Научная статья на тему 'Применение процессного подхода при управлении качеством'

Применение процессного подхода при управлении качеством Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
69
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Применение процессного подхода при управлении качеством»

КАЧЕСТВО И БЕЗОПАСНОСТЬ

Применение процессного подхода

при управлении качеством

П.Я. Мишиев

Дербентский коньячный комбинат

Для успешного функционирования коньячного производства в условиях рынка алкогольной продукции необходимо уделять серьезное внимание организации системы качества на всех этапах выработки готовой продукции и доведения ее до потребителя. При этом, чтобы продукция предприятия была конкурентоспособной, следует в системе мероприятий по качеству максимально учитывать интересы потребителя как основополагающую составную системы.

Введение системы менеджмента качества (СМК) на коньячном заводе позволяет улучшить функционирование процессов разработки и рециклинга продукции, планирования, маркетинга, закупок, управления персоналом, производством, измерения и контроля и др. СМК коньячного производства дает возможность сформировать ряд подсистем, идентифицировать и декомпозировать процессы. Она не является самоцелью, а направлена на повышение эффективности, результативности и робастности процессов. При внедрении СМК на коньячном заводе улучшается его имидж, повышается доверие потребителей, и в связи с этим растет объем продаж продукции. Разработка СМК сопровождается созданием внутрипроизводственных механизмов для координации и управления производственными процессами коньячного завода. Это позволяет оптимизировать параметры процессов, внедрить подсистемы мониторинга, управления документацией, повышения квалификации персонала и т.п.

Основные цели, поставленные при разработке и внедрении СМК, заключаются в обеспечении стабильности и эффективности производства продукции, удовлетворении потребностей покупателей, сохранении и увеличении доли алкогольного рынка.

Процессный подход к системе менеджмента качества на коньячном заводе предполагает прежде всего то, что управление процессом в целом и каждой из входящих в него операций происходит с применением методических приемов, включающих структурирование и декомпозицию работ, измерения, анализ и оценку уровня управления, непрерывное совершенствование и взаимосвязь всех элементов. В

рамках процессного подхода коньячное предприятие рассматривается как бизнес-система, представляющая собой связанную совокупность процессов, конечными целями которых является выпуск продукции высокого качества.

При разработке СМК необходимо для каждого идентифицированного процесса определить его владельцев, необходимые ресурсы, управляющие факторы, входы и выходы. После выявления последовательности процессов и их места в структуре коньячного предприятия устанавливаются критерии и методы, необходимые для функционирования и обеспечения требуемых параметров.

Любой процесс тесно связан с внешней средой и ориентирован на конкретного потребителя. Потребитель -самое важное звено процесса, и его требования должны быть учтены как на выходе процесса, так и при выполнении всех видов работ, обеспечивающих производство.

Рассмотрение процессов как взаимосвязь их функциональной направленности позволяет повысить их результативность и осуществить оптимизацию параметров.

Процессный подход дает возможность предприятию по производству коньяка устанавливать степень взаимозависимости отдельных аспектов деятельности. В системе менеджмента осуществляется координация процессов, обеспечивается их совместимость. На этапе разработки эффективной системы менеджмента возникает необходимость определить значимость каждого процесса, в связи с чем разрабатывается иерархическая структура. Основная группа процессов - это ключевые, обеспечивающие выпуск коньячной продукции. Поддерживающие процессы необходимы для функционирования ключевых процессов.

Один из таких поддерживающих процессов - управление документацией и записями. Система документации коньячного завода состоит из внешних и внутренних документов. К внешним относят документы, включающие Федеральные законы, указы Президента, постановления Правительства, директивные документы госорганов, руководящие и нормативные документы,

стандарты, правила, методические рекомендации и т. п. Внутренняя документация включает основные правила, технические условия и рецептуры на продукцию, технологические инструкции и регламенты, положения о подразделениях, должностные инструкции, документы СМК и др.

Особое место в системе документации занимают записи, которые представляют собой свидетельства того, что все процессы функционируют нормально в соответствии с требованиями. К записям относят отчеты, журналы, акты, протоколы и т. п., свидетельствующие о степени достижения целей, задач и требований, предъявляемых к процессам. Система управления документацией и записями позволяет осуществить идентификацию и прослеживаемость процессов, степень выполнения требований потребителей к коньячной продукции, работу СМК предприятия, оценку качества поставок сырья и вспомогательных материалов и т. п.

В системе процессов, обеспечивающих качество коньяка, значительное место занимают внутренний аудит, корректирующие и предупреждающие действия. Без регулярного внутреннего аудита, проводимого в соответствии с разработанным планом, не может быть нормального функционирования системы менеджмента качества.

Основные цели внутреннего аудита: подтверждение соответствия продукции и процессов нормативным требованиям и пожеланиям потребителей; регулярность проведения контролирующих мероприятий и правильность ведения записей; выявление несоответствий и составление корректирующих действий.

Корректирующие и предупреждающие действия включают мероприятия по устранению выявленных несоответствий, сроки и ответственных по их выполнению. Выполнение корректирующих и предупреждающих действий служит основой для повышения результативности системы менеджмента качества и определения возможностей для улучшения деятельности коньячного завода.

ЛИТЕРАТУРА

1. Архипцев Н.Е. Малахевич А.В. Факторы оценки конкурентоспособности ликероводочного предприятия и его продукции//Производство спирта и ликероводочных изделий. 2005. № 2. С. 22.

2. Кондо Йосио. Управление качеством в масштабах компании: становление и этапы развития. - Нижний Новгород: СНЦ «Приоритет», 2002.

3. Гиссин В.И. Управление качеством. - М.: Изд. Центр «Март», 2003.

64 ПИЩЕВАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ 3/2008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.