Научная статья на тему 'Принципы универсализации в конституционном праве'

Принципы универсализации в конституционном праве Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
617
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВА ЧЕЛОВЕКА / ПРАВА ГРАЖДАНИНА / ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРАВА / СОЦИАЛЬНЫЕ ПРАВА / КОНСТИТУЦИИ СТРАН МИРА / HUMAN RIGHTS / THE RIGHTS OF THE CITIZEN / THE POLITICAL RIGHTS / SOCIAL RIGHTS / CONSTITUTIONS OF THE COUNTRIES OF THE WORLD

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Вохмянин Д. В.

теоретическим и законотворческим основанием принципов конституционной универсализации являются общечеловеческие нормы, деятельность различных общественных организаций и различные пакеты международных соглашений и документов, принятых, подписанных и ратифицированных разными странами. Права человека и права гражданина эти две категории прав обычно упоминаются в одном смысле, однако их содержание не одинаково. Права человека проистекают из теории естественного права, а права гражданина из теории позитивного, хотя и те и другие носят неотъемлемый характер.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Principles universalisacii in a constitutional law1«the St.-Petersburg institute of foreign economic relations, economy and the rights»

the theoretical and legislative basis of principles constitutional universalisaci are universal norms, activity of various public organizations and various packages of international agreements and the documents accepted, signed and ratified by the different countries. Human rights and the rights of the citizen these two categories of the rights usually are mentioned in one sense, however their maintenance is not identical. Human rights result from the natural death theory, and the right of the citizen from the theory positive though both those and others have the integral character.

Текст научной работы на тему «Принципы универсализации в конституционном праве»

7. КОНСТИТУЦИОННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО

7.1. ПРИНЦИПЫ УНИВЕРСАЛИЗАЦИИ В КОНСТИТУЦИОННОМ ПРАВЕ

Вохмянин Д. В., к.ю.н., доцент, заведующий кафедрой государственно-правовых дисциплин. Филиал негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права» в г. Перми.

vdw2006@yandex.ru

Аннотация: теоретическим и законотворческим

основанием принципов конституционной универсализации являются общечеловеческие нормы, деятельность различных общественных организаций и различные пакеты международных соглашений и документов, принятых, подписанных и ратифицированных разными странами. Права человека и права гражданина - эти две категории прав обычно упоминаются в одном смысле, однако их содержание не одинаково. Права человека проистекают из теории естественного права, а права гражданина - из теории позитивного, хотя и те и другие носят неотъемлемый характер.

Ключевые слова: права человека, права гражданина, политические права, социальные права, конституции стран мира.

PRINCIPLES UNIVERSALISACII IN A CONSTITUTIONAL LAW

Vohmjanin D. V., the master of laws, the senior lecturer managing chair of state-legal disciplines Branch of not state educational institution of the higher vocational training «the St.-Petersburg institute of foreign economic relations, economy and the rights» in of Perm.

vdw2006@yandex.ru

Annotation: the theoretical and legislative basis of principles constitutional universalisaci are universal norms, activity of various public organizations and various packages of international agreements and the documents accepted, signed and ratified by the different countries. Human rights and the rights of the citizen -these two categories of the rights usually are mentioned in one sense, however their maintenance is not identical. Human rights result from the natural death theory, and the right of the citizen -from the theory positive though both those and others have the integral character.

Keywords: human rights, the rights of the citizen, the political rights, social rights, constitutions of the countries of the world.

Сторонники теории прав человека предполагают наличие определенных универсальных принципов и норм, применимых к любому человеческому обществу. Важнейшим фундаментальным принципом прав человека является принцип универсальности. Понятие «принцип» отражает внутреннюю сущность явления как диалектическое единство противоположностей или различий.

Поэтому принцип универсальности предполагает и различие. Действительно, нечто «универсальное» (общее, всеобщее) в правах человека как реальное объективное явление, как реальный объективный процесс, не существует вне неуниверсального (особенного или единичного). Например, ООН в 1966 г. приняла Международный Пакт об экономических,

1

социальных и культурных правах , участниками которого стали 137 государств.

С этой точки зрения, нормы, заложенные в Пакте, являются в определенной степени универсальными, вошедшими в общечеловеческую концепцию прав человека. Но они не универсальны как реальное объективное проявление для стран, в том числе США, не ратифицировавших этот документ2.

Поэтому если и можно говорить об общечеловеческом выражении в этих документах прав и свобод граждан, то необходимо иметь в виду, что провозглашенные в них права и свободы в каждой стране реализуются, лишь в своей конкретноисторической форме3.

В частности, хотелось отметить, что государства -члены ООН не всегда беспристрастны и последовательны в таких вопросах, как права человека. Несмотря на неоднократное обсуждение принципа универсальности прав человека на высоком уровне и, казалось бы, всеобщее понимание сущности вопроса, некоторые государства до сих пор используют его в угоду сугубо своим политическим интересам в качестве инструмента для вмешательства с его помощью в чужие внутренние дела, тем самым нарушая суверенитет неугодных им стран. Таким образом, благодаря манипуляциям этим фундаментальным принципом и правами человека в целом в мире насаждаются двойные стандарты.

Восточные дипломаты, нередко определяют категорию «права человека» как явление, характерное лишь для «западных цивилизаций» и не соответствующее национальной культуре и традициям

4

восточных стран .

Свидетельство тому - количество мусульманских государств, присоединившихся к базовым международным документам в области прав человека. И всё же общие, казалось бы, для всех стандарты прав человека реализуются каждым государством по-разному, в соответствии с культурно-историческими предпосылками. Наиболее ярко, это видно на примере утверждения принципа равноправия мужчин и женщин. Как отмечает И. А. Конюхова5, по-прежнему в обществе у власть предержащих и, следовательно, в законодательстве и судебной практике господствовали старые патриархальные представления о ролевых функциях каждого из полов и, соответственно, обусловленных этим традиционных («естественных») правах и обязанностях мужчин и женщин.

1 Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Принят резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1966 года

2 Крейвен М. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах // Хански Р., Сукси М. (ред.) Введение в вопросы международной защиты прав человека. - С. 108.

3 Акмамбетова А.Г. Права человека: два взаимосвязанных недоразумения // Право и государство. - 1998. № 3. - С.31

4 Подробнее об этом: Аль-Али Насер Абдель Рахим. Универсализм и исламская концепция прав и свобод человека. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. - М.: Спутник+,1999. -27 с.

5 Конюхова И.А. Конституционное развитие государств

евразийского пространства: современные тенденции и

перспективы // ЕврАзЮж. - № 3 (22). - 2010.- С. 34.

К примеру, Конституция Йемена 1991 года предусматривает, что «женщины являются сестрами мужчин» и их права определены и гарантированы шариатом. Одновременно Конституция запрещает президенту иметь жену-иностранку. Подобные примеры можно увидеть и в других Конституциях стран Востока.

Другой, конкретизируемый по разному на конституционном уровне аспект равноправия, -обеспечение равноправия по национальному, религиозному, кастовому и иному социальному признаку. Утверждение равноправия в этом контексте все более интенсивно происходит в новом столетии не только в Европе, но и в Азии. Например, в Конституции Ирана 1979 г. указывается, что «мусульмане обязаны с добротой и исламской справедливостью обращаться с немусульманами и соблюдать их человеческие права», если те не выступают против ислама. В Конституции Ливана 1926 г. (в редакции 1990 г.) предусмотрено равное представительство христиан и мусульман в парламенте.

Указанные тенденции, свидетельствуют о том, что в современном мире государствам все труднее оставаться закрытыми сообществами, живущими лишь по своим внутренним законам. Именно поэтому трактовки исламской и западной концепции вопросов прав человека продолжают сближаться. В мусульманских странах с элементами европейской культуры стандарты прав человека вписываются в их либеральное понимание и при этом соответствуют шариату. В частности, практически во всех исламских государствах, где есть выборные органы, женщинам предоставляются избирательные права.

Чрезвычайно важно, чтобы существующие различия не становились камнем преткновения в диалоге цивилизаций, а служили поводом для взаимодействия и сотрудничества. В таком случае исламская концепция становится составляющей частью общего универсального подхода к вопросам прав человека, а не противопоставляется принятым за основу нормам и не конфликтует с ними6.

В частности, в настоящее время, руководители ряда государств (Иран, Китай, Индонезия и др.), используя аргументы сторонников культурного релятивизма, стремятся обосновать законность и неизбежность ограничения прав человека.

Глава китайской делегации на Всемирной конференции по правам человека (1993г.) заявил, что государственный суверенитет является основой реализации прав граждан. Если не обеспечен суверенитет государства, не может быть речи о правах его граждан: Взгляды, согласно которым вопросы прав человека не признают границ, и что принцип невмешательства во внутренние дела неприменим в этой области, и любые действия, основанные на этих взглядах, есть не что иное, как формы политики давления7.

В ряде стран считают, что идея универсальности прав человека имеет противовес в лице традиционных нравственных образцов с их этнической и национальной спецификой, а национальные

6 Права человека: итоги века, тенденции, перспективы/ Под общ. ред. чл.-корр. РАН Лукашевой Е.А. - М.: НОрМА, 2002, стр. 318.

Даниленко Г. Международная защита прав человека. Вводный курс. - М.: Право, 1998. С. 25,27.

особенности конкретной страны играют ведущую роль в обеспечении прав и свобод граждан8.

Всемирная конференция по правам человека 1993 года, обсудив вопросы универсализма и культурного релятивизма, провозгласила, что «универсальность» основных прав и свобод человека «не подлежит сомнению», что «международное сообщество должно относиться к правам человека глобально, на справедливой и равной основе, с одинаковым подходом и вниманием»9.

В этом плане, можно согласиться с С. Ковалевым, утверждавшим, что «концепция прав человека принципиально неполна и принципиально неосуществима, пока она ограничивается рамками национального. Свое полное и непротиворечивое воплощение она может найти только в рамках единого человечества». Мир пришел «к единству, не теряя своего национального и культурного многообразия, ибо в нем тоже залог выживаемости». И вопросу о государственном суверенитете - главном вопросе стран с имперским мышлением можно противопоставить идею суверенного человека как части человеческого рода: а значит, единственный путь - это путь принципиального ограничения компетенции суверенного государства10.

Развивая эту мысль, можно проанализировать виды универсалий, содержащиеся в российской

Конституции. Несомненно, что важнейшее место в ней занимают естественные и неотчуждаемые права и свободы человека. В то же время, Основной закон России, также, предусматривает определенные особенности, которые можно обозначить как «национальные».

В частности, пример таких особенностей можно увидеть в статье 69, где говориться о том, что «Российская Федерация гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с

общепризнанными принципами и нормами международного права и международными

договорами Российской Федерации». На наш взгляд выделение в конституционном регулировании понятия «коренных малочисленных народов» и отдельно вынесенные гарантии их правового статуса (помимо заложенных, для всех граждан России, статьей 17 прав и свобод), свидетельствуют о том, что правовой статус этих народностей, в силу ряда особенностей, защищается отдельно, с учетом, как международной практики, так и национальной специфики.

Национальную специфику, в российской

Конституции, можно, также, увидеть и в особенностях федеративного устройства, и в формулировке понятия «носитель суверенитета и единственный источник власти» (статья 3), а также в ряде других положений.

Это может служить косвенным подтверждением того факта, что универсалии заложенные в российской Конституции не являются своего рода вариациями на тему «либеральных прав и свобод человека и гражданина», но имеют определенную национальную специфику, обусловленную своеобразием

8 Кучуради И. Экономическое неравенство, права человека, демократия и свободный рынок // Вопросы философии. - 1993. -№ 6. - С.116.

9 Приводится по: Баильдинов Е. Теоретические основы устойчивого развития // Евразийское сообщество. - 2008. - № 2(30). - С. 120.

10 Ковалев С. Сны политического идеалиста, или Как нам обустроить Европу и мир // Новое время. - 2000. - N 10.- С.14.

исторического развития страны, а также ее

национальным многообразием.

Исходя из этого, можно предположить, что идеи и тенденции универсализации, признающие

определенные права и свободы человека, не

отвергают при этом национально-культурное и историческое своеобразие конкретного государства, проявляющееся, в том числе, и в конституционном регулировании.

Теоретическим и законотворческим основанием принципов универсализации прав и свобод человека являются общечеловеческие нормы, деятельность различных общественных организаций и различные пакеты международных соглашений и документов, принятых, подписанных и ратифицированных разными странами. Указанные нормы принимались не на «пустом месте», а на основании конечных продуктов ряда правовых идей. Виды и принципы

универсализации, также, тесно связаны с

современным пониманием понятия «прав человека» а также его сущностного содержания.

Представления о правах человека, основанные на различных мировоззрении, методологических подходах, политических позициях представляют совокупность существующих в обществе вариантов понимания прав человека. Анализируя концепции прав человека и их реализацию в различных странах,

различных правовых системах, можно проследить критерии, которые следует использовать при определении направленности развития

универсальных прав человека.

Вторая половина и конец ХХ века, а также начало века XXI, характеризуются двумя тенденциями в правопонимании:

- с одной стороны, стали актуальными проблематика «естественного права» и утверждения международных стандартов в области прав человека.

- с другой стороны, отмечается возросшее внимание

к региональным и национальным особенностям правовой культуры, которые играют возрастающую

роль в образовании различных региональных государственных объединений как субъектов формирующегося многополярного мира.

Эти тенденции, в широком смысле, и формируют два основных вида универсализации прав, которые протекают как на уровне международного права, так и на уровне права национального. Разумеется, на этих двух уровнях, можно выделить еще ряд подуровней. Так, в сфере международного права, можно обнаружить отличающиеся друг от друга тенденции универсализации в рамках различных правовых семей, а в рамках универсализации национального права, можно выделить уровни универсализации, например, федерального, регионального и

отраслевого законодательства.

Таким образом, в содержательной интерпретации концепции универсализации современного права, значительную роль играет правопонимание, отдающее должное как глобализации (в форме международноправовых стандартов), так и регионализации (в форме признания и уважения особенностей региона и образующих его государств).

При этом универсальность права, в которой

общеобязательность права обусловлена его

общезначимостью и правомерна лишь в пределах такой общезначимости официально-властных установлений, по сути своей соответствует

потребностям и тенденциям социальной жизни людей. Эти тенденции, в последние десятилетия сопровождаются стремлением к установлению единого и всеобщего (универсального, глобального) правопорядка на уровне как внутригосударственных, так и международных отношений.

Гармония системы (мирового сообщества) и отдельных государств возможны на основе идеи прав человека. История свидетельствует, что разработанные мировым сообществом

международные стандарты по правам человека содержат в себе ценные для каждого человека идеи -права человека, соблюдение которых делает связи между системой и подсистемами (как на национальном, так и межгосударственном уровне), а также между различными подсистемами (между индивидами в государстве; между государствами) более стабильными, устойчивыми.

Тем не менее, можно утверждать, что права человека универсальны, поскольку едина и универсальна человеческая личность. Различные проблемы прав человека можно решать на основе единства человечества, а значит, на принципе универсальности, сохраняя национальное и культурное многообразие.

В то же время, сама идея универсализации прав, содержит в себе, ряд, на настоящий момент, неразрешимых противоречий. На наиболее фундаментальные из них, указывают, в частности, сторонники культурного релятивизма, которые считают, что различные исторические традиции, психология и культура разных государств не могут не повлиять в определенной степени на понимание прав человека, на политику и практику в этой сфере.

Признавая это, Всемирная конференция по правам человека 1993 года, обсудив вопросы универсализма и культурного релятивизма, провозгласила, что «универсальность» основных прав и свобод человека «не подлежит сомнению», что «международное сообщество должно относиться к правам человека глобально, на справедливой и равной основе, с одинаковым подходом и вниманием».

Сохранение в конституционном регулировании определенного национального и культурного

своеобразия, характерное для большинства современных конституций, не является тенденцией «отвергающей» и «подтачивающей» идеи универсализации. Напротив. На наш взгляд, это свидетельствует о том, что идеи и тенденции

конституционной универсализации, признающие

определенные права и свободы человека, не отвергают при этом национально-культурное и историческое своеобразие конкретного государства.

Таким образом, основные виды универсализации, применительно к конституционному праву, можно

свести, при всем их многообразии с точки зрения теоретических подходов, к двум основным результирующим - глобальные и национальные.

Глобальную универсализацию, можно связать с закреплением в современных Конституциях определенных универсалий, которые, как правило, связаны с так называемым «конституционным статусом личности». Конституционный статус личности, в этом плане, представляет собой наиболее устойчивое и фундаментальное требование, закрепленное в нормативных предписаниях конституционного законодательства и

соответствующих международных нормах, обобщенно выражающие собой общепризнанные права, свободы и обязанности человека, а также основные закономерности формирования, осуществления и гарантирования конституционного статуса личности.

Международное признание и конституционное закрепление основных принципов правового положения личности приводит к тому, что они вбирают в себя важнейшие черты как естественного, так и позитивного (внутреннего и международного) права (соответственно, их невозможно свести ни к естественному, ни к позитивному праву).

Благодаря этой особенности основные универсальные принципы конституционного статуса личности создают тот конституционно-правовой режим, в котором личность оказывается равноправной с государством.

В свою очередь национальный вид конституционной универсализации, можно представить как процесс закрепления в Основном законе национальнокультурного и исторического своеобразия конкретного государства. В этом случае, оное своеобразие также закрепляется в виде определенных универсалий, которые, в свою очередь, являются источником универсализации правовых норм внутри конкретного государства, например, на уровнях регионального, муниципального и отраслевого законодательства.

Список литературы:

1. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Принят резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1966 года

2. Акмамбетова А.Г. Права человека: два

взаимосвязанных недоразумения // Право и государство. - 1998. № 3.

3. Аль-Али Насер Абдель Рахим. Универсализм и исламская концепция прав и свобод человека. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. - М.: Спутник+,1999.

4. Баильдинов Е. Теоретические основы устойчивого развития // Евразийское сообщество. - 2008. - № 2(30).

5. Даниленко Г. Международная защита прав человека. Вводный курс. - М.: Право, 1998.

6. Ковалев С. Сны политического идеалиста, или Как нам обустроить Европу и мир // Новое время. - 2000. - N 10

7. Конюхова И.А. Конституционное развитие государств евразийского пространства: современные тенденции и перспективы // ЕврАзЮж. - № 3 (22). - 2010.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Крейвен М. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах // Хански Р., Сукси М. (ред.) Введение в вопросы международной защиты прав человека.

9. Кучуради И. Экономическое неравенство, права человека, демократия и свободный рынок // Вопросы философии. - 1993. - № 6.

10. Права человека: итоги века, тенденции, перспективы/ Под общ. ред. чл.-корр. РАН Лукашевой Е.А. - М.: НОРМА, 2002

11. Вохмянин Д.В., Анализ общих методик исследования в правовых науках, применимые к правовым универсалиям // Бизнес в законе №1, 2012, с. 39-43

12. Вохмянин Д.В., Понятие универсологии // Пробелы в российском законодательстве №1, 2012, с. 28-31

Reference list:

1. The international pact about the economic, social and cultural rights. It is accepted by the resolution 2200 And (XXI) General Assembly from December, 16th, 1966

2. Аkмамbеtова A.G. human right: two interconnected misunderstanding//the Right and the state. - 1998. № 3.

3. Al-Ali Nаsеr Аbdеll Rаhim. Universalisalism and the Islamic concept of the rights and freedom of the person. The dissertation author's abstract on competition of a scientific degree of the master of laws. - М: the Companion +, 1999.

4. Bаilldinоv E. Teoreticheskie of a sustainable development basis//the Euroasian community. - 2008. - № 2 (30).

5. Dаnilеnkо G. Mezhdunarodnaja protection of human rights. An introduction course. - М: the Right, 1998

6. Kоvаlеv S. Sny of a political idealist or As us to equip Europe and the world//New time. - 2000. - N 10

7. Коniuюhоvа I.A. constitutional development of the states of

the Euroasian space: modern lines and

prospects//EvrAsAihs. - № 3 (22). - 2010.

8. Kra^n M. about the economic, social and cultural rights//Hаnсkи R, Cuksi М (red.) Introduction in questions of the international protection of human rights.

9. Kuckuradi I. Ekonomicheskoe an inequality, human rights, democracy and the free market//philosophy Questions. -1993. - № 6.

10. Human rights: results of a century, the tendency, prospect / Under общ. ред. The member correspondent of the Russian Academy of Sciences Lukashevoj E.A. - М: NORM, 2002

РЕЦЕНЗИЯ

В представленной на рецензию статье определяется актуальная проблема закрепления универсальных принципов в конституционном праве, а именно понятие термина «принцип» должно отражать внутреннюю сущность явления как результат диалектического единства противоположностей или различий. Автор впервые пытается сформулировать данные принципы. Которые остаются недостаточно раскрытыми в юридической науке, тем самым наблюдается недостаточность изученности и отраслевых принципов универсализации в конституционном праве.

Исследования универсальных принципов в конституционном праве можно проанализировать в виде универсалий, содержащихся в Российской Конституции. Например, в виде универсальных норм рассматриваются естественные или неотчуждаемые права и свободы человека, но в то же время имеется определённая специфика, влияющая на универсализацию данных норм которую можно обозначить как «национальные права».

Актуальность рассматриваемых вопросов определяется тем, что рассмотрение универсальных принципы конституционного права, универсализма правовых положений, приводит к тому, что можно предложить некую гармоничную комбинацию сочетания естественного и позитивного права.

Следует отметить, что в работе используются результаты исследований зарубежных ученых юристов в сфере универсализации правовых институтов.

Автор достаточно четко определяет суть проблемы, выделяет наиболее спорные моменты, требующие общественной дискуссии.

Статья Вохмянина Д. В. «Принципы универсализации в конституционном праве» может быть рекомендована к опубликованию в журнале «Бизнес в законе».

Профессор кафедры международного европейского права Пермского государственного национального исследовательского университета, доктор юридических наук, доцент

С. А. Широбоков

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.