Научная статья на тему 'Применение категорий и средств классической логики в построении методологии теории инноваций'

Применение категорий и средств классической логики в построении методологии теории инноваций Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
204
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМАЛЬНАЯ ЛОГИКА / ФОРМАЛИЗАЦИИ МЫШЛЕНИЯ / ЛОГИЧЕСКАЯ ФОРМА / ЛОГИКА ПРЕДИКАТОВ И ГИПОТЕЗ / ТЕОРИЯ ИННОВАЦИЙ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Епанешникова Ирина Кириковна, Федоров Вадим Константинович

В статье рассмотрены основные категории, средства и законы классической логики и предложены принципы применения аппарата классической логики в разработке методологии теории инноваций

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

There are the basic categories, means and laws of classical logic considered and principles of the classical logic device application in methodology of the theory of innovations development offered in the article

Текст научной работы на тему «Применение категорий и средств классической логики в построении методологии теории инноваций»

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Организационно - управленческие инновации: развитие экономики, основанной на знаниях: Национальный доклад / Под ред. С.Е. Литовченко. М.: Ассоциация менеджеров, 2008. 104 с.

2. Schwartz H., Davis S. Matching Corporate Culture and Business Strategy // Organizational Dynamics. Summer 1981.

3. Ляпина С.Ю., Первакова Е.Е., Снесарева Е.В. Корпоративная культура и инновации в компа-

нии // Инновации, № 12, 2009.

4. Hofstede G. Culture's Consequences, International Differences in Work Related Values. - Beverly Hills: Sage, 1980.

5. Rimanoczy, I., Turner, E. Action Reflection Learning™: Solving Real Business Problems by Connecting Learning with Earning. - USA: Davies-Black Publishing, 2008.

УДК 621.791

И.К. Епанешникова, В.К. Федоров

ПРИМЕНЕНИЕ КАТЕГОРИЙ И СРЕДСТВ КЛАССИЧЕСКОЙ ЛОГИКИ В ПОСТРОЕНИИ МЕТОДОЛОГИИ ТЕОРИИ ИННОВАЦИЙ

Одной из важнейших и наиболее сложных задач развития инноватики как комплексной научной, методической и прикладной деятельности, является формирование теории инноваций, разработка ее методологии, категорий и средств. Отсутствие глубоких исследований в области построения теории инноваций уже начинает остро сказываться при рассмотрении инноватики в системе наук, является ее слабым звеном.

Безусловно каждая из наук, подходя к объекту исследований, выделяет в нем свой предмет изучения, не совпадающий с предметом любой другой науки.

Инноватика как область, определяющая процессы построения инновационных процессов - процессов преобразования новой научной идеи в конкретный наукоемкий продукт через последовательные научно-исследовательские, проектно - конструкторские, технологические и производственные стадии, безусловно также определяет свой предмет изучения и это не просто изучение принципов и особенностей построения инновационных процессов, а более глубокое изучение причин, сущности и механизма возникновения новой научной идеи (по сути всей технологии нововведений), особенностей конструктивно - технологической раз-

работки этой новой идеи, изучение возможностей применения высоких наукоемких технологий (в том числе прорывных технологий) и т.п. В этом смысле в таких сложных многофакторных процессах, к которым и относится инновационный процесс, разработка структурных и организационных задач и проблематики науки, разработка общей методологии научного познания имеет решающее значение.

В таком обширном междисциплинарном научном и прикладном направлении как инно-ватика, в котором используется знания многих наук, находящихся на различных стадиях и глубине разработанности, особенно важна организованность построения исследований - их последовательность, определение целей и задач, доказательность постановки проблем и выводов.

Все это позволяет эффективно построить формальная и содержательная логика.

Методология научного познания в любой области деятельности проникнута, по-сути вся построена на аппарате, методических принципах и законах формальной логики, которые определяют и иерархическую последовательность задач познания и их правильную логическую постановку и логику предикатов и гипотез.

Какие базовые дефиниции, предикаты, понятия и т.п. могут быть положены в качестве основополагающих принципов построения и развития инноватики, как сложить наиболее точные, логичные и обоснованные парадигмы развития теории инноваций?

Надо согласится, что феномен возникновения новых идей в инновационных процессах и их последовательные преобразования в реальный продукт, наполнен решением весьма сложных задач мышления и познания.

И надо признать, что построить систему мышления, а соответственно решить задачи познания невозможно без привлечения теории логики. В логике, мышление рассматривается как инструмент познания окружающего мира, опора на логику в инновационных процессах позволяет придать особую истинность в подходах и умозаключениях, доказательность гипотез и т.п.

Во-первых, в логике мышление рассматривается как инструмент познания окружающего мира, что имеет исключительное значение для инноватики в которой на этом познании и основан феномен и механизм возникновения новой инновационной идеи.

Во-вторых, мышление интересует логику со стороны ее результативности, определяемой в свою очередь правильностью.

В-третьих, понятие правильности связывается в логике с формальными (структурными) аспектами мышления, что несомненно облегчает построение базовых представлений и категорий теории инновации и всей методологии теории инноваций.

Все это позволяет применить в решении задач построения теории и методологии инноваций подход формализации мышления, оставаясь на уровне строгих обоснований и суждений. Прежде всего применяется понятие логической формы.

Применение понятия логической формы позволяет (совокупностью исследовательских, познавательных процедур), временно абстрагироваться от содержательной стороны мышления, а сделать временно объектом изучения его форму, то есть применить формализацию мышления.

Известно, что логика может быть охарактеризована в целом как наука об общезначимых

интеллектуальных операциях разного рода, рассматриваемых со стороны их формальной корректности.

Можно дать и более простое определение логики - логика это наука о формах и законах правильного мышления.

Одним из главных представлений логики является определение понятия как единицы мышления.

Процесс познания в инноватике, особенно на первых этапах формирования новой научной идеи исключительно сложен и в этом смысле понятие является одной из основных познавательных характеристик, причем такой характерной и важной для научной, познавательной деятельности человека, что часто определяется как понятийное отражение действительности. Человек отражает мир через понятия, посредством понятии. Таким образом, в теоретических построениях, исследованиях, а в теории инноваций особенно, необходимо уметь оперировать понятиями

По-сути всякое утверждение или отрицание в научных спорах, построении гипотез и т.п. основано на использование понятий.

С их помощью, различные предметы, свойства и т.п. отражаются в человеческом сознании через их существенные признаки.

В формальной логике определяется взаимосвязь содержания и объема понятий, обобщение понятий, а также отношение между понятиями и операции с понятиями. Например, выявляя сущность операций с понятиями, определяют: ровнообъемность понятий, перекрещивание понятий, внеположенность понятий, подчиненность понятий, отношения между неопределенно большим количеством понятий, отрицание понятий и т. п.

Формирование понятий и их взаимоотношение безусловно играет в теории инновации большую роль, тем более, что в связи со сложностью построения инновационной идеи и всего последующего инновационного процесса ее реализации, разработчики и специалисты в области инноватики могут встречаться и с так называемыми неопределенными (размытыми) понятиями.

В практике организации и проведения инновационной деятельности постоянно используются различные суждения - утверждения и

отрицания.

Суждения подразделяются на простые и сложные, что также характерно для выработки решений на научно исследовательских, про-ектно-конструкторских и производственных стадиях инновационного процесса при выработке инновационной политики, при формировании маркетинговых стратегий предприятия, в стратегическом менеджменте и т.п..

Особым видом исследовательского суждения (или вопроса) является проблема. В широком смысле мы считаем проблемой любой сложный, исследовательский вопрос, поддающийся разложению на несколько подчиненных ему вопросов. Совокупность решенных и нерешенных вопросов, объединенных единством проблемы образуют проблематику.

Рис. 1. Вариант общей классификации умозаключений

Рис. 2. Общая схема процесса формализации методологии познания в теории инноваций

С позиции формальной логики вопрос или проблема в сочетании с некоторыми сведениями (данными), которые являются необходимыми условиями для получения ответа, составляют задачу.

Особо необходимо рассмотреть основные формально-логические законы, предлагаемые нам теорией логики для решения задач.

Мы здесь говорим о законах формальной логики как своеобразных операционных директивах мышления. Связь формально-логических законов с процессом познания (и это полностью отвечает проблемам с которыми сталкивается теория инноваций), получает выражение в определенных правилах, рекомендациях, которым должна соответствовать конкретная методология мышления. В своей совокупности эти элементы интеллектуального поведения ученого (специалиста) могут быть названы операционными директивами мышления и составлять определенную структуру, методологию познания.

Это особенно правомерно, если определять формальную логику как нормативную дисциплину и предполагать наличие в ее арсенале аксиологических (оценочных) элементов.

В теории логики определяют четыре основных формально-логичных закона, которые могут быть вполне правомерно применены в построении теории инноваций [3]:

- закон тождества;

- закон противоречия;

- закон исключенного третьего;

- закон достаточного основания.

Рассмотрим кратко сущность и содержание

этих законов.

Закон тождества. Важным аспектом определенности мышления является соблюдение следующего принципа - любая мысль, в пределах научного действия (рассуждения, описания и т.п.) должна использоваться как неизмененная, сколько бы раз на протяжении этого действия она не воспроизводилась. При этом говорят, что любая мысль должна быть тождественна себе.

Казалось бы это очевидно, однако на практике часто возникает ситуация (особенно в спорных, полемических ситуациях, обсуждениях решений, проектов, концепций и т. п. ха-

рактерных для разработки и реализации инновационных процессов) когда понятие, обсуждение сознательно или неосознанно подменяется другими, вроде бы близкими по смыслу, но все же отличными от ранее высказанных.

Принцип логики, запрещающий такую подмену и носит название «закона тождества».

Закон противоречия. Закон противоречия выражает одну из самых существенных особенностей логичного мышления - его непротиворечивость. Он запрещает мыслить противоречиво, квалифицирует противоречие как самую серьезную методическую ошибку, несовместимую с логичным мышлением. В названии закона есть глубокий смысл - он фиксирует внимание на противоречии как явлении, заставляет изучать механизм возникновения этой ошибки, рассматривает вопросы ее предупреждения и устранения.

Этот закон может быть определен так - «не может быть истинным утвердительное суждение, предикат которого построен путем логического умножения двух понятий, одно из которых есть результат отрицания второго» [3,4].

Закон исключенного третьего. Очень часто любое суждение может быть сопоставлено со своим отрицанием.

Принцип, выражающий эту закономерность мышления называется «законом исключенного третьего». Его можно сформулировать так -«если два суждения построены так, что одно из них является логическим отрицанием второго, то одно (и только одно) из них выражает истину».

Иначе говоря, истину в любом случае необходимо искать среди двух суждений из которых одно представляет собой отрицание другого, третьего не дано.

Закон достаточного основания. Оценивая достоверность знаний, сведений в ходе организации или реализации инновационного процесса мы задаемся вопросами - есть ли основания считать данное суждение истинным, ложным, вероятным? Насколько весомы эти основания? Достаточны ли они, чтобы сомневаться в истинности суждений и т. п.

В ходе инновационных процессов нередки случаи, когда в результате заблуждений, ошибочных взглядов (а иногда намеренной дезин-

формации) ложные сведения принимаются за истинные и становятся в дальнейшем источником теоретических и практических ошибок всего инновационного процесса.

Большую роль в построении методологии познания теории инноваций играют интеллектуальные функциональные операции теории логики.

В научных исследованиях, практическом проектировании и производстве проводимых на основе теорий инновации, часто возникает необходимость получить четкий ответ на вопрос: что собой представляет данный наукоемкий объект или данный инновационный процесс? Ответить на эти вопросы нам помогает прием, именуемый определением (дефиницией).

Можно сказать, что определение - это такая логическая операция посредством которой:

- раскрывается смысл некоторых важнейших понятий исследований или производства;

- оценивается значение некоторых терминов;

некоторый объект характеризуется таким способом, который позволяет отличить его от других объектов.

Говоря о значении определения необходимо выделить две его основные функции - познавательную и коммуникативную. В этом смысле становится ясной важность операций дефиниций и в построении методологии теории инноваций и в реальной организации и управлении реальными инновационными процессами.

В теории логики установлены правила определения, среди которых выделяют:

- правило соразмерности;

- правило предостерегающее против порочного круга;

- правило понятности (коммуникабельность) определения;

- правило ясности (однозначности) определений;

- правило определения объекта через существенные признаки.

Даже из приведенных названий правил видно, что они формулируют все практические и научно-теоретические определения которые могут возникнуть в любой области знания, в том числе и в инноватике. Но так как в иннова-тике только происходит становление теории

инноваций, дефиниции особенно нужны также как и дефиниционные операции.

В сложном процессе рождения, формирования, развития и практического освоения инновационных идей, важнейшее значение имеют такие методические операции как умозаключение, доказательства, гипотезы.

В общем виде умозаключение это интеллектуальная операция, посредством которой из некоторого количества заданных суждений выводится иное мнение, определенным образом связанное с исходным.

Именно умозаключение как объект логического анализа, является интегральным средством методологии познания, так как позволяет совершать новые, ощутимые инновационные шаги в инновационном процессе.

Не менее важным в методологии теории инноваций являются такие средства как «доказательства» и «гипотеза».

«Доказательством» называется интеллектуальная операция состоящая в установлении истинности некоторого суждения посредством его выведения из других суждений, истинность которых считается установленной до этой операции и независимо от нее. Определяют три элемента доказательства: тезис, аргументы, демонстрация.

Тезис - главный объект операции, установление его истинности есть цель, которой подчинена вся процедура доказательства.

Аргумент - это элемент доказательства, который в значительной степени определяет его надежность. В качестве оснований доказательства рассматривается: ранее доказанные положения, суждения об удовлетворенных фактах, аксиомы, определения.

Демонстрация представляет собой связь между аргументами и тезисом. Доказательства могут быть прямыми и косвенными.

Гипотеза - это возникающее в ходе интеллектуальной практики предположение, основу проверки которого составляют операции с последующей оценкой его истинности. Этапами разработки гипотезы являются: выдвижение гипотезы, развитие гипотезы (выведение следствий), проверка (доказательство, обоснование, опровержение).

Можно рассмотреть различные рабочие классификации разнообразных интеллектуаль-

ных операций методологии познания с применением аппарата формальной логики. Например вариант общей классификации умозаключений, может иметь вид показанный на рис. 1.

Можно построить и другие подобные классификации, а в итоге, с учетом рассмотренных выше средств формальной логики и интеллектуальных операций методологии познания можно предположить следующую схему процесса формализации методологии познания в теории инноваций (см. рис. 2).

Но, безусловно, важнейшими в теории инноваций являются предлагаемые логикой классификационные операции.

Логическим делением или классификацией называется, как известно, прием посредством которого из некоторого множества объектов выделяются все входящие в него классы, таким образом, чтоб каждый принадлежащий исходному множеству объект попал в один и только один класс.

Практически в понятие классификации вкладывают добавочный смысл - рассматривают классификацию не как обычный, а как специфический вид деления.

Рассматривая классификационные операции, с теоретической точки зрения, целесообразно различать классификацию как действие (операцию) и как результат. Тогда для обозначения действия употребляют термин «классифицирование» который обозначает сложив-

шуюся (т.е. уже построенную) систему (как результат классифицирования).

Сложность классификации проявляется в том, что она представляет собой деление с достаточно большим количеством уровней (ступеней) и достаточно большим количеством членов деления на всех (или на некоторых) уровнях. Это приводит к тому, что результаты п-уровневого деления могут вызывать множество классификационных суждений.

Для выделения подмножеств из определенного исходного множества наряду с классификационным методом прибегают к типологическому методу.

Типологией называют группировку объектов на основе их подобия некоторому образцовому предмету который именуется типом.

В качестве типа может использоваться либо реальный объект (эталон) либо мысленный образ (идеальный тип).

Как нами показано категории, законы и средства аппарата классической логики с высоким эффектом могут быть применены для формализации методологии познания в теории инноваций. Они способствуют обретению методологией познания в теории инноваций необходимой стройности, обоснованности, доказательности, логичности, позволяют необходимой глубиной раскрыть функции и качества такого междисциплинарного научного и прикладного направления как инноватика.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова Издание пятое. М. Изд-во политической литературы 1986г, 588 с

2. Философы России Х1Х-ХХ столетий. Издание второе. М. Изд-во «Книга и бизнес», 1995г., 750 с.

3. Свинцов В.И. Логика. М. Высшая школа

1987г., 286 с.

4. Федоров В.К., Епанешникова И.К. О некоторых базовых категориях и закономерностях в понятийном аппарате теории инноваций «Инновации» № 7, 2008г, с. 82-85с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.