Научная статья на тему 'Модель физкультурно-показательных выступлений в физическом воспитании студенток технического вуза'

Модель физкультурно-показательных выступлений в физическом воспитании студенток технического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
399
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / СТУДЕНТКИ / МОДЕЛЬ / ПОДГОТОВКА / ФИЗКУЛЬТУРНО-ПОКАЗАТЕЛЬНЫЕ ВЫСТУПЛЕНИЯ / ЧИРЛИДИНГ / ФИТНЕС-АЭРОБИКА / ШЕЙПИНГ / PHYSICAL EDUCATION / STUDENT / MODEL / TRAINING / SPORTS AND EXHIBITION PERFORMANCES / CHEERLEADING / FITNESS AEROBICS / SHAPING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шулятьев Владимир Михайлович, Тимофеева Ольга Владимировна

Статья посвящена обоснованию построения педагогической модели подготовки физкультурно-показательных выступлений, средствами которой стало комплексное использование гимнастических видов танцевальной направленности. Основными средствами выбраны чирлидинг и фитнес-аэробика (классическая аэробика, степ-аэробика, фанк-аэробика), дополнительными индивидуально подобранные силовые упражнения (шейпинг), направленные на коррекцию фигуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шулятьев Владимир Михайлович, Тимофеева Ольга Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Model of sports and exhibition performances of the physical education of technical university students

The article is devoted to the rationale for constructing a pedagogical model of sports and exhibition performances by means of which was the integrated use of gymnastic dance tracks. The main tools are selected for cheerleading and fitness aerobics (classic aerobics, step aerobics, funk aerobics), extra-individually tailored strength training (shaping), aimed at correcting the figures.

Текст научной работы на тему «Модель физкультурно-показательных выступлений в физическом воспитании студенток технического вуза»

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (96) 2011

Библиографический список

1. Глазов, М. М. Управление персоналом: анализ и диагностика персонал-менеджмента [Текст] / М. М. Глазов, И. П. Фирова,

О.Н. Истомина. — СПб. : ООО «Андреевский издательский дом», 2007. - 128 с.

2. Добреньков, В. И. Фундаментальная социология. Том VIII. Социализация и образование [Текст] / В. И. Добреньков, А. И. Кравченко. - М. : ИНФРА-М, 2005. - 1040 с.

3. Родионов, А. В. Психология физического воспитания и спорта : учебник для вузов [Текст] / А. В. Родионов. - М. : Академический проект; Фонд «Мир», 2004. — 576 с.

4. Какухин, А. Д. Аспекты системно-комплексного подхода к формированию потенциала спортивно-физкультурного обеспечения реализации социальных заказов (на примере факультета физкультуры и спорта СФУ) [Текст] / А. Д. Какухин. — Красноярск : Изд-во СФУ, 2010. — 198 с.

5. Лубышева, Л. И. Анкетный опрос как общение социолога с респондентами [Текст] / Л. И. Лубышева, И. А. Бутенко. — М. : Издательский центр «ACADEMA», 1989. — 226 с.

6. Лубышева, Л. И. Социология физической культуры и спорта [Текст] : учеб. пособие / Л. И. Лубышева. — М. : Издательский центр «АСАБЕМА», 2001. — 240 с.

7. Педагогика физической культуры и спорта [Текст] : учебник / под ред. С. Д. Неверковича. — М. : Физическая культура, 2006. — 528 с.

8. Тест «Вы и технический прогресс». Познай себя и других. Популярные тесты [Текст] / 3-е изд. — М. : ИВЦ «Маркетинг», 1996. — 400 с.

9. Социальная психология [Текст] : учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / А. В. Петровский [и др.] ; под общ. ред. А. В. Петровского. — М. : Просвещение, 1987. — 224с.

10. Экономист. — № 2. — 2010. — С. 31.

КАКУХИН Александр Дмитриевич, кандидат педагогических наук, профессор, декан факультета физической культуры и спорта.

КОВАЛЬ Иван Васильевич, доктор социологических наук, профессор факультета физической культуры и спорта.

Адрес для переписки: е-таіі: www.ifkst@mail.ru

Статья поступила в редакцию 22.10.2010 г.

© А. Д. Какухин, И. В. Коваль

УДК 378 18 В. М. ШУЛЯТЬЕВ

О. В. ТИМОФЕЕВА

Российский университет дружбы народов, г. Москва Омский государственный технический университет

МОДЕЛЬ ФИЗКУЛЬТУРНОПОКАЗАТЕЛЬНЫХ ВЫСТУПЛЕНИЙ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОК ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА

Статья посвящена обоснованию построения педагогической модели подготовки физкультурно-показательных выступлений, средствами которой стало комплексное использование гимнастических видов танцевальной направленности. Основными средствами выбраны чирлидинг и фитнес-аэробика (классическая аэробика, степ-аэробика, фанк-аэробика), дополнительными — индивидуально подобранные силовые упражнения (шейпинг), направленные на коррекцию фигуры.

Ключевые слова: физическое воспитание, студентки, модель, подготовка, физкультурнопоказательные выступления, чирлидинг, фитнес-аэробика, шейпинг.

Преобразования, охватившие все сферы российского общества, не оставили без внимания и проблему совершенствования системы физического воспитания в вузе, связанную с социальным заказом в системе образования, который направлен на подготовку и формирование специалиста с высоким уровнем социальной активности в гармонии с физическим развитием. Развивающемуся обществу нужны современные, образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их последствия. Молодежь должна быть способна к сотрудничеству, обладать мобильностью, динамизмом и развитым чувством ответственности [1, 2].

По мнению Л.И. Лубышевой, физическая культура, имея огромный потенциал не только в плане улучшения физической подготовленности и здоровья, но и как средство формирующего воздействия на личность студента, как никакая другая область деятельности может быть направлена на решение ряда психофизических, эстетических, социально-педагогических задач. Содержание физкультурного образования должно представлять собой органическое единство трех компонентов: мировоззренческого, интеллектуального и телесного [3].

В связи с вышесказанным в физическом воспитании студентов вводятся различные новые формы занятий, учитывая интересы и потребности студенческой

молодежи, используются разнообразные методы, которые направлены на повышение эффективности физкультурной подготовки.

Метод моделирования, как один из методов научного познания, ранее редко использовался в качестве основного в научных исследованиях в области педагогики. Однако, по свидетельству В.В. Коркунова [4], во многих научных исследованиях последнего времени, выполненных с использованием данного метода, приведены убедительные доказательства его эффективности в теории и методике физического воспитания.

Модель (от лат.шо^1ш — мера, образец) в широком смысле — любой образ (мысленный или условный: изображение, схема, чертеж, план и т.п.) какого-либо объекта, процесса или явления [5]. Под моделью принято понимать искусственно созданный образец в виде схемы, физических конструкций, который отображает и воспроизводит структуру, свойства, взаимосвязи и отношения между элементами этого объекта [6].

В последнее время в среде студенческой молодежи, а именно у девушек, большой популярностью пользуются гимнастические виды танцевальной направленности. В связи с этим мы провели анкетирование 360 студенток, поступивших на первый курс факультетов гуманитарного образования, экономики и управления, транспорта нефти и газа технического университета, основного учебного отделения. Результаты анкетного опроса показали, что 38% опрашиваемых студенток хотели бы заниматься гимнастическими видами танцевальной направленности, 33% изъявили желание выступать с танцевальными композициями на большой аудитории и 48% привлекала возможность занятий, направленных на коррекцию фигуры по методике шейпинга (В.И. Про-хорцев, 1997) [7].

Также учитывались данные исследований, в которых изучалось отношение студенток к различным гимнастическим упражнениям танцевальной направленности [8], динамика физического развития и физической подготовленности, улучшение функционального состояния [9, 10], развитие силы, гибкости, координации, воспитание творческих способностей, мастерства, точности, согласованности, эстетики и культуры движений [11].

Учитывались и исследования, в которых было доказано положительное влияние шейпинга на состояние физического здоровья, что неразрывно связано со многими показателями, среди которых коррекция фигуры и жироотложения выделяются как одни из ведущих [12, 13]. По данным Л.Е. Божок [14] и других авторов, регулярные занятия шейпингом благоприятно воздействуют на состояние сердечно-сосудистой системы, укрепляют мышцы живота, спины, тазового дна, способствуют появлению положительных эмоций [15, 16].

В связи с вышесказанным мы обратили внимание на показательные выступления различных коллективов, которые используются на торжественных открытиях и закрытиях, при награждении победителей, а также в перерывах на соревнованиях различного ранга.

По мнению С.А. Носковой [17] и других специалистов, подготовка танцевальных композиций и участие в физкультурно-показательных выступлениях способствуют повышению уровня социальной активности в гармонии с физическим развитием. Подготовка физкультурно-показательных выступлений предоставляет прекрасные возможности девушкам

для гармоничного развития не только физических качеств, но и воспитания эстетики и культуры движений, улучшения телосложения и осанки, укрепления здоровья [18, 19]. Постоянная работа над техникой и синхронностью танцевальных композиций способствуют развитию не только аэробных способностей, но и двигательной координации, что, по мнению Е.В. Старковой (2006), является наиболее существенным элементом двигательной подготовки, на которую в вузах уделяется недостаточно времени [20].

Т.И. Зубкова (2006) отмечает, что использование на занятиях по физическому воспитанию разнообразных танцевальных композиций дает студенткам возможность научиться легко и непринужденно двигаться под музыку, выполняя при этом сложные в координационном отношении задания, что способствует улучшению гибкости, координации движений, развивает специальную выносливость, а также способствует решению ряда общеобразовательных задач: приобщению к достоянию культуры всего мира посредством применения элементов историкобытовых и народных танцев; знакомству с основами музыкальной грамоты и произведениями различных композиторов посредством использования музыки на занятиях [21].

Танцевальные упражнения развивают и творческие способностей занимающихся, в процессе занятий танцами девушки теснее соприкасаются с искусством, у них воспитывается ощущение красоты движений. Также необходимо помнить и о том терапевтическом эффекте, который танцевальные композиции оказывают на эмоциональное состояние занимающихся, способствуя снятию напряжения, усталости и улучшению настроения. Наличие эмоционального компонента в ходе напряжённого умственного труда наиболее оптимально восстанавливает умственную работоспособность, избирательно воздействует на органы и системы [22].

Участие в физкультурно-показательных выступлениях помогают приобрести уверенность, хорошее настроение, повышает коммуникабельность, повышает уровень самооценки, что позволяет избавиться от комплексов и является одним из важных мотивов к последующим занятиям [22].

Следовательно, обобщая данные научно-методической литературы, можно предположить, что систематическая репетиционная работа во время учебных занятий и участие в физкультурно-показательных выступлениях предоставляют прекрасные возможности девушкам для их гармоничного развития: физической и функциональной подготовленности, повышения социальной активности, воспитания творческих качеств, эстетики и культуры движений, улучшения телосложения и осанки, укрепления здоровья.

Разработка модели подготовки физкультурнопоказательных выступлений базировалась: на анализе опыта занятий аэробикой, хореографией, танцами, шейпингом в нашей стране и за рубежом (Л.В. Леонова, 1999; Т.С. Лисицкая, 2001; Т.И. Зубко-ва,2008); на основе обобщения рекомендаций по проведению занятий оздоровительными видами физической культурой (Е.Г. Мильнер, 2000; О.А. Афонская, 2004); на основных принципах физического воспитания студентов (В.Н. Платонов, 1986; Л.П. Матвеев, 1977; Ю.В. Верхошанский, 1988); на результатах собственного анкетирования.

Учитывая вышесказанное, средствами подготовки физкультурно-показательных выступлений студенток стало комплексное использование гимнастических видов танцевальной направленности, при этом

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (96) 2011 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ

■Ч

О*

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (96) 2011

Рис. 1. Модель подготовки физкультурно-показательных выступлений

СТУДЕНТКИ

в качестве основного средства использовались гимнастические виды танцевальной направленности (чирлидинг) и фитнес-аэробика (классическая аэробика, степ-аэробика, фанк-аэробика), а в качестве дополнительного — индивидуально подобранные силовые упражнения — шейпинг.

Методологической основой разработки нашей модели явилась подготовка физкультурно-показательных выступлений в физическом воспитании студенток, где метод моделирования рассматривался как важнейший аспект системного подхода, с позиции которого исследуемый объект рассматривается как совокупность множества взаимосвязанных элементов, выступающих в качестве единого целого.

Составные блоки модели подготовки физкультурно-показательных выступлений представлены на рис. 1.

В процессе теоретических разработок были сформированы три блока реализации модели подготовки физкультурно-показательных выступлений.

Первый блок представлен содержанием деятельности, которая состояла из методов, принципов и средств обучения.

Второй блок модели включал пять этапов:

— 1-й информационно-диагностический этап (сентябрь, май) предусматривал изучение интересов студенток к занятиям физической культурой, исходное состояние физического развития, физической и функциональной подготовленности;

— 2-й образовательно-тренировочный этап проводился в первом (октябрь-декабрь) и втором семестрах (февраль-апрель). Практический раздел состоял из двух подразделов: методико-практического и учебно-тренировочного. На методико-практических занятиях осуществлялось составление, разучивание базовых упражнений, цепочек, связок, частей будущих танцевальных композиций. На учебно-тренировочных занятиях осуществлялось совершенствование танцевальных композиций. Теоретические занятия проводились в форме лекций, семинаров по теории и методике физической культуры, а также по выбранным видам двигательной активности, которыми занимались студентки;

— 3-й контрольно-коррекционный этап проводился в первом (сентябрь-декабрь) и втором семестрах (февраль-май) с целью получения и корректировки текущей и итоговой информации о степени усвоения учебного материала, развития физической и функциональной подготовленности;

— 4-й этап-итогово-презентативный (апрель) — связан с проведением презентации всех ранее разученных и отработанных танцевальных композиций с целью изучения техники, отработки синхронности, выразительности, эстетики и культуры движений.

— 5-й этап — индивидуально самостоятельный (январь, июнь-август) — включал индивидуально разработанные самостоятельные занятия, направленные на коррекцию фигуры согласно шейпинг-тесту (В.И. Про-хорцев, 1997). Студенткам давались задания по подбору музыкального произведения к будущей танцевальной композиции и пошиву костюмов.

В третьем блоке представлены организационнопедагогические условия реализации физкультурнопоказательных выступлений, где основными направлениями были определены: построение учебных занятий с учетом интересов и индивидуальных особенностей; создание творческой, эмоциональной атмосферы на занятиях; повышение физкультурнооздоровительного уровня.

Взаимодействие преподавателя и студенток осуществлялось при составлении композиций, выборе музыкального сопровождения и костюмов.

Результатом всех занятий стало участие студенток в физкультурно-показательных выступлениях на соревнованиях различного ранга, как внутри вуза, так и за его пределами. Участие в физкультурно-показательных выступлениях способствовало формированию физической культуры личности, которая определяется не только совокупностью физических качеств личности, но и определенным стилем жизни, где решающим фактором является позиция самой студентки.

В заключение хотелось бы отметить, что на основании данных научно-методической литературы нами разработана модель физкультурно-показательных выступлений, включающая в себя ряд взаимосвязанных компонентов, которые будут способствовать не только эффективному физическому развитию, повышению уровня физической и функциональной подготовленности, но и воспитанию эстетики и культуры движений, улучшению телосложения и осанки, росту уровня социальной активности, коммуникабельности, уверенности в себе.

Материалы исследования могут быть использованы в физическом воспитании студенток в любом вузе как специального, так и неспециального физкультурного образования.

Библиографический список

1. Апциаури, Л. Ш. Спорт как социальное явление и фактор социализации личности / Л. Ш. Апциаури // Теория и практика физической культуры. — М. : 2003. — № 1. — С. 12—14.

2. Никонова, В. Г. Проблемы гармонизации и интеграции духовной и физической культуры студентов вузов в образовательной деятельности / В. Г. Никонова, В. Л. Калманович, Р. Р. Хай-руллин // Теория и практика физической культуры. — М., 2008. — № 6. — С. 83.

3. Лубышева, Л. И. Социальная роль спорта в развитии общества и социализации личности / Л. И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. — М., 2001. — № 4. — С. 11 — 15.

4. Коркунов, В. В. Дефектологическая наука на Урале на рубеже веков: некоторые итоги, проблемы и перспективы / В. В. Коркунов // Специальное образование : науч.-метод. журнал. — Екатеринбург, 2006. — № 4. — С. 9—11.

5. Прохоров, А. М. Советский энциклопедический словарь / А. М. Прохоров // Советская энциклопедия, 3-е изд. — М., 1984. — 817 с.

6. Молоткова, Н. В. Модель методической системы правовой подготовки специалиста в условиях системы среднего профессионального образования / Н. В. Молоткова, И. С. Разуваева // Образование и общество научный, информационно-аналитический журнал. — М., 2006. — № 6. — С. 23.

7. Пат. № 2007205 Российская Федерация, МПК5. Способ тренировки тела человека типа «Шейпинг» / В. И. Прохорцев ; № 4940994/14; заявл. 22.05.91 ; опубл. 15.02.94.

8. Чикалова, Н. В. Методика подготовки школьниц к показательным выступлениям в массовых спортивно-художественных представлениях на стадионе : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Н. В. Чикалова. — Волгоград. : 2006. — 27 с.

9. Грудницкая, Н. Н. Спортивные бальные танцы в системе физкультурного образования учащейся молодежи / Н. Н. Грудницкая, О. Н. Алимова // Теория и практика физической культуры. — М., 2007. — № 6. — С. 9.

10. Лисицкая, Т. С. Аэробика: теория и методика / Т. С. Лиси-цкая, Л. В. Сиднева. — М. : Федерация аэробики России, 2002. — Т. 1. — 230 с. — ISBN 5 — 9500020-1-6 (I).

11. Медведева, Е. С. Формирование культуры движений у студенток высших учебных заведений : автореф. дис. . канд. пед. наук / Е. С. Медведева. — СПб., 2000. — 20 с.

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (96) 2011 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (96) 2011

12. Леонова, Л. В. Коррекция телосложения женщин в процессе занятий шейпингом : метод. указания / Л. В. Леонова. — Хабаровск: Дальневосточная ГАФК, 1999. — С 3.

13. Сусолина, Е. К. Комплексное использование оздоровительных видов гимнастики в физическом воспитании девушек 10—11 классов : дис. ... канд. пед. наук. / Е. К. Сусолина. — Омск, 2006. — 192 с.

14. Божок, Л. Е. Шейпинг. Терминология, комплексы общеразвивающих упражнений и методика их разучивания : учеб. пособие / Л. Е. Божок. — Новосибирск : Изд-во СибАГС, 2003. — 79 с.

15. Беляева, Д. А. Методика коррекции избыточной массы тела у студенток / Д. А. Беляева // Теория и практика физической культуры. — М., 2007. — № 9. — С. 61.

16. Рубцова, И. В. Оздоровительные технологии на занятиях по физической культуре со студентками, имеющими избыточный вес : дис. ... канд. пед. наук. / И. В. Рубцова. — Малаховка, 2004. — 173 с.

17. Носкова, С. А. Чирлидинг как инновационный вид спорта в преподавании физической культуры в высшей школе / С. А. Носкова // Теория и практика физической культуры. — М., 2002. — № 6. — С. 49 — 51.

18. Малиновская, Н. В. Спортивные праздники и выступления в структуре физической рекреации : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Н. В. Малиновская. — СПб., 2003. — 25 с.

19. Погребная, У. Л. Танцевально-двигательная подготовка как фактор модернизации содержания физического воспитания : дис.

... канд. пед. наук / У. Л. Погребная. — Краснодар, 2003. — 198 с.

20. Старкова, Е. В. Развитие двигательных координаций у студенток в учебном процессе по физическому воспитанию / Е. В. Старкова // Теория и практика физической культуры. — М., 2006. — № 11. - С. 25-26.

21. Зубкова, Т. И. Особенности применения хореографических упражнений при работе со студентами разной степени физической подготовленности / Т. И. Зубкова // Теория и практика физической культуры. — М., 2006. — № 4. — С. 34.

22. Терехова, М. А. Методика физической подготовки танцоров 10—11 лет на этапе начальной спортивной специализации : дис. . канд. пед. наук / М. А. Терехова. — Волгоград, 2008. — 168 с.

ШУЛЯТЬЕВ Владимир Михайлович, доктор педагогических наук, профессор (Россия), заведующий кафедрой физического воспитания и спорта Российского университета дружбы народов, г. Москва. Адрес для переписки: vlshulyatev@yandex.ru ТИМОФЕЕВА Ольга Владимировна, старший преподаватель Омского государственного технического университета, кафедра физвоспитания и спорта. Адрес для переписки: olgtimofeeva@mail.ru

Статья поступила в редакцию 24.09.2010 г.

© В. М. Шулятьев, О. В. Тимофеева

УДК 796 Л. Ю. ГУЩИНА

Омский государственный технический университет

ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНТОВ К УЧАСТИЮ В СПОРТИВНО-МАССОВЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ

В статье раскрыт вопрос эмоционально-ценностных отношений студентов к участию в спортивно-массовых мероприятиях. Теоретической значимостью работы является анализ понятия «ценность», рассмотрение воспитательных функций ценностных отношений в спорте, выделение групп базисных ценностей и др. Практическая направленность исследования представлена рекомендуемыми методами, приемами, подходами к формированию эмоционально-ценностного отношения студентов к спортивно-массовым мероприятиям.

Ключевые слова: ценность, эмоционально-ценностные отношения, спортивно-массовые мероприятия.

Как показывают исследования, современная система спортивно-массовой работы в вузах испытывает трудности в решении её основных задач: обеспечивает не на должном уровне состояние здоровья и физического развития студентов; недостаточно формирует у них потребности в здоровом образе жизни и физическом совершенствовании, интереса к физкультурно-спортивной деятельности; не позволяет в полной мере реализовать гуманистический, культурный потенциал этой деятельности [1, 2].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Многие факты свидетельствуют о снижении духовно-нравственных ценностей в сфере детско-юношеского спорта. Современных молодых людей спорт привлекает вовсе не как сфера проявления эстетики,

нравственности, культуры, средство гармоничного развития, а прежде всего потому, что здесь можно повысить собственную престижность, проявить жестокость, агрессивность, грубую физическую силу. Среди студентов все чаще наблюдается стремление добиться победы любой ценой, даже за счет здоровья, нарушения нравственных норм и т.д.

Недостаточное внимание к проблеме эмоциональноценностного образования приводит к неоправданно узкому кругу духовных ценностей у значительной части студентов. Так, данные социологического опроса показали, что из двух тысяч обследованных старшекурсников 66% озабочены материальными ценностями, и только 34% опрошенных — духовными [2].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.