Научная статья на тему 'Актуальные аспекты повышения инновационного потенциала у студентов спортивно-физкультурного профиля'

Актуальные аспекты повышения инновационного потенциала у студентов спортивно-физкультурного профиля Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
141
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПРИИМЧИВОСТЬ / НОВОВВЕДЕНИЯ / ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТЬ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ПОТЕНЦИАЛ / SUSCEPTIBILITY / INNOVATIONS / PREDISPOSITION / COMPETITIVENESS / POTENTIAL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Какухин Александр Дмитриевич, Коваль Иван Васильевич

Реализация социального заказа «Создание конкурентоспособных предприятий и формирования основ конкурентоспособности страны в целом» находится в зависимости от уровня изобретательского и инновационного потенциала у специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Какухин Александр Дмитриевич, Коваль Иван Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Urgent aspects of sportive specialization of students' innovative potential increase

Implementation of the Social order "Creation of competitive enterprises and formation the bases of competitiveness of the country as a whole" is in dependence on the level of inventive and innovative potential of specialists.

Текст научной работы на тему «Актуальные аспекты повышения инновационного потенциала у студентов спортивно-физкультурного профиля»

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (96) 2011

%

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

удк 378 4 : 796 А. Д. КАКУХИН

И. В. КОВАЛЬ

Сибирский федеральный университет, г. Красноярск

АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПОВЫШЕНИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА У СТУДЕНТОВ СПОРТИВНОФИЗКУЛЬТУРНОГО ПРОФИЛЯ

Реализация социального заказа «Создание конкурентоспособных предприятий и формирования основ конкурентоспособности страны в целом» находится в зависимости от уровня изобретательского и инновационного потенциала у специалистов.

Ключевые слова: восприимчивость, нововведения, предрасположенность, конкурентоспособность, потенциал.

Актуальность проблемы

Согласно данным, в стране действует 12 % ученых мира, деятельность которых обуславливает выпуск 0,3 % продукции по новым и новейшим технологиям. Кроме этого, в стране используется 1—2 % изобретений; вклад российской науки в экономический рост составляет менее 1 % [1] . Согласно авторским расчетным данным, эффективность деятельности российских ученых в 45 — 50 раз ниже средних показателей на планете. Как утверждает большинство исследователей проблем конкурентоспособности предприятий и страны в целом, при 1—2 % уровне использования изобретений страна никогда не станет конкуренто-способной.

Как видно, объективно существует социальный заказ «Создание конкурентоспособных предприятий и формирование основ конкурентоспособности страны в целом». Несомненно, создание конкурентоспособных предприятий не может быть без конкурентоспособных специалистов. Если создание конкурентоспособных предприятий не может быть без использования изобретений, то и специалисты для их использования должны иметь инновационный потенциал.

Описание проблемы

Идея модернизация сфер жизнедеятельности общества может быть реализована лишь тогда, когда

в ее процессах будут использованы изобретения. Без изобретений, их разработки и использования, концепция модернизации вообще предстает лишь идеей и не более. Очевидно, что обозначены два взаимосвязанных уровня детерминант модернизации: создание и использование изобретений. Именно с позиций эффективности и реализации социального заказа предстает актуальность проблемы первого уровня — это использование изобретений, а вместе с ним и проблема подготовки специалистов с инновационным потенциалом. В результате многолетних исследований нам удалось выявить, что большая часть обучающихся имеет начальный уровень креативности: склонность к новизне, предрасположенность к научному, изобретательскому и инновационному творчеству. В своих исследованиях мы выявили, что инновационный потенциал у студентов второго и четвертого курсов примерно одинаков, кроме этого, оказалось, что и специалисты предприятий со стажем работы от 10 и более лет имеют такой же инновационный потенциал, что и студенты второго или четвертого курсов.

Следовательно, во-первых, ни вуз, ни предприятия не обеспечивают возрастание инновационного потенциала у специалистов; во-вторых, формируемые и действующие специалисты, не имея инновационного потенциала, не могут решать проблему использования изобретений на предприятиях, тем самым создавать конкурентоспособные предприятия.

Цель статьи:

— во-первых, в том, что в вузовском учебном процессе мы впервые не только определяем целенаправленно меру предрасположенности к научному, изобретательскому и управленческому творчеству, но и особенности предрасположенности студентов спортивно-физкультурного профиля к научному, изобретательскому, управленческому творчеству (заметим, что ни в одном издании мы не могли найти ни одной аналогичной статьи или ее прототипа! Кроме этого, согласно поискам в совокупности идентифицированных изобретений этого аспекта адекватных аналогов вообще нет!);

— во-вторых, мы рассматриваем проблематику изобретательского и инновационного потенциала во взаимосвязи;

— в-третьих, изобретательский и инновационный потенциал у студентов спортивно-физкультурного профиля рассматривается в качестве имманентного условия подготовки конкурентоспособных специалистов;

— в-четвертых, согласно позиции авторов, без определения изобретательского и инновационного потенциала как у студентов спортивно-физкультурного, так и другого профиля невозможно вести речь о подготовке конкурентоспособных специалистов;

— в-пятых, согласно позиции авторов, без определения изобретательского и инновационного потенциала у студентов спортивно-физкультурного профиля невозможно вести речь о качестве вузовского учебного процесса не только подготовки специалистов спортивно-физкультурного профиля, но и всех других;

— в-шестых, только наличие данных об уровне и особенностях изобретательского и инновационного потенциала у студентов спортивно-физкультурного профиля позволяет преподавательскому фактору минимально принимать участие в подготовке конкурентоспособных специалистов, а максимально — обеспечивать подготовку специалистов с изобретательским и инновационным потенциалом!).

Новизна исследования. Описание проблемы

Решение проблематики восприимчивости к нововведениям не может быть без определения склонности к новизне, предрасположенности личности к научному, изобретательскому, управленческому творчеству [2].

Согласно данным наших исследований, каждая личность может быть охарактеризована этими тремя основными компонентами, позволяющими ей реализовать свои сущностные силы.

Многочисленные исследования проблематики «Ното СопсигепИош» позволили выделить три интегральные характеристики конкурентоспособной личности: направленность, компетентность и гибкость.

Это ключевые понятия, каждое из которых имеет отношение к проблематике формирования и использования инновационного потенциала личности. В целях познания их роли проводится специальное исследование, использован тест «Вы и технический прогресс» [3].

В статье не только утверждается необходимость познания инновационного потенциала, но и при направленном взаимодействия преподавателя и студентов, а также при использовании изобретательского уровня технологий возможно в ходе учебного процесса решать проблему его возрастания:

— во-первых, авторы не смогли найти ни одно исследование, в котором проблема формирования, а тем более возрастания инновационного потенциала уже решается, поэтому они заявляют, что они не только поднимают «важную проблему по повышению инновационного потенциала у студентов спортивно-физкультурного профиля, но и применяют способы, имеющие изобретательские приоритеты;

— во-вторых, исследователи вскрыли с позиций возрастания инновационного потенциала возможность его проектирования в вузовском учебном процессе, кроме этого, они, используя способы (изобретения) в учебном процессе, ведут подготовку качественных конкурентоспособных специалистов спортивно-физкультурного профиля;

— в-третьих, авторы впервые доказывают, что осуществляемый ныне вузовский учебный процесс, не исследуя проблематику инновационного и изобретательского потенциала студентов, не формируя имманентное качество конкурентоспособного специалиста — инновационный и изобретательский потенциал у студентов — потенциальные способности у студентов к созданию и использованию изобретений в своей профессиональной деятельности, не может быть результативным, соответствующим требованиям подготовки конкурентоспособных специалистов;

— в-четвертых, исследователи делают вывод о де-терминантной зависимости конкурентоспособности специалиста от наличия у него изобретательского и инновационного потенциала.

Методы исследования

Использованы социологические методы, наблюдения, интервью, контент-анализ, сравнительный анализ, социолого-тестовая оценка деятельности преподавателя четырьмя подсистемами, в диагностике состояния учебных процессов, представленные в разделе «Методология и организация конкретного социологического исследования в сфере физической культуры» [4; 5, с. 432 — 462, с. 259 — 266; 6].

Обеспечена конгруэнтность авторских изобретательских приоритетных способов с классическими

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (96) 2011 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (96) 2011

методиками и техниками проведения социологических исследований. В результатах конгруэнтного анализа выделены необходимые социолого-диагно-стический аспект формирования компонент детерминант инновационного потенциала и 15 компонент-детерминант определения инновационного потенциала, обоснована адаптация методов и способов в соответствии с намеченными целями [6; 7, с. 146].

В программе исследования использовались рекомендации, представленные в «Методологии и организации конкретного социологического исследования в сфере физической культуры», опирающиеся на ссылки на социологических специалистов [8].

Организация исследования В ходе учебного процесса были реализованы как теоретико-методологические, так и методикопрактические изменения в учебном процессе:

изобретательского уровня способ и технологии формирования социолого-управленческого потенциала в вузах, проектирование возрастания ориентации на успех, повышения автономности и независимости формирующихся специалистов. 78 заявочных изобретений имеют приоритет и находятся под патентной защитой российского государства.

В организации исследования используются общие схемы и рекомендации, проведения социальной диагностики [7, с. 146]. В очном групповом опросе применялся специализированный тест [3,9]. В опросе не используется анонимный инструментарий. Тестирование входное не анонимное. Осуществляется выходное не анонимное ретестирование. Проводят сравнительный анализ входных и выходных показателей. Осуществляют информирование об общих итогах, об изменениях в детерминантах инновационного потенциал. На основе аналитических данных осуществляют не анонимное управленческое проектирование возрастания инновационного потенциала. Проводят сравнительный анализ входных, выходных и проектируемых результатов.

Валидность и надежность информации достигается высокого уровня репрезентативностью за счет 100% опроса присутствующих на занятиях. Актуализацией зависимости реализации планов и интересов каждого студента от формируемой с их непосредственным участием информацией, рекомендациями каждому студенту по применению полученной ими в ходе проводимых социологических исследований информации в своих управленческих решениях, направленных на формирование у них социолого-управленческого, изобретательского и инновационного потенциала.

Использование детерминанты знаний от системы знаний естественных законов, системы общесоциологических и формационных законов, основных тенденций развития человеческих сообществ направлено на обеспечение активного осознанного участия студентов в формировании валидной и надежной информации.

Основные результаты исследования

Результативность используемых парадигм, способов и технологий, направленных на подготовку качественных конкурентоспособных специалистов в вузах, заключается в том, что сформирован опыт их применения в практике, который свидетельствует о существенном повышении качества образования и значительном успехе в формировании спортивно-

физкультурного потенциала реализации социальных заказов.

В этой связи представляют интерес социологические данные об опыте организации социализаци-онных процессов с использованием детерминант-компонент инновационного потенциала в социализа-ционных процессах.

Инновационно-управленческий потенциал студентов спортивно-физкультурного профиля — это интегральный показатель имманентных взаимосвязанных социолого-управленческого и инновационно-управленческого потенциала специалиста, детерминирующий проектирование, создание и совершенствование гуманистического интеллектуально-инновационного безопасного типа жизнедеятельности социальных образований и их составляющих.

Показатели и критерии имманентных социолого-управленческого и инновационно-управленческого потенциала студентов спортивно-физкультурного профиля, например, знания и представления о своем социолого-управленческом и инновационно-управ-ленческом потенциале, их роли в обеспечении конкурентоспособности студентов спортивно-физкультурного профиля; готовность повышать свой социо-лого-управленческий и инновационно-управлен-ческий потенциал; возрастание уверенности в собственных силах как следствие сформированной социолого-управленческой грамотности (СУГ), проявляющейся в двух основных аспектах — в воз-растании на 17 — 25% самооценки и ориентации студентов на успех; самопроектирование на успех, осуществляемое на основе концептуальной установки качественных зависимостей управленческой личности от ее умения быть автономной, независимой в принятии решений: данные актуализированного проектирования на основе концептуальной установки изменений по 32-м качественным показателям студентов, по сравнению с имеющимися данными, имеют тенденцию к возрастанию в 2-г 5 раз;

— удовлетворенность студентов взаимодействием с преподавателем, определяемая независимо (после сдачи зачета, экзамена по предмету) с использованием внутреннего бенчмаркинга по 18 показателям учебного процесса, достигающим до 8 баллов по 9-балльной шкале, составляет 85,5 -ь 90 %, а по 3 показателям влияния преподавателя на управленческий потенциал студентов достигает 78,3 ^ 89,2 %;

— удовлетворенность студентов итогами участия в планировании своей деловой карьеры как форме научно-исследовательской деятельности составляет 72,6 + 87,3 %; использование результатов научно-исследовательской и научно-познавательной деятельности в планировании своей деловой карьеры составляет 78 -г- 92 % студентов; готовность к дальнейшему использованию своего социолого-управленческого, инновационно-управленческого потенциала в создании и совершенствовании интеллектуальноинновационного типа жизнедеятельности социальных образований и их составляющих управления на мини-, мезо-, макро-уровнях, которая является результатом возрастания в 2+2,4 раза интенсификации интеллектуальной деятельности студентов в процессе работы над деловой карьерой и др.

Выводы

Социологическая информация свидетельствует о следующем: стремление к «экстремально» напряженным состояниям у значительной части респондентов зачастую связано с познанием и освоением личностью

нового и возрастания своих сил и энергии, решение проблематики удовлетворения потребностей личности неотделимо от её пребывания в напряженных ситуациях, обусловливающих самопознание ею своих особенностей; процессы самопознания студентами спортивно-физкультурного профиля способны выявить существенные резервы в обеспечении возрастания их инновационного потенциала; самопознание студентами спортивно-физкультурного профиля предполагает освоение ими специальных технологий преодоления, как напряженных состояний, так и выхода из экстремальных, и гипер-экстремальных ситуаций.

Обсуждение результатов исследования

На каждом занятии обсуждаются результаты исследований, как в интерактивной, так и социологоструктурированной форме.

На их основе вырабатываются рекомендации для реферативных социологических исследований (РСИ), которые готовятся каждым студентом, а затем обсуждаются на семинарских занятиях; итоги участия студентов в научно-исследовательской деятельности учитываются: при определении успеха в формировании социолого-управленческого потенциала, при оценке итогов совместной деятельности преподавателя и студентов. Кроме этого, используются методы обсуждения полученной информации в процессах принятия управленческих решений каждым студентом [9, с. 325 — 352]; для подготовки тезисов и выступлений студентов на научно-практических конференциях.

Теоретические и практические рекомендации использования данных представлены в монографических изданиях [8, 10].

Рекомендации по использованию результатов исследования

Результаты опыта исследования состояния формирования социолого-управленческого потенциала, позволяют сделать вывод о том, что, во-первых, современной методике стало возможным отразить сущностные изменения в вузовском социализационном процессе; во-вторых, благодаря социологическим методам исследования установлена действенность соци-ализационных процессов; в-третьих, согласно результатам статьи становится возможным преодолеть противоречия в вузовской социализационной практике подготовки специалистов, использовать предметный потенциал для формирования социологоуправленческого потенциала как ключевого звена подготовки конкурентоспособных специалистов, а вместе с ними начать создание социальной базы для реализации социального заказа «Создание конкурентоспособных предприятий и основ конкурентоспособности страны в целом».

Следовательно, на основе использованных новых подходов к социализации в учебном процессе имеются возможности обеспечения мониторинга подготовки конкурентоспособных специалистов.

Зная о необходимости использования социологических исследований для успешного выполнения социального заказа, мы полагаем, что необходимо как создание новых изобретений, так и разработки адекватных способов их социализации. Руководство социальных институтов должно учитывать, что одним из важнейших факторов обеспечения реализации социальных заказов выступают социологические исследования. Социологические исследования выступают средством определения детерминант социализации в учебном процессе.

Модернизация всех сфер жизнедеятельности

общества и вузовская социализация не только находятся во взаимосвязи, но и выступают детерминантами формирования изобретательской и инновационной грамотности у студентов.

Вместе с тем, отмечая зависимость новационного и инновационного потенциала от личной позиции и уверенности личности в позитивности технических и социальных процессов, правомерно выделить закономерные тенденции и связи:

1) уверенность, оптимизм по поводу оптимального взаимодействия научного, технического и социального прогресса являются одними из важнейших детерминант активного участия студентов в проектировании своего изобретательского и инновационного потенциала;

2) показатели того, насколько личность реально осознает и воспринимает состояние этой взаимосвязи, свидетельствуют о возможностях возрастания новационного и инновационного потенциала у студентов факультета;

3) чем выше эти показатели, тем выше предрасположенность и уверенность личности в том, что научный и технический прогресс находится во взаимосвязи, направленные на решение проблем социального развития личности, социальных образований;

4) личностные качества оказывают сильное влияние на уровень инновационного потенциала;

5) интегральные показатели требований девушек превосходят уровень оценок юношей на 60%.

Одним из важнейших условий более полного использования потенциала подчиненных является знание руководителем о том, что его подчиненные имеют предрасположенность к научному, изобретательскому, управленческому творчеству. Социологические данные показывают, что в действительности у большей части формируемых специалистов на данном этапе нет подобных представлений.

Социологические данные и теоретические положения о личностном потенциале позволяют сделать следующие выводы о возможностях управленческого потенциала формирующихся конкурентоспособных специалистов спортивной деятельности на предприятиях — студентов ФФКиС:

1) согласно зависимости общего инновационного потенциала от уверенности руководящей личности в потенциале своих подчиненных имеются существенные пробелы у студентов спортивно-физкультурного профиля, преодоление которых может повысить существенно их изобретательский и инновационный потенциал;

2) согласно зависимости конкурентоспособности специалиста от его изобретательского и инновационного потенциала преодоление существующих позиций является одной из важнейших детерминант подготовки качественных управленческих специалистов;

3) уровень знаний, представлений студентов о своем потенциале (своих сущностных силах), предрасположенности к научному, изобретательскому, исполнительскому творчеству, склонности к новизне и их отражение в позиции личности, определении своей роли в научном, техническом, социальном творчестве является условием формирования конкурентоспособных не только у студентов спортивно-физкультурного профиля, но и других специалистов;

4) формирование управленческого потенциала в вузе, направленного на развитие и использование научной, изобретательской и инновационной предрасположенности личности, возможно лишь при наличии социологических детерминант, анализе их особенностей у студентов.

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (96) 2011 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (96) 2011

Библиографический список

1. Глазов, М. М. Управление персоналом: анализ и диагностика персонал-менеджмента [Текст] / М. М. Глазов, И. П. Фирова, О.Н. Истомина. — СПб. : ООО «Андреевский издательский дом», 2007. - 128 с.

2. Добреньков, В. И. Фундаментальная социология. Том VIII. Социализация и образование [Текст] / В. И. Добреньков, А. И. Кравченко. - М. : ИНФРА-М, 2005. - 1040 с.

3. Родионов, А. В. Психология физического воспитания и спорта : учебник для вузов [Текст] / А. В. Родионов. - М. : Академический проект; Фонд «Мир», 2004. — 576 с.

4. Какухин, А. Д. Аспекты системно-комплексного подхода к формированию потенциала спортивно-физкультурного обеспечения реализации социальных заказов (на примере факультета физкультуры и спорта СФУ) [Текст] / А. Д. Какухин. — Красноярск : Изд-во СФУ, 2010. — 198 с.

5. Лубышева, Л. И. Анкетный опрос как общение социолога с респондентами [Текст] / Л. И. Лубышева, И. А. Бутенко. — М. : Издательский центр «ACADEMA», 1989. — 226 с.

6. Лубышева, Л. И. Социология физической культуры и спорта [Текст] : учеб. пособие / Л. И. Лубышева. — М. : Издательский центр «АСАБЕМА», 2001. — 240 с.

7. Педагогика физической культуры и спорта [Текст] : учебник / под ред. С. Д. Неверковича. — М. : Физическая культура, 2006. — 528 с.

8. Тест «Вы и технический прогресс». Познай себя и других. Популярные тесты [Текст] / 3-е изд. — М. : ИВЦ «Маркетинг», 1996. — 400 с.

9. Социальная психология [Текст] : учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / А. В. Петровский [и др.] ; под общ. ред. А. В. Петровского. — М. : Просвещение, 1987. — 224с.

10. Экономист. — № 2. — 2010. — С. 31.

КАКУХИН Александр Дмитриевич, кандидат педагогических наук, профессор, декан факультета физической культуры и спорта.

КОВАЛЬ Иван Васильевич, доктор социологических наук, профессор факультета физической культуры и спорта.

Адрес для переписки: е-таіі: www.ifkst@mail.ru

Статья поступила в редакцию 22.10.2010 г.

© А. Д. Какухин, И. В. Коваль

УДК 378 18 В. М. ШУЛЯТЬЕВ

О. В. ТИМОФЕЕВА

Российский университет дружбы народов, г. Москва Омский государственный технический университет

МОДЕЛЬ ФИЗКУЛЬТУРНОПОКАЗАТЕЛЬНЫХ ВЫСТУПЛЕНИЙ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОК ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА

Статья посвящена обоснованию построения педагогической модели подготовки физкультурно-показательных выступлений, средствами которой стало комплексное использование гимнастических видов танцевальной направленности. Основными средствами выбраны чирлидинг и фитнес-аэробика (классическая аэробика, степ-аэробика, фанк-аэробика), дополнительными — индивидуально подобранные силовые упражнения (шейпинг), направленные на коррекцию фигуры.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ключевые слова: физическое воспитание, студентки, модель, подготовка, физкультурнопоказательные выступления, чирлидинг, фитнес-аэробика, шейпинг.

Преобразования, охватившие все сферы российского общества, не оставили без внимания и проблему совершенствования системы физического воспитания в вузе, связанную с социальным заказом в системе образования, который направлен на подготовку и формирование специалиста с высоким уровнем социальной активности в гармонии с физическим развитием. Развивающемуся обществу нужны современные, образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их последствия. Молодежь должна быть способна к сотрудничеству, обладать мобильностью, динамизмом и развитым чувством ответственности [1, 2].

По мнению Л.И. Лубышевой, физическая культура, имея огромный потенциал не только в плане улучшения физической подготовленности и здоровья, но и как средство формирующего воздействия на личность студента, как никакая другая область деятельности может быть направлена на решение ряда психофизических, эстетических, социально-педагогических задач. Содержание физкультурного образования должно представлять собой органическое единство трех компонентов: мировоззренческого, интеллектуального и телесного [3].

В связи с вышесказанным в физическом воспитании студентов вводятся различные новые формы занятий, учитывая интересы и потребности студенческой

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.