Научная статья на тему 'Применение физических средств восстановления для повышения работоспособности студентов-спортсменов'

Применение физических средств восстановления для повышения работоспособности студентов-спортсменов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1171
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ-СПОРТСМЕНЫ / ФИЗИЧЕСКАЯ НАГРУЗКА / СРЕДСТВА ВОССТАНОВЛЕНИЯ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ильченко Наталья Васильевна

В работе изучалась эффективность применения ряда физических средств восстановления в группах спортивного отделения технического вуза. В результате проведенного исследования c группами студентов, занимающихся борьбой самбо и дзюдо, определены оптимальные соотношения величин тренировочных нагрузок и восстановительных средств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Ильченко Наталья Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Use of physical recreation means for improvement of working capacity in college athletes

In work was studied efficiency of applying some physical restoration means in sport sections in technical institute. As a result optimal correlation of training loading and means of restoration was determined in terms of students training in sambo and judo wrestling.

Текст научной работы на тему «Применение физических средств восстановления для повышения работоспособности студентов-спортсменов»

ПРИМЕНЕНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ РАБОТОСПОСОБНОСТИ СТУДЕНТОВ-СПОРТСМЕНОВ

Н.В. ИЛЬЧЕНКО, Московский университет МВД России

Аннотация

В работе изучалась эффективность применения ряда физических средств восстановления в группах спортивного отделения технического вуза. В результате проведенного исследования с группами студентов, занимающихся борьбой самбо и дзюдо, определены оптимальные соотношения величин тренировочных нагрузок и восстановительных

средств.

Abstract

In work was studied efficiency of applying some physical restoration means in sport sections in technical institute. As a result optimal correlation of training loading and means of restoration was determined in terms of students training in sambo and judo wrestling.

Ключевые слова: студенты-спортсмены, физическая нагрузка, средства восстановления, эффективность.

Студенческий спорт имеет свои отличительные черты. Спортсмены-студенты пребывают в наиболее выгодном возрасте для реализации своих физических возможностей. В то же время обучение в вузе ограничено довольно коротким сроком, что требует интенсификации учебно-тренировочных занятий. Повышенные нагрузки, в свою очередь, требуют эффективных средств и методов активизации механизма восстановления и повышения работоспособности атлетов. Но применение этих воздействий на спортсменов недопустимо без предварительного научного обоснования, что требует проведения специальных теоретических исследований и практических экспериментов.

Поиску новых подходов к быстрому восстановлению работоспособности спортсменов посвящено немало работ специалистов. В то же время лишь незначительная часть подобных исследований адаптируется с учебно-тренировочным процессом, особенно нефизкультурного вуза. Отсюда следует, что избранная тема исследования весьма актуальна.

Занятия спортом подразумевают выполнение атлетами физических нагрузок различной направленности, интенсивности и продолжительности. В определенный период выполнения работы начинается процесс утомления, когда снижаются функциональные возможности организма наряду с развитием торможения в центральной нервной системе (ЦНС). При этом наступает усталость, при которой спортсмен оказывается не в состоянии выполнять упражнения с заданным уровнем интенсивности и качества техники или вынужден вообще прекратить упражнения.

После прекращения физических упражнений в организме происходят изменения, повышающие функциональные возможности систем, которые принято называть восстановлением. При этом организм не просто возвращается в исходное состояние, но происходит повышение функциональных его возможностей, соответственно повышается работоспособность организма.

В спортивной практике используют три группы средств восстановления: педагогические, психологические и медико-биологические.

Педагогические средства восстановления являются составной и неотъемлемой частью тренировочного процесса, они должны учитываться при планировании как отдельного тренировочного занятия, так и недельных микроциклов, годичного и многолетнего периодов тренировки. В основе педагогических средств восстановления лежит оптимизация тренировочных нагрузок при рациональном соотношении интервалов тренировок и отдыха, использовании различных форм активного отдыха, переключении с одного вида деятельности на другой.

Широкое распространение в последние годы получили психологические методы и средства восстановления. С помощью психологических воздействий удается значительно снизить нервно-психическое напряжение, устранить состояние психической угнетенности, восстановить затраченную нервную энергию, сформировать индивидуальную установку на эффективное выполнение тренировочных и соревновательные нагрузок, довести до предельных значений индивидуальные функциональные возможности спортсменов.

К медико-биологическим средствам восстановления относят гигиенические средства, физические средства, питание, фармакологические средства. В спортивной практике широко используются различные физические средства: виды ручного и инструментального массажа (подводный, вибрационный), душ, ванны, сауну, локальные физиотерапевтические методы воздействия (гальванизацию, ионофорез, соллюкс и т.п.), локальные баровоздействия, электростимуляцию и др.

В цели нашего исследования входило выявление влияния ряда физических средств восстановления работоспособности спортсменов при выполнении ими строго определенной специальной нагрузки.

На первом этапе исследования была поставлена задача выяснить, окажет ли нагрузка в сочетании с различны-

(ШВ$)

ми средствами восстановления влияние на время, необходимое для достижения определенной частоты сердечных сокращений (ЧСС) при выполнении специального упражнения. С этой целью были созданы две группы испытуемых (1 и 2) по 12 человек в каждой из числа студентов спортивного отделения, занимающихся борьбой самбо и дзюдо.

До начала эксперимента у испытуемых обеих групп была определена ЧСС в покое и измерено время работы для выполнения подворотов на специальном тренажере, необходимое для увеличения пульса на +50 уд./мин по сравнению с покоем. Подвороты к броску через спину проводились в едином установленном для всех темпе, в удобную сторону. После определения исходных показателей спортсмены обеих групп начали тренироваться по 4 раза в неделю, выполняя указанную работу на каждом занятии в течение 20 мин. В опытной группе (2) после каждой тренировки использовали следующие восстановительные средства: понедельник - вибромассаж (по 3 мин на каждую ногу и руку); в среду - контрастный душ 7 мин (1 мин - при температуре воды +37°С, + 39°С и 5-10 с при температуре воды +12°С, + 15°С); в пятницу - ручной масаж мышц ног и поясницы 15-20 мин. В контрольной группе (1) восстановительных средств не применялось. Повторные исследования проводились по истечении 24 тренировочных занятий.

Результаты эксперимента выявили следующее. В исходных данных различия в показателях обеих групп практически отсутствовали, пульс в состоянии покоя составлял в среднем 67-69 уд./мин, а время увеличения пульса на 50 уд./мин равнялось 126-128 с. В конце эксперимента данные отличались: хотя показатели пульса в покое у обеих групп достоверно не изменились, показатели времени работы изменились существенно. Так, если у спортсменов контрольной группы (1), не применявших средств восстановления, время работы, необходимое для нужного повышения ЧСС, увеличилось в среднем всего на 12 с при Р< 0,1, то у студентов опытной группы (2) продолжи-

тельность работы увеличилась на 47 с при Р< 0,01, т.е. на статистически достоверную величину. Таким образом, логично объяснить увеличение времени работы в опытной группе повышением эффективности восстановительных процессов непосредственно в ходе работы, что является опосредованным показателем повышения работоспособности спортсменов.

Для определения влияния указанных средств непосредственно на работоспособность был проведен с теми же группами студентов следующий эксперимент.

Спортсмены выполняли три серии подтягиваний на перекладине с интервалом между сериями в 1 мин. Затем обе группы проводили в течение 4-х недель (16 занятий) тренировки с одинаковой нагрузкой. Но группа 2 (опытная) использовала вышеназванные средства восстановления, а группа 1 (контрольная) обходилась без них. При сравнении исходных и конечных данных обеих групп выявлено, что как по общему количеству подтягиваний, так и по распределению их в каждой серии существенные благоприятные сдвиги произошли в опытной группе, применявшей средства восстановления.

Обобщая ряд литературных источников и результаты собственных исследований, можно резюмировать, что способность к быстрому восстановлению после напряженной мышечной работы точно так же тренируема, как и способность к восприятию значительных физических нагрузок. Из этого следует, что не только можно, но и необходимо тренировать указанное важное свойство организма.

Таким образом, средства восстановления оказывают положительное влияние на эффективность восстановительных процессов и на работоспособность спортсменов в целом после больших и максимальных нагрузок, что позволяет рекомендовать использование указанных средств восстановления в учебно-тренировочном процессе для повышения работоспособности студентов-спорт-сменов вузов, занимающихся в группах спортивного отделения.

Литература

1. Аванесов В.У. Новый подход к применению физических средств восстановления в спорте / В.У. Аванесов // Вестник спорт. науки. - 2006. - № 1-2. - С. 30-33.

2. Бальсевич В.К. Перспектива развития общей теории и технологии спортивной подготовки и физического воспитания / В.К. Бальсевич // Теор. и практ. физ. культуры. -1999. - № 4. - С. 21-25.

3. Еганов А.В. Модельные характеристики соревновательной деятельности дзюдоистов разных возрастных групп / Еганов А.В. // Моделирование спортивной деятельности в искусственно созданной среде (стенды, тре-

нажеры, имитаторы): Материалы конф. - М., 1999. -С. 292-294.

4. Кузин В.В., Лаптев А.П. Система восстановления и повышения спортивной работоспособности: Учеб. пособие / В.В. Кузин, А.П. Лаптев. - М.: РГАФК, 1999. - 31 с.

5. Burnett A. Jumping Injuries: Their Cause, Possible Prevention and rehabilitation // Coaches Information Service web site. - Edinburgh: The University of Edinburgh, 2001.

6. Specter S.A., Jackman M.R., Sabounjian L.A. et al. Effect of Choline supplementation on fatigue in trained cyclists // Med. Sci. Sports Exerc. - 1995, 27. - P. 668-673.

СBi

1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.