Научная статья на тему 'Принципы возмещения расходов за услуги технологической связи на внутреннем водном транспорте'

Принципы возмещения расходов за услуги технологической связи на внутреннем водном транспорте Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
92
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PROCESS CONNECTION / COST OF PRODUCTION / INLAND WATERWAY TRANSPORT / TARIFF POLICY / FINANCING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Никифоров В. Г., Шихова И. О.

В статье рассматривается алгоритм расчета себестоимости услуг технологической связи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PRINCIPLES OF REIMBURSEMENT FOR THE SERVICES OF TECHNICAL COMMUNICATIONS IN INLAND WATERWAY TRANSPORT

In the article the algorithm of calculation of cost of services of technological communication is described.

Текст научной работы на тему «Принципы возмещения расходов за услуги технологической связи на внутреннем водном транспорте»

ПРИНЦИПЫ ВОЗМЕЩЕНИЯ РАСХОДОВ ЗА УСЛУГИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ СВЯЗИ НА ВНУТРЕННЕМ ВОДНОМ ТРАНСПОРТЕ

Никифоров В.Г., д.т.н., профессор СПГУВК, зав. кафедрой ЭиУПП Шихова И.О., аспирант СПГУВК

В статье рассматривается алгоритм расчета себестоимости услуг технологической связи.

Ключевые слова: технологическая связь; себестоимость; внутренний водный транспорт; тарифная политик; финансирование.

THE PRINCIPLES OF REIMBURSEMENT FOR THE SERVICES OF TECHNICAL COMMUNICATIONS IN INLAND WATERWAY TRANSPORT

Nikiforov V., Doctor of Techniques, Professor, Head of the EUPP chair, SPGUVK Shikhova I., The post-graduate student, SPGUVK

In the article the algorithm of calculation of cost of services of technological communication is described.

Keywords: process connection; cost of production; inland waterway transport; tariff policy; financing.

Обеспечение технологической связи организаций внутреннего водного транспорта осуществляется бассейновыми органами государственного управления на внутреннем водном транспорте за счет средств федерального бюджета, доходов от собственной деятельности, а также других незапрещенных законом источников.

Бассейновый узел связи (БУС) в составе Федерального государственного учреждения Волго-Балтийского государственного бассейнового управления водных путей и судоходства (ГБУВПиС) обеспечивает технологическую связь в данном бассейне.

Поскольку технологическая связь обслуживает транспортный процесс и системы безопасности, то затраты на ее организацию должны относиться на себестоимость транспортных услуг, содержание систем безопасности и диспетчерского регулирования движения судов. Судоходные компании обязаны пользоваться этими видами связи, оборудовать суда соответствующими средствами, выполнять инструкции и протоколы взаимодействия.

Финансирование должно обеспечивать компенсацию расходов БУС на содержание всех видов связи в интересах ГБУВПиС, в том числе обязательств ГБУВПиС по обеспечению безопасности судоходства и управления движением судов ( т.е. технологической связи ) и обычной учрежденческой связи предприятия.

Анализ структуры текущих расходов показывает, что связь относится к трудоемким отраслям. Вследствие невещественного характера услуг связи, в структуре себестоимости практически отсутствуют затраты на сырье и материалы, и в целом доля материальных затрат в себестоимости услуг связи невелика. Для всей отрасли связи, включая технологическую связь речного транспорта, соотношение размеров оплаты труда с начислениями к материальным затратам 72,2% к 27,8% является характерным. Конечно, в различных речных бассейнах это соотношение может отличаться, но тенденцию в целом следует считать устойчивой.

Так же, как и весь комплекс услуг связи, каждая услуга (или единица продукции) в отдельности имеет свою себестоимость. При калькуляции себестоимости услуги следует учитывать, что одни затраты могут быть прямо отнесены на себестоимость этой услуги, а другие распределены между всеми услугами. По этому признаку затраты делятся на прямые и косвенные.

В качестве примера прямых затрат можно привести заработную плату производственного персонала по обслуживанию береговых УКВ- радиостанций. К косвенным относятся затраты, связанные с предоставлением нескольких видов услуг, например административно-управленческие и эксплуатационно-хозяйственные расходы. Отнесение этих расходов на различные услуги осуществляется расчетным (косвенным) путем.

Для трудоемких отраслей отнесение косвенных расходов на различные услуги может осуществляться пропорционально заработной плате производственного персонала. С учетом вышеуказанного соотношения оплаты труда с начислениями и материальных затрат этот метод является вполне корректным.

Методика калькулирования себестоимости зависит от выбора единицы калькуляции, то есть определения характеристик конкретной услуги. В связи с большим разнообразием предоставляемых услуг (телефонная связь, радиосвязь, передача данных, теле-

грамм и проч.), значительным совмещением профессий, единым процессом обслуживания различных средств связи, исчисление себестоимости каждой услуги затруднено, поскольку это требует специального учета и распределения элементов эксплуатационных затрат (например, электроэнергии) по каждой услуге.

Для установления единообразия и простоты расчетов себестоимости, в отрасли связи повсеместно используются укрупненные единообразные стоимостные показатели. Например, для предприятий связи общего пользования используется единый показатель -100 рублей доходов.

Расходы на содержание технологической связи не зависят впрямую от судопотока или количества используемых индивидуальных услуг связи. Критерием величины расходов является протяженность обслуживаемых водных путей и развитость инфраструктуры территорий, где эти водные пути находятся.

На основе анализа процесса обеспечения безопасности судоходства и управления движением судов в ГБУВПиС в качестве укрупненной единицы услуги технологической связи принимается-зона управления движением судов (УДС).

Алгоритм расчета себестоимости содержания зон УДС сводится к следующему:

1. Определяется количество основного производственного персонала методом экспертных оценок, исходя из уровня применяемых технологий, известной практики совмещения профессий и наличием необслуживаемых, дистанционно управляемых УКВ-радио-станций;

2. Определяется заработная плата производственного персонала;

3. Определяется заработная плата АУП по основному окладу в нормативном размере 12,8 % от суммы зарплаты по основному окладу производственного персонала;

4. Планируется годовой фонд оплаты труда, исходя из удельного веса основного оклада в общей сумме ФОТ;

5. Определяется норматив начислений на ФОТ ;

6. Рассчитываются плановые расходы ( себестоимость ) услуги в год, исходя из удельного веса ФОТ с начислениями в общем объеме расходов (72,2%).

Отдельного рассмотрения требует калькуляция расходов на так называемый «канал безопасности».

Этот термин, не будучи утвержденным и устоявшимся, тем не менее широко применяется в практике взаимоотношений предприятий ( структурных подразделений ) связи речного флота и Бассейновых органов государственного управления.

Функционирование канала безопасности происходит в общем комплексе технологической связи, обслуживается тем же персоналом. Поэтому выделение части расходов на «канал безопасности» необходимо проводить условно. Методом исключения должно быть выделено оборудование, при ликвидации которого внутрипроизводственная ( учрежденческая ) связь может продолжать функционировать. Расходы на обслуживание именно этого оборудования отнесены на «канал безопасности». Остальная часть оборудования отнесена к «вспомогательной инфраструктуре», в том числе устройства электропитания.

Процедура расчета расходов (себестоимости) БУС по оказанию услуг технологической связи состоит из следующих последовательных этапов:

1. По факту, или с учетом ближайшего развития, рассчитывается количество зон УДС по категориям для рассматриваемого бассейна.

2. Анализируется существующее или планируемое штатное расписание БУС. Определяется и утверждается, как норматив, процентное отношение АУП, не занятого непосредственно в производственном процессе, к общему списочному составу.

3. На основе сложившейся системы оплаты труда в ГБУВ-ПиС определяется и утверждается, как норматив, доля оплаты труда по основному окладу в общей структуре ФОТ.

4. В соответствии с действующим законодательством фиксируется норматив начислений на ФОТ.

5. На основе статистики предыдущих лет определяется и утверждается, как норматив, доля ФОТ с начислениями в общем объеме расходов.

6. Рассчитывается себестоимость содержания (функционирования) каждой категории зоны УДС, с выделением себестоимости « канала безопасности».

7. Общий объем расходов по бассейну определяется умножением количества зон на единичную себестоимость.

Порядок возмещения расходов БУС определяет ГБУВПиС, в

соответствии со схемой финансирования:

1.Рассчитывается общий объем расходов БУС на год, с выделением расходов на «канал безопасности».

2.На основе заключенных договоров на услуги связи сторонним организациям планируется возмещение части расходов БУС за счет доходов по этой деятельности;

З.Оставшаяся часть общего объема финансирования возмещается ГБУВПиС через финансирование.

4. Расходы на «канал безопасности» должны быть учтены при расчете ставок платных услуг ГБУВПиС за лоцманскую проводку, канальный и другие сборы.

Литература:

1. Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации. Принят Государственной Думой 7.02.2001 г.

2. Федеральный Закон «О связи». Принят Государственной Думой 18.06.2003 г.

3. Федеральный Закон «О естественных монополиях». Принят Государственной Думой 17.08.1995 г.

4. Е.А. Голубицкая, Г.М. Жигульская, Экономика связи: Учебник для ВУЗов. М., «Радио и связь», 2000 г.

5. Отчет о научно-исследовательской работе УДК621.396.03:656.62.007 Шифр «тарифы связи» Санкт-Петербург 2003 г.

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА, ПУТИ ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ

Налбатова Е., преподаватель экономики Московского государственного университета приборостроения и информатики

В данной статье речь пойдет о особенностях развития топливно-энергетического комплекса Восточного региона России на примере Дальнего Востока. Рассмотрены основные направления и пути использования инвестиций в представленном регионе.

Ключевые слова: топливно-энергетическом комплекс, эффективность использования, инвестиции, экономика.

FEATURES OF THE FUEL AND ENERGY COMPLEX OF THE FAR EAST, THE EFFECTIVE USE OF INVESTMENT

Nalbatova E., Professor of Economics Moscow State University Instrument Engineering and Informatics

This article focuses on the characteristics of the fuel and energy complex of the Eastern region of Russia as an example of the Far East. The main directions and ways of using investments in the region presented.

Keywords: fuel and energy complex, efficiency, investment, economy.

Современное сложное положение в экономике и энергетике России, неопределенность их развития в перспективе не позволяют говорить об устойчивом долгосрочном прогнозе развития ТЭК страны и ее отдельных регионов. Если не предпринимать действенных мер по реформированию.

Опыт десятилетий показывает, что инвестиции являются основополагающим фактором функционирования и развития экономики любого государства. Это особенно относится к капиталоемким отраслям топливно-энергетического комплекса, в том числе Дальнего Востока России, в котором сосредоточены угольная, нефтегазодобывающая и нефтеперерабатывающая промышленности, а также предприятия гидро-, электро- и теплоэнергетики.

Крупнейшие инвестиционные проекты на территории России в течение ближайших 15 лет (до 2020 г.) сосредоточены на Востоке страны, а суммарный объем инвестиций только по проектам, предполагающим вложения в размере не менее 100 млн. долл., составит в 200-230 млрд. долл. Это несколько превосходит предполагаемый объем инвестиций в экономику Европейской части России.

Российский Дальний Восток обладает крупными запасами углеводородов и является регионом, где международное инвестиционное сотрудничество -реальный способ значительного стимулирования экономического роста. Растущее производственное хозяйство этого региона нуждается в ресурсах для реализации стратегических проектов, проведения структурных реформ ТЭКа и восста-

новления производственного капитала. Для решения проблем ТЭКа Дальнего Востока необходимо создание новой транспортной и модернизация действующей энергетической и социальной инфраструктуры, внедрение высоко эффективных и природосберегающих технологий при разработке месторождений с использованием механизмов государственно-частного партнерства. Иностранные инвестиции могут играть важную, а иногда и решающую роль в реализации крупных проектов освоения нефтегазовых месторождений на Востоке России, в том числе расположенных на территориях со сложными природными и геологическими условиями.

Ведущими зарубежными компаниями накоплен большой опыт такого освоения на всех стадиях технологической цепочки; они располагают соответствующими техническими средствами, организационной практикой и необходимыми финансовыми ресурса-ми1. Привлечение их к крупномасштабным разработкам особенно на уже подготовленные участки стимулирует, как показала реализация сахалинских проектов, активность и российских инвесторов

и, в целом при определенном уровне капитавложений может дать кумулятивный эффект.

Топливно-энергетический комплекс Дальнего Востока изначально формировался как база для внутрирегионального развития. Сегодня Дальний Восток представляется перспективным экспортером минеральных ресурсов, но вложения в их добычу связаны с повышенным риском. Одним из главных факторов недостаточной

1 Тихомирова И. П. Инвестиционный климат в России: региональные риски. - М.: Издательский центр, 2008 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.