Научная статья на тему 'Проявление многогранности познания как результат художественно-эстетического развития ребенка в поликультурном образовательном пространстве'

Проявление многогранности познания как результат художественно-эстетического развития ребенка в поликультурном образовательном пространстве Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
738
202
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КУЛЬТУРООБРАЗУЮЩИЕ ФУНКЦИИ / ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ И ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ИНТЕРЕС / ОПЫТ / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВОСПРИЯТИЕ / САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО / ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / COGNITIVE ACTIVITY / CULTURE-FUNCTION / COGNITIVE / ARTISTIC AND AESTHETIC DEVELOPMENT / INTEREST / EXPERIENCE / ARTISTIC SENSIBILITY / INDEPENDENT ARTISTIC CREATIVITY / PRE-SCHOOL CHILDREN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бутенко Наталья Валентиновна

В статье обоснована авторская трактовка принципа многогранности познания в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС дошкольного образования. Многогранность познания рассматривается как личностный потенциал ребёнка, формирующийся на основе приобщения к культурным ценностям изобразительного искусства в условиях поликультурного образовательного пространства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бутенко Наталья Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Manifestation of the multifaceted knowledge as a result of the artistic and aesthetic development of the child in a multicultural educational environment

In the article the author's interpretation of the principle of multifaceted knowledge of artistic and aesthetic development of preschool children under the GEF implementing preschool education. The many facets of knowledge is seen as the personal capacity of the child, which is formed on the basis of access to cultural values ​​of fine art in a multicultural educational environment.

Текст научной работы на тему «Проявление многогранности познания как результат художественно-эстетического развития ребенка в поликультурном образовательном пространстве»

УДК 461.09 ББК 75:02

Бутенко Наталья Валентиновна

кандидат педагогических наук, доцент

кафедра теории и методики дошкольного образования Челябинский государственный педагогический университет

г. Челябинск Butenko Natalia Valentinovna candidate of pedagogical sciences,

senior lecturer Theory and a preschool education Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk natali-2058@mail.ru Проявление многогранности познания как результат художественно-эстетического развития ребёнка в поликультурном образовательном пространстве

Manifestation of the multifaceted knowledge as a result of the artistic and aesthetic development of the child in a multicultural educational environment

В статье обоснована авторская трактовка принципа многогранности познания в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС дошкольного образования. Многогранность познания рассматривается как личностный потенциал ребёнка, формирующийся на основе приобщения к культурным ценностям изобразительного искусства в условиях поликультурного образовательного пространства.

In the article the author's interpretation of the principle of multifaceted knowledge of artistic and aesthetic development of preschool children under the GEF implementing preschool education. The many facets of knowledge is seen as the personal capacity of the child, which is formed on the basis of access to cultural values of fine art in a multicultural educational environment.

Ключевые слова: познавательная деятельность, культурообразующие функции, познавательное и художественно-эстетическое развитие, интерес, опыт, художественное восприятие, самостоятельное художественное творчество, дети дошкольного возраста.

Key words: cognitive activity, culture-function, cognitive, artistic and aesthetic development, interest, experience, artistic sensibility, independent artistic creativity, pre-school children.

В современном «электронном» обществе общепринятым мнением является мнение о том, что современная техногенная цивилизация превращается в «цивилизацию знаний», в которой знания определяют и влияют на социальные,

экономические, технические и культурные процессы (В.А. Лекторский, В.С. Стёпин и др.). При этом признаётся, что технонаука, вторгаясь в «жизненный мир» человека, преобразуя мир и его самого, влияет на обычные способы понимания мира, которые «перестают работать и возникает ситуация дезориентации» [3, с. 31]. В настоящее время активно развивается процесс осмысления и оценки огромного культурного наследия, накопленного человечеством. Через развитие познания и осознание человеком значимости, которую выражает культура, по мнению Н.Л. Худяковой, у личности постепенно возникает устойчивая способность к осуществлению своей открытости миру [8, с. 133].

В многочисленных исследованиях учёных (Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, Н. С. Лейтес, В. Н. Мясищев, Н. Н. Поддъяков, Ж. Пиаже, И. А. Ильин и др.) познавательная деятельность рассматривается как ценностное образование личности, которая оказывает позитивное влияние на усвоение знаний и качество мыслительной деятельности. Связь познания с деятельностью в широком понимании трактуется как процесс - от познавательной деятельности в её абстрактной форме до повседневной практики, без которой познание остается пустой абстракцией (И.А. Ильин). Способности к познанию, как генетически обусловленные, могут перерасти в реальный познавательный акт только в процессе человеческой деятельности (В. Куайн).

Одной из актуальнейших и острых проблем современного поликультурного образования является проблема формирования и развития человека как полноценного члена общества, «помещённого» изначально в мир культуры и искусства. Поликультурное образование, по мнению С.В. Лисак, способствует формированию фундаментальных общечеловеческих ценностей, что является абсолютным стандартом для всех эпох и культур [4]. Природная «полихудожественность (многоязичие) ребёнка» (Б.П. Юсов) в полихудожественном образовании рассматривается как комплексная взаимосвязь искусств, способствующих развитию «способности детей к занятиям всеми видами творчества и художественной деятельности».

Современное образование как центральный феномен культуры начинает взаимодействовать с ребёнком, а ребёнок с образованием в том смысле, как культура творит человека, а человек творит культуру (М.С. Каган). Опираясь на теоретические основы полихудожественного образования (Ю.Б. Борев, А.Р. Золотова, О.А. Кривцун, Л.Н. Столович и др.), выделим его ведущие кулъ-турообразующие функции в дошкольном возрасте:

• познавателъно-содержателъная (усвоение и присвоение ребёнком общечеловеческой культуры через произведения искусства);

• содержательно-смысловая (построение «смыслообраза» в процессе освоения культурных образцов-эталонов как результат творческого процесса);

• коммуникативно-диалогическая (художественно-эстетическое общение с искусством на основе диалогического взаимодействия художника с ребёнком через восприятие художественного образа);

• субъектно-эмоционалъная (выражение собственного предпочтения, интереса к объекту искусства или виду детской деятельности);

• субъектно-творческого саморазвития (активное проявление формирующегося отношения к окружающему миру через избирательное отношение к объектам культуры, выраженное в инициативности, самостоятельности и творческом продукте деятельности ребёнка).

Выделенные функции как процессы действий педагога характеризуют направленность познания ребёнком мира культуры и искусства, результируя его творческую деятельность. Процесс познания ребёнка становится органичной частью целостного образовательного процесса, образуя «триаду гуманитарной технологии: познать - понять - помочь в решении задач развития ребёнка» (А.Г. Гогоберидзе).

Актуальность проблемы познавательного развития детей дошкольного возраста обусловлена принятием Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования (2013; глава II, п. 2.6). В образовательной области «Познавательное развитие» выделены основные векторные

линии: развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий; развитие воображения и творческой активности и т.д. В старшем дошкольном возрасте познавательное развитие рассматривается как сложный феномен, включающий развитие познавательных процессов (мышление, память, внимание, воображение, восприятие), которые представляют собой разные формы ориентации ребёнка в окружающем мире, в самом себе и регулируют его деятельность. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» ориентирует педагогов на развитие ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства; становление эстетического отношения к окружающему миру; реализацию самостоятельной творческой деятельности ребёнка и т.д. В условиях образовательного процесса познание ребёнка основано на опыте его культуроосвоения и взаимодействия с миром культуры и искусства через опыт познания и продуктивную деятельность. В исследованиях И.А. Лыковой [5, с.20] познавательное и эстетическое развитие рассматривается в тесной взаимосвязи, раскрывающей ребёнка как личность, обладающую определёнными универсальными способностями (познание окружающего мира и осмысление личностного отношения к нему; индивидуальные возможности; освоение эстетических категорий и т.п.).

Рассмотрим собственную трактовку особенностей развития познавательной активности детей дошкольного возраста, выделив основные направления деятельности педагога в образовательном процессе.

❖ Активизация интереса ребёнка к объектам культуры. Мир культуры как взаимосвязанное пространственно-предметное окружение ребёнка обладает определёнными гуманистическими и культурно-историческими ценностями. Изучая феномен содержательно-смысловой основы культуры, Н.Л. Худякова [8, с. 111] рассматривает культуру как «...знаковую реальность, которая образует смысловое содержание отношений человека с миром и его социокультурного кода». Чтобы сложный и многообразный мир

культуры стал доступен пониманию ребёнком дошкольного возраста, необходимо стимулировать его интерес, приобщая к культурным памятникам, событиям и традициям через непосредственное «живое» общение с ними: посещение музеев и выставок; освоение культурного наследия родного города; знакомство с произведениями изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства и т.п. В процессе непосредственного общения с объектами культуры у детей формируется ценностное отношение к ним. По мнению Н.А. Платохиной [7, с. 25], ценностное отношение ребёнка может выражаться в следующих компонентах:

- когнитивно-оценочный (заинтересованность ребёнка в познании и «общение» с объектом культуры);

- личностно-мотивационный (эмоционально-личностное отношение к культурным ценностям);

- субъективный (личный опыт ребёнка, приобретаемый в ходе познания, в различных видах детской деятельности);

- деятелъностный (ценностный аспект выражается в индивидуальной преобразующей деятельности).

Отметим, что активизация интереса ребёнка к объектам культуры формируется на основе эмоциональной окрашенности их образного представления и содержания. Культурные памятники как объекты многостороннего познания способствуют обогащению опыта освоения мира детьми дошкольного возраста в единстве его исторических, социальных, художественно-эстетических и познавательных проявлений.

❖ Формирование устойчивого интереса ребёнка к произведениям искусства. Любое произведение искусства всегда обращено к сфере человеческих чувств и несёт в себе эмоциональное начало, выраженное отношением художника к миру. В психологических исследованиях (Л.С. Выготский) отмечается, что любое произведение искусства рассматривается как система раздражителей, преднамеренно и сознательно организованных,

чтобы вызвать у человека эстетическую реакцию. При этом произведение искусства выступает для зрителя как эстетический знак, т.е. «трансформированный раздражитель». Искусство способно «заражать» человека разнообразными особыми чувствами (Л.Н. Толстой), гармонизировать его внутренний мир, но оно никогда прямо не порождает из себя практического действия, а только подготавливает человека к нему.

Интерес как специальный психологический механизм (Б.И. Додонов, Е.П. Ильин, А.В. Петровский и др.), побуждающий ребёнка к деятельности и приносящий эмоциональное насыщение, выступает действием познания окружающего мира и ориентировки в нём (А.Г. Ковалёв). Формирование устойчивого интереса ребёнка к произведениям изобразительного искусства рассматривается в контексте: социализации личности; познания искусства через освоение «языка» изобразительного искусства; сопереживание художественных образов (рассматривание произведений искусства, восприятие средств выразительности, освоение видов и жанров искусства). Отметим, что искусство как культурный феномен конкретной эпохи, выступает для ребёнка средоточием смыслов, а их постижение может представлять собой основное содержание художественно-эстетического развития личности [2, с. 45].

❖ Обогащение опыта художественного и эстетического восприятия. В художественном развитии детей, по мнению И.А. Лыковой [ ], центральной является способность к художественному восприятию произведения ребёнком и самостоятельному созданию выразительного образа, который отличается оригинальностью и вариативностью. Обогащение опыта художественного и эстетического восприятия начинается с «живого» созерцания эстетических объектов и художественных образов, закрепляющихся в сознании ребёнка в ощущениях представлениях и эстетических реакциях. При этом эстетические эмоции немедленно не выражаются никаким действием (Э. Геннекен), но при многократном повторении эти эмоции закрепляются в основе поведения личности и влияют на стремление ребёнка выразить их в

творческом действии. При непосредственном знакомстве ребёнка с произведениями искусства художественное восприятие выступает как сложный процесс соучастия и сотворчества воспринимающего субъекта, который «движется» от произведения в целом к идее, заложенной художником. Художественное восприятие рассматривается нами как умение ребёнка эмоционально откликаться на эстетический объект или художественный образ, понимать изображённое с опорой на средства выразительности (линия, ритм, цвет, композиция).

❖ Организация самостоятельного художественного творчества ребёнка. Активизация познания ребёнком многообразия форм культуры и искусства проявляется в детской творческой деятельности как «специфической форме активного отношения к жизни» (И.А. Лыкова, В.Т. Кудрявцев, В.И. Слободчиков, Л.В. Школяр и др.). Творчество как деятельность высшего уровня познания отражается в преобразовании человеком природного и социального мира. Художественное творчество, согласно педагогическим исследованиям (Т.Н. Доронова, Т.С. Комарова, И.А. Лыкова, Е.М. Торшилова и др.), рассматривается как детская деятельность, связанная с эстетическим познанием и преобразованием окружающего мира согласно законам гармонии и красоты.

Для самостоятельной творческой деятельности ребёнка педагогу необходимо создавать следующие условия: 1) организация обогащённой эстетическим компонентом предметно-художественной среды (Р.М. Чумичева); 2) развитие эмоционально-эстетических, сенсорных и познавательных способностей в процессе приобщения к мировым, отечественным художественным ценностям средствами музея, обеспечивающих более глубокое освоение искусства (Б.А. Столяров); 3) предоставление ребёнку возможности восприятия разных по эстетическим качествам предметов и объектов (эмоциональное созерцание, последовательное рассматривание, сравнение) для приобретения опыта «насмотренности» (А.М. Вербенец); 4)

организация образовательного процесса «методом реального сотворчества ребёнка с педагогом, художником, народным мастером» (И.А. Лыкова); 5) представление в распоряжение ребёнка разнообразных художественных изобразительных материалов, что позволяет им освоить их возможности (Т.Н. Доронова); 6) организация художественного творчества в режиме поисковой активности (создание ситуаций творческого поиска), выражающейся в собственном видении решения творческой задачи для выражения индивидуальности (Т.С. Комарова).

Резюмируя вышеизложенное, отметим следующее. Целенаправлено организованный образовательный процесс по освоению ребёнком объектов культуры и обогащению представлений об искусстве способен активизировать проявления познавательного интереса, детской творческости, инициативы, самостоятельности в разных видах художественной деятельности, что является главным показателем «присвоения» культурного опыта и проявлением многогранности познания как результата художественно-эстетического развития ребёнка.

Библиографический список

1. Бутенко, Н.В. Теоретико-методологический регулятив художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста: теоретико-методологический аспект [Текст] / Н.В. Бутенко. - М.: Владос, 2012. - 386 с.

2. Бутенко, Н.В. Образовательное пространство музея изобразительных искусств в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста: учебное пособие для педагогов [Текст] / Н.В. Бутенко. - М.: Издательский дом Академии Естествознания, 2013. -172 с.

3. Лекторский, В.А. Философия, познание, культура [Текст] / В.А. Лекторский. М.: «Канон+», 2012. - 384 с.

4. Лисак, С.В. Поликультурное образование как фундамент формирования общечеловеческих ценностей [Электронный ресурс]. URL.: http://www.superinf.ru/

5. Лыкова, И.А. Специфика картины мира дошкольника (взаимосвязь познавательного и эстетического развития) [Текст] / И.А. Лыкова // Управление дошкольным образовательным учреждением. - №5. - 2012. - С. 14-23.

6. Николаева, Е.И. Психология детского творчества [Текст] / Е.И. Николаева. - СПб.: Питер, 2010. - 240 с.

7. Платохина, Н. А. Ценностно-смысловая концепция мира детства в современной социокультурной ситуации [Текст] // Детский сад: теория и практика. - №1. - 2011. - С. 2227.

8. Худякова, Н.Л. Философия и развитие образования: учеб. пособие [Текст] / Н.Л. Худякова. - Челябинск, 2009. - 230 с.

Bibliography

1. Butenko, NV Theoretical and methodological regulative artistic and aesthetic development of preschool children: theoretical and methodological aspects [Text] / NV Butenko. - M.: ñ 2012. -386 p.

2. Butenko, NV Educational space Museum of Fine Arts in artistic and aesthetic development of preschool children: a manual for teachers [Text] / NV Butenko. - Moscow: Publishing House of the Academy of Natural Sciences, 2013. - 172.

3. Lectorsky, VA Philosophy, knowledge, culture [Text] / VA Lecturing. M.: "Canon +», 2012. - 384.

4. Lisak, SV Multicultural education as the foundation of a universal human values [electronic resource]. URL.: Http://www.superinf.ru/

5. Lykov, IA Specificity of the world picture preschooler (the relationship of cognitive and aesthetic development) [Text] / IA Lykov / Management / preschool educational institution. - № 5. -2012. - P. 14-23.

6. Nikolaeva, EI Psychology of Children's Art [Text] / EI Nikolaev. - St. Petersburg.: Peter, 2010. - 240.

7. Platohina, NA value-sense conception of the world of childhood in contemporary socio-cultural situation [Text] / / Kindergarten: Theory and Practice. - № 1. - 2011. - P. 22-27.

8. Khudiakova, NL Philosophy and the development of education: studies. allowance [Text] / NL Khudiakova. - Chelyabinsk, 2009. - 230.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.