Научная статья на тему 'Применение рейтинговой системы оценки учебной деятельности курсантов по дисциплине «Физическая подготовка»'

Применение рейтинговой системы оценки учебной деятельности курсантов по дисциплине «Физическая подготовка» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
331
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЙТИНГ / РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лисогор Илья Александрович

В статье рассматриваются особенности применения рейтинговой системы оценки учебной деятельности курсантов по дисциплине «Физическая подготовка». Приведена методика определения итогового рейтинга курсантов за весь период обучения в высшем военном учебном заведении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Применение рейтинговой системы оценки учебной деятельности курсантов по дисциплине «Физическая подготовка»»

ПРИМЕНЕНИЕ РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...

УДК 378: 355.233.22

Лисогор Илья Александрович

Академия ФСО России, ilialisogor@rambler.ru, Орел

ПРИМЕНЕНИЕ РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУРСАНТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА»

Lisogor Ilia Alexandrovich

The Academy of Federal Security Guard Service of the Russian Federation, ilialisogor@ rambler.ru, Orel

RATING SYSTEM’S APPLICATION OF THE TRAINING ACTIVITY ESTIMATION OF CADETS IN DISCIPLINE “PHYSICAL TRAINING”

Одним из важнейших компонентов образовательного процесса в высшем военном учебном заведении является физическая подготовка, которая направлена как на укрепление здоровья, так и на развитие физических способностей обучающихся.

Анализ системы обучения в военных вузах указывает на то, что качество подготовки курсантов зависит не только от количества учебных часов, выделяемых на физическую подготовку, состояния материально-технической базы, оснащения учебного процесса необходимым инвентарем, но и использования современных технологий, позволяющих целенаправленно управлять уровнем физической подготовленности современной молодежи.

Физическую подготовленность в теории физической культуры связывают с развитием физических способностей, возможностью выполнения определенных нормативов и двигательных действий, характеризующих степень развития данных способностей.

В свою очередь, физическая подготовка является компонентом целостного развития личности, составной частью общей культуры и профессиональной подготовки курсантов и слушателей, неотъемлемой частью служебно-про-фессионального образовательного процесса, нацеленного на гармонизацию духовных и физических сил, формирование таких ценностей, как здоровье, физическое и психическое благополучие, физическое совершенство [5].

Занятия по физической подготовке проводятся в соответствии с руководящими документами (приказы начальника вуза, утвержденный распорядок дня, учебный план, НФП - 2009, программы), в которых определяются нормативы, устанавливается соответствующая форма одежды для их выполнения. Регулярные занятия по физической подготовке положительно воздействуют на личность, повышают чувство ответственности, развивают чувство долга.

При традиционной организации процесса физической подготовки, ориентированной на одностороннее педагогическое воздействие, где в качестве ос-

новного средства выступают лишь возможности преподавателя, существуют определенные пределы эффективности функционирования. Они ограничены в воздействии на сознание и поведение курсантов, их мотивацию к физическому совершенствованию. В связи с этим, необходимо расширение совокупности компонентов, составляющих обучающую среду процесса физической подготовки. Это позволит увеличить возможность реализации дидактических принципов (наглядности, сознательности, непрерывности и др.), активизировать сознание обучающихся, совершенствовать педагогический процесс, что таким образом окажет положительное влияние на систему физической подготовки в вузе [3].

Контроль успешности процесса физической подготовки является важным средством не только регулирования учебного процесса, но и управления качеством обучения, и в то же время позволяет вести анализ и самоанализ усвоения и изучения материала курсантами и преподавателями [2].

Оценка результатов обучения в отечественной педагогике традиционно рассматривается и используется как определенное средство воспитания и обучения. Являясь педагогическим инструментом многостороннего значения, она выступает не только мерой стимулирования курсанта, но и выражением одобрения или неодобрения его действий преподавателем.

В высшем учебном заведении оценка приобретает квалификационное значение, являясь как показателем готовности к профессиональной деятельности, так и показателем качества подготовки специалиста.

По нашему мнению, существующая пятибалльная система оценки успеваемости курсантов имеет ряд недочетов: недостаточный индивидуальный подход, дефицит ближайших ориентиров и стимулов в обучении между сессиями, исключение честной конкуренции среди обучающихся, элементы случайности в оценивании.

Для обеспечения реализации качественно новых методов учебно-педагогической деятельности, в процессе физической подготовки, целесообразно применение методов математической статистики. Основной задачей при этом является создание единой системы сбора, обработки и хранения информации.

В качестве текущего и итогового контроля нами предлагается система рейтинговой оценки учебной деятельности курсантов по дисциплине «Физическая подготовка».

Рейтинг курсанта — индивидуальная оценка качества его подготовки. Рейтинговый контроль используется для организации и управления учебно-воспитательным процессом в высшем учебном заведении, определения показателей учебной работы, а также для оценки качества знаний при освоении основной образовательной программы. Следовательно, рейтинг может являться формой дифференцированного обучения, так как позволяет развивать творческий потенциал личности, формировать умения ориентироваться в окружающем мире, программировать и менять собственную деятельность в зависимости от обстоятельств меняющегося мира - это те качества, которые необходимо сформировать у выпускника современного вуза [2].

ПРИМЕНЕНИЕ РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...

Рейтинговая система - многобалльная шкала отметки, отражающая текущее положение знаний обучающегося как в абсолютном, так и в относительном (среди учебной группы, в сравнении со своими предыдущими результатами) плане. Она формирует рейтинг или индивидуально кумулятивный индекс курсанта путем суммирования результатов текущей учебной деятельности внутри изучаемой дисциплины [4]. Использование подобной оценочной шкалы способствует решению проблем усиления мотивации к учебной деятельности; показывает динамику успехов и неудач в процессе обучения.

Данный вид контроля не является чем-то новым для европейских стран. В нашей же стране рейтинг стал применяться недавно только в ряде высших и средних специальных учебных заведениях, а также в некоторых средних школах в порядке эксперимента. Всплеск интереса и перехода к рейтинговой системе оценивания произошел во второй половине 80-х годов. В этот период некоторые вузы (Ивановский энергетический, Рязанский, Таганрогский радиотехнические, Тульский политехнический, Ленинградский институт авиационного приборостроения) ввели эту систему для всех или некоторых специальностей.

Рейтинговая система позволяет оценить те области деятельности курсанта, которые не может охватить академическая оценка, тем самым акцентируя его внимание на наиболее важных видах деятельности [1].

Опираясь на исследования специалистов по проблеме использования рейтинговой оценки (А. А. Ветровой, В. П. Гусева, В. Н. Зыкова, Е. В. Майкова, Д. В. Широбокова) и свой опыт внедрения рейтинговой системы оценивания учебных достижений при изучении дисциплины «Физическая подготовка», мы разработали методику определения итогового рейтинга курсантов за весь период обучения.

Анализ опыта вузов, преподаватели которых внедряют рейтинговую систему, позволяет в процессе перехода на нее выделить следующие этапы: определение контрольных точек для дисциплины (контрольные нормативы, зачеты, экзамены); определение количества баллов для каждого вида контроля, а также сроков выполнения работ (по каждой контрольной точке); разработка механизма и штрафных санкций перевода баллов в общепринятую пятибалльную шкалу оценки [4].

На наш взгляд, актуальность внедрения рейтинговой системы оценки обусловлена введением совокупной оценки работы курсантов. Преподаватель помимо оценивания результатов зачетов и экзаменов, акцентирует внимание на текущие виды работ (теоретические ответы, выполнение методических заданий, спортивная и научная работа и т. п.) [1].

В комплексной оценке используется такая информация, которая по своему объему, структуре и форме представления была бы доступна для восприятия. Более того, именно ее отражение, в сознании обучающихся должно побуждать мотив к двигательному действию, направленному на укрепление собственного здоровья и профессиональной подготовленности.

Предлагаемая нами методика включает пять составляющих:

1. Выполнение зачетных нормативов.

2. Теоретическая и методическая подготовленность.

3. Научно-исследовательская работа.

4. Участие в спортивной работе вуза.

5. Спортивные достижения.

По первой составляющей выделяются баллы, распределяемые среди контрольных нормативов, которые оцениваются в соответствии с Наставлением по физической подготовке в Вооруженных Силах Российской Федерации (НФП - 2009 г.). С целью выявления уровня физической подготовленности нами используются следующие тестирования: подтягивания на перекладине и сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях (силовые способности); бег на 100м и челночный бег 10x10м (скоростные способности); бег на 1000м и 3000м (оценка выносливости); плавание вольным стилем на 100м и преодоление полосы препятствий (военно-прикладные двигательные навыки). Нормативы сдаются при тестировании на каждом семестре, начиная с первого года обучения. При значительном перевыполнении нормативных требований обучающийся получает бонус. Несвоевременная отчетность приводит к снижению суммарного показателя.

По второй составляющей оценивается уровень теоретических знаний студентов и качество выполнения ими методических заданий. Теоретические знания проверяются методом устного или письменного опроса. При проверке каждый обучающийся отвечает на один вопрос. При оценке выполнения заданий по методической подготовке учитываются:

- внешний вид;

- строевая выправка;

- умение назвать, четко показать и объяснить упражнение;

- использование рациональной методики обучения;

- умение предупреждать и исправлять ошибки, осуществлять страховку и оказывать помощь;

- способности в определении состояния занимающихся и дозировании физической нагрузки.

Третья составляющая оценивает творческую активность курсантов: участие в научных конференциях, изготовлении учебно-наглядных пособий, оказании помющи в проведении соревнований и т. п.

По четвертой составляющей баллы распределяются по курсантам, которые участвуют в спортивной работе вуза. Она проводится в виде соревнований по различным видам спорта и спортивных праздников, в которых выступают спортсмены или спортивные команды вуза в целях выявления лучшего участника состязания. Плановые мероприятия спортивной работы вуза утверждаются разработанным на кафедре Положением.

По пятой составляющей выделяются баллы, которые распределяются по обучаюгцимся, выступающим на официальных соревнованиях регионального, федерального и международного уровня. Каждый из участников получает баллы, в зависимости от ранга соревнований, занятого призового места и выполненного спортивного разряда. От оценки по четырем предыдущим составляющим они освобождаются.

ПРИМЕНЕНИЕ РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...

Рейтинговая система предусматривает поощрение курсантов за активную работу в семестре проставлением «премиальных» баллов с возможностью получить семестровую оценку без сдачи экзаменов или зачетов.

Основным документом, обеспечивающим открытость и гласность при планировании контрольных мероприятий и регулирующим отношения преподавателя и курсанта, является программа контроля учебных и спортивных достижений. Она представляется в виде «Руководства по применению рейтинговой системы оценки учебной деятельности курсантов по дисциплине «Физическая подготовка». В нем указываются все предстоящие мероприятия, формы и виды контроля, нижняя и верхняя границы оценочных показателей, критерии оценки [4].

Результаты рейтингового контроля обрабатываются на ЭВМ, а успешность физкультурно-спортивной деятельности курсантов определяется по разработанной оценочной таблице. Это позволяет каждому обучающемуся выставить итоговый ранг и итоговую пятибалльную оценку (либо за один семестр, либо за все время обучения) [3].

Таким образом, рейтинг стимулирует обучающихся к занятиям физической культурой и спортом, учит оценивать события и прогнозировать варианты, рейтинговые оценки наиболее объективны и дифференцированы, а такого рода контроль повышает физкультурно-спортивную деятельность и побуждает к постоянной самоподготовке и здоровой состязательности.

Использование рейтинговой системы оценки успеваемости курсантов в высшем военном учебном заведении позволяет создать условия для повышения качества подготовки специалистов.

Библиографический список

1. Волошина, Т. В. К проблеме балльно-рейтинговой системы оценки успеваемости студентов вуза [Текст]/ Т. В. Волошина, Е. Б. Кузнецова // Вестник педагогических инноваций. - 2009. - № 1. - С. 7-17.

2. Ельцова, В. Ю. Рейтинговая система как средство контроля при дифференцированном обучении. [Текст]/ В. Ю. Ельцова // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2008. - №3. - С. 21-25.

3. Наскалов, В. М. Особенности организации рейтингового контроля в процессе профессионально-прикладной физической подготовки студентов вузов [Текст]/ В. М. Наскалов // Теория и практика физической культуры. - 2002. - № 10.

- С. 55-56.

4. Перевощикова, Е. Н. Рейтинговая система оценивания деятельности студентов как средство управления качеством образовательного процесса по специальности [Текст]/Е. Н. Перевощикова, А. И. Голубева//Инновации в образовании.

- 2007. - № 12.-С. 65-72.

5. Физическая культура и физическая подготовка: учебник для студентов вузов, курсантов и слушателей образовательных учреждений высшего профессионального образования МВД России [Текст]/ [И. С. Барчуков, Ю. Н. Назаров, С. С. Егоров и др.]; под ред. В. Я. Кикотя, И. С. Барчукова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.-С. 20-22.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.