Научная статья на тему 'Принципиальный подход к организации системы корпоративного налогового менеджмента по налогу на прибыль'

Принципиальный подход к организации системы корпоративного налогового менеджмента по налогу на прибыль Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
376
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРПОРАТИВНЫЙ НАЛОГОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / НАЛОГОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ / НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Антонов С. А.

В статье рассматривается формирование модели системы корпоративного налогового менеджмента по налогу на прибыль как совокупности подсистем корпоративного налогового планирования и учета, а также общего структурного элемента – организации посредством которой и происходит формирование системы и подсистем, а именно выстраивание целей и задач систем и подсистем, организационной структуры, делегирование полномочий и принятие ответственности, предоставление инструментария и временного ресурса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Принципиальный подход к организации системы корпоративного налогового менеджмента по налогу на прибыль»

ПРИНЦИПИАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ КОРПОРАТИВНОГО НАЛОГОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА ПО НАЛОГУ

НА ПРИБЫЛЬ THE PRINCIPAL APPROAH TO THE ORGANIZATION OF THE CORPORATE TAX MANAGEMENT INCOME TAX

Антонов С.А., аспирант

ГБОУ ВПО «Сургутский государственный университет ХМАО-Югры»

Antonov S.A., postgraduate GBOU VPO «Surgut State University, Khanty-Mansiysk-Ugra"

sergei.antonov@mail.ru

Аннотация: в статье рассматривается формирование модели

системы корпоративного налогового менеджмента по налогу на прибыль как совокупности подсистем корпоративного налогового планирования и учета, а также общего структурного элемента - организации посредством которой и происходит формирование системы и подсистем, а именно выстраивание целей и задач систем и подсистем, организационной структуры, делегирование полномочий и принятие ответственности, предоставление инструментария и временного ресурса.

Annotation: The article considers the formation model of corporate tax management for income tax as a combination of sub-systems of corporate tax planning and accounting, as well as the overall structural element - the organization through which the system is the formation and sub-systems, namely the alignment of the goals and objectives of systems and sub-systems, organizational structure delegation of authority and acceptance of responsibility, provide the tools and the time resource.

Ключевые слова: корпоративный налоговый менеджмент, налоговое планирование, налоговый учет, налог на прибыль.

Keywords: corporate tax management, tax planning, tax accounting, income

tax.

На протяжении последних 20 лет в Российской Федерации выстраивается новая система налогообложения. Она прошла стадию первоначального становления (1991 - 1998 годы) и сейчас находится в стадии развития и совершенствования (с 1998 года). За эти годы роль налогов в системе управления, как государственного, так и корпоративного неуклонно возрастало.

В идеальном варианте, при принятии управленческих решений, налоги не должны влиять на эти решения. Однако на практике происходит кардинально противоположная ситуация. Для принятия управленческих решений в обязательном порядке анализируются их налоговые последствия. Налоги в состоянии полностью поменять уже принятое управленческое решение. И если государство с целью принятия определенного управленческого решения может напрямую влиять на налоги, меняя налоговое законодательство по своему усмотрению, то организация не имеет таких широких прав.

В последние годы в российских организациях (особенно в крупных корпорациях ТЭК) с целью возможности управления налогами, налоговыми потоками начинается процесс организации комплексной системы корпоративного налогового менеджмента.

Для выстраивания системы корпоративного налогового менеджмента по налогу на прибыль необходимо вспомнить, во-первых, его теоретическое определение, а во-вторых, его общий структурный элемент - организацию.

Корпоративный налоговый менеджмент - совокупность правил, принципов и средств управления налоговыми потоками на уровне организации с целью приведения их к оптимальности и упорядоченности, с учетом действующего налогового законодательства и стратегии развития организации.

Организацию налогового менеджмента как совокупность действий и решений можно разделить на две компоненты:

1. Связующая компонента - принятие управленческих решений о целях налогового менеджмента и как следствие формирование взаимодействий систем и подсистем хозяйствующего субъекта. Она включает в себя:

■ Целеполагание - выстраивание общей (стратегической) цели деятельности в рамках налогового менеджмента.

■ Организационная структура - выстроенная взаимосвязь иерархий (уровней) управления и функциональных подразделений организации;

■ Делегирование полномочий и принятие ответственности. Делегирование полномочий означает передачу задач и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение. Принятие ответственности означает установку обязательств выполнять имеющиеся задачи и отвечать за их удовлетворительное выполнение.

■ Коммуникации - создание элементов информационного обмена между системами и подсистемами.

2. Обеспечивающая компонента - принятие управленческих решений о предоставлении системам и подсистемам хозяйствующего субъекта ресурсов для исполнения намеченных целей. Она включает в себя:

■ Инструментарий - конкретно выраженная, утвержденная руководством и принятая к исполнению подчиненными система форм документации систем и подсистем;

■ Временной ресурс конкретно выраженное время выполнения той или иной цели или задачи системой и подсистемами.

Для организации системы корпоративного налогового менеджмента необходимо принять управленческие решения по созданию его связующей и обеспечивающей компонент.

Необходимо связать целью, задачами, организационной структурой, компетенциями и ответственностью отделы, службы (подсистемы) организации, а затем предоставить им «инструменты» и временные рамки работы.

Исходя из вышесказанного, в первую очередь необходимо выстроить общую (стратегическую) цель, а как следствие и задачи корпоративного налогового менеджмента.

Для выстраивания цели и задач управления налогом на прибыль, необходимо уяснить - какой элемент системы корпоративного налогового менеджмента является главным, первым среди всех остальных.

Вне зависимости от отраслевой специфики менеджмента первым элементом (функцией) менеджмента является планирование. Те цель и задачи, которые будут сформулированы в начале процесса налогового планирования и должны стать основными в общей системе налогового менеджмента. Цель и задачи налогового учета, как подсистемы налогового менеджмента должны быть увязаны и зависеть от целей и задач, сформулированными на этапе налогового планирования.

Стратегической целью корпоративного налогового менеджмента по налогу на прибыль является приведение налоговых потоков организации к оптимальности и упорядоченности, с учетом действующего налогового законодательства и стратегии развития организации.

Задачами корпоративного налогового менеджмента по налогу на прибыль являются:

1. Приведение величины прибыли организации к оптимальным значениям при допустимом уровне налоговых рисков.

2. Эффективное использование налоговой прибыли.

3. Эффективное использование финансовых средств организации во входящих, исходящих налоговых потоках.

Исходя из стратегической цели и задач корпоративного налогового менеджмента по налогу на прибыль сформулируем цели и задачи корпоративного налогового планирования и учета по налогу на прибыль.

Цель корпоративного налогового планирования налога на прибыль является эффективное, рациональное формирование бюджета (плана) финансово-хозяйственной деятельности организации на будущие периоды деятельности, составленный в оптимальные временные сроки.

Задачами корпоративного налогового планирования налога на прибыль являются:

1. Расчет оптимальной прибыли организации при известном руководству уровне налоговых рисков

2. Формирование рационального использования финансовых (денежных) средств организации во входящих, исходящих налоговых потоках по налогу на прибыль.

3. Рациональное использование трудовых ресурсов и срока формирования налогового бюджета (плана) налога на прибыль в финансовохозяйственной деятельности организации.

4. Мониторинг исполнения плановых показателей налога на прибыль.

5. Возможность быстро и корректно изменять плановые показатели бюджета (плана) финансово-хозяйственной деятельности организации в связи с возникшими внутренними или внешними условиями.

Целью корпоративного налогового учета налога на прибыль является своевременное определение налоговой базы по налогу на прибыль, для осуществления уплаты налоговых платежей и представления налоговой отчетности (декларации) по налогу на прибыль.

Задачами корпоративного налогового учета являются:

1. Корректный расчет прибыли по правилам налогового законодательства РФ.

2. Исполнение запланированных показателей налога на прибыль и величины налоговой прибыли.

3. Рациональное и по строго установленному плану использование финансовых (денежных) средств организации во входящих, исходящих налоговых потоках по налогу на прибыль.

4. Мониторинг исполнения плановых показателей налога на прибыль и при необходимости, своевременное (в режиме реального времени) извещение заинтересованных лиц организации об отклонениях величины фактического налога на прибыль от планового.

Для формирования эффективной системы корпоративного налогового менеджмента налога на прибыль как совокупности корпоративного налогового планирования и корпоративного налогового учета необходимо выделить главных и второстепенных активных его участников.

Схема участников корпоративного налогового планирования налога на прибыль представлена на рисунке 1.

Рисунок 1. Схема участников корпоративного налогового планирования налога на прибыль.

Таким образом, активными участниками корпоративного налогового

планирования налога на прибыль должны стать:

1. Планово-экономический отдел - главный активный участник процесса корпоративного налогового планирования налога на прибыль.

Его цель - корректно и в оптимальные сроки сформировать налоговый бюджет (план) налога на прибыль с привлечением необходимых и заинтересованных структурных единиц организации.

Являясь главным активным участником процесса корпоративного налогового планирования налога на прибыль, планово-экономический отдел должен стать управляющим элементом подсистемы налогового планировании в рамках системы корпоративного налогового менеджмента. Это означает, что планово-экономический отдел должен быть инициатором всех вопросов, касающихся корпоративного налогового планирования налога на прибыль, влиять и управлять всеми прочими (вспомогательными) активными участниками процесса налогового планирования налога на прибыль.

Вспомогательные активные участники процесса корпоративного налогового планирования должны стать либо информационной базой планирования, либо экспертом по налоговым вопросам при формировании налогового бюджета (плана) налога на прибыль.

С учетом специфики налоговых отношений в РФ на современном этапе второстепенными активными участниками процесса планирования налога на прибыль должны стать:

2. Бухгалтерская служба. Она должна стать информационной базой при планировании налога на прибыль, так как именно она является держателем информации по отложенным налоговым активам и обязательствам, которые в будущих (планируемых) периодах могут уменьшать или увеличивать налог на прибыль рассчитанный по правилам налогового законодательства.

3. Отдел налогов (отдел налоговой политики). Должен стать ключевым экспертом в процессе планирования налога на прибыль, так как именно данная структурная единица организации способна квалифицированной оценить последствия того или иного решения при налоговом планировании. То есть отдел налогов (налоговой политики) на моменте формирования налогового бюджета (плана) налога на прибыль оценивает возможные налоговые риски будущих бизнес операций или бизнес-процессов и дает экспертное заключение об использовании данных процессов в организации с учетом ее стратегии действующего налогового законодательства. В процессе

налогового планирования налога на прибыль, отдел налогов должен взять или не взять на себя ответственность за эти риски и разрабатывать доказательную базу в случае предъявления претензий налоговыми органами. Зная о налоговых рисках в период составления налогового плана, отдел налогов обладает временным лагом (запасом времени) для проработки доказательной базы, так как отчетный период (фактический налоговый учет) еще даже не наступил. Беря на себя риски по доказыванию в период ведения фактического налогового учета, у отдела налогов сокращается время проработки данных вопросов.

Отдел налогов (налоговой политики) должен стать структурой, которая перед началом формирования налогового бюджета (плана) налога на прибыль приводит инструментальное обеспечение (плановые налоговые регистры по налогу на прибыль) налогового планирования к действующему (зачастую изменившемуся) налоговому законодательству РФ.

4. Юридический отдел. Должен обеспечить правильное оформление договорных отношений с контрагентами организации с учетом формирующегося налогового бюджета (плана) налога на прибыль.

Данный отдел может вносить коррективы в формируемый налоговый бюджет с учетом определенных, например, уже сформировавшихся и неизменных договорных отношений с контрагентами организации.

5. Финансовый отдел. В процессе формирования налогового бюджета (плана) налога на прибыль учитывает исходящие и входящие налоговые потоки в платежном бюджете (плане) организации. Вносит коррективы в налоговый бюджет (план) в связи с планируемым движением финансовых (денежных) доходов и расходов организации.

Для выстраивания полной системы части корпоративного налогового менеджмента, необходимо в корпоративном налоговом учете налога на прибыль как его составной части, выделить главных и второстепенных активных участников.

1. Бухгалтерская служба - главный активный участник процесса корпоративного налогового учета. Ее цель - корректно и в оптимальные сроки определить фактическую налоговую базу для расчета налога на прибыль и «налоговой» прибыли, а также подготовить и сдать налоговую отчетность (декларацию) в налоговые органы РФ.

В корпоративном налоговом учете бухгалтерская служба должна стать (как планово-экономический отдел в процессе корпоративного налогового планирования) управляющим элементом подсистемы налогового учета в рамках корпоративного налогового менеджмента. Бухгалтерская служба посредством ведения налогового учета по налогу на прибыль должна стать первичным звеном в мониторинге (проводить оперативный мониторинг) исполнения плановых показателей величины налога на прибыль. Однако бухгалтерская служба не должна вести сравнение плановых показателей налога на прибыль с фактическими. Специалисты бухгалтерии, зная об особенностях принятых налоговых решений на стадии планирования, должны выявить принципиальные различия (отклонения) ведения фактического налогового учета от вышеназванных принятых решений.

Второстепенными активными участниками процесса налогового учета налога на прибыль должны стать:

2. Отдел налогов (налоговой политики). Должен стать, как и в планировании, ключевым экспертом по вопросам практического применения налогового законодательства. На начало ведения фактического налогового учета, особенно по бизнес операциям, бизнес-процессам, по которым могут возникнуть споры с налоговыми органами, отдел налогов уже должен обладать достаточной доказательной базой в данном споре.

Отдел налогов должен освобождать бухгалтерскую службу от длительного процесса досудебных и судебных налоговых споров с отвлечением кадров.

Во взаимодействии с бухгалтерской службой отдел налогов осуществляет оптимальную с точки зрения величины и времени уплату

налоговых платежей по налогу на прибыль, а также реализовывает контроль над исполнением плановых показателей платежного (денежного) баланса налога на прибыль.

Также отдел налогов должен являться методическим центром по приведению налоговых регистров учета в соответствие с действующим налоговым законодательство РФ.

3. Юридический отдел. Обязан обеспечить организацию договорных отношений с контрагентами в рамках принятых решений на стадии налогового планирования налога на прибыль. В случае невозможности исполнения данных обязанностей, должен сообщить данную информацию бухгалтерской службе и планово-экономическому отделу, как главным активным участникам системы налогового менеджмента.

4. Финансовый отдел. Управляет фактическими денежными входящими и исходящими налоговыми потоками налога на прибыль. В связи с этим должен контролировать налоговые платежи в бюджет и возвраты из него и информировать отдел налогов и бухгалтерскую службу о данных движениях.

Таким образом, схема участников корпоративного налогового учета налога на прибыль выглядит следующим образом (рисунок 2).

Рисунок 2. Принципиальная схема участников процесса корпоративного

налогового учета налога на прибыль

В процессе работы предложен подход (рисунок 3) к организации системы корпоративного налогового менеджмента как совокупности подсистем корпоративного налогового планирования и учета налога на прибыль, которая обладает следующим преимуществами:

1. Корпоративное налоговое планирование и корпоративный налоговый учет связаны стратегической целью и тактическими задачами. Если в подсистеме корпоративного налогового планирования принято определенное управленческое решение, касающееся налогового планирования налога на прибыль, то тем же решением будет руководствоваться и подсистема корпоративного налогового учета в процессе проведения налогового учета по налогу на прибыль.

2. Присутствие активных участников подсистемы корпоративного налогового учета в подсистеме корпоративного налогового планирования налога на прибыль. Это позволяет, во-первых напрямую транслировать решения принятые в системе налогового планирования участникам корпоративного налогового учета, а во-вторых позволяет активным участникам налогового учета (главным образом бухгалтерской службы) непосредственно влиять на управленческие решения принимаемые корпоративным налоговым планированием, учитывая сложившуюся налоговую практику и налоговые традиции в организации.

3. Присутствие в системе корпоративного налогового планирования и корпоративного налогового учета отдела налогов (налоговой политики) -единственного эксперта и истолкователя налогового законодательства РФ. Это позволяет данному отделу формировать, во-первых, единую методическую базу корпоративного налогового планирования и корпоративного налогового учета налога на прибыль, а во-вторых, если необходимо, единожды формировать доказательства по возможным налоговым спорам с налоговыми органами РФ.

4. Использование единых информационных ресурсов (налоговые регистры) в корпоративном налоговом планировании и корпоративном

налоговом учете налога на прибыль, что позволяет сократить время их разработки и ежегодных доработок, а также сэкономить финансовые, трудовые и временные ресурсы организации, используемые для этих целей.

Таким образом, связывание подсистем корпоративного налогового планирования и корпоративного налогового учета налога на прибыль в единую систему налогового менеджмента, позволяет ей успешно решать задачу корректного расчета плановой и фактической величины налога на прибыль и как следствие, достигать стратегической цели - оптимального сочетания доходов и расходов организации и в конечном итоге максимизации прибыли, как важной цели любой коммерческой организации.

Стратегическая цель управления налогами в организации

Тактические задачи управления налогами в организации

Информационные

ресурсы

Трудовые ресурсы ------I

Временные

ресурсы

Подсистема налогового планирования

Система корпоративного налогового менеджмента

Мониторинг план/факт

Налоговый план по налогу на прибыль

Принятые решения в системе налогового планировании налога на прибыль и плановые показатели налога на прибыль

Информационные

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ресурсы

Трудовые _____

ресурсы

Временные

ресурсы

Подсистема налогового учета

Фактический налог на прибыль, рассчитанный —^ по правилам налогового законодательства

Корректировка стратегической цели управления налогами в организации

Анализ процессов корпоративного налогового планирования и учета

Корректировка тактических задач управления налогами в организации

Рисунок 3. Принципиальная модель системы корпоративного налогового менеджмента налога на прибыль

Библиографический список

1. Барулин С.В., Ермакова Е.А., Степаненко В.В. Налоговый менеджмент. -М.: Омега-Л, 2007. - с. 272

2. Вылкова Е.С. Налоговое планирование: учебник для магистров — М .: Издательство Юрайт, 2011. — 639 с.

3. Селезнева Н.Н. Налоговый менеджмент. Администрирование. Планирование. Учет. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2007. - с. 381

4. Акулинин Д.Ю. Правовые аспекты налогового планирования // Налоговый вестник. 2004. №10. - с. 131.

References

1. Barulin SV, EA Ermakova, Stepanenko V. Tax management. - M.: Omega-L, 2007. - 272 p.

2. Vylkova ES Tax planning: a textbook for the Masters - M.: Yurayt Publishing, 2011. - 639 p.

3. Seleznev N. Tax management. Administration. Planning. Accounting. - M.: UNITY - Dana, 2007. - 381 p.

4. Akulinin D. Legal aspects of tax planning / / Tax Bulletin. 2004. Number 10. -131 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.