Научная статья на тему 'Формирование и эволюция идей универсализации в конституционном праве'

Формирование и эволюция идей универсализации в конституционном праве Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
339
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА / РАВЕНСТВА ВСЕХ ЛЮДЕЙ ПО ЕСТЕСТВЕННОМУ ПРАВУ / ТЕРМИН «FAS» / КОНСТИТУЦИЯ ИМПЕРАТОРА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Вохмянин Д. В.

Формирование и развитие права (от его примитивных до современных развитых форм) – при всех особенностях национальных систем права – по сути своей представляет собой историю его все большей универсализации и унификации, историю движения ко все более глобальному праву. При этом, эти исторически прогрессирующие свойства и характеристики развивающегося права находят свое выражение, закрепление и осуществление (действие) как в отдельных национальных Конституциях, так и в международном праве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation and evolution of ideas universalization in a constitutional law1«the St.-Petersburg institute of foreign economic relations, economy and the rights» in of Perm

Formation and right development (from its primitive to the modern developed forms) at all features of national legal systems inherently represents its history of the increasing universalization and unifications, movement history to more and more global right. Thus, these historically progressing properties and characteristics of the developing right find the expression, fastening and realization (action) both in separate national Constitutions, and in international law.

Текст научной работы на тему «Формирование и эволюция идей универсализации в конституционном праве»

2.6. ФОРМИРОВАНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ИДЕЙ УНИВЕРСАЛИЗАЦИИ В КОНСТИТУЦИОННОМ ПРАВЕ

Вохмянин Д.В., к.ю.н., доцент. Должность: заведующий кафедрой государственно-правовых дисциплин. Место учебы: Филиал негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права» в г. Перми. E-mail: vdw2006@yandex.ru Аннотация: Формирование и развитие права (от его примитивных до современных развитых форм) -при всех особенностях национальных систем права -по сути своей представляет собой историю его все большей универсализации и унификации, историю движения ко все более глобальному праву. При этом, эти исторически прогрессирующие свойства и характеристики развивающегося права находят свое выражение, закрепление и осуществление (действие) как в отдельных национальных Конституциях, так и в международном праве.

Ключевые слова: общечеловеческая концепция прав человека, равенства всех людей по естественному праву, термин «fas», конституция императора.

FORMATION AND EVOLUTION OF IDEAS UNIVERSALIZATION IN A CONSTITUTIONAL LAW

Vohmjanin D.V., Phd at law, associate professor. position: head of chair of state-legal disciplines. Place of employment: Branch of not state educational institution of the higher vocational training «the St.-Petersburg institute of foreign economic relations, economy and the rights» in of Perm. E-mail: vdw2006@yandex.ru Annotation: Formation and right development (from its primitive to the modern developed forms) - at all features of national legal systems - inherently represents its history of the increasing universalization and unifications, movement history to more and more global right. Thus, these historically progressing properties and characteristics of the developing right find the expression, fastening and realization (action) both in separate national Constitutions, and in international law.

Keywords: the universal concept of human rights, equalities of all people under the natural death, the term «fas», the constitution of the emperor.

В более развитых условиях Древней Греции и Древнего Рима возникают уже глобальные идеи свободы и равенства всех людей по естественному праву и разрабатываются универсалистские учения о праве и государстве естественно-правового характера, которые с известными вариациями и модификациями дошли до наших дней и лежат в основе современных универсалистских государственно-правовых воззрений. Так, в У-1У вв. до н. э. древнегреческие софисты (Гиппий, Антифонт, Ликофрон, Алкидам и др.), различая естественное право и позитивное1.

Право (законы того или иного полиса), подчеркивали всеобщность естественного права, согласно которому все люди, независимо от их государственной и этнической принадлежности, свободны и равны. А в учениях древнегреческих стоиков (Зенон и Хрисипп, IV-III вв. до

1 Янков В.А. Истолкование ранней греческой философии. - М.: РГГУ, 2011. - С. 123-124.

н.э.), а затем древнеримских стоиков (Сенека др., I в.) формулируются космополитические концепции вселенского естественного права, космического полиса (космополиса) и мирового согражданства всех людей.

Эти универсалистские (глобалистские) представления о праве нашли свое признание и дальнейшее развитие в римской юриспруденции2 (Гай, Ульпиан и др. II -Ш вв.), в частности, в учении римских юристов о том, что право состоит из трех частей - естественного права, которое распространяется на все живые существа (людей и животных), право народов (естественное право, общее у всех народов и вместе с тем право международных отношений) и собственного позитивного внутригосударственного права отдельных народов (например, цивильное право у римлян).

На ранней стадии развития древнеримской правовой мысли право выступало как нечто богоданное и обозначилось термином «fas».

В отличие от «fas» светское, человеческое право в дальнейшем получило наименование «jus», под которым стали понимать право вообще, охватывающее как право естественное (jus naturale), так и все то, что в последующей истории правовых учений (но не в самой римской юриспруденции) начали называть позитивным (или положительным) правом, - обычное право, закон (lex), эдикты магистратов, решения сената (сенату-сконсульты), право юристов, установления принцеп-сов, конституции императоров т.д.

Признание реальности естественного права, включаемого в право вообще, и в то же время отсутствие в римском правопонимании специального понятия позитивного права (в качестве отрицания естественного права, его своеобразного противопонятия и т.п.) означало, что в трактовке римских юристов естественное право, как и всякое иное признаваемое им право, относится к действующему праву, является его специфической составной частью (компонентом и свойством права вообще), а не только теоретико-правовой конструкцией и категорией, не только «чистым» понятием, внешним для норм и принципов фактически действующего права.

Здесь необходимо отметить два новых момента дальнейшей универсализации права3.

Во-первых, справедливость как свойство универсального естественного права (а также права народов) уже трактуется римскими юристами и как необходимое свойство любого позитивного права (в духе требований соответствия позитивного права естественному праву): если та или иная норма позитивного права не соответствует общеправовым требованиям справедливости (aequitas), то она, согласно доктрине римских юристов, которая, кстати, была источником действующего права, не имеет юридического значения (свойства) и не должна применяться.

Во-вторых, в праве было выделено в качестве ее отдельной составной части право народов, т.е. общее (универсальное) для всех народов естественное право и общее право международного общения. На базе права народов в Новое время (Г. Гроций и др.) начинает формироваться современное универсальное международное право, как, впрочем, на основе римского права (и отчасти идей и концепций древнегреческих

2 Покровский И. А. История римского права — М.: Статут, 2004. - С. 129-131.

3 Нерсесянц В. С. Процессы универсализации права и государства в глобализирующемся мире // Государство и право. - 2005. -

№ 5. - С. 9.

авторов) возникло и развивается до наших дней европейское право.

В раннебуржуазную эпоху универсалистские представления о праве и государстве были развиты в либеральных правовых учениях (Дж. Локк, Т. Пейн, Т. Джефферсон и др.) и получили закрепление в официальных государственно-правовых документах (Декларация независимости США 1776 г., французская Декларация прав человека и гражданина 1789 г. и т.д.) как вечные и общие универсальные естественные (прирожденные и неотчуждаемые) права и свободы человека.

С развитием буржуазного конституционализма уже в первой трети XIX в. высказываются предложения о необходимости использования такого нового направления юридической универсализации, как принятие всемирной конституции. Подобные взгляды настойчиво пропагандировал английский либерал И. Бентам, работа которого «Руководящие начала конституционного кодекса для всех государств» получила широкую известность. В современных условиях идеи такого подхода получили дальнейшее развитие в различных концепциях конституционализации международного права.

Ряд мыслителей XVШ-XIX вв. (Ж.-Ж. Руссо, И. Кант и др.) перспективы государственно-правовой универсализации тесно увязывали с достижением вечного мира на путях утверждения и соблюдения всеми государствами общего для всех международного правопорядка, запрещающего войны. В этом русле Кант выдвинул концепцию постепенного формирования всемирной конфедерации республик (государств с правовым строем) как путь ко всеобщему (всемирному) правовому строю и вечному миру на земле.

В общем русле развития и практической реализации идей всемирного правопорядка и достижения всеобщего мира на земле в ХХ в. были созданы такие международные организации, как Лига Наций, а после Второй мировой войны - Организация Объединенных наций.

В частности, Всеобщая декларация прав человека и гражданина включает в себя пункты, свидетельствующие об универсализации общечеловеческих ценностей добра, солидарности, свободы мысли и совести, равенства людей перед законом, роли и значимости отдельной личности в общественной системе.

Анализ содержания Всеобщей декларации прав человека свидетельствует о ее исторической преемственности с французской Декларацией прав человека и гражданина 1789 г. Однако Всеобщая декларация прав человека, принятая в новых условиях послевоенного переустройства мира, внесла в нее ряд инновационных моментов, как в концептуальном, так и в содержательном плане.

Идея демократизации всего мирового порядка становится большой социально-политической силой и базой для реального существования общих критериев в области основных прав и свобод личности развитием в сторону универсализации прав и свобод человека в рамках всего социума.

В преамбуле Французской Декларации 1789 года можно прочитать: «Забвение или пренебрежение правами человека являются единственными причинами

бед народов и коррупции правительств»5. Принципы, сформулированные в декларации, сохранили, большей частью, ту же силу и актуальность и в настоящее время

В частности, в Уставе ООН (подписан 26 июня 1945 г.), в принятой ею 10 декабря 1948 г. «Всеобщей декларации прав человека», в последующих международных пактах (об экономических, социальных и культурных правах, о гражданских и политических правах и т.д.), в декларациях (о праве народов на самоопределение, на мир, на развитие и т.д.) и в целом ряде других международных документов были закреплены универсальные принципы и нормы современного международного права.

Эти универсальные международно-правовые положения нашли свое развитие и конкретизацию в документах целого ряда макрорегиональных объединений государств - в документах Совета Европы, Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, Содружества Независимых Государств, Американской конвенции о правах человека, Африканской Хартии прав человека и народов и активно закрепляются в Конституциях современных государств.

Свое непосредственное выражение это нашло в конституциях большинства государств - членов ООН, включая и Конституцию РФ. Важное значение в плане дальнейшей универсализации внутригосударственного права, в том числе и для российской концепции правовой политики, имеет закрепление в национальных конституциях современного комплекса неотчуждаемых естественных прав и свобод человека, а также общего положения о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права являются приоритетной составной частью национально-государственной правовой системы.

Отметим, также, что позитивные аспекты современной глобализации (распространение новых идей, технологий и информационных средств, вовлечение отсталых стран и регионов в сферу современных мировых процессов, достижений, средств и форм производства, рыночного оборота и т.д.) сопровождаются пока что существенными негативными процессами прежде всего в неразвитых и слабо развитых странах (углубление пропасти и антагонизма между богатыми странами Запада и Севера современного мира, с одной стороны, и бедными странами Юга и Востока, с другой стороны, развязывание конфликта цивилизаций, усиление финансово-экономической нестабильности и кризисных явлений, взлет радикальных экстремистских движений, международного терроризма, наркотрафика, торговли оружием, транснациональной организованной преступности и т.д.)6.

Пагубность и не плодотворность развертывания нынешних, во многом стихийных процессов глобализации без должного учета жизненных интересов всех вовлеченных в этот процесс народов и стран, соблюдения их национально-государственного суверенитета в соответствии с общепринятыми принципами и нормами международного права и т.д. очевидны. Об этом свидетельствует, в частности, и набирающее силу массовое движение антиглобалистов.

4 Всеобщая декларация прав человека. Принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) («Международный пакт о правах человека») от 10 декабря 1948 года во Дворце Шайо в Париже.

5 Декларация прав человека и гражданина. Принята Учредительным собранием 26 августа 1789 г. Текст по: Французская Республика: Конституция и законодательные акты. - М., 1989.- с. 26-29.

6 Тихомиров Ю. А. Курс сравнительного правоведения. М., 2006. - С. 83-87.

Реализация подобных установок и устремлений требует огромных усилий по согласованию и достижению баланса интересов всех субъектов мирового сообщества и соответствующей модернизации, как отдельных национально-государственных систем права, так и международного правопорядка в целом7.

В складывающихся качественно новых условиях любой стране в рамках своей государственно-правовой политики предстоит, защищая и укрепляя свой государственный суверенитет, отстаивая свои национальные интересы и испытанные временем общезначимые достижения в области современного международного права.

Успех и в сфере юридической глобализации (во конституционном и международном праве) и во многом всей современной глобализации в целом будут зависеть от готовности и способности участников предстоящих преобразований мирового правопорядка удержать правовые достижения прошлого и обогатить их новыми, более развитыми (и исторически - более прогрессивными) правовыми (и вместе с тем государственно-правовыми) нормами, формами, институтами и процедурами внутригосударственных и международных отношений.

Как показал профессор А.Китахара (основываясь на опыте Японии), современные демократические цели государства можно провести через общину, которая обладала высокой солидарностью и могла решить такую задачу лучше, чем еще не сформировавшийся индивид и еще не сложившееся гражданское общество8.

Изменившаяся на рубеже ХХ-ХХ1 веков политическая ситуация в Европе привела к пониманию, что плюралистическая парламентская демократия не должна рассматриваться как что-то завершенное или полностью реализованное. Поэтому в Совете Европы утверждается мнение о необходимости формировать новую демократическую традицию на низовом уровне, побуждая граждан принимать на себя обязательства перед общиной, и подумать о принципиально новом подходе к демократии, более требовательном к реальностям демократического образа жизни, а не ограниченным его формальными аспектами, которые необходимы, но недостаточны9.

После демократических революций 1990-х годов большинство государств Центральной и Восточной Европы, СНГ выразило стремление стать полноправными членами Совета Европы. Конституции этих стран постепенно приводились в соответствии с европейскими нормами, отраженными в правовых актах Совета Европы. При этом опыт европейской интеграции основывается на диалоге культур, использующем взаи-модополнительность культурных различий.

Интеграционные культурно-цивилизационные процессы, получившие динамичное развитие в современную эпоху, Восток переживает непросто, определенную сложность для восточного менталитета представляет ассимиляция западной культуры именно потому, что восточный человек по своему этническому самосознанию ближе к «нерациональному», чем субъект и агент западной культуры.

Постиндустриальное общество требует новых социальных технологий, объединяющих новые принципы

7 Егоров А. В. Правовая интеграция и ее содержа-ние//Государство и право. - 2004. - № 6. - С. 74-84.

8 Китахара А. Реальность и идеальный образ общины (Япония и Таиланд) // Философские науки. - 1996. - № 1-6.

9 Права человека: постоянная задача Совета Европы. - Пер. с англ. М.: Права человека, 1996. - С.64, 67.

организации с коренными ценностями народов как на Западе, так и на Востоке. Сегодня важным и необходимым для развития молодых суверенных государств является создание системы ценностей, которая, во-первых, адекватна идеалам демократии, во-вторых, должна находить воплощение в реальной жизни. На наш взгляд, на настоящий момент, эта одна из принципиальных тенденций в дальнейшей универсализации прав и свобод человека.

Формирование и развитие права (от его примитивных до современных развитых форм) - при всех особенностях национальных систем права - по сути своей представляет собой историю его все большей универсализации и унификации, историю движения к все более глобальному праву, причем эти исторически прогрессирующие свойства и характеристики развивающегося права находят свое выражение, закрепление и осуществление (действие) как в отдельных национально-государственных системах права, так и в международном праве.

Универсалистское представление о социальных регуляторах мифологического и ранне-религиозного характера возникло уже в догосударственных и доправо-вых сообществах, и получили свое дальнейшее развитие в правовых системах Древней Греции, римском праве, а также в ходе рецепции римского права в средние века и в Новое время.

В раннебуржуазную эпоху универсалистские представления о праве и государстве были развиты в либеральных правовых учениях (Дж. Локк, Т. Пейн, Т. Джефферсон и др.) и получили закрепление в официальных государственно-правовых документах (Декларация независимости США 1776 г., французская Декларация прав человека и гражданина 1789 г. и т.д.) как вечные и общие универсальные естественные (прирожденные и неотчуждаемые) права и свободы человека.

Эта концепция универсальности (глобальности) естественных и неотчуждаемых прав человека лежит в основе общепринятых современных идей и положений об универсальности права (естественные и неотчуждаемые права человека как универсальное правовое начало и универсальный критерий для оценки соблюдения или несоблюдения права во внутригосударственных и международных отношениях). Данная концепция нашла свое закрепление (в той или иной форме) также и в конституциях современных демократических государств, в том числе и в действующей Конституции Российской Федерации 1993 г.

Основные итоги процесса юридической универсализации, в современных условиях:

- во-первых, разработана общечеловеческая концепция прав человека в виде международных (в рамках ООН, Совета Европы, различных региональных систем) стандартов по правам человека;

- во-вторых, в каждой отдельной стране, на основе международных стандартов и с учетом национального своеобразия, складываются собственная концепция прав человека, свой перечень прав и свобод граждан, в чем-то отличный от других стран.

Таким образом, на рубеже ХХ-ХХІ вв. происходит универсализация прав человека, которая состоит в том, что права человека еще в большей мере утверждаются в качестве института, возвышающегося над государством в целом (теперь и на уровне всего мирового сообщества), а также в том, что в формировании мирового правопорядка решающую роль начинает иг-

рать объективное право человека как наднациональное образование.

Глобализация прав человека подтверждает универсализм прав человека, проявлением которого стали развитие международных стандартов по правам человека и их имплементация во внутреннем законодательстве большинства стран мира при сохранении культурного и национального многообразия.

Список литературы:

Всеобщая декларация прав человека. Принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) («Международный пакт о правах человека») от 10 декабря 1948 года во Дворце Шайо в Париже.

Декларация прав человека и гражданина. Принята Учредительным собранием 26 августа 1789 г. Текст по: Французская Республика: Конституция и законодательные акты. - М., 1989.

Права человека: постоянная задача Совета Европы.

- Пер. с англ. М.: Права человека, 1996.

Егоров А. В. Правовая интеграция и ее содержа-ние//Государство и право. - 2004. - № 6.

Китахара А. Реальность и идеальный образ общины (Япония и Таиланд) // Философские науки. - 1996. - № 1

Нерсесянц В. С. Процессы универсализации права и государства в глобализирующемся мире // Государство и право. - 2005. - № 5.

Покровский И. А. История римского права — М.: Статут, 2004.

Тихомиров Ю. А. Курс сравнительного правоведения. М., 2006.

Янков В.А. Истолкование ранней греческой философии. - М.: РГГУ, 2011.

Literature list:

The general Declaration of human rights. It is accepted at the third session of General Assembly of the United Nations by the resolution 217 And (III) («the International pact about human rights») from December, 10th, 1948 in Palace Шайо in Paris.

The Declaration of human rights and the citizen. It is accepted by the Constituent assembly on August, 26th, 1789 the Text on: the French Republic: the Constitution and acts. - М, 1989.

Human rights: a constant problem of the Council of Europe. - the lane with English М: Human rights, 1996.

Egor A.V. Legal integration and its maintenance//the State and the right. - 2004. - № 6.

К^аЬшга A.Realnost and an ideal image of a community (Japan and Thailand)//Philosophical sciences. - 1996. - № 1

Nersesjants V. S. Processes universalisacii the rights and the states in the globalized world//the State and the right. - 2005. - № 5.

Pokrovsk I .A. Istorija of the Roman Law - М: the Statute, 2004.

Tikhomirov J.A.Kurs of comparative jurisprudence. М, 2006.

Jankov V. A. Interpretation of early Greek philosophy. -М: RGGU, 2011.

Рецензия

на статью Д.В. Вохмянина «Формирование и эволюция идей универсализации в конституционном праве». В представленной на рецензию статье определяется актуальная проблема формирования и эволюция идей универсализации в конституционном праве, от древней Греции до наших дней. В правовой науке отсутствует историческое исследование эволюции идей, а вследствие данных идей и формирование универсализации в конституционном праве. Автор делает попытку исследовать и сформулировать идеи универсализации в конституционном праве, так как ещё остаются не познанными причины отдельных правовых явлений.

На основании исследования концепция универсальности (глобальности) естественных и неотчуждаемых прав человека лежит в основе общепринятых современных идей и положений об универсальности права (естественные и неотчуждаемые права человека как универсальное правовое начало и универсальный критерий для оценки соблюдения или несоблюдения права во внутригосударственных и международных отношениях). Данная концепция нашла свое закрепление (в той или иной форме) также и в конституциях современных демократических государств, в том числе и в действующей Конституции Российской Федерации 1993 г.

Автором проводиться анализ юридического явления универсализации на современном этапе развития науки конституционного права, а именно:

- во-первых, предложены универсалии общечеловеческой концепции прав человека в виде международных (в рамках ООН, Совета Европы, различных региональных систем) стандартов по правам человека;

- во-вторых, в каждой отдельной стране, с учётом международных стандартов и на основании своеобразия национальной системы права складывается собственная концепция прав человека и свой перечень прав и свобод граждан, отличные от других стран.

Автор достаточно логично и грамотно выделяет проблемные моменты, исследует суть противоречий и формулирует собственные выводы на основании проведённого исследования. Использование традиционных методов познания позволяет определить достоверность полученных результатов.

Статья Вохмянина Д.В. «Формирование и эволюция идей универсализации в конституционном праве» может быть рекомендована к опубликованию в журнале «Пробелы в Российском законодательстве».

Профессор кафедры международного европейского права Пермского государственного национального исследовательского университета, доктор юридических наук, доцент С.А. Широбоков

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.