Научная статья на тему 'Модульно-рейтинговая система оценивания и её влияние на качество образовательного процесса по физической культуре студентов'

Модульно-рейтинговая система оценивания и её влияние на качество образовательного процесса по физической культуре студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
615
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ / РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ / СТУДЕНТЫ / УРОВЕНЬ МОТИВАЦИИ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соломахина Т.Р.

В статье даётся теоретический анализ подходов к содержанию рейтинговой оценки учебной деятельности студентов по физической культуре в вузе, экспериментально обосновывается эффективность разработанной модульно-рейтинговой системы оценивания. Предложена система оценивания учебной деятельности студентов по физической культуре. Установлено повышение у студентов уровня мотивации к занятиям по физической культуре, улучшение показателей их физической подготовленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модульно-рейтинговая система оценивания и её влияние на качество образовательного процесса по физической культуре студентов»

УДК 378.146.261:796

МОДУЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ И ЕЁ ВЛИЯНИЕ НА КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ СТУДЕНТОВ

© 2016 Т. Р. Соломахина

канд. пед. наук, заведующий кафедрой физической культуры, e-mail: lady-solomakhina2011@yandex.ru

Курский государственный медицинский университет

В статье даётся теоретический анализ подходов к содержанию рейтинговой оценки учебной деятельности студентов по физической культуре в вузе, экспериментально обосновывается эффективность разработанной модульно-рейтинговой системы оценивания. Предложена система оценивания учебной деятельности студентов по физической культуре. Установлено повышение у студентов уровня мотивации к занятиям по физической культуре, улучшение показателей их физической подготовленности.

Ключевые слова: образовательный процесс по физической культуре, рейтинговая система оценивания, студенты, уровень мотивации, физическая подготовленность.

Эффективность образовательного процесса в высшем учебном заведении обусловливается не только качеством преподавания дисциплин, но и субъектностью студента - его сознательным и активным отношением к обучению.

Для повышения мотивации учебной деятельности студентов применяются различные средства и методы. В последние годы широкое распространение в практике высшего профессионального образования как средства активизации самостоятельной деятельности студентов и повышения эффективности учебного процесса получила рейтинговая система оценивания. Считается, что при формировании в вузе системы управления качеством образования модульно-рейтинговая система оценки является необходимым её компонентом [Верещагин, Ерунов 2003].

Рейтинговая система оценивания представляет собой совокупность правил, методических указаний и соответствующего математического аппарата, реализованного в программном комплексе, обеспечивающем обработку информации как по количественным, так и по качественным показателям индивидуальной учебной деятельности, позволяющем присвоить персональный рейтинг каждому обучающемуся по любой учебной дисциплине, любому виду занятий, а также обобщенно по ряду дисциплин [Луконин, Шеенко, Ерке 2006].

Учебная дисциплина «Физическая культура» выступает одной из составляющих высшего образования, призванных оказывать комплексное педагогическое воздействие на личность будущего специалиста в процессе формирования его профессиональных компетенций.

Имеется большое количество исследований, посвященных проблеме применения рейтинговой системы контроля в высшей школе [Евсютина, Кожевникова 2006; Полищук 2008, Червякова, Федоров 2008], в их числе ряд работ, непосредственно связанных с образовательным процессом по физической культуре [Валеева, Валеев 2011; Кожанов 2006; Луконин, Шеенко, Ерке 2006; Наскалов 2002].

Однако ещё остается открытым вопрос о содержании модульно-рейтинговой системы оценивания учебной деятельности студентов по дисциплине «Физическая культура».

Некоторые авторы предлагают включать в содержание рейтинга результаты физической подготовленности, двигательные умения и навыки, теоретические знания, навыки организации физкультурно-оздоровительной деятельности, а также динамику оцениваемых параметров по сравнению с исходными или предшествующими промежуточным значениям [Герасимов 2011].

Другие исследователи считают, что рейтинг студента по дисциплине «Физическая культура» должен складываться из оценки преподавателя по физической, спортивно-технической и профессионально-прикладной подготовленности, посещаемости занятий, освоения теоретических знаний и методических умений, а также физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности с начислением по каждому из них соответствующих рейтинг-баллов [Луконин, Шеенко, Ерке 2006].

В.И. Кожанов в систему оценивания качества учебной деятельности студентов включает посещаемость занятий, рейтинговую оценку качества самостоятельной работы в семестре (докладов, рефератов), участие в спортивных мероприятиях, рейтинговую оценку общей физической подготовленности студентов [Кожанов 2006].

В.М. Наскалов исследовал результаты использования рейтингового контроля профессионально-прикладной физической подготовленности студентов по четырём составляющим: отношение студента к обязательным занятиям по физическому воспитанию, своевременность сдачи зачётных нормативов, участие в спортивно-массовых мероприятиях, значимость спортивных достижений [Наскалов 2002].

Вместе с тем остаётся остро необходимым дальнейшее расширение практики внедрения модульно-рейтинговой системы оценивания в физическое воспитание студентов в вузе и повышение её качества.

Цель исследования - разработать модульно-рейтинговую систему оценивания и экспериментально проверить её влияние на эффективность образовательного процесса по физической культуре в вузе.

Разработанная нами модульно-рейтинговая система оценивания включает пять модулей: 1) посещение учебных занятий; 2) теоретические знания; 3) физическая подготовленность; 4) участие в спортивных и физкультурно-оздоровительных мероприятиях; 5) подготовка контрольной работы или реферата.

По каждому модулю отдельно начисляются баллы для рейтинга студента. Баллы модулей: посещение учебных занятий, теоретические знания, физическая подготовленность - определяются как основные, а баллы за участие в спортивных и физкультурно-оздоровительных мероприятиях, подготовку контрольной работы, реферата - как дополнительные.

Модуль №1. Посещение учебных занятий. Студенту за каждое посещенное занятие начисляется 2 балла, при условии выполнения им заданий, полученных от преподавателя.

Общая сумма баллов (ОСБ) за посещение учебных занятий определяется по формуле: ОСБ = Хпз : Кч х 100, где Хпз - сумма баллов, набранная за посещение занятий, Кч - количество часов по учебному плану в семестре.

При посещении всех учебных занятий по физической культуре студент набирает 100 баллов, при пропусках занятий минимальное количество баллов, которое необходимо набрать студенту, составляет 66 баллов. Если сумма меньше этого количества, то ему необходимо отработать пропущенные занятия. За каждое отработанное занятие начисляется также 2 балла.

Модуль №2. Теоретические знания. Содержание модуля носит валеологическую и профессиональную направленность. Его освоение способствует формированию у студентов научных и методико-практических знаний о физической культуре.

Модуль включает 4 блока вопросов, по десять в каждом, ответы на которые оцениваются в 1 балл. Максимальное количество баллов за блок составляет 10, минимальное (которое необходимо набрать студенту) - 6 баллов.

Модуль №3. Физическая подготовленность. В содержание данного модуля рейтинговой системы оценивания вошло тестирование девушек и юношей по пяти контрольным испытаниям. Для девушек это бег 100 и 2000 м, прыжок в длину с места, поднимание и опускание туловища из положения лежа, приседание на правой (левой) ноге, стоя у опоры. Для юношей - бег 100 и 3000 м, прыжок в длину с места, подтягивание на высокой перекладине, подъем ног из виса на высокой перекладине.

Каждому контрольному тесту выделяется 40 баллов, которые градуируются, исходя из результатов нормативных требований. За точку отсчета берется средний нормативный результат, оцененный в 20 баллов. Остальным результатам присваивается балл в соответствии с выбранным шагом шкалы градации.

Максимальное количество баллов, которое может набрать студент за выполнение одного контрольного испытания, составляет 40, а по всем пяти тестам соответственно - 200 баллов. Минимально необходимое количество баллов для студента по модулю «физическая подготовленность» составляет 100. Это соответствует в целом среднему уровню физической подготовленности студентов, предусмотренному в программе по физической культуре.

Если студент не в состоянии набрать минимальное количество баллов по физической подготовленности, равно как и при желании повысить свой рейтинг, то ему предоставляется возможность набора дополнительных баллов по модулю №4.

Модуль №4. Участие в спортивных и физкультурно-оздоровительных мероприятиях. Он включает следующие виды работ и баллы для их оценивания:

1. Участие в спортивных соревнованиях и физкультурно-оздоровительных мероприятиях университета - 2 балла (за каждый день соревнований).

2. Организация и судейство спортивных соревнований - 2 балла (за каждый день соревнований).

3. Участие в городских спортивных соревнованиях - 5 баллов (за каждый день соревнований).

4. Участие в областных, зональных соревнованиях - 10 баллов (за каждый день соревнований).

Модуль №5. Подготовка контрольной работы или реферата. Подготовка контрольной работы по физической культуре оценивается в 2 балла, а написание реферата - в 4 балла. Темы контрольных работ и рефератов выдаются преподавателем.

Проверка эффективности предложенной рейтинговой системы оценивания осуществлялась в педагогическом эксперименте, в котором участвовали студенты первого курса, разделенные на контрольную и экспериментальную группы численностью по 40 человек.

Учёт рейтинговых баллов, набранных студентами, осуществлялся на основе экрана успешности, в который еженедельно вносились данные о произошедших изменениях. Таким образом, каждый студент имел возможность видеть динамику своего рейтинга.

Проведенное анкетирование студентов экспериментальной и контрольной группы позволило определить у них исходный и итоговый уровни сформированности мотивации к занятиям по физической культуре. На начало опытной работы уровень мотивации групп не имел существенных отличий и находился на границе низкого и

среднего. На момент окончания опытной работы благодаря внедрению модульно-рейтинговой системы оценивания в экспериментальной группе уровень мотивации вырос на 35,9%, в контрольной группе он повысился на 8,7 %.

Анализ итогового тестирования физической подготовленности студентов экспериментальной группы подтвердил достоверное улучшение результатов по всем исследуемым показателям и оказался более высоким по сравнению с уровнем контрольной группы.

Наибольшие изменения в экспериментальной группе произошли в проявлении силовой выносливости мышц живота, где прирост составил 55,1%, и общей выносливости - 49,4%. В контрольной группе соответственно 25,3 и 21,1%.

Существенное улучшение результатов зафиксировано у студентов экспериментальной группы и по другим контрольным испытаниям: в прыжке в длину с места - на 46,7%, в беге на 100 м - на 31,8%, в подтягивании на перекладине - на 33,9%. В контрольной группе положительные изменения в данных тестах были выражены значительно в меньшей степени.

Таким образом, реализация модульно-рейтинговой системы оценивания в образовательном процессе по физической культуре в вузе способствует повышению его эффективности, которая выражается в повышении у студентов уровня мотивации к занятиям по физической культуре, достоверном улучшении их физической подготовленности.

Библиографический список

Валеева Г.В., Валеев Д.З. Рейтинг контроль - как один из способов повышения мотивации студентов-нефтяников к занятиям физической культурой // Совершенствование учебного и тренировочного процессов в системе образования. Ульяновск: УлГТУ, 2011. С. 29-32.

Верещагин Ю.Ф., Ерунов В.П. Рейтинговая система оценки знаний студентов, деятельности преподавателей и подразделений вуза: учеб. пособие. Оренбург: ОГУ, 2003. 105 с.

Герасимов А.Ю. Физическое воспитание в техническом вузе с позиции формирования познавательной активности студентов // Совершенствование учебного и тренировочного процессов в системе образования: сб. науч. тр. Ульяновск: УлГТУ, 2011. С. 42-46.

Евсютина О.В., Кожевникова А.И. Рейтинг как способ повышения мотивации учебной деятельности студентов. Уфа: Изд-во УГНТУ, 2006. 90 с.

Кожанов В.И. Применение системы рейтингового контроля в управлении физическим воспитанием студентов: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Чебоксары, 2006. 23 с.

Луконин Ю.В., Шеенко Е.И., Ерке В.А. Модульно-рейтинговая система оценки качества учебной деятельности студентов по дисциплине «Физическая культура» // Современные технологии обеспечения качества образования: материалы всерос. науч.-практ. конф. Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2006. С. 213-217.

Наскалов В.М. Особенности организации рейтингового контроля в процессе профессионально-прикладной физической подготовки студентов вузов // Теория и практика физической культуры. 2002. №10. С. 11-12.

Полищук О. И. Использование рейтинговых систем оценивания в учебном процессе // Высшее образование сегодня. 2008. № 3. С. 91-93.

Червякова Т.К., Федоров В.Д. Балльно-рейтинговая система как основной фактор активизации учебной работы студентов // Организация учебного процесса в высшем

учебном заведении с использованием зачетных (кредитных) единиц. М.: Профессионал-Ф, 2008. С. 15-21.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.