Научная статья на тему 'ПРИНЦИП ПРАВА НАРОДА НА САМООПРЕДЕНИЕ И ПРАВО НА ОТДЕЛЕНИЕ В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ'

ПРИНЦИП ПРАВА НАРОДА НА САМООПРЕДЕНИЕ И ПРАВО НА ОТДЕЛЕНИЕ В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2796
296
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРАВО НА САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ПРИНЦИП ЕДИНСТВА И ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ЦЕЛОСТНОСТИ / ЭТНИЧЕСКАЯ ОБЩНОСТЬ / МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Аль Али Насер Абдель Рахим

Право народа на самоопределение в настоящее время является одним из основополагающих принципов совре- менного международного права, согласованных международным сообществом в момент возникновения освобо- дительных движений и революций, призывающих к независимости. Это право, в начале, было тесно связано с правом народов на их независимость. Однако события, произошедшие в мире из-за падения Берлинской стены и распада Советского Союза и связанных с ними результатов, привели к появлению независимых государств на сепаратистских и этнических основах. Все это привело к изменению прежнего понятия и содержания права на самоопределение, а также к появлению многих дискуссионных вопросов, таких как: право народа на отделение; соотношение принципов права народа на самоопределение и территориальной целостности государств; по- нятие народа (нации) в международном праве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PRINCIPLE OF THE RIGHT OF PEOPLE TO SELF-DETERMINATION AND THE RIGHT TO THE DIVISION IN INTERNATIONAL LAW

The people's right to self-determination is now one of the fundamental principles of modern international law agreed upon by the international community at the time of the emergence of liberation movements and revolutions calling for independence. This right in the beginning was closely connected with the right of peoples to their independence. However, the events that took place in the world due to the fall of the Berlin Wall and the collapse of the Soviet Union and the results connected with it led to the emergence of independent states on the basis of sectarian or ethnic in the world. All this led to a change in the concept and content of the right to self-determination, and also led to the emergence of many debatable issues, such as the people's right to secession, the essence of the correlation of the principle of the people to self-determination and the territorial integrity of states and the concept of the people (nation) in international law.

Текст научной работы на тему «ПРИНЦИП ПРАВА НАРОДА НА САМООПРЕДЕНИЕ И ПРАВО НА ОТДЕЛЕНИЕ В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ»

УДК 341

Аль Али Насер Абдель Рахим,

кандидат юридических наук, доцент кафедры международного права Московского института государственного управления и права

ПРИНЦИП ПРАВА НАРОДА НА САМООПРЕДЕНИЕ И ПРАВО НА ОТДЕЛЕНИЕ В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ

Право народа на самоопределение в настоящее время является одним из основополагающих принципов современного международного права, согласованных международным сообществом в момент возникновения освободительных движений и революций, призывающих к независимости. Это право, в начале, было тесно связано с правом народов на их независимость. Однако события, произошедшие в мире из-за падения Берлинской стены и распада Советского Союза и связанных с ними результатов, привели к появлению независимых государств на сепаратистских и этнических основах. Все это привело к изменению прежнего понятия и содержания права на самоопределение, а также к появлению многих дискуссионных вопросов, таких как: право народа на отделение; соотношение принципов права народа на самоопределение и территориальной целостности государств; понятие народа (нации) в международном праве.

Ключевые слова: право на самоопределение, право на отделение, принцип единства и территориальной целостности, этническая общность, международное право

Al Ali Naser Abdel Rahim,

PhD in Law, Associate Professor of Chair of International Law of the Moscow Institute of Public Administration and Law

THE PRINCIPLE OF THE RIGHT OF PEOPLE TO SELF-DETERMINATION AND THE RIGHT TO THE DIVISION IN INTERNATIONAL LAW

The people's right to self-determination is now one of the fundamental principles of modern international law agreed upon by the international community at the time of the emergence of liberation movements and revolutions calling for independence. This right in the beginning was closely connected with the right of peoples to their independence. However, the events that took place in the world due to the fall of the Berlin Wall and the collapse of the Soviet Union and the results connected with it led to the emergence of independent states on the basis of sectarian or ethnic in the world. All this led to a change in the concept and content of the right to self-determination, and also led to the emergence of many debatable issues, such as the people's right to secession, the essence of the correlation of the principle of the people to self-determination and the territorial integrity of states and the concept of the people (nation) in international law.

Keywords: right to self-determination, right to secession, principle of unity and territorial integrity, ethnic community, international law

Принцип права народа на самоопределение впервые был закреплен в Уставе ООН и получил свое подтверждение во многих международных актах. На сегодняшний день, нет никакого сомнения в том, что данный принцип носит императивный характер ^иБсодепБ).

Применение принципа народа на самоопределение в отношении этнических групп на территории многих государств, вызывало и продолжает вызывать

многочисленные вопросы. Распад Советского Союза оказал влияние на возникновение межнациональных вооруженных конфликтов во многих государствах по различным причинам. И в результате этих вооруженных конфликтов возник острый вопрос о реализации принципа народа на самоопределение, о праве народа на отделение как одной из форм самоопределения и взаимосвязи данного принципа с принципом территориальной целостности государств. В ходе этих

Как цитировать статью: Аль Али Насер Абдель Рахим Принцип права народа на самоопредение и право на отделение в международном праве // Вестник Академии права и управления. 2018. № 1(50). с. 57-62

межнациональных вооруженных конфликтов довольно часто стали обращаться к принципу народа на самоопределение для получения независимости.

Реализация принципа народа на самоопределение всегда сталкивается с принципом территориальной целостности государств. Народы, борющиеся за определение их политического, экономического, социального и культурного статуса ссылаются на принцип народа на самоопределение, а центральная власть всегда опирается на то, что борьба народа за самоопределение противоречит принципу территориальной целостности, единству государства и праву других народов, проживающих на территории конкретного государства. Из этого вытекает, что реализация принципа народа на самоопределение приводит к противоречию принципа территориальной целостности государств, хотя в международном праве установлено, что принципы международного права взаимосвязаны и их нельзя рассматривать по отдельности. Данное положение зафиксировано в декларации о принципах международного права 1970 года: «При истолковании и применении изложенных выше принципов последние являются взаимосвязанными, и каждый принцип должен рассматриваться в свете других принципов» [1].

Право народа на самоопределение имеет две стороны - внешнюю и внутреннюю. Внешняя сторона права на самоопределение возникает, прежде всего, в двух случаях. Первый случай относится к освобождению народов, находящихся под колониальным господством и иностранной оккупацией. Хорошо известно, что в Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам, принятой в 1960г., было установлено право на самоопределение, в связи, с чем начался процесс деколонизации. Статья вторая данной Декларации провозглашает, что «все народы имеют право на самоопределение; в силу этого права они свободно устанавливают свой политический статус и осуществляют свое экономическое, социальное и культурное развитие». Однако это право подлежит ограничениям, которые должны соблюдаться. Среди таких ограничений можно выделить два: во-первых, применение права в пределах территории колонии и, во-вторых, данное право относится ко всем народам со всеми ее этническими, религиозными и культурными компонентами. Международное право гарантирует народам право на самоопределение, при условии уважения и соблюдения принципа территориальной целостности государств. Данное положение закреплено в ст.6 Декларации: «Всякая попытка, направленная на то, чтобы частично или полностью разрушить национальное единство и территориальную целостность страны, несовместима с целями и принципами Устава Организации Объединенных Наций» [2].

В редком случае право на внешнее самоопределение может возникнуть по соглашению между государством и одной из его составных частей в качестве решения конкретной ситуации или проблемы. Самым последним примером является мирное соглашение, подписанное 9 января 2005 года между правительством Судана и Народно-освободительной армией Судана. Как указано в Соглашении и Временной конституции Судана, обе стороны договорились о нижеследующем:

1. Народ Южного Судана имеет право контролировать и управлять своей территорией и добросовестно участвовать в национальном правительстве.

2. Народ Южного Судана имеет право на определении своего будущего статуса с помощью референдума.

Формами реализации права на внешнее самоопределение являются: создание суверенного и независимого государства, свободное присоединение к независимому государству, объединение с ним, или установление любого другого политического статуса, выбранным народом.

Что касается отдельных «народов» и «этнических групп» той или иной независимой страны, то такие народы не имеют права на одностороннее отделение. В частности, Комитет по ликвидации расовой дискриминации в указанной Общей Рекомендации XXI 1996 года подчеркнул, что «по мнению Комитета, международное право не признаёт права народов на одностороннее отделение от того или иного государства» [3].

Внутренняя сторона права на самоопределение предполагает сохранение за народом права выбирать свой политический статус в государстве, иными словами - право на участие в политической жизни в рамках существующего государства. Это право установлено в соответствии со статьей 1, которая является общей для Международного пакта о гражданских и политических правах и Пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 года. В первом пункте данной статьи говорится, что: «Все народы имеют право на самоопределение. В силу этого права они свободно устанавливают свой политический статус и свободно обеспечивают свое экономическое, социальное и культурное развитие» [4].

Право на участие в политической жизни означает возможность народа быть субъектом государственной власти при разработке и принятии конституции, законов, а также иметь право принимать свои собственные законодательные акты. Все народы, входящие в состав государства имеют одинаковые права без различия расы, вероисповедания или цвета кожи.

Участие в управление государством не ограничивается лишь законодательной властью, а также участием народа в работе федеральных органов ис-

полнительной власти. Федеральная система предполагает существование федеральных институтов, задачей которых является управление общими интересами и обеспечение соблюдения интересов всех, а также их участие в принятии решений, касающихся федерального государства в целом. У федерального государства, в этом случае, больше шансов на выживание, если все этнические группы представлены в федеральном правительстве.

Право на самоопределение народов или групп, проживающих внутри государства, реализуется путем внутреннего самоопределения, а также при активном участии в политической системе этого государства. Участие может быть более эффективным, если система будет основана на принципах плюралистической демократии, верховенства права и уважения прав и свобод человека.

В 1998 году Верховному Суду Канады было предложено ответить на три вопроса по делу, касающегося отделения Квебека. Один из них заключался в том, есть ли право на самоопределение в международном праве, которое дает Квебеку основание на отделение в одностороннем порядке? Суд ответил, что международное право не предоставляет составным частям суверенного государства законное право на одностороннее отделение от государства. Верховный Суд указал, что народы имеют право на внутреннее самоопределение, которое означает «право народа осуществлять свое политическое, экономическое, социальное и культурное развитие в рамках существующего государства». Суд также подтвердил, что право на самоопределение предназначено для колониальных народов и для народов, находящихся под иностранной оккупацией. Верховный суд также отметил, что право на отделение, как форма реализации права на самоопределение, может быть использовано, если народ подвергается серьезному нарушению его основных прав и свобод; неучастие его в принятии национальных решений, а также отсутствие возможности урегулирования конфликтов в рамках существующей государственной системы [5].

В пункте 7 Декларации о принципах международного права 1970г. говорится, что: «Ничто в приведенных выше пунктах не должно истолковываться как санкционирующее или поощряющее любые действия, которые вели бы к расчленению или к частичному или полному нарушению территориальной целостности или политического единства суверенных и независимых государств, соблюдающих в своих действиях принцип равноправия и самоопределения народов, как этот принцип изложен выше, и, вследствие этого, имеющих правительства, представляющие без различия расы, вероисповедания или цвета кожи весь народ, проживающий на данной территории» [6]. Этот пункт был подтвержден в Венской деклара-

ции и Программе действий Международной конференции по правам человека, состоявшейся в Вене в июне 1993 года. Из этих пунктов мы видим, что:

Право на самоопределение в независимых государствах достигается путем реализации принципа внутреннего самоопределения с участием всего народа в политической жизни на основе равенства и без какой-либо дискриминации.

Государство, которое обеспечивает реализацию внутреннего самоопределения своему народу, имеют право в соответствии с международными нормами на защиту своей территориальной целостности.

Право меньшинства на самоопределение, как таковое, не предусматривается. Следует подчеркнуть, что международное право признает право на самоопределение за народами (нациями) в целом.

Большинство современных государств имеет в своем составе множество национальных меньшинств со своими религиозными, этническими и языковыми особенностями. Государство должно обеспечить этим группам равенство во всех отношениях: гарантировать им охрану своей культуры; свободу вероисповедания; право пользования своим родным языком; защиту прав меньшинств со стороны правоохранительных органов; право на участие в политической жизни государства, в том числе при принятии решений, касающихся национальных меньшинств; создать условия для развития их самобытности. Невыполнение этих условий неизбежно приведет к межнациональным конфликтам и нарушению прав и свобод человека.

В понятие «народ» входит все население, проживающее на той или иной территории, а не отдельные национальные, религиозные, этнические, или языковые группы, поэтому реализация права на самоопределение относится к народу в целом, а национальные меньшинства имеют право только на внутреннее самоопределение.

Если народам, входящим в состав какого-либо государства, комфортно находиться в согласии (условиях мирного сосуществования) друг с другом, то эти народы имеют право на внутреннее самоопределение в форме автономии в рамках федеративного государства. С другой стороны, в случае конфронтации между различными народностями, проживающими на территории конкретного государства, эти народности имеют право на самоопределение в форме отделения и образования своего государства.

Современное международное право исходит из идеи, что реализация права на самоопределение должно осуществляться в пределах территории конкретного государства. В противном случае это приводит к нарушению принципов международного права, таких как принцип территориальной целостности государства и национального единства. Отделение

от государства части территории наносит большой ущерб экономике и влечет грубые нарушения прав человека.

Современное толкование принципа права народа на самоопределение оказало большое влияние на возникновение сепаратистских движений и способствовало росту числа национальных меньшинств, требующих независимости от того государства где они проживают. Такое толкование данного принципа может привести к распаду государства, дроблению и образованию новых государств, что в свою очередь ведет к угрозе международной безопасности и нестабильности в международных отношениях.

Как справедливо отмечает в своем докладе бывший Генеральный секретарь ООН Бутрос Гали «Повестка дня для мира»: «Если каждая этническая, религиозная или языковая группа будет притязать на государственность, то не будет предела дроблению, а всеобщий мир, безопасность, экономическое благополучие станут еще более труднодостижимой целью» [7].

В доктрине международного права сложились два мнения, относительно проблемы права на отделение.

Сторонники права на отделение, ссылаются на сложившуюся международную практику (а именно, на отделение Сенегала от Мали в 1960г., Сингапура от Малайзии в 1965 г., Бангладеш от Пакистана 1974 г., Эритреи от Эфиопии 1993 г., референдум по вопросу отделении Каталонии от Испании в 2017 г., референдум об отделении Курдистана от Ирака), а также на консультативное заключение международного Суда по вопросу соответствия международному праву одностороннего провозглашения независимости временными органами самоуправления Косова. Суд решил, что «Декларация независимости Косова не нарушает международного права» [8].

Сторонники также допускают реализацию права на самоопределение в форме отделения в следующих исключительных случаях:

- если государство не соблюдает право народов на самоопределение, а именно в случае если народ, подвергается серьезному нарушению основных прав и свобод;

- если в Конституции государства с федеративным государственным устройством зафиксировано, что народность (население) субъекта федерации имеет право на отделение. При этом правом на самоопределение в форме отделения обладают именно субъекты федерации, а не более мелкие образования, входящие в состав государства [9].

Однако многие федеральные Конституции содержат положения, прямо или косвенно запрещающие субъектам отделяться. Конституция Соединенных Штатов Америки является наглядным примером, препятствующая отделению штатов от федерального

государства. Такое положение закреплено в Конституции Мексики, Ирака, Бразилии, Нигерии, Индии и Испании. Конституция Испании запрещает автономным сообществам проводить референдумы по отделению. Во второй статье Конституции подчеркивается концепция неделимости испанской нации и испанской территории. Положение Конституции Ирака 2005 года подтверждает единство государства, в том числе статья 1 Конституции, в которой четко указывается, что «Республика Ирак является единственным суверенным и независимым федеральным государством».

Некоторые федеральные Конституции не содержат положения об отделении, в какой бы то ни было форме, такие как Конституция Австралии, Германии и Швейцарии. С другой стороны, существуют уникальные модели Конституций, которые официально предоставили своим территориям право на отделение. Это относится к Конституции Советского Союза 1977 года, Сент-Китс и Невис 1983 года и Конституции Сербии и Черногории от 2003 года, и то же самое относится к Переходной федеральной Конституции Судана 2005 года.

Противники права на самоопределение, ведущего к отделению считают, что право на самоопределение, предусмотренное в международных документах, касается только права народов, находящихся под колониальным господством иностранной оккупации. Право на отделение не относится к внутреннему праву на самоопределение. Такая форма реализации права на самоопределение ведет к нестабильности в международном сообществе, когда каждая группа или меньшинство призывает к праву на самоопределение, независимости. Они также подчеркивают важность ограничения права на самоопределение и допускают его только в связи с освободительными движениями против колониализма.

Противники права на отделение предполагают, что лица, принадлежащие к меньшинствам, имеют право активно участвовать в культурной, религиозной, общественной, экономической и государственной жизни, а также имеют право активно участвовать в принятии на национальном, региональном уровне решений, касающихся того меньшинства, к которому они принадлежат, или тех регионов, в которых они проживают, в порядке, не противоречащем национальному законодательству. На государство возлагается обязанность принимать необходимые меры для обеспечения того, чтобы лица, принадлежащие к меньшинствам, могли в полной мере, эффективно осуществлять все свои права и свободы без какой бы то ни было дискриминации и на основе полного равенства перед законом. Ни одна национальная, этническая или религиозная группа не может требовать осуществления права на отделение и формирование своих собственных государств, поскольку такое поло-

жение будет иметь нелогичные и непрактичные последствия.

Реализация права на внутреннее самоопределение предполагает право народа осуществлять свое экономическое, социальное и культурное развитие без вмешательства извне. Наиболее эффективно это может быть реализовано в автономном образовании, т.е. при условии предоставления автономии населению какой-либо территориальной единицы в пределах существующего государства. Автономное образование позволит сохранить этнические особенности тех или иных групп, обеспечит им право участия в государственном управлении на своей территории, право формирования местных органов власти, а также осуществление данного права может быть с помощью создания неполитических автономий (культурной, религиозной, языковой, национальной) для защиты прав лиц, принадлежащих к этим группам.

Отделение «народов» (этнических групп) той или иной независимой страны возможно на основе внутреннего законодательства, т.е. если страна сама признает возможность (право) отделения.

Представители меньшинств, трактуют право на самоопределение расширительно, вплоть до отделения. Представители же большинства государств отрицают такое понимание права на самоопределение и стараются трактовать его ограничительно. За меньшинствами признаются только право на внутреннее самоопределение в рамках государства, в котором они проживают.

Для реализации права народа на самоопределение требуется от доктрины международного права и от мирового сообщества сформулировать критерии или основании определения законности требований народов на самоопределения. В числе таких критериев или оснований могут быть: нетерпимость проживания какого-то народа или этнической общности под управлением государства, на территории, которой они проживают; этнический состав населения; историческое право; народное волеизъявления (референдум) [10].

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1. Сущность права народа на самоопределение выражается в обеспечении участия всех народностей в правительстве и в управлении государством без различия расы, национальности;

2. Для того чтобы принцип народа на самоопределение смог отвечать на современные вызовы при его реализации, требуется сформулировать новый подход или взгляд в процессе толкования его, мировому сообществу необходимо разработать и принять соответствующее международное соглашение. В указанном соглашении следует четко определить субъекты на самоопределение и понятие «народ», закрепить способы и формы реализации принципа народа на самоопределение, соотнести данный принцип с принципом территориальной целостности государства и сформулировать четкое определение права народа на самоопределение. Необходимо очертить указанное право более четкими рамками, ограничив его принципом территориальной целостности государства;

3. Также мы считаем, что отделение Южного Судана и Косова нельзя рассматривать как прецедент, который следует применять во всех подобных случаях;

4. В международном праве нет четких норм, запрещающих право на отделение;

5. Все национальные, этнические, религиозные и языковые группы имеют исключительное право на внутреннее самоопределение;

6. В отдельных случаях народы, находящиеся в составе конкретного государства, имеют право на внешнее самоопределение в форме отделения, например, когда эти народы ущемляются в своих правах, а также в случае массового нарушения прав этих народов (совершение геноцида, преступления против человечности);

7. При выборе конкретной формы реализации права на самоопределение должны всегда учитывать права и интересы иных этнических общностей.

Список литературы

1. Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций 1970г. http://www.un.org/ ru/documents/decl_conv/declarations/intlaw_principles.

2. Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам 1960 г.

3. Электронный ресурс: http://mindet.kz/wp-content/uploads/2017/12/1996-0bshhaya-Rekomendatsiya-XXI-k-MKLRD-otnositelno-prava-naroda-na-samoopredelenie.pdf

4. Международный пакт о гражданских и политических правах 1966г.. http://www.un.org/ru/documents/decl_ conv/conventions/pactpol.

5. Электронный ресурс: https://cyberleninka.ru/article/v/yuridicheskie-konstruktsii-v-konstitutsionnom-prave-kanady.

6. Электронный ресурс: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/intlaw_principles.

7. Бутрос Гали Б. Повестка дня для мира. С. 10. http://www.un.org/ru/siteindex/agenda_forpeace.pdf

8. Консультативное Заключение Международного Суда. http://www.icj-cij.org/files/case-related/141/141-20100722-ADV-01-00-EN.pdf.

9. Субъекты права на самоопределение. http://lawbook.online/pravovoe-regulirovanie-mejdunarodnoe/331-subyekt-prava-15324.html.

10. Старовойтова Г.В. Национальное самоопределение: подходы и изучение случаев. СПБ.1999г. с 60.

Reference list

1. Declaration on principles of international law concerning friendly relations and cooperation among States in accordance with the Charter of the United Nations, 1970. http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/ intlaw_principles

2. The Declaration on the granting of independence to colonial countries and peoples, of 1960.

3. Electronic resource: http://mindet.kz/wp-content/uploads/2017/12/1996-0bshhaya-Rekomendatsiya-XXI-k-MKLRD-otnositelno-prava-naroda-na-samoopredelenie.pdf

4. The International Covenant on Civil and Political Rights, of 1966. http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/ conventions/pactpol.

5. Electronic resource: https://cyberleninka.ru/article/v/yuridicheskie-konstruktsii-v-konstitutsionnom-prave-kanady.

6. Electronic resource: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/intlaw_principles.

7. Boutros Boutros-Ghali. An agenda for peace. C. 10. http://www.un.org/ru/siteindex/agenda_forpeace.pdf

8. Advisory Opinion of the International Court of Justice. http://www.icj-cij.org/files/case-related/141/141-20100722-ADV-01-00-EN.pdf.

9. Subjects of the right to self-determination. http://lawbook.online/pravovoe-regulirovanie-mejdunarodnoe / 331-subyekt-prava-15324.html.

10. Starovoytova G. National self-determination: approaches and case studies. SBR.1999. P. 60.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.