Научная статья на тему 'Финансирование услуг технологической связи на внутреннем водном транспорте'

Финансирование услуг технологической связи на внутреннем водном транспорте Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
174
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ СВЯЗЬ / СЕБЕСТОИМОСТЬ / ТРАНСПОРТ / ТАРИФНАЯ ПОЛИТИКА / ФИНАНСИРОВАНИЕ / PROCESS OF COMMUNICATION / COST OF PRODUCTION / TRANSPORT / TARIFF POLICY / FINANCING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шихова Ирина Олеговна

В статье рассматриваются основные проблемы финансирования услуг технологической связи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article considers the problems of financing to provide services of technological communication.

Текст научной работы на тему «Финансирование услуг технологической связи на внутреннем водном транспорте»

УДК 338.5 И. О. Шихова,

аспирант,

СПГУВК

ФИНАНСИРОВАНИЕ УСЛУГ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ СВЯЗИ НА ВНУТРЕННЕМ ВОДНОМ ТРАНСПОРТЕ

FINANCING OF SERVICES OF TECHNOLOGICAL COMMUNICATION ON INLAND WATERWAYS TRANSPORT

В статье рассматриваются основные проблемы финансирования услуг технологической связи.

This article considers the problems offinancing to provide services of technological communication.

Ключевые слова: технологическая связь, себестоимость, транспорт, тарифная политика, финансирование.

Key words: process of communication, cost ofproduction, transport, tariffpolicy, financing.

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ система связи внутреннего водного транспорта была создана в 1940— 1960-е гг. и получила основное развитие в 1970-1980-х гг.

В послевоенные годы ведомственная система связи речного флота, кроме обеспечения процесса диспетчерского управления судоходством, была вынуждена восполнять дефицит услуг обычной телефонной и телеграфной связи, вызванный общим состоянием послевоенной экономики СССР. В некоторых населенных пунктах, расположенных около водных трасс, «речная связь» была единственной, заменяя связь общего пользования Министерства связи СССР. По указанным причинам система ведомственной связи речного флота выполняла и продолжает выполнять «непрофильные» функции в части предоставления услуг связи организациям и населению, несмотря на то что в 1990-х гг. дефицит услуг связи общего пользования был в основном преодолен.

Основным мотивом, вынуждающим предприятия и структурные подразделения связи речного флота оказывать «непрофильные» услуги, является необходимость получения дополнительных доходов для покрытия расходов на основную уставную деятельность — технологическую связь речного флота.

Основные услуги, предоставляемые предприятиями и структурными подразделениями связи речного флота, можно условно разделить на две основные группы — технологическую связь и передачу общественной корреспонденции.

Группа «технологическая связь» включает в себя две подгруппы — связь безопасности и бедствия и связь управления движением (диспетчерское регулирование). Подразумевается, что именно эти услуги обязаны оказывать бассейновые узлы связи на внутреннем водном транспорте. Отсюда следует, что эти услуги предоставляются предприятиями связи речного флота монопольно.

Поскольку технологическая связь обслуживает транспортный процесс и системы безопасности, то затраты на ее организацию должны относиться на себестоимость транспортных услуг, содержание систем безопасности и диспетчерского регулирования движения судов. Судоходные компании обязаны пользоваться этими видами связи, оборудовать суда соответствующими техническими средствами, выполнять инструкции и протоколы взаимодействия.

Главными условиями безопасности судоходства являются:

— наличие радиосвязи между судами и берегом (диспетчерскими службами бассейновых органов государственного управления на внутреннем водном транспорте, районов водных путей, судопропускных гидросооружений и судоходных компаний);

Выпуск 2

Выпуск 2

— наличие телефонной и документальной связи между смежными диспетчерскими службами;

— наличие радиосвязи между судами;

— наличие контроля эфира на частотах бедствия, безопасности и вызова;

Важнейшей составляющей в вопросах безопасности и эффективности судоходства, охраны человеческой жизни и окружающей среды на ВВП РФ является создание систем обеспечения безопасности судоходства, в состав которых входят:

1) технологическая связь: системы УКВ, ПВ/КВ и спутниковой связи — для обеспечения голосовой связи на каналах бедствия, срочности и вызова. Технологическая связь является одним из основных элементов систем обеспечения безопасности судоходства;

2) системы управления движением судов (СУДС) (системы диспетчерского регулирования движением судов), использующие:

— автоматические идентификационные системы (АИС) для автоматического обмена информацией, в том числе навигационной, между судами и береговыми службами и обеспечения контроля за судоходством;

— береговые радиолокационные станции, обеспечивающие непрерывный контроль за движением судов и соблюдением правил плавания на всей акватории региона;

— подсистемы передачи путевой и гидрометеорологической информации;

— подсистемы высокоточного определения местоположения судов, использующие глобальные навигационные спутниковые системы (ГНСС) ГЛОНАСС/GPS и их дифференциальные дополнения;

3) электронные картографические системы.

Ведомственная система связи речного флота прошла период реформирования, связанный с процессами приватизации и экономическими реформами в целом.

Предприятия и подразделения связи речного транспорта предоставляют весьма широкий спектр услуг: от специфических услуг «речной» связи до услуг связи общего пользования, конкурируя при этом с другими операторами связи.

Финансирование предприятий и подразделений связи (возмещение расходов на содержание инфраструктуры) производится по самым различным схемам. Отсутствует единая тарифная политика и нормативы возмещения расходов на связь. Существенные различия между бассейнами в объеме приводят к различным методам финансирования предприятия, обеспечивающего связью данный бассейн. При этом должны быть соблюдены стандарты безопасности судоходства и диспетчерского регулирования движением судов.

Из всего спектра услуг связи наибольшую важность приобретает комплекс услуг технологической связи.

Обеспечение технологической связи организаций внутреннего водного транспорта осуществляется бассейновыми органами государственного управления на внутреннем водном транспорте за счет средств федерального бюджета, доходов от собственной деятельности, а также других не запрещенных законом источников.

Бассейновый узел связи в составе ГБУ обязан обеспечивать технологическую связь в данном бассейне.

Поскольку технологическая связь обслуживает транспортный процесс и системы безопасности, то затраты на ее организацию должны относиться на себестоимость транспортных услуг, содержание систем безопасности и диспетчерского регулирования движения судов. Судоходные компании обязаны пользоваться этими видами связи, оборудовать суда соответствующими средствами, выполнять инструкции и протоколы взаимодействия.

Финансирование должно обеспечивать компенсацию расходов БУС на содержание всех видов связи в интересах ГБУВПиС, в том числе обязательств ГБУВПиС по обеспечению безопасности судоходства и управления движением судов (то есть технологической связи) и обычной учрежденческой связи предприятия.

Cуществует проблема распределения расходов при определении размера платы за услуги технологической связи.

В 2000 г. ЦНИИЭВТом был разработан проект документа «Методические указания по расчету ставок платы за услуги, оказываемые ГБУВПиС в составе функций государственного регулирования и управления транспортным процессом. В проекте были детально рассмотрены принципы и методы расчета, уточнен и несколько расширен перечень услуг. Предлагалось разделить на две группы ГБУВПиС по среднему уровню ставок за услуги. В первую группу с более низкими ставками включались ГБУВПиС : Волго-Балтийское, Волжское, Камское, Волго-Донское, АзовоДонское, Кубанское и ГП «Канал им. Москвы». Во вторую группу с более высокими ставками предлагалось объединить следующие ГБУВПиС: Беломорско-Онежское, Северо-Двинское, Печорское, Ленское, Обь-Иртышское, Обское, Енисейское, Амурское, Байкало-Ангарское.

Документ не был утвержден, тем не менее принципиальный подход к расчету ставок за услуги используется на практике.

Процедура расчета расходов (себестоимости) БУС по оказанию услуг технологической связи в настоящее время состоит из следующих последовательных этапов:

1. Калькуляция себестоимости, отнесение косвенных расходов на различные услуги.

2. Определение укрупненной единицы услуги технологической связи.

3. Расчет себестоимости укрупненной единицы услуги, исходя из трудозатрат производственного персонала и с учетом заданных нормативных коэффициентов, отражающих реальные экономические особенности данного ГБУВПиС.

4. Расчет расходов на содержание «канала безопасности».

Остается актуальным вопрос о разработке методики по расчету платы за услуги технологической связи речного транспорта.

Список литературы

1. Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации: принят Государственной Думой 7 февраля 2001 г.

2. О связи: федер. закон Рос. Федерации: принят Государственной Думой 18 июня 2003 г.

3. О естественных монополиях: федер. закон Рос. Федерации: принят Государственной Думой 17 августа 1995 г.

4. Голубицкая Е. А. Экономика связи: учебник для вузов / Е. А. Голубицкая, Г. М. Жигуль-ская. — М.: Радио и связь, 2000.

5. Отчет о научно-исследовательской работе. — СПб., 2003.

[1931

Выпуск 2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.