Научная статья на тему 'Принципы, факторы и компоненты развития физкультурно- оздоровительной деятельности'

Принципы, факторы и компоненты развития физкультурно- оздоровительной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1412
173
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ / ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нестерова Е. В.

В статье проанализированы принципы, факторы и компоненты развития физкультурно-оздоровительной деятельности, направленные на укрепление здоровья, физического развития, социального благополучия и совершенствования физкультурного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Нестерова Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Принципы, факторы и компоненты развития физкультурно- оздоровительной деятельности»

Нестерова Е.В.

Кандидат педагогических наук, Санкт-Петербургский институт гуманитарного

образования

ПРИНЦИПЫ, ФАКТОРЫ И КОМПОНЕНТЫ РАЗВИТИЯ ФИЗКУЛЬТУРНООЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация

В статье проанализированы принципы, факторы и компоненты развития физкультурно-оздоровительной деятельности, направленные на укрепление здоровья, физического развития, социального благополучия и совершенствования физкультурного образования.

Ключевые слова: физическая культура, укрепление здоровья, функционирование

физкультурно-оздоровительной деятельности.

В современных условиях социально-экономической жизни сохраняется актуальность вопроса об организации физкультурно-оздоровительной деятельности, так как именно физическая культура является важным материальным, интеллектуальным и духовным средством оздоровления, воспитания всесторонне-развитой социально - активной личности [8].

Для решения этих задач необходимо выявить потребности человека в культурном развитии как важного источника его активности, освоения и воспроизводства культурных ценностей с помощью физкультурно-спортивных и оздоровительных средств.

Физкультурно-оздоровительная деятельность отличается личностной направленностью, так как несет в себе черты индивидуума, определяемые биологическими и психологическими особенностями его развития. Эта деятельность может быть индивидуальной и коллективной. Чаще всего они дополняют друг друга, сохраняя определенные социально-психологические закономерности, которые характерны для малых социальных групп.

Физкультурно-оздоровительной деятельности, способствующей гармоничному развитию человека, как показал анализ литературных источников, присущи, на наш взгляд, следующие компоненты и факторы развития:

• наличие материальных средств и свободного от трудовой деятельности времени;

• разнообразие выбора видов отдыха;

• относительная добровольность участия отдыхающих в физкультурнооздоровительных мероприятиях;

• зависимость условий отдыха от особенностей национально-этнических и региональных традиций;

• общекультурные, познавательные, социальные, профессиональные, бытовые и семейные интересы различных возрастных групп населения;

• личностная направленность средств и форм отдыха;

• степень отражения в физкультурно-оздоровительного сервиса индивидуальных потребностей и средств коллективного взаимодействия;

• соответствие содержания профессиональной подготовки специалистов физкультурно-оздоровительным мероприятиям.

Потребности и интересы населения рассматриваются как исходные побудители деятельности, отражающие объективные условия развития личности и являющиеся одной из наиболее важных форм ее связи с окружающим миром. Оптимальным вариантом считается соответствие потребностей и возможностей их удовлетворения, т. е. наличие свободного времени и материальных ресурсов.

Желание удовлетворить эстетические потребности, доставить удовольствие в

системе физкультурно-оздоровительных мероприятий, повысить их эмоциональный настрой служит мотивом деятельности профессиональных специалистов. Удовлетворение потребностей в самовыражении, самоутверждении и творческом общении участников программы является индивидуальным мотивом. Гармонизация взаимодействия групповых и индивидуальных мотивов - важное условие повышения эффективности физкультурнооздоровительной деятельности. Учет индивидуальных мотивов и целей в условиях совместной деятельности ведет к творческому обогащению каждого из участников -профессиональных специалистов и потребителей услуг.

Предметные действия участников физкультурно-оздоровительной деятельности, по нашему мнению, - это элементы, направленные на выполнение задач совместных действий, в реализации которых выступают специалисты (готовят программы, обеспечивают эксплуатацию материально-технической базы, безопасность и др.) и потребители услуг.

Результат (положительный или отрицательный) завершает структуру физкультурнооздоровительной деятельности.

В работах ученых [2; 5, 6 и др.] отмечено, что качество физкультурнооздоровительной деятельности коллектива физкультурно-оздоровительной организации во многом зависит от: группового целеобразования и мотивообразования; распределения и интеграции индивидуальных действий; процессов согласования и координации, управления и групповой оценки результатов деятельности. Эти признаки качества управления физкультурно-оздоровительной деятельности тесно связаны с такими свойствами его развития, как целенаправленность, мотивированность, целостность, структурированность, организованность (управляемость) и результативность (эффективность) профессиональной деятельности.

Эффективность физкультурно-оздоровительной деятельности отражает соответствие результатов работы нормативным (государственным) или социальным требованиям и оценивается по следующим критериям:

• количественным - реализованные программы, проведенные мероприятия и задействованные участники; выполнение плана работы;

• качественным - решение нормативных задач; тематическое и жанровое разнообразие; наличие физкультурно-оздоровительной адекватности коллектива;

• удовлетворенности - реализация физкультурно-оздоровительных задач, поставленных потребителем и поставщиком услуг.

Таким образом, физкультурно-оздоровительная деятельность - это комплекс мероприятий, организуемых и проводимых физкультурно-оздоровительными организациями в соответствии с принципами государственной политики формирования мировоззрения здорового образа жизни граждан, удовлетворения их духовных потребностей, развития творческих способностей и моральных ценностей.

В физкультурно-оздоровительной деятельности [1; 3] учитываются следующие компоненты, способствующие гармоничному развитию человека:

• деятельностные - обусловлены объективной потребностью людей в обеспечении своего физического, психического ресурса и социального статуса;

• медико-биологические (оздоровительные) - механизмы профилактики заболеваний с помощью природных факторов;

• культурологические (социально-культурные) - составляют содержательное наполнение свободного времени;

• экологические - эффективность использования природных ресурсов (климата, лесного и водного фондов, природных объектов) для повышения качества оздоровительных мероприятий;

• техноэкономические - отражают необходимость организации физкультурнооздоровительных мероприятий, создания специальной отрасли рекреационного обслуживания и развития;

• социально-управленческие - предполагают совершенствование

административных ресурсов, необходимость предоставления услуг по месту жительства и по месту работы людей;

• психологические - включают целевые установки, мотивы, потребности, механизмы организации деятельности и проведения физкультурнооздоровительного взаимодействия между субъектом (потребителем) и объектом (физкультурно-оздоровительной организацией).

Таким образом, сущность физкультурно-оздоровительной деятельности базируется на системе идей и знаний, определяет возможности эффективного ее вхождения на рынок услуг, создания программ по формированию здорового образа жизни, системы реализации потребностей, развития творческих способностей и снятия психической напряженности отдыхающих.

Рынком услуг для службы маркетинга в сфере физической культуры и спорта выступает не бизнес любой ценой за счет здоровья клиентов, а государственная программа и упорядоченная работа под девизом: «Физическая культура - самое дешевое средство сохранения здоровья», что отражено в принципах маркетинга на рынке физкультурнооздоровительных услуг.

Рынок услуг в сфере физической культуры и спорта имеет ряд особенностей, оказывающих влияние на характер управленческих отношений. На взгляд некоторых отечественных специалистов, организационный и экономический механизмы функционирования инфраструктуры отрасли определяются развитием государственного, смешанного, общественного и частного коммерческого секторов. Развитие различных видов физкультурно-спортивных и оздоровительных услуг в этих секторах осуществляется с учетом степени их социальной значимости, уровня рыночных отношений, что и определяет специфику, характер отношений в системе управления, степень государственного регулирования процесса их воспроизводства.

Деятельность коммерческих организаций в сфере физической культуры, спорта и оздоровления ориентирована на извлечение максимальной прибыли, хотя она также связана с выполнением социально значимых функций и предполагает поддержку со стороны государства, что соответствует общественному характеру многих физкультурноспортивных и оздоровительных услуг.

Развитие массовой сети физкультурно-спортивных и оздоровительных организаций направлено на обеспечение населения доступными услугами с учетом удовлетворения его социальных потребностей [4].

В условиях рынка физкультурно-спортивные и оздоровительные услуги стали товаром. Поэтому они носят индивидуальный характер, реализуемый при подборе физических упражнений и нагрузок с учетом возраста, пола, физического и психологического состояния потребителя.

Менеджеры спортивных и физкультурно-оздоровительных клубов не всегда могут удовлетворить запросы потребителя по предоставлению комплекса услуг. У клиентов часто возникают трудности в выборе времени для занятий, на предприятиях физкультурно-оздоровительного сервиса во многих случаях отсутствуют детская комната, автостоянка, камера хранения, что сдерживает активное посещение занятий по интересам.

Известно, что многие физкультурно-спортивные и оздоровительные предприятия превратились в индустрию развлекательных, образовательных, торговых, деловых мероприятий, что послужило появлению в России принципиально нового товара - фитнес-услуг при отелях, санаториях, курортах, центрах оздоровления.

В культурно-развлекательных центрах этих предприятий, как правило, за определенную плату желающие занимаются шейпингом, аэробикой, силовой гимнастикой, единоборствами, танцами.

Многие посещают занятия ради того, чтобы сделать свою фигуру красивой и привлекательной. Для различных групп потребителей имеются индивидуальные

программы: «скульптура тела» - танцевальные занятия с резиновыми лентами; кардиофанк - танцевальные занятия для укрепления сердца; стэп-занятия по координации движений на специальной платформе; акваупражнения в воде; джазесайз-танцы в ритме джаза; калланетика; аэробика для автолюбителей, больных астмой или имеющих остеохондроз, а также программы для детей и людей пожилого возраста.

Специалисты считают, что появилась тенденция неудовлетворенности в той ее форме, которая внедрялась в сознание населения нашей страны на протяжении многих лет. В настоящее время идет поиск нетрадиционных видов двигательной активности. Этому во многом способствует реклама новых видов двигательной активности человека зарубежного образца. Так, например, аэробика имеет более 200 различных направлений и течений (синтез музыки и танца, гимнастики, акробатики, силовых упражнений, борьбы).

Детские спортивные центры, фитнес-клубы нацелены на укрепление здоровья, развитие физических способностей занимающихся, формирование у них умений выплеснуть свои отрицательные эмоции, расслабиться.

Большую популярность приобретают многоцелевые клубы. Они предназначены для удовлетворения широкого спектра физкультурно-спортивных и оздоровительных интересов клиентов и представления услуг в сфере деятельности различных спортсооружений, залов для спортивных игр, тренажерных комплексов, плавательных бассейнов, беговых трасс, тренажерных комплексов.

Множество критериев классификации позволяет сформировать большой массив типологических рядов услуг физической культуры и спорта [7], в число которых входят: степень материальности, стоимостные характеристики, параметры качества, степень соответствия их качества ожиданиям и конкретным потребностям клиентов, ассортиментные признаки, ценовая направленность, отрасль услуг, направленность физической культуры, профиль спортивной подготовки, глубина ассортимента услуг, степень соответствия ассортимента запросам потребителей, содержание и форма оказания услуг, виды физической культуры, сопутствующие и дополнительные услуги, параметры избранного педагогического процесса и двигательной активности, уровень физической подготовленности (уровень развития физических качеств и сформированности двигательных навыков), социологические, экономические и педагогические критерии эффективности использования услуг.

Таким образом организация физкультурно-оздоровительной деятельности требует глубокого изучения для внедрения инновационных технологий, представляющих собой разновидность менеджмента, использующего маркетинговые технологии в деятельности учреждений государственного, общественного и коммерческого секторов физкультурнооздоровительных организаций.

Литература

1. Барчуков И.С. Социально-культурная деятельность: учебное пособие. СПб/ 2004.

2. Венедикитова С.И. Деловая репутация (личность, культура, этика делового человека). М., 1996.

3. Гуськов С.И. Менеджмент и маркетинг спортивных и физкультурно - оздоровительных услуг: практические рекомендации. М.: ВНИИФиС, 1994.

4. Лубышева Л. И. Социология физической культуры и спорта: учебник для вузов. М.: Академия, 2001

5. Москалева Н. Коммерциализация в отраслях сферы услуг // Финансы. 1994. № 8. С. 6570.

6. Ополченов И.И. Маркетинг в туризме: обеспечение рыночной позиции: учебное пособие. М., 2003.

7. Степанова О.Н. Маркетинг в сфере физической культуры и спорта. М., 2005.

8. Ягодин В. В. Социально-педагогическая роль народной физической народной культуры: монография / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2004. 262 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.