Научная статья на тему 'Приобщение ребенка дошкольного возраста к культурному наследию народа'

Приобщение ребенка дошкольного возраста к культурному наследию народа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2200
182
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION / СРЕДСТВА МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ / MUSEUM EDUCATION / НРАВСТВЕННО-ЭТИЧЕСКИЙ / MORAL / ИСКУССТВОВЕДЧЕСКИЙ ДИАЛОГ / ARTISTIC DIALOGUE / ПРИНЦИПЫ ОТБОРА ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ / GUIDELINES FOR THE SELECTION OF WORKS OF ART / ETHICAL / МОРАЛЬНО-ДУХОВНА ОСВіТА / ЗАСОБИ МУЗЕЙНОї ПЕДАГОГіКИ / МОРАЛЬНО-ЕТИЧНИЙ / МИСТЕЦТВОЗНАВЧИЙ ДіАЛОГ / ПРИНЦИПИ ВіДБОРУ ХУДОЖНіХ ТВОРіВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Татаринцева Н.Е., Платохина Н.А.

Раскрыты условия приобщения ребенка дошкольного возраста к культурному наследию народа. Отмечено, что основным механизмом сбережения и трансляции достижений культуры выступает музей. Даны рекомендации по организации музея в дошкольном образовательном учреждении. Описаны формы работы, технологии и методы освоения ребенком истории, художественной культуры, традиций своего народа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FAMILIARIZING OF A PRESCHOOL CHILD WITH THE CULTURAL HERITAGE OF THE NATION

The article speaks about the conditions of familiarizing of preschool age children with the cultural heritage of the nation. The main mechanism of saving and transferring of cultural achievements is Museum. The article gives recommendations on the organization of the museum in the pre-school educational institutions, describes the forms of work, technology and methods of child development history, art and culture, the traditions of the peoples.

Текст научной работы на тему «Приобщение ребенка дошкольного возраста к культурному наследию народа»

УДК 373.2

Нина Татаринцева, Наталья Платохина ПРИОБЩЕНИЕ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К КУЛЬТУРНОМУ НАСЛЕДИЮ НАРОДА

В статье раскрываются условия приобщения ребенка дошкольного возраста к культурному наследию народа. Основным механизмом сбережения и трансляции достижений культуры выступает музей. Даны рекомендации по организации музея в дошкольном образовательном учреждении. Описаны формы работы, технологии и методы освоения ребенком истории, художественной культуры, традиций своего народа.

Ключевые слова: духовно-нравственное образование, средства музейной педагогики, нравственно-этический, искусствоведческий диалог, принципы отбора художественных произведений.

Нша Татаринцева, Нататя Платохша ЗАЛУЧЕННЯ ДИТИНИ ДОШК1ЛЬНОГО В1КУ ДО культурно!

СПАДЩИНИ НАРОДУ

У статт1 розкито педагог1чш умови залучення дтей дошктьного в1ку до народно'1 культурной спадщини. Основним регулятором цього процесу е музей як мехашзм збереження та трансляцп цтностей народно'1 культури. Подано рекомендацп щодо орган1зацп музею в дошктьнШ освтнт установ1. Розкрито форми роботи, технологи та методи засвоення дитиною ¡стори, художньо'г культури та традицт свого народу.

Ключовi слова: морально-духовна освта, засоби музейно'1 педагогти, морально-етичний, мистецтвознавчий д1алог, принципи в1дбору художтх твор1в.

Nina Tatarintseva, Nataliya Platokhina FAMILIARIZING OF A PRESCHOOL CHILD WITH THE CULTURAL

HERITAGE OF THE NATION

The article speaks about the conditions of familiarizing of preschool age children with the cultural heritage of the nation. The main mechanism of saving and transferring of cultural achievements is Museum. The article gives recommendations on the

organization of the museum in the pre-,school educational institutions, describes the forms of work, technology and methods of child development history, art and culture, the traditions of the peoples.

Key words: spiritual and moral education, the museum education, moral, ethical, artistic dialogue, guidelines for the selection of works of art.

Становление человека, гражданина, личности происходит в самый нежный и чувственный период жизни, когда мир представлен яркими образами и красками, динамикой и разнообразием. В глазах ребёнка он кажется большим и удивительным, наполненный чудесами и неожиданностями, его хочется познавать. Ребёнка-дошкольника окружает любопытный для него мир природы как нечто неизведанное, загадочное, мир сказки, песни, побуждающий к воображению, мир города, в улицах которого кроется тайна жизни и многие другие детские забавы, мир людей, по образу которого ребёнок творит свой собственный внутренний мир. Картина мироздания строится в детстве благодаря способности ребёнка самостоятельно элементарно - чувственно воспринимать, познавать и принимать многообразие внешнего мира. Способность же оценивать его, разумно жить, творчески его преобразовывать, бережно сохранять и гуманно взаимодействовать с ним рождается благодаря педагогическим усилиям взрослых людей - родителей, педагогов, психологов и тех, кто оказывается с ребёнком рядом в каждый миг его жизни.

Современное образование, начиная с дошкольного возраста, создаёт возможности для ребёнка не только усваивать внешние признаки мира, но и погружает его в более глубинные, вечные категории жизни, определяющие не только внешнее поведение человека, но и его судьбу, успех в деятельности, позицию в обществе. Такими категориями являются общечеловеческие ценности, доступные каждому живущему на Земле, к ним стремится ребёнок и взрослый, без них человек не мыслит своей жизни - это Любовь, Добро, Красота, Истина. Именно поиск этих ценностей, осмысление их определяет тип личности -созидательный или разрушительный, способный жить в мире людей в со = гласии,

в со = творчестве, в со = действии. Постижение вечных ценностей открывает перед человеком смысл его собственной жизни, назначение в обществе, своей семье, социальном пространстве взрослых и детей. Благодаря осмыслению ценностей человек приобретает черты ментальности той группы людей, к которой принадлежит по образу жизни, социокультурному окружению, родословной и т. п. Идентифицируя себя с окружающим миром, ребёнок начинает постепенно впитывать ценность своей нации, культуры, семьи, близких людей, откладывающие неизгладимые впечатления на мысли, образы, поведение ребёнка.

Ребёнок-дошкольник стоит вначале своего жизненного пути и постигает смысл ценностей, которые и будут определять его образ Человека. Родители и педагоги несут нравственную, гражданскую и личную ответственность за духовную и физическую жизнь ребёнка, за складывающую в его сознании картину мира, за отношения с миром. Мир родного края воспет живописцами, поэтами, писателями, архитекторами. Они вложили в свои творческие создания ценности и смыслы, которыми наполнен их собственный мир, навеянный красотой края, в котором жили и живут люди, призванные сохранять и передавать Красоту и Добро из поколения в поколения. Назначение родителей и педагогов состоит в том, чтобы открыть глубинный смысл вечных ценностей.

Цель статьи - раскрыть условия приобщения ребёнка дошкольного возраста к культурному наследию народа средствами музейной педагогики.

Механизмом сбережения и трансляции достижений культуры является музей, привлекательность которого определяется тем, что он хранит и предъявляет человеку материализованные результаты его творческого потенциала, подчеркивая важность системы связей человека с миром в их богатстве, разнообразии и противоречивости [2]. А. Вербенец, Ю. Мяленко [1] подчеркивают, что уникальность образовательного пространства музея состоит в возможности организовать общение детей с подлинником как частью культурного наследия. Цель создания музея в дошкольном учреждении: приобщение детей дошкольного возраста к материальной и духовной культуре своего народа. Занятия, проводимые в музее, закладывают основы гуманизма в душу каждого

ребенка, предоставляют детям возможность прикоснуться к культуре своего народа, обогащают духовный мир педагогов, работающих с детьми, вызывают у них желание самосовершенствоваться, оказывают помощь в процессе формирования уважительного отношения между родителями и детьми, способствуют сближению детского сада и семьи.

Приобщение детей к культуре своего народа является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Патриотизм нами понимается как социально-политический и нравственный принцип, выражающий чувство любви к Родине, земле, где человек родился и вырос. Патриотическое воспитание рассматривается как процесс формирования политически сознательного человека, любящего свою Родину.

Духовный патриотизм прививается ребенку с раннего детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной. Духовно-нравственное образование в педагогической литературе трактуется как процесс содействия формированию у детей мировоззрения, основанного на базовых ценностях традиционной и общенациональной культуры. Духовно-нравственное образование затрагивает весь спектр отношений ребенка к себе и окружающему миру (семье, соотечественникам и т. д.) и определяет направления и пути профилактики асоциальных и антигуманных проявлений [2; 3; 4].

С чего следует начать работу по организации музея? Мы рекомендуем начать с подбора помещения: это должна быть хорошо освещенная, проветриваемая, в зимнее время отапливаемая комната. Стены музея должны быть покрашены или обклеены обоями светлый нейтральных тонов, пол паркетный или из материала, имитирующее дерево. В помещении должно быть несколько столов разного размера и высоты, несколько полок для высталения экспонатов, детские стульчики для занятий детей по подгуппам. Определитесь, кто из коллектива сотрудников детского сада сможет взять на себя руководство музеем. Этот человек должен быть не только знатоком искусства, музыки, литературы, архитектуры, скульптуры, но и прекрасным психологом, поскольку

ему необходимо уметь расположить ребенка к себе, вызвать желание общаться, делиться впечатлениями, только тогда процесс овладения материалом будет действительно эффективным. Руководитель музея должен установить деловые контакты с методическими центрами музеев, находящимися в городе (заключить договор о сотрудничестве, разработать план проведения занятий на базе музея на учебный год) и др. Руководитель музея совместно со старшим воспитателем и заведующим организовывает работу по повышению этнокультурной компетентности педагогов по обозначенной проблеме: разрабатывает план проведения семинаров, лекториев, тематических педсоветов, консультаций, подбирает для изучения историческую, искусствоведческую, художественную и методическую литературу, слайды, видео- и аудиоматерилы; оформляет тематические уголки (по изучаемой детьми культурологической теме); оформляет папки-передвижки, фотовыставки, организует встречи с работниками музеев, психологами; проводит игровые тренинги с педагогами и т. д.

Каждый коллектив детского сада стремиться к тому, чтобы родители стали его единомышленниками и друзьями. На общем родительском собрании поделитесь с родителями идеей создания в детском саду этнокультурного музея, объясните цель его организации, ожидаемые результаты, выскажите надежду на взаимное сотрудничество в процессе оформления интерьера музея, подборку экспонатов, проведения праздников. В работе с родителями мы рекомендуем использовать следующие формы работы: совместные экскурсии к памятникам архитектуры и скульптуры, посещение краеведческого музея, музея изобразительного искусства, филармонии, музея созданного на базе детского сада и т. д.; совместное проведение игр-конкурсов «Разгадай кроссворд», «Лучшая поделка из природного материала», «Лучшее блюдо народной кухни», конкурс на «Лучший маршрут к памятникам истории и культуры родного края» и т. д; проведение открытых занятий, в которых принимают участие и дети, и родители, «Строительство города будущего», «Город из песка», «Волшебная улица», «Архитектурный торт» и т. д; подготовка и проведение народных праздников, вечеров-встреч, посиделок, спортивных праздников, посвященных празднованию

Рождества, масленицы, пасхи и т. д.; создание генеалогического древа семьи; оформление семейных альбомов, в которых отражена жизнь нескольких поколений семьи; создание мини-библиотеки, с подбором книг и иллюстративного материала о родном крае; совместно с родителями подборка материалов для стенной газеты «Люби и знай свой край»; также: родительские конференции, тематические родительские собрания, заполнение анкет, тестов, вечера-встреч с представителями науки в области дошкольной педагогики и т. д.

Необходимо обратить особое внимание на подборку экспонатов для музея. Здесь прежде всего надо ориентироваться на особенности детей разных возрастных групп. Принципами отбора произведений выступают: ценностно-смысловой, суть которого заключается в раскрытии общечеловеческих ценностей различных предметов быта, видов искусств родного края; эмоциональной насыщенности, определяющей яркую образность и выразительность «языка» в предлагаемых произведениях искусств, отражающий палитру чувств, вызывающий различные эмоциональные переживания; региональности, обуславливающий подбор экспонатов произведений искусств родного края.

Изучив необходимую историческую и искусствоведческую литературу, педагоги МБДОУ № 312 г. Ростова-на-Дону (Россия) предприняли попытку воссоздать в небольшом помещении детского сада основные детали и обстановку казачьего куреня: стол, скамья, скамья-диван с резной спинкой, лавка, печь-ширма, полки резные, тумбочка, рукомойник, ушат, люлька, прялка и др. атрибуты. Широко представлены в среде наборы открыток, иллюстраций, фотографий с достопримечательностями родного города, Донского края, памятники архитектуры, скульптуры, музыкальные произведения донских авторов, народная музыка, изобразительные произведения; слайды, диафильмы, видеофильмы, раскрывающие особенности произведений донских авторов, жизнь казаков в далеком прошлом; литературные произведения, посвященные родному городу, краю, альбомы со схематичным изображением зданий родного города, края и т. п. Руководитель музея - хозяйка куреня тетушка Аксинья, - встречает гостей в традиционной одежде казачек: юбка с большим количеством оборок по

подолу, украшенная пуговицами, бисером, лентами, кружевами; кофточка-«кираса» с небольшой базкой; фартук; на голове колпак, это тканый мешочек, украшенный бисером и вышивкой, одет на уложенные в узел на затылке волосы. Хозяйка естественным образом привлекает детей к своим повседневным делам и заботам (приготовление еды, уход за ребенком, уборка в доме, занятие рукоделием и др.).

Первые посещения куреня детьми младшего дошкольного возраста посвящаются знакомству с предметами быта, их названиями, предназначением, способами действий с ними. При работе с детьми старшего дошкольного возраста подчеркивается историческая преемственность старинных предметов с современными аналогами, например, казаки для освещения использовали керосиновую лампу, а сегодня - электрическую и т. п. Особое внимание уделяется расширению активного словаря детей за счет введения новых слов - для этого широко используются соответствующие загадки, пословицы, поговорки, народные песни. Занятия, проводимые в «курене», включают знакомство детей с декоративно-прикладным искусством родного края: изготовление глиняной посуды, вышивка, вязание, плетение из лозы и т. п. Многие занятия завершаются чаепитием из самовара или дегустацией блюд национальной кухни. При организации работы этнокультурного музея мы рекомендуем использовать следующие технологии:

Посещение музея. Цель: знакомство с историей своих предков, их жизненным укладом, одеждой, ролью казачества в жизни нашей области, сущностью казачьего круга, казачьими символами, знаками, предметами казачьей доблести, подвигами казаков-атаманов; развитие представлений детей о декоративно-прикладном искусстве Дона, в частности, Семикаракорском народном промысле, особенностях его изготовления, мастерах, которые стояли у его истоков, тематической направленности, средствах выразительности; воспитание интереса к истории Донского края, к своей малой родине, гордости за своих предков. Любое посещение музея включает в себя три этапа: подготовительный этап, далее - непосредственное знакомство с экспонатами и

заключительный - как воспоминания об увиденном. Подготовительный этап включает проектировочную часть, где педагог вместе с детьми промысливает цель посещения, объекты изучения, способы познания и проверки себя. Процесс знакомства или процессуальная часть представляет собой продвижение ребёнка по собственному пути познания, где он приобретает способы познания. На заключительном этапе дети делятся впечатлениями об увиденном в музее, отражают полученные представления в рисунке, лепке аппликации, конструировании.

Нравственно-этический диалог «Донской станичный атаман». Цель: знакомство детей с подвигами казаков, историческим прошлым казачества. Воспитание гордости за своих предков, желание служить на благо Отчизны, защищать её рубежи от врагов. В беседе педагог задаёт вопросы, помогающие детям расширить представления о легендарных личностях донского казачества, осознать их героические подвиги как нравственно-эстетические ценности: «Какими качествами должен обладать атаман? Почему их называют легендарными личностями? Какой подвиг совершил И. М. Краснощёков? Почему М. И. Платова называли «Вихрь-атаман»? Какие подвиги совершил М. И. Платов? Как оценили его подвиги? Почему казаки чтят память об этих атаманах? Как чтят казаки память об атаманах?».

Искусствоведческий диалог по картинам донских художников: Н. Н. Дубовского «Туча надвигается», «Радуга»; И. И. Крылова «Степь ковыльная», «Зима»; М. С. Сарьяна «Зима», «Апрельский пейзаж» и др. Цель: учить детей понимать основной замысел, выделять средства выразительности (цвет, композицию), развивать эстетическое видение, воспитывать интерес к живописи донских художников, ценностное отношение к ней. Воспитатель предлагает детям внимательно посмотреть на картину, а затем проводит беседу по вопросам: «О чём художник написал картину? Как вы догадались? Что именно об этом художник хотел сказать? Какое настроение исходит из этой картины? Каким образом художнику удалось передать такое настроение? Что в картине самое красивое, яркое и сразу бросается в глаза? Почему художник использовал именно

такие цвета? Чем понравилась картина? Как бы назвал картину? Почему? О чём вспоминается, когда вы смотрите на эту картину? Какие ещё вопросы можно задать, чтобы больше узнать об этом произведении?».

Диалоги об архитектуре и скульптуре. Диалоги использовались по трём направлениям: содержательной стороне произведений архитектуры, средствам выразительности, отношении детей к памятникам архитектуры и скульптуры родного края.

1. Вопросы, побуждающие детей к целостному восприятию архитектурных и скульптурных произведений: «Что это за здание (скульптура)? Что можете рассказать о нём? Что это здание (скульптура) может рассказать о людях, которые в нём жили. В честь кого воздвигнуто данное произведение? В чём ценность здания (скульптуры) для людей?».

2. Вопросы, помогающие детям выделить средства выразительности (форма, объём, композиция, светотень, ритм, строительные материалы и т.д.): «На какую геометрическую фигуру похоже здание? На какую часть здания (скульптуры) падает больше света (тени)? Какой строительный материал был использован в процессе строительства здания (скульптуры)?».

3. Вопросы, побуждающие детей к бережному отношению к памятникам архитектуры и скульптуры: «Почему люди сохраняют красивые здания (произведения скульптуры)? Что ты можешь сделать для того, чтобы наш город (деревня, поселок) стал красивее?».

Игры-конкурсы «Поле чудес». Цель: активизировать знания детей о культуре Донского края. Побуждать детей к содержательному общению друг с другом. Воспитывать интерес к истории родного края. Суть игры: детей делят на команды, каждая команда выбирает капитана. Капитан получает конверт с заданием, например: угадать название картины, рассказать о ней, назвать донского художника; из нескольких видов декоративно-прикладного искусства выбрать семикаракорскую посуду, рассказать о ней, назвать художника; рассмотреть книжные иллюстрации, узнать название рассказа, назвать писателя

Дона; прослушать фрагмент музыки, узнать название, донского композитора, определить характер музыки и т. п.

«Путешествие во времени». Цель: активизировать знания об исторических событиях и памятниках архитектуры, полученные во время экскурсии и прогулок по родному городу. Побуждать дошкольников выражать в речи свои знания, впечатления, переживания. Материал: схемы - модели исторических и культурных мест родного города, по которым дети должны составить развёрнутые сообщения. Суть задания: руководитель музея, переодетый в одежду пещерного человека, появляется перед дошкольниками, объясняет детям, что его доставила машина времени. Дети делятся на «племена», выбирают «вождей», разгадывают схемы машины времени, составляют рассказы о родном городе. Первое племя - совершит путешествие в прошлое; второе племя - останется в настоящем времени, а третье племя - заглянет в будущее.

«Колесо истории». Цель: активизировать знания детей об исторических событиях и памятниках. Побуждать высказываться об увиденном и пережитом, сопоставлять факты, рассуждать. Способствовать созданию радостной атмосферы, закреплению интереса к истории г. Ростова-на-Дону, Донского края. Суть задания: «Королева - История» (эту роль берет на себя руководитель музея) делит детей на команды, показывает несколько изображений, среди них только одно соответствует заданному вопросу. Задача: выбрать верное изображение памятника (здания).

Таким образом, процесс освоения ребенком истории, художественной культуры, традиций своего народа - сложный и длительный, осуществляющийся на протяжении всей его жизни. Средства музейной педагогики позволяют сделать этот процесс ярким и радостным, научить ребенка глубоко воспринимать искусство и красоту окружающего мира, бережно относится к художественному и культурному наследию своего народа.

Литература

1. Вербец А. М. Старший дошкольник в художественном музее: проблемы и перспективы / А.М. Вербец, Ю.М. Мяленко // Детский сад от А до Я. -2007. - № 6.- С. 30-39.

2. Столяров Б. А. Детский сад и музей: проблемы и перспективы взаимодействия в культурном пространстве / Б. А. Столяров // Детский сад от А до Я. - 2007. - № 6. - С. 6-16.

3. Татаринцева Н. Е. Приобщение мальчиков и девочек дошкольного возраста к ценностям русской традиционной культуры // Человек в мире культуры: духовно-нравственное воспитание и развитие: материалы докладов международного педагогического форума / Н. Е. Татаринцева. - Ростов-на-Дону: ИПО ПИ ЮФУ, 2010. - С. 441-447.

4. Чумичева Р. М. Ценностно-смысловое развитие дошкольников (на материале истории и культуры Донского края) / Р. М. Чумичева, О. Л. Ведмедь, Н. А. Платохина. - Ростов-на-Дону, 2005. - 311 с.

5. Чумичева Р. М. Методическое обеспечение к программе «Родники Дона» / Р. М. Чумичева, О. Л. Ведмедь, Н. А. Платохина. - Ростов-на-Дону, 2005. -234 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.