Научная статья на тему 'НЕПРИЗНАННЫЕ ГОСУДАРСТВА И ПРАВО НАРОДОВ НА САМООПРЕДЕЛЕНИЕ'

НЕПРИЗНАННЫЕ ГОСУДАРСТВА И ПРАВО НАРОДОВ НА САМООПРЕДЕЛЕНИЕ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
361
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Ключевые слова
многонациональное государство / непризнанное государство / право народа на самоопределение / суверенитет / территориальная целостность / multinational state / unrecognized state / peoples' right to self-determination / sovereignty / territorial integrity

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Иван Алексеевич Поликарпов

В статье рассматривается трансформация отношения мирового сообщества к обретению народами независимости во второй половине XX — начале XXI вв. Выделяются предпосылки появления непризнанных государств. Особое внимание уделяется соотношению понятий территориальной целостности государств и права народов на самоопределение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Unrecognized states and peoples’ right to self-determination

The article focuses on the transformation of the international community's attitude towards the attainment of independence by peoples in the second half of the 20th century and the beginning of the 21st century. The author highlights the preconditions for the emergence of unrecognized States. Particular attention is paid to the relationship between territorial integrity of States and peoples' right to self-determination.

Текст научной работы на тему «НЕПРИЗНАННЫЕ ГОСУДАРСТВА И ПРАВО НАРОДОВ НА САМООПРЕДЕЛЕНИЕ»

УДК 342 ББК 67

DOI 10.24412/2073-3313-2021-10-37-40

НЕПРИЗНАННЫЕ ГОСУДАРСТВА И ПРАВО НАРОДОВ НА САМООПРЕДЕЛЕНИЕ

Иван Алексеевич ПОЛИКАРПОВ, кандидат исторических наук, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Академии управления МВД России

ivanpolikarpoff@mail.ru

Научная специальность: 12.00.01 — теория и история права и государства;

история учений о праве и государстве

Аннотация. В статье рассматривается трансформация отношения мирового сообщества к обретению народами независимости во второй половине XX — начале XXI вв.

Выделяются предпосылки появления непризнанных государств. Особое внимание уделяется соотношению понятий территориальной целостности государств и права народов на самоопределение.

Ключевые слова: многонациональное государство, непризнанное государство, право народа на самоопределение, суверенитет, территориальная целостность.

Annotation. The article focuses on the transformation of the international community's attitude towards the attainment of independence by peoples in the second half of the 20th century and the beginning of the 21st century. The author highlights the preconditions for the emergence of unrecognized States. Particular attention is paid to the relationship between territorial integrity of States and peoples' right to self-determination.

Keywords: multinational state, unrecognized state, peoples' right to self-determination, sovereignty, territorial integrity.

Гегодня в мире не только юридические нормы, но и политические принципы ре-'^»«'тулируют отношения между государствами. Одним из основных таких принципов является право народов на самоопределение. Одновременно являясь фундаментом для свободы отдельных народов, данный принцип посягает на территориальную целостность государств, где проживают самоопределяющиеся. В результате с каждым днем все больше увеличивается разрыв между нормами права и действительностью [1].

Для современного этапа исторического развития, с его амбивалентными процессами государственных интеграций и дезинтеграций, характерно появление самопровозглашенных, непризнанных государств. Так, непризнанными государствами являются те государственные образования, которые выходят за рамки междуна-

родной политики. Обладающие достаточным суверенитетом и основными государственными признаками, они не получают международного признания.

На протяжении XX — начала XXI вв. непризнанные государства принимали участи в конфликтах за свою независимость, в том числе на Балканском полуострове, в Центральной и Юго-Восточной Азии, в восточной и южной частях Африканского континента, на постсоветском пространстве. Большинство таких конфликтов стали причиной серьезных международных кризисов, в том числе с применением вооруженных сил соседних государств. С одной стороны, такие процессы меняют геополитическую конфигурацию регионов, а с другой — усиливают их конфликтный потенциал.

Поэтому основными задачами, стоящими перед мировым сообществом, являются обеспе-

ЗАКОН И ПРАВО • 10-2021

чение безопасности и формирование дружественных отношений между нациями на основе равноправия.

Так, концепция развития дружественных отношений между нациями нашла свое отражение во Всеобщей декларации прав человека 1948 г., в которой, в частности, было обозначено, что равные права человека являются основой мира и справедливости [2]. Развитие этих идей и их практическое применение во второй половине прошлого столетия привело к серьезному изменению политической карты мира. Основой стал процесс деколонизации. К окончанию Второй мировой войны примерно треть населения планеты жила на территориях, лишенных политической и экономической самостоятельности, власть в которых принадлежала метрополиям.

Такая ситуация прямо противоречила тем принципам, которые государства — члены ООН положили в основу нового миропорядка. Однако новая система создавала опасный конфликтный потенциал и угрожала уничтожить существовавший баланс сил в мире. Поэтому страны — участницы ООН начали разработку согласованного механизма, позволявшего воплотить на практике идеи, провозглашенные международным сообществом.

Так, по инициативе Советского государства в 1960 г. была подготовлена Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам [3], более известная, как Декларация о деколонизации. Данный международный документ признал дальнейшее существование колониализма одним из основных препятствий в развитии международного сотрудничества.

Кроме того, в Декларации была определена решающая роль народов в достижении своей независимости, исходя из убеждения, что все народы имеют неотъемлемое право на полную свободу, осуществление своего суверенитета и целостность их национальной территории. Декларация подтвердила, что народы в своих собственных интересах могут свободно распоряжаться своими естественными богатствами и ресурсами.

Несмотря на то что крупнейшие колониальные державы того времени, в числе которых были Великобритания, Испания, Соединенные Штаты Америки и Франция, воздержались от голосования, Декларацию о деколонизации поддержали большинство членов ООН. Такой ре-

зультат стал возможным благодаря активной роли Советского Союза, который последовательно отстаивал право народов на самоопределение, утвержденное Уставом ООН.

В 1961 г. Генеральная Ассамблея ООН учредила Специальный комитет, который призван был на практике содействовать деколонизаци-онному процессу. Однако необходимо отметить, что ООН не обладала и не обладает полномочиями признавать вновь образованные государства.

Признание нового государства — это акт, который могут совершить только другие страны. Роль ООН, в момент ее создания, заключалась в том, чтобы сформировать нормативную базу и оказать содействие в процессе деколонизации. Вместе с тем ООН стала мощным инструментом для легитимации новых государств путем принятия их в свои ряды [5].

Важным этапом в создании правовых предпосылок деколонизации стал целый ряд документов, разъясняющих принцип самоопределения народов. В том числе: Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. и Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. В них предусмотрено, что народы имеют право свободно устанавливать свой политический статус и свободно обеспечивать свое экономическое развитие.

К данному вопросу мировое сообщество вновь вернулось в 1970 г., когда была принята Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН. По сути, данный документ стал основополагающим в построении современной системы международно-правовых отношений.

В Декларации, в частности, установлено, что носителем права на самоопределение является не государство, а народ, и ничто не должно истолковываться как санкционирующее любые действия, приводящие к нарушению территориальной целостности или политического единства суверенных и независимых государств [4].

Предоставление возможности воспользоваться правом на самоопределение на территориях, где исторически сложилась общность различных этносов, была продиктована объективной реальностью.

Во второй половине XX в. мононациональных стран в мире было уже меньшинство. Кро-

ЗАКОН И ПРАВО • 10-2021

ме того, история знает немало примеров, когда представители одной и той же нации, разделенной в силу политических и географических факторов, проявляли сепаратистские настроения и впоследствии обретали признание в качестве независимого государства. Ярким примером являются США, отсоединившиеся от Великобритании несмотря на языковое и культурное единство.

Важно обратить внимание еще на один принципиальный момент, связанный с Декларацией 1970 г. Сегодня среди исследователей-экспертов в данном направлении развернулась дискуссия по вопросу: чему отдать приоритет: праву народа на самоопределение или территориальной целостности и нерушимости границ?

Вместе с тем следует отметить, что Декларация 1970 г. дает однозначный ответ: международное сообщество не противопоставляет эти два принципа, так как самоопределение народов не может использоваться против территориальной целостности государств [4]. Таким образом, государство получает право на защиту своей территориальной целостности при условии, есливсе населяющие его народы желают остаться в его составе.

В результате в мире появилось более восьми десятков новых независимых государств, а также снижен уровень межэтнической напряженности. Однако процесс обретения международного признания не всегда проходил бесконфликтно. Примером может служить развитие ситуации в Юго-Западной Африке, оккупированной войсками ЮАР, и впоследствии ставшей независимым государством Намибия.

Несмотря на то что еще в 1976 г. на этой территории были проведены выборы в национальные органы власти, проходившие под наблюдением и контролем ООН, свою независимость народу Намибии пришлось отвоевывать в течение многих десятилетий. Необходимо отметить, что все это время, несмотря на непризнан-ность намибийского государства, ООН оказывала официальную поддержку ее народу в вооруженной борьбе за освобождение от ЮАР.

И только в 1990 г. Намибия стала, наконец, независимой и получила признание международного сообщества, став членом ООН в 1990 г.

Не менее ярко проявилась роль ООН в случае с Восточным Тимором. Так, в 1975 г. народ этой территории принял Декларацию государственной независимости страны от Португалии. Однако уже через девять дней после этого соседняя Индонезия ввела в Восточный Тимор войска, превратив его в одну из индонезийских провинций. За время ее 27-летней оккупации было убито почти четверть миллиона человек.

В 1999 г. в Восточном Тиморе был проведен референдум по вопросу самоопределения, и подавляющее большинство его участников высказались за независимость. Результатом стала новая волна насилия с индонезийской стороны, которую удалось погасить только после того, как в провинцию был введен международный миротворческий контингент.

В 2002 г. Восточный Тимор был официально объявлен суверенным государством, став первым новым независимым государством в XXI в.

И здесь очень важно проследить использованный механизм — референдум как акт прямой демократии, представляющий собой непосредственное правотворчество народа. Референдумы были известны в мире задолго до случая в Восточном Тиморе, еще в Древнем Риме. Но именно ООН впервые применила их как инструмент в процессе самоопределения народа.

Современная история знает несколько ярких примеров того, как результаты референдума стали решающим аргументом для признания государства. Кроме Восточного Тимора, в их числе референдум о независимости Черногории в 2006 г. И хотя решающую роль в организации черногорского референдума сыграл Европейский Союз, он был основан на фундаментальных международных принципах.

ЗАКОН И ПРАВО • 10-2021

Вместе с тем в Новейшей истории есть и примеры, когда воля народа приводила не к созданию нового государства, а к сохранению прежнего статус-кво.

Так, в 2007 г. под эгидой ООН был проведен референдум о самоопределении на островах Токелау, по результатам которого острова сохранили прежний статус территории, находящейся под внешним управлением.

Таким образом, система международного права и опыт ее применения сохраняют свою востребованность и актуальность для решения проблем, возникающих в связи с самоопределением народов. Нормативно-правовая база, созданная в период существования колониальной модели, требует определенной модернизации и уточнения, чтобы эффективно реагировать на новые вызовы времени.

После признания Косово рядом стран — членов ООН в обход механизма, разработанного этой же организацией, необходимость разработки единых критериев легитимации государств, существующих де-факто, становится насущной необходимостью для всего мирового сообщества. И несмотря на то что сегодня существует достаточное количество непризнанных государств, ученым не удалось сформировать единый подход к их дефиниции, в том числе из-за того, что причины непризнания государства

чаще всего лежат в политической, а не научной плоскости.

Библиографический список

1. Аксененок А.Г. Самоопределение: между правом и политикой / / Россия в глобальной политике. 2006. № 5 // URL: https://globalairairs.ru/ articles/samoopredelenie-mezhdu-pravom-i-politikoj/ (Дата обращения: 29.06.2021)

2. Всеобщая декларация прав человека // URL: https://www.un.org/ru/documents/ decl_conv/declarations/declhr.shtml (Дата обращения: 29.06.2021)

3. Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам / / URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/ declarations/colonial.shtml (Дата обращения: 29.06.2021)

4. Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН // URL: https:// www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/ intlaw_principles. shtml (Дата обращения: 29.06.2021)

5. Жамъянова А.А. К вопросу о международно-правовом признании государств // Актуальные вопросы публичного права. УрГЮУ. Екатеринбург, 2019. С. 116-120.

ЗАКОН И ПРАВО • 10-2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.