Научная статья на тему 'Развитие системы менеджмента качества на машиностроительных предприятиях'

Развитие системы менеджмента качества на машиностроительных предприятиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1421
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие системы менеджмента качества на машиностроительных предприятиях»

представляет собой задачу целочисленного линейного программирования. Это можно увидеть, аккуратно выписав условия и целевую функцию задачи:

п п

Г(Т) = ЕЕмах;

;=1 1 =1

п

Е 2» =1,'е 1: п;

1 =1 п

Е=1,1 е 1: п;

/=1

2} е{0;1}У/, ] е 1: п .

Предлагается решить эту задачу любым известным методом и получить оптимальный план Т . Его ненулевым компонентам отвечает оптимальная перестановка У, по которой формируется рейтинговый ряд потребителей (дистрибьюторов или поставщиков).

Обращается внимание на тот факт, что, несмотря на то что методы решения приведенной задачи известны уже достаточно давно, сам алгоритм сведения задачи рейтингового оценивания к задаче о назначениях описывается автором впервые.

УДК 338.45:621

РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА НА МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ

О.Ю. Гордашникова,

доцент кафедры маркетинга, СГСЭУ

ВЕСТНИК. 2007. № 15(1)

В условиях усиливающейся конкуренции одними из основных приоритетов развития машиностроительных предприятий являются повышение качества и конкурентоспособности продукции и внедрение современных систем управления качеством на предприятиях.

Машиностроительные предприятия должны предлагать потребителям такую продукцию, характеристики которой удовлетворяли бы их потребности и ожидания. Поскольку потребности и ожидания потребителей со временем меняются, а машиностроительные предприятия также испытывают давление, обусловленное конкуренцией и техническим прогрессом, предприятия должны постоянно совершенствовать свою продукцию и технологические процессы. Важнейшим инструментом решения этой задачи является внедрение системы качества на основе стандартов серии 9000.

Стандарт ГОСТ Р ИСО 9001-2001 требует, чтобы организация применяла подходящие методы мониторинга и, где это целесообразно, измерения процессов системы менеджмента качества (СМК)1. Для выполнения этого требования машиностроительному предприятию необходимо определить свои требования к мониторингу и измерениям, а также правилам их выполнения, чтобы продемонстрировать способность выделенных процессов СМК достигать запланированных результатов, иначе необходимо разрабатывать и внедрять корректирующие и/или предупреждающие действия для обеспечения соответствия продукции.

Не следует забывать о том, что система качества, основанная на требованиях ГОСТ Р ИСО 9000, включает в себя все стадии процесса машиностроительного производства. В соответствии с этим СМК должна отвечать следующим требованиям:

1) охватывать собой все стадии жизненного цикла продукции;

2) учитывать потребности в продукции и ущерб, причиняемый обществу от существования продукции в течение жизненного цикла товара (ЖЦТ).

Конкурентные преимущества и выгоды от создания СМК, соответствующей ISO 9001:2000 или ГОСТ Р ИСО 9001-2001, можно представить в виде двух групп, таких как:

1) выгоды и преимущества, проявляющиеся сразу после сертификации СМК, например выгоды при участии в тендерах, повышение инвестиционной привлекательности машиностроительного предприятия, повышение имиджа предприятия и др.;

2) выгоды, проявляющиеся со временем при результативности СМК, например повышение эффективности машиностроительного производства, снижение издержек производства, улучшение трудовой и технологической мотивации, повышение мотивации персонала за счет четкости выполнения функциональных обязанностей, повышение конкурентоспособности продукции и др.

Таким образом, современный подход к организации машиностроительного производства обусловил переход от контроля к управлению качеством продукции по всему производственно-технологическому циклу, созданию организационно-экономического механизма, под которым следует понимать:

1) совокупность форм и методов, посредством которых осуществляются организация производства и согласованная деятельность трудового коллектива;

2) способ хозяйствования и организации производства со свойственными ему экономическими методами, организационными формами и техническими средствами.

Процессно-ориентированный подход в СМК способствует взаимодействию подразделений машиностроительного предприятия, конечной целью которого является предоставление качественного процесса в установленные сроки. Использование процессно -ориентированного подхода в практике машиностроительного предприятия предполагает:

- ориентацию на конечный продукт и заинтересованность производителя в повышении качества продукта;

- ориентацию на потребителя, гибкость и адаптивность системы управления;

- распределение ответственности руководителя между владельцами процессов;

- динамичность системы и ее внутренних процессов;

- возможность комплексной автоматизации.

Для того чтобы получить данные преимущества, необходимо компетентно внедрить процессно-ориенти-рованный подход в СМК, который следует рассматривать как концепцию, используемую не только в методологии классического менеджмента, но и в его различных техниках, таких, например, как структурный анализ сложных систем и реинжиниринг деловых процессов.

Переход к процессному подходу позволит рассмотреть производственную деятельность, проводимую в рамках СМК, не в статике, а в динамике.

Функционирование любой сложной системы описывается с помощью определенного набора показателей.

Стандарт ИСО 9001-2000, содержащий сертификационные требования к СМК, ориентирует систему на достижение результативности каждого процесса. В основу системы показателей производственного бизнес-процесса положены показатели :

- результативности (выходного поставляемого качества, выходной поставляемой комплектности и выходного объема поставок);

- эффективности (результата (выхода); удовлетворенности потребителя, добавленной ценности);

- гибкости.

Основными направлениями улучшения процесса следует считать минимизацию его изменчивости и превышение достигнутых показателей эффективности. Очевидно, что чем сложнее процесс, тем больше потенциал, необходимый для его улучшения.

Итак, процедура мониторинга процессов СМК машиностроительного предприятия необходима для того, чтобы она смогла оценить уровень развития системы и ее влияние на экономические показатели предприятия. Для того чтобы сделать выводы о функционировании СМК, необходимо сначала измерить результатив-

ность каждого процесса, а потом проанализировать и обобщить полученные результаты.

Среди основных методов анализа процессов СМК следует выделить:

- проведение внутренних и внешних аудитов, что позволит определить несоответствия и разработать корректирующие действия, направленные на дальнейшее улучшение результативности и эффективности процесса;

- анализ запланированных и выполненных мероприятий, что позволит владельцу процесса не только осуществлять планирование работ по выполнению данного процесса, но и улучшить его за счет проведения сравнительного анализа запланированных и выполненных мероприятий, а также разработать необходимые предупреждающие и/или корректирующие действия, направленные на достижение запланированных целей.

К основным мероприятиям, подлежащим реализации в процессе разработки и внедрения СМК, следует отнести следующие.

1. Принятие решения о внедрении системы качества. Для создания СМК требуется стратегическое решение высшего руководства машиностроительного предприятия. На разработку и внедрение СМК предприятия влияют изменяющиеся потребности, конкретные цели, выпускаемая продукция, применяемые процессы, размер и структура предприятия.

Для внедрения систем качества на машиностроительных предприятиях на основе ИСО серии 9000 существенно изыскать необходимые ресурсы - персонал, средства и время. Очень важно на первых этапах разъяснять цели и задачи этой системы. Все работники должны осознать, что идея создания системы исходит от первого руководителя и поддерживается им.

2. Оценка состояния системы качества. Разработка системы начинается с обследования состояния существующей на предприятии системы качества - соотнесения реального положения дел с обеспечением качества продукции с требованиями, предъявляемыми ГОСТ Р ИСО 9000. Для оценки состояния системы качества экспертами проводится обследование дей-ствующей системы, в частности, анализируются организационно-распорядительные документы, регламентирующие систему качества, проводятся собеседования с руководителями, ведущими специалистами отдела качества и т.п.

3. Создание организационной структуры системы качества. Руководство машиностроительного предприятия должно определить ответственность за разработку, внедрение документов системы качества, а также обеспечить ее функционирование. Руководство должно назначить руководителя проекта разработки и внедрения системы качества, образовать совет по качеству и службу качества. В подразделениях предприятия необходимо определить ответственных по системам качества.

4. Обучение и повышение квалификации работников машиностроительного предприятия. Здесь возникает необходимость повышения квалификации самого руководства предприятия. Работа по повышению квалификации сотрудников отдела качества начинается сразу после того, как создана организационная струк-

тура системы качества и определен ее персональный состав.

5. Разработка документации системы качества. Разработка документации должна носить управляемый характер, и для этих целей на машиностроительном предприятии целесообразно иметь график разработки и внедрения документации системы качества с указанием ответственного за разработку конкретного документа и, что самое важное, участников разработки (членов рабочей группы), а также сроков представления документации на утверждение.

При подготовке графика разработки и внедрения документации системы качества необходимо также установить приоритеты (последовательность) разработки документации.

6. Внедрение системы качества. Система качества должна внедряться для достижения перспективных целей, связанных с ее возможностями, а не для получения разовой прибыли машиностроительным предприятием.

Как только на предприятии будет разработан первый документ системы качества, необходимо приступать к отслеживанию его функционирования: насколько реальные процессы, происходящие на предприятии, соответствуют документу, не возникли ли отклонения, в чем их причина, как улучшить систему качества - осуществлять внутренний аудит системы качества силами независимых обученных специалистов из числа работников организации.

Следовательно, определяющим условием для успеха внедрения СМК является убежденность руководства машиностроительного предприятия в ее пользе.

В целях повышения эффективности работ по разработке и внедрению СМК необходимо соблюдать последовательность действий руководства машиностроительного предприятия (рисунок).

Внедрение стандартов систем управления на машиностроительном предприятии актуально, потому что они помогают предприятию создать модель для дальнейшего формирования и обеспечения работоспособности системы управления. Система управления, которая появляется вслед за моделью или «соответствует стандарту», базируется на прочном фундаменте лучших методов организации работ.

Среди основных целей и мотивов разработки и внедрения стандартов можно назвать следующие.

1. Продвижение машиностроительной продукции за рубежом.

2. Работа с крупными зарубежными заказчиками в России.

Преследуя эти цели, машиностроительные предприятия могут быть и неготовыми к серьезной работе по постановке эффективной СМК. Тем не менее получение сертификатов может принести им реальную пользу, по крайней мере в краткосрочной перспективе.

3. Повышение имиджа машиностроительного предприятия на внутреннем рынке. В данном случае возможно, что руководство машиностроительного предприятия мало знакомо с содержанием требований стандартов ГОСТ Р ИСО 9001, но четко знает: получив соответствующий сертификат, оно продемонстрирует свое

благополучие, прогрессивность и квалификацию менеджмента.

4. Повышение эффективности машиностроительного производства.

5. Повышение качества машиностроительной продукции. В этом случае предприятия больше всех имеют шансы повысить качество машиностроительной продукции и эффективность менеджмента.

Роль качества как главного показателя оценки продукции и организации машиностроительного производства в современных условиях становится определяющей для саратовских предприятий.

Исследование подтверждает, что машиностроительные предприятия Саратовской области уделяют значительное внимание проведению сертификации продукции, производства и систем качества. Если на начальном этапе развития сертификации преобладали заявки производителей на сертификацию производства, то с 2000 г. наметилась тенденция к росту заявок на сертификацию систем качества, что соответствует международной практике.

Среди предприятий, на которых сертифицированы системы качества, можно отметить такие, как ОАО «Нефтемаш»-САПКОН, «Саратовский подшипниковый завод», «Энгельсский трубный завод», ЗАО «Саратовский завод резервуарных металлоконструкций», ГНПП «Контакт», ООО «СЭПО-ЗЭМ» и др.

Следует отметить, что в деятельность по созданию СМК включаются предприятия малого и среднего бизнеса. Этот интерес, очевидно, связан с улучшением экономического состояния предприятий и появлением у них желания работать на экспорт и по заказам крупных потребителей. Такие предприятия Саратовской области, как ООО «Элмаш-М», «Синкросс», НПФ «Вымпел», уже сертифицировали свои СМК.

С каждым годом число сертифицированных СМК предприятий малого, среднего и крупного бизнеса растет. На сегодняшний день таких предприятий около 40.

На российском рынке услуг успешно внедряются зарубежные системы сертификации. Среди промышленных предприятий области, имеющих сертификаты на производство и системы качества от таких иност-

Разработка политики и целей предприятия в области качества

*

Установление процессов и ответственности,

необходимых для достижения целей в области качества ♦

Определение необходимых ресурсов для достижения целей

в области качества ♦

Определение методов для измерения результативности

и эффективности каждого процесса ♦

Использование результатов измерений для определения результативности и эффективности процессов

♦ :

Определение средств, необходимых для предупреждения

несоответствий и устранения их причин

♦ —

Разработка и применение процесса для постоянного улучшения СМК

Последовательность действий руководства предприятия по разработке процессов СМК

ранных фирм, как «Регистра Ллойда», «ТЮФ», можно выделить ОАО «Саратовский подшипниковый завод», «Нефтемаш»-САПКОН», «Завод резервуарных металлоконструкций», «Завод автотракторных запальных свечей», «Электротерм-93».

Тем не менее есть определенные особенности внедрения СМК на машиностроительных предприятиях. К примеру, для малого производственного предприятия это степень документированности и детализации документов. Сложными вопросами при создании СМК яв -ляются вопросы миссии, политики, целей в области качества и анализа СМК со стороны руководства. При создании СМК также необходимо обратить внимание на документы, регламентирующие требования к продукции, так как не всегда малое предприятие имеет возможность доказать соответствие всем критериям качества продукции.

Необходимо отметить, что на предприятиях, выпускающих продукцию широкого потребления, сложными являются задачи оценки удовлетворенности потребителей.

Несмотря на значительные успехи машиностроительных предприятий в направлении внедрения зарубежных систем сертификации, следует отметить, что процесс внедрения систем качества, проведение добровольной сертификации производства идут медленно. Сказываются сложное экономическое положение, недостаточная заинтересованность самих предприятий. Сегодня крайне необходимо создание системы экономических мер, стимулирующих машиностроительные предприятия выпускать качественную и конкурентоспособную продукцию. Нужно дать предприятиям-изготовителям возможность использовать часть прибыли, получаемой за счет увеличения объемов производства, на финансирование работ по повышению технического уровня и качества продукции, проведение сертифика-

ции продукции и систем управления качеством, развитие сервисного обслуживания.

Опыт разработки и внедрения СМК на машиностроительных предприятиях показал, что нередко эта работа не приводит к достижению ожидаемой результативности и тем более эффективности в производственной деятельности.

Внедрение системы управления качеством является многогранной задачей, и к ее решению необходимо подходить комплексно - через повышение уровня организации производства, квалификации персонала, дисциплины труда и других технико-организационных и экономических усовершенствований.

Мероприятия по повышению эффективности СМК на машиностроительных предприятиях можно рассматривать как на макро-, так и на микроуровне.

В первом случае это разработка и внедрение концепции национальной политики в области качества, учет сертифицированных СМК при заключении контрактов на закупку и поставку продукции для федеральных, муниципальных государственных нужд или госзаказа. Во втором - соблюдение требований к персоналу, т.е. введение в практику требования наличия дополнительного образования в области управления качеством, а также разработка системы мотивирования персонала.

Таким образом, неотъемлемыми элементами стратегии развития современных машиностроительных предприятий являются внедрение и совершенствование СМК. Это позволит машиностроительным предприятиям добиться значительных успехов в области повышения качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции на внутренних и внешних рынках.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 ГОСТ Р ИСО 9001-2001 Системы менеджмента каче-

ства. Требования. М., 2001. С. 26.

УДК 658

ИНТЕГРАЦИОННО-АКТИВНАЯ СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИИ В НЕСТАБИЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ

В последние годы к разработке системы антикризисного управления обращаются, хотя и с разных позиций, многие исследователи, однако почти все работы содержат стратегическую составляющую. Одни включают в систему мер антикризисного управления «антикризисную стратегию»1, другие - «стратегию перемен»2, третьи - «стратегию развития»3, четвер -тые - «революционную стратегию» и т.д. Между тем все эти подходы не решают проблемы, так как авторы пытаются создать локальную систему мер по выводу организации из кризисного состояния без учета всего периода организационной жизни, что в лучшем случае только смягчает кри -зис. При таком видении своего развития организация входит в полосу неопределенности и непредсказуемости, что влечет за собой вступление в следующий кризис и т.д. до полного банкротства. Примером этого служит деятельность ряда отечественных4 и зарубежных фирм, бесследно исчезнувших с мировой арены вследствие многократного преодоления кризисных ситуаций.

Н.Ю. Карпочев,

аспирант кафедры экономики труда и управления персоналом, СГСЭУ

ВЕСТНИК. 2007. № 15(1)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.