ стал уже нормой законодательства и за ее соблюдением осуществляют контроль органы и прокуратуры, и федеральной инспекции труда, и налоговых инспекций, и управления труда и социального развития области.

Прямая заинтересованность в достижении результатов, прежде всего, на наш взгляд, у финансового управления области. Показатель динамики налоговых и неналоговых доходов является обобщающим критерием оценки деятельности высших органов исполнительной власти субъектов Федерации, утвержденных Указом президента. И финансовые органы как организаторы бюджетного процесса должны помнить о своей персональной ответственности. Планом действий в этом направлении должно стать постановление администрации области «О мерах по увеличению доходов консолидированного бюджета области».

В целях обеспечения положительной динамики поступлений в бюджет области налоговых доходов в текущем году предлагается внести поправки в Закон области «О налоге на имущество организаций на территории Тамбовской области» в части отмены установленных льгот по объектам недвижимости сначала областной, а потом и муниципальной собственности.

Помимо увеличения объема бюджета необходимо навести порядок в учете имущества. Три последних года служба финансовобюджетного надзора отмечает емкие по сум-

ме и совершенно не принципиальные нарушения бюджетного законодательства.

Регулированием этой проблемы должны заниматься органы местного самоуправления.

Тема использования имущества входит в сферу ответственности другого администратора доходов - комитета по управлению имуществом области. Одна из главных его задач в вопросах увеличения доходов - установление платежей в областной бюджет в размере не менее 10 % от чистой прибыли, остающейся в распоряжении областных государственных унитарных предприятий. За

2007 г. от финансово-хозяйственной деятельности этих предприятий получено чистой прибыли 60 млн руб., перечислено в областной бюджет после уплаты налогов и иных обязательных платежей 0,6 млн руб., или около 1 %. Для примера, казенное предприятие Тамбовской области «Дирекция капитального строительства» уплатило в федеральный бюджет платежей только по налогу на прибыль в сумме 2,2 млн руб.

В последнее время возрастает роль и значение такого доходного источника, как доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности бюджетных учреждений. Наша область - один из немногих субъектов Российской Федерации, где консолидация доходов от предпринимательской деятельности, или, как по иному их можно назвать, доходов от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, в составе доходов бюджета проведена неформально [2, 3]. С 2008 г. этот доходный источник учитывается в составе неналоговых доходов. По итогам 2007 г. в консолидированный бюджет области поступило 806,3 млн руб. доходов, что в 1,6 раза выше поступлений 2006 г. Среди органов исполнительной власти области - администраторов данных доходов -наилучшего результата добились управление образования и науки области (выполнение плана 2007 г. на 110 %, рост к 2006 г. - 45 %); управление культуры и архивного дела (выполнение плана на 104 %, рост к уровню 2006 г. 38,8 %; управление труда и социального развития области (выполнение плана на 105 %, рост к 2006 г. - 38 %).

Природа этих источников не всегда рыночная. И, оценивая деятельность администрируемых доходов, необходимо одновремен-

но обращать внимание на использование этих средств.

Областное и муниципальное имущество не может являться источником повышенной заработной зарплаты для отдельной категории работников государственных и муниципальных учреждений. Этот источник финансовое управление настоятельно рекомендует использовать для обеспечения, в т. ч. повышения заработной платы. Для этого все дополнительно поступающие доходы в полном объеме должны быть направлены на эти цели.

Эффективность деятельности органов местного самоуправления в соответствии с Указом Президента от 28 апреля 2008 г. также теперь подлежит оценке. А формула эффективности по БК означает достижение результатов с использованием наименьшего объема средств.

Оптимизация бюджетных расходов назрела во всей социальной сфере области.

В отраслях социальной сферы поставлена задача осуществить в текущем году разработку нормативной базы для перехода на отраслевую систему оплаты труда. Она предполагает увязывать конечные результаты деятельности каждого работника с вознаграждением за труд.

Расходы на заработную плату с начислениями с учетом взносов на обязательное медицинское страхование достигли в 2008 г. более 9 млрд руб., что составляет 38 % всех расходов консолидированного бюджета и 70 % его налоговых и неналоговых доходов. Дальнейшее увеличение расходов по этой статье расходов произвести сложно. И рецепт здесь один - финансовый менеджмент. В нашем случае он представляет из себя совокупность мер, обеспечивающих результативность использования бюджетных средств и охвативших все элементы бюджетного процесса (составление проекта бюджета, его исполнение, учет и отчетность, контроль и аудит).

Эффективность организации государственного управления оценивается еще одним очень важным показателем: просроченной кредиторской задолженности государственных (муниципальных) учреждений и объемом просроченной задолженности по исполнению обязательств перед гражданами. Ее наличие указывает на ненадлежащее управление сетью подведомственных учреждений

и низкую квалификацию управленческих кадров.

Так, по данным финансового управления области, объем кредиторской задолженности составил на начало текущего года 52,7 млн руб., за 2007 г. он был снижен почти в 2 раза. В администрацию Президента было заявлено о полном погашении долгов в 2009 г. Однако выполнение этой важной государственной задачи осложняет позиция ряда руководителей органов местного самоуправления, в т. ч. руководителей финансовых органов.

В 2008 г. перед финансовыми органами стоит задача более ответственная - внедрение в практику планирования и исполнения бюджетов механизмов бюджетирования,

ориентированного на результат (БОР).

Поэтому необходимо приступать к очередному бюджетному циклу и вести подготовку к формированию бюджета не только на

2009 г., но и на плановый период 2010-2011 гг.

1. Бюджетный Кодекс РФ от 31.07.1998 г. № 145-ФЗ.

2. Сравнительная оценка социально-экономического развития региона с общероссийскими областями Центрального федерального округа за январь-декабрь 2007 г. Ежемесячный бюллетень. Тамбов, 2008.

3. Тезисы доклада на расширенной коллегии финансового управления Тамбовской области «Об итогах исполнения консолидированного бюджета области за 2007 год и задачах по исполнению трехлетнего бюджета». Режим доступа: http://www.cityadm.tambov.ru. Загл. с экрана.

Поступила в редакцию 5.09.2008 г.

Lisitsyn A.E. Priority areas of Tambov region budgetary policy. The article is devoted to consideration and estimation of priority directions of budgetary policy of Tambov region in 2007. In 2008 the financial bodies are set a more important task - introduction of mechanisms of result-oriented budgeting (ROB) into the practice of budgets planning and execution.

Key words: priority areas of budgetary policy of a region, result-oriented budgeting (ROB), income administration.

РОЛЬ ЗЕМЕЛЬНОЙ РЕНТЫ В ОЦЕНКЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ГОРОДСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ

И.А. Яковлева

Статья посвящена оценке земель городских поселений с целью увеличения бюджетных доходов за счет налогообложения земельной ренты. Содержится обзор проведения государственной кадастровой оценки городских земель и предлагается модель, учитывающая рентные составляющие, оказывающие высокое влияние на стоимость земельных ресурсов.

Ключевые слова: земельная рента, земельные ресурсы города, оценка городских земель.

Земельный фонд Российской Федерации составляет 1709,8 млн га. Площадь земельных участков, задействованных во всех сделках, составляет около 5% земельного фонда страны. Основу рынка составляют государственные и муниципальные участки, передаваемые в аренду (около 90 % сделок). Сделки по купле-продаже земли гражданами и организациями составляют лишь 5 % их общего количества.

По данным государственного учета земель Земельный фонд Республики Бурятия по состоянию на 1 января 2007 г. составляет

35133,4 тыс. га. Распределение и изменение общих площадей категорий земель характеризуется данными, приведенными в табл. 1.

По предварительным данным государственного земельного учета в собственности граждан и юридических лиц находилось 1502,2 тыс. га, что составило 4,3 % земельного фонда республики. Доля земель, находившихся в государственной и муниципальной собственности, составила 33631,2 тыс. га, или 95,7 %.

В Республике Бурятия, по данным государственного земельного учета, на 1 января

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.