Научная статья на тему 'Принципы совершенствования организационной структуры предприятия'

Принципы совершенствования организационной структуры предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
6816
811
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кумпилова Бэла Анзауровна

В статье рассматриваются вопросы формирования и совершенствования организационных структур предприятия. Анализируются причины несостоятельности современных предприятий, подчёркивается роль статуса управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Принципы совершенствования организационной структуры предприятия»

УДК 658 ББК 65.291 К 90

Б.А. Кумпилова

ПРИНЦИПЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ

ПРЕДПРИЯТИЯ.

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы формирования и совершенствования организационных структур предприятия. Анализируются причины несостоятельности современных предприятий, подчёркивается роль статуса управления.

Жесткая организационная структура создает препятствия, слишком свободная - хаос . Это подобно светофорам в дорожном движении - в их отсутствии движение хаотично, а излишнее количество

приводит к заторам.

Категории «система», «структура», часто встречаются в литературе, посвященной вопросам теории и практики управления. Одна из удачных попыток комплексного рассмотрения и анализа данных понятий с целью системного их представления и взаимного их соотнесения, на наш взгляд, была сделана к. э. н. М. Бражником1 в своей статье. Исходя из его толкований «структура вообще - это строение, расположение, порядок или совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих сохранение основных его свойств при различных внешних и внутренних изменениях». Обозначая строение и внутреннюю форму системы, структура характеризует связь и взаимоотношения отдельных элементов и системы в целом, являясь показателем ее организованности.

Структура системы управления предприятием - совокупность специализированных подразделений, взаимосвязанных в процессе принятия и реализации управленческих решений. Основными требованиями, предъявляемыми к структурам системы управления предприятиями, являются:

о Минимальное число управленческих звеньев, рациональная их соподчиненность; о Устранение дублирования; о Четкое распределение функций;

о Ответственность за принимаемые решения, оперативность и гибкость в работе.

Под структурой управления иногда понимаются также совокупность звеньев и отдельных работников управления, порядок их соподчиненности и взаимосвязи по вертикали и горизонтали или совокупность сотрудников (менеджеров) и звеньев (подразделений) системы управления, а также установленные между ними связи. Структура управления может выражать собой совокупность устойчивых связей управляемого объекта, обеспечивающих его целостность и сохранение основных свойств при различных воздействиях.

Управление осуществляется в соответствии с типом организационной структуры и базируется на производственной структуре и организационном устройстве. Конкретное выражение «структура» находит в схеме управления, системе соподчиненности штатов, расстановке аппарата управления и разграничении между ними управленческих функций.

1 Бражник М. Понятия системы, структуры и формы в управлении производством // Теория и практика управления. 2007. № 12.

Для описания структуры организации используются несколько основных способов. Организация может быть представлена в виде совокупности основных компонентов, соединенных между собой внутренними процедурами. Это сотрудники с их навыками и умениями, материальные активы, структура, культура и т.д. Вместе компоненты создают единое целое и подвергаются активному воздействию со стороны окружающей среды (рис.1). Можно представить структуру организации как набор основных и вспомогательных подразделений (рис.2) либо в виде общей структуры управления (рис.3)

Рис. 1. Организация и внешняя среда: элементы2

2 В1апсЬагд К., Waghorn Т. Mission Possible. McGraw-Hill, 1997.

Отделы и

службы

управления

Отдел

маркетинга

Бухгалтерия

АХО

Производство

Основное

производство

Вспомогательное

производство

Цех 1

Цех 2

Вспомогательный

участок

Рис. 2. Организационная структура компании

Директор

Вспомогательный

участок

Рис. 3. Общая структура управления компанией.

Однако рассмотрение организации только как набора отдельных элементов недостаточно для понимания ее функционирования, хотя их графическое отображение является необходимым элементом анализа. Такая схема не дает достаточного представления о производимой продукции, процессах, имеющих место в компании, ее клиентах. «Использование схемы организационной структуры дает ровно столько для понимания деятельности компании, сколько список чиновников городской администрации для поиска нужной улицы в городе»3. «Структура организации - это не просто квадратики на диаграмме; это картина взаимодействия и координации, соединяющая технические, производственные и человеческие компоненты организации для достижения ею своих целей...»4. Для определения внутренних и внешних связей в компании можно использовать метод построения органиграммы («organigraph») (рис.4). Суть его состоит в большей концентрации на процессах и способах их реализации в компании, в отличие от схемы организационной структуры, иллюстрирующей подчиненность. Это дает возможность понять взаимодействия внутри компании и вне ее (с поставщиками и потребителями), определить критические точки.

1

Рис. 4. Пример органиграммы.

Дальнейший анализ организации с точки зрения взаимодействия подсистем, элементов и внутренних потоков позволяет определить один из четырех принципиальных вариантов ее построения5.

• Набор. Организация функционирует как некоторый набор машин и людей, большинство которых редко вступают во взаимодействие между собой. По такому принципу может оперировать, например, крупная нотариальная контора, в которой отдельные специалисты работают с определенными клиентами, не взаимодействуя друг с другом для выполнения задач. Они могут использовать совместно отдельные ресурсы организации - помещения, оборудование и тому подобное и имеют общее руководство,

3 Mintzberg H, Heyden L. Organigraphs: Drawing How Companies Really Work // Harvard Business Review. 1999.

4 Лютенс Ф. Организационное поведение.М., 1999.

5 Mintzberg H, Heyden L. Organigraphs: Drawing How Companies Really Work // Harvard Business Review. 1999.

которое, в свою очередь, не участвует в решении текущих задач по обслуживанию конкретного клиента (выполнению конкретного заказа).

• Цепочка (chain). В более общем случае, однако, организация существует для того,

чтобы объединять. Наиболее распространенной формой

объединения и взаимодействия является цепочка. Материалы поступают на предприятие, из них изготавливаются детали, из деталей собираются изделия и т.д. Основной функцией менеджмента в этом случае является контроль за работой цепочки и отдельных ее звеньев.

• Третья форма организации построена по принципу координационного центра (hub).

Таким центром является место, куда стекаются люди,

информация и материалы и которое, в свою очередь, выдает информацию и продукцию. Задачей менеджмента в этом случае является координация усилий для получения результата. В качестве координационного

центра может выступать, например, медсестра в госпитале, поскольку она координирует все разнообразные усилия по работе с пациентом - диспетчирует процедуры, управляет питанием и т.п.

• Координационные центры, будучи связаны между собой, образуют сеть (web), которая является еще одной формой организации, предполагающей работу по согласованию усилий между отдельными узлами. Задачей менеджмента в этом случае является коммуникация, причем менеджмент должен быть везде. Если его нет везде, его нет нигде. Менеджером в подобной ситуации может быть каждый, кто объединяет ресурсы для решения микрозадачи.

Процесс совершенствования организационных структур является постоянным и естественным. Однако, есть определенные тенденции, связанные с обшей динамикой среды и предопределяющие характер тех или иных организационных изменений. Однозначно можно сказать о снижении числа уровней иерархии, более плоской организации и развитии сетевых структур. Компания будущего будет создаваться, опираясь на следующие семь принципов, которые должны применяться одновременно и во взаимосвязи6.

1. Меньше. В середине 1970-х в компаниях Fortune 500 работало до 20% всего занятого населения Америки. Сегодня это менее 10%. Компании, в которых работает менее 19 человек, отвечают за 50% американского экспорта. А доля компаний Fortune 500 составляет всего 7%. Крупные компании стараются максимально разбить организацию на маленькие группы. Несколько малых групп формируют бизнес-единицу.

2. Меньше уровней в организационной структуре. Chrysler за последние 20 лет увеличила количество подчиненных у одного начальника с 20 до 50. В будущем организация планирует довести этот показатель до 100.

Для этого требуется рост квалификации нижнего звена и уничтожение среднего звена.

3. Временная. Организация не должна быть вечной. Изменяющие условия бизнес-среды сегодня не позволяют использовать одну универсальную структуру. Большинство работ должно выполняться в группах на основе проектов.

4. Горизонтальная. Все процессы в компании будущего движутся горизонтально.

До тех пор, пока предпочтительной стратегией является сложение через слияние, приобретение компаний и диверсификацию, естественным принципом структурирования компании будет деление. Но как только все внимание при разработке конкурентной стратегии смещается

к вычитанию через фокус и передачу производства третьей стороне, принципом структурной организации становится умножение-соединение вкладов различных частей

6 Нордстрем К., Риддерстрале И. Бизнес в стиле фанк. Стокгольмская школа экономики СПб., 2000.

системы для выработки новых продуктов.

5. Циркулярная. У человека есть огромные способности к самоорганизации

только тогда, когда он получает всестороннюю оценку своей деятельности. Циркулярность - это организационная демократия. Генерального директора в компании назначает совет директоров. Но во

многих организациях, в которых знания и интеллект играют ключевую роль, эта задача более широкого круга членов организации.

6. Открытая. Просто поменять внутреннюю структуру недостаточно. Даже учитывая тот факт, что у фирмы есть узкий и «глубокий» фокус, нам нужна развитая цепь взаимоотношений. Для сфокусированной компании будущее означает больше совместных предприятий, стратегических альянсов и партнерских соглашений. Не все ресурсы должны находиться внутри фирмы. В будущем правильную единицу анализа представят не индивидуальные фирмы, а взаимосвязи и цепочки фирм, сотрудничество с потребителями, поставщиками и конкурентами.

7. Контроль за результатами деятельности. Контроль не исчезнет. Он просто станет косвенным.

Существует множество мнений о причинах кризиса сельской экономики России: диспаритет цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию, отсталость материально-технической базы предприятий и т. д. На наш взгляд, причиной этих негативных явлений являются ошибки в формировании и функционировании систем управления в условиях многоукладной сельской экономики.

В качестве ключевых факторов экономического роста предприятия в современных условиях следует выделить статус управления. Последнее включает в себя комплекс структур, связей и коммуникаций, обеспечивающий необходимые анализ и оценки, принятие и реализацию обоснованных управленческих решений. Заслуживает внимания и точка зрения доктора экономических наук Е. С. Савченко7, который сказал, что «сегодня экономический успех обеспечивают не столько форма собственности, сколько уровень управления, современные технологии, подготовка кадров».

Особую важность и практическую значимость приобретает статус управления. В какой бы форме не происходила передача собственности в частный сектор (акционирование, раздача по паям и т. п. ), во всех случаях нужны коренные меры по изменению форм, методов и стиля управления. Без этого нельзя рассчитывать на повышение экономической деятельности предприятий. По нашему мнению, именно эффективное управление становится главным инструментом стабилизационных мер.

Формы собственности, взятые сами по себе, в чистом виде еще не решают задач, стоящих перед аграрной экономикой в целом или отдельным предприятием. Ими нужно управлять умело, профессионально, применительно к поставленным целям и складывающейся обстановке. Наличие квалифицированных работников, профессионалов, владеющих современными методами управления, является крупным резервом повышения эффективности использования ограниченных ресурсов, стабилизации, а затем и роста производства сельскохозяйственной продукции на общем фоне спада и снижения товарности сельского хозяйства.

В качестве ключевых факторов экономического оздоровления нерентабельных предприятий (в том числе сельскохозяйственных), следует выделить статус систем управления, а также наличие менеджеров высшего звена, владеющих современными методами управления, обозначенными выше.

Примечания:

7 Савченко Е. Земля в «Бермудском треугольнике» // Труд. 2001. 17 января.

1. Бражник М. Понятия системы, структуры и формы в управлении производством // Теория и практика управления. 2007. № 12.

2. Лапин А.Н. Стратегическое управление современной организацией. М., 2006. 288 с.

3. Лютенс Ф. Организационное поведение. М., 1999.

4. Нордстрем К., Риддерстрале И. Бизнес в стиле фанк. Стокгольмская школа экономики. СПб., 2000.

5. Савченко Е. Земля в «Бермудском треугольнике» // Труд. 2001. 17 января.

6. Blanchard K., Waghorn T. Mission Possible. McGraw-Hill, 1997.

7. Mintzberg Н., Heyden L. Organigraphs: Drawing How Companies Really Work // Harvard Business Review. 1999.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.