Научная статья на тему 'Повышение работоспособности дзюдоистов на основе применения интервальной гипоксической гиперкапнической тренировки в соревновательном периоде подготовки'

Повышение работоспособности дзюдоистов на основе применения интервальной гипоксической гиперкапнической тренировки в соревновательном периоде подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
452
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОБЩАЯ И СПЕЦИАЛЬНАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ / ИНТЕРВАЛЬНАЯ ГИПОКСИЧЕСКАЯ ГИПЕРКАПНИЧЕСКАЯ ТРЕНИРОВКА ДЗЮДОИСТОВ / GENERAL AND SPECIAL EFFICIENCY / INTERVAL HYPOXIC HYPERCAPNIC TRAINING OF JUDOISTS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Зорина Татьяна Борисовна

В статье рассматривается повышение работоспособности дзюдоистов на основе применения интервальной гипоксической гиперкапнической тренировки в соревновательном периоде подготовки. Выявлена целесообразность использования интервальной гипокси-ческой гиперкапнической тренировки в системе подготовки дзюдоистов высокой квалификации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Зорина Татьяна Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The increase of judoists' performance capacity on the basis of interval hypoxic hypercapnic exercises in the pre-competition period

In the article the increase of judoists efficiency on basis of interval hypoxic hypercapnic training application in emulative period of preparation is being reviewed. Based on conducted pedagogical research expediency of interval hypoxic hypercapnic training use in system of preparation of high qualified judoists was discovered. It is grounded on idea that hypoxic conditions stimulate adaptation mechanisms in organism and thereby raise sportsmans efficiency and portability of maximum muscular work.

Текст научной работы на тему «Повышение работоспособности дзюдоистов на основе применения интервальной гипоксической гиперкапнической тренировки в соревновательном периоде подготовки»

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

УДК 796.091.26(082) Т. Б. ЗОРИНА

Уральский государственный технический университет — УПИ им. первого Президента России Б. Н. Ельцина, г. Екатеринбург

ПОВЫШЕНИЕ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ДЗЮДОИСТОВ НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ ИНТЕРВАЛЬНОЙ ГИПОКСИЧЕСКОЙ ГИПЕРКАПНИЧЕСКОЙ ТРЕНИРОВКИ В СОРЕВНОВАТЕЛЬНОМ ПЕРИОДЕ ПОДГОТОВКИ________________________________________________

В статье рассматривается повышение работоспособности дзюдоистов на основе применения интервальной гипоксической гиперкапнической тренировки в соревновательном периоде подготовки. Выявлена целесообразность использования интервальной гипокси-ческой гиперкапнической тренировки в системе подготовки дзюдоистов высокой квалификации.

Ключевые слова: общая и специальная работоспособность, интервальная гипоксическая гиперкапническая тренировка дзюдоистов.

Увеличение уровня физической работоспособнос- На настоящем этапе развития спортивная тре-

ти спортсменов является одной из центральных пред- нировка дзюдоистов характеризуется возрастанием посылок достижения высоких успехов в современ- физических и нервных нагрузок. Достижение вы-ном спорте [1, 2, 3]. сокой эффективности тренировочного процесса,

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 3 (78) 2009 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (78) 2009

а впоследствии и соревновательной деятельности дзюдоистов является одной из актуальных проблем и первостепенной задачей, обусловливающей поиск новых методов совершенствования системы подготовки дзюдоистов с помощью дополнительных средств. Одним из таковых явились попытки изменить условия выполнения напряженной физической работы, с тем чтобы улучшить биоэнергетические возможности спортсменов, расширить их функциональные возможности, повысить работоспособность и потенцировать кумулятивный тренировочный эффект нагрузок. В числе новых методов была предложена подготовка с использованием гипокси-ческих условий как в естественной горной среде, так и при их моделировании интервальной гипоксичес-кой гиперкапнической тренировки (ИГГТ) в барокамере, при дыхании газовыми смесями, обедненными кислородом, выполнении упражнений с задержкой дыхания, дыхание в замкнутое пространство с регулируемым содержанием О2 и СО2 [4, 5, 6, 7].

С целью проверки эффективности повышения работоспособности на основе применения курса интервальной гипоксической гиперкапнической тренировки в соревновательном периоде тренировочного цикла квалифицированных дзюдоистов был проведен педагогический эксперимент в естественных условиях спортивной деятельности спортсменов.

Организация и методика исследования

Педагогический эксперимент проводился на базе Института физической культуры, социального сервиса и туризма (ИФКССиТ) и кафедры спортивных видов единоборств (г. Екатеринбург, 2008 г.). В проведенных экспериментальных исследованиях приняли участие 30 высококвалифицированных и действующих спортсменов дзюдоистов (спортивный разряд КМС и МС). Период экспериментальной тренировки продолжался в течение 1,5 месяцев, кроме воскресений. Спортсмены были разделены на две группы: контрольную (КГ) и экспериментальную (ЭГ), по 15 человек в каждой. Обе группы тренировались на этапе соревновательной подготовки по единой тренировочной программе, но экспериментальная группа параллельно с основными тренировочными занятиями в качестве дополнительного тренировочного средства проводила ИГГТ в двух режимах:

1) втягивающий режим: спортсмены пассивно дышали через дополнительное «мертвое» пространство после основного тренировочного занятия — 12 повторений 5-минутных гипоксических гиперкапнических экспозиций, разделяемых 5- минутными паузами нор-моксической респирации в течение 14 дней ежедневно.

В курсе ИГГТ мы придерживались концепции

Н. Н. Сиротинина, А. З. Колчинской, Н. И. Волкова о ступенчатой адаптации к гипоксии [5, 6];

2) базовый режим: проводился в условиях спортивной деятельности дзюдоистов, который моделирует соревновательную деятельность дзюдоиста в различных двигательных режимах (максимальной, субмак-симальной мощности). Во время нагрузки все спортсмены дышали через дополнительное «мертвое» пространство, в качестве которого применяли специальное устройство (маска). Основу тренировочного режима с использованием маски составили исследования профессора В. Л. Карпмана [8].

До и после проведения курса ИГГТ осуществлялся контроль общей и специальной работоспособности дзюдоистов.

Тестирование общей работоспособности заключалось в проведении гарвардского степ-теста и в определении аэробно-анаэробной работоспособности спортсменов — это максимальное количество прыжков на двух ногах через скамейку в 1 минуту, где осуществлялась регистрация ЧСС с помощью монитора сердечного ритма Polar и восстановления до пульса 120 уд/мин.

Кроме того, для определения специальной выносливости дзюдоистов был проведен тест с вязко-упругим тренажером, где использовались резиновые амортизаторы. Спортсмены выполняли 3 серии подворо-тов (каждая серия в 1 мин) с определенной частотой: в первой серии — спортсменам предлагалось выполнить 15 подворотов/мин, во второй — 20 подворотов/ мин, в третьей — максимальное возможное количество подворотов. До и после теста измеряли насыщение артериальной крови кислородом (SaO2), ЧСС.

Разработанная нами методика основана на принципе дополняющего воздействия, когда используемые режимы ИГГТ и физические нагрузки носят равнонаправленный характер.

Результаты исследования и их обсуждение

В результате тестирования для определения общей и специальной работоспособности дзюдоистов до и после проведения курса ИГГТ спортсмены показали следующие результаты.

У спортсменов до ИГГТ общая физическая работоспособность находилась в пределах оценки индекса Гарвардского степ-теста (ИГСТ) как «выше среднего» (20 спортсменов — 35,7 %) так и «хорошо» (10 спортсменов — 16,7 %). После курса ИГГТ общая физическая работоспособность повысилась в виде увеличения ИГСТ на 25,3±5,5 %, результат выполненной работы оценивался на «отлично».

Из результатов проведенного теста (прыжки через скамейку) можно определить, что до курса ИГГТ все обследуемые спортсмены выполняли примерно 95±5 прыжков в Іминуту и на ЧСС от 178±2,3 уд/мин, а восстановление до пульса 120 уд/мин происходило от 2,0 до 2,25 минут. После курса ИГГТ максимальное количество прыжков через скамейку, выполняемых в 1 минуту, возросло с 91 до 110, т.е. увеличилось на 20,8 %. ЧСС после курса ИГГТ при выполнении теста возрастало только до 164±3,1 уд/мин, т.е. уменьшилось на 12,5 %. Время восстановления до пульса 120 уд/мин сократилось с 2,25 минут до 1,40 — 1,10, т.е. уменьшилось на 45 %.

При тестировании специальной выносливости дзюдоистов с резиновыми амортизаторами максимальное количество подворотов выполняемых в 1 минуту, возросло с 31,2±1,8 до 38,2±1,3 соответственно. После тренировок с использованием курса ИГГТ при выполнении последней серии нагрузки ЧСС снизилась на 6,3 % с 189,4±1,4 (до ИГГТ) до 179,1±1,9 (после ИГГТ). Это говорит об улучшении порога анаэробного обмена.

После завершения курса ИГГТ, как свидетельствовали результаты проведенного тестирования дзюдоистов при физической нагрузке, насыщение артериальной крови кислородом снижалось меньше: если до ИГГТ во время нагрузки оно снижалось до 85±1,3 %, то после ИГГТ — до 89±0,8 % (р<0,05).

У дзюдоистов контрольной группы, не проходивших курс ИГГТ, исследуемые параметры остались на прежнем уровне, т.е. изменение результатов в сторону улучшения отмечено не было.

Все эти данные свидетельствуют о том, что в результате применения тренировок с использованием курса ИГГТ в соревновательном периоде тренировочного цикла способствовало повышению общей и специальной работоспособности дзюдоистов.

Дзюдоисты, прошедшие полуторамесячный курс ИГГТ, улучшили спортивные результаты на соревнованиях. Дзюдоисты сборной команды г. Екатеринбурга лидировали и заняли призовые места на первенстве УРФО.

Выводы и практические рекомендации

1. Систематическое повышение тренировочных требований в процессе эволюции спортивной подготовки квалифицированных спортсменов привело к поиску новых путей повышения ее эффективности, которые позволили при сохранении или уменьшении темпов прироста объемов и интенсивности тренировочных нагрузок без риска нанести ущерб здоровью, вывести организм спортсмена на более высокий функциональный уровень деятельности основных систем. В свою очередь, прежде всего, обеспечить работоспособность, при уменьшении нагрузки на опорно-двигательный аппарат, добиться ускорения восстановительных процессов, а главное — повысить спортивные достижения. Сочетание интервальной гипоксической гиперкапнической тренировки одновременно с выполнением основных физических упражнений, позволяющих добиться высоких результатов за более короткие сроки подготовки спортсменов, явилось одной из основных причин использования интервальной гипоксической гиперкапни-ческой тренировки в спортивной практике дзюдоистов.

2. Результаты педагогического эксперимента, в основу которого были положены предварительные исследования и собственное наблюдение, выявили возможность применения ИГГТ в учебно-тренировочном процессе на предсоревновательном и соревновательном этапах подготовки борцов в целях направленного воздействия на увеличение работоспособности дзюдоистов.

3. Применение интервальной гипоксической ги-перкапнической тренировки является заменителем тренировки в горах, которая позволяет за более короткие сроки подготовки повысить тренировочный

эффект, улучшить функциональное состояние организма и физическую работоспособность спортсменов, ускорить процессы восстановления после тренировочной нагрузки и добиться лучших спортивных результатов на соревнованиях в дзюдо.

4. Данная методика может быть рекомендована к применению не только в борьбе дзюдо, но, с коррективами, и в других видах спорта.

Таким образом, тестирование дзюдоистов высокого класса показало, что интервальная гипокси-ческая гиперкапническая тренировка, основанная на сочетанном действии гипоксической гипоксии и гипоксии нагрузки, более эффективное средство повышения физической работоспособности дзюдоистов высокой квалификации, чем спортивная тренировка без применения ИГГТ.

Библиографический список

1. Белоцерковский З.Б. Определение физической работоспособности у лиц различного возраста — проба PWC / З.Б. Белоцерковский, О.В. Козырева // Теория и практика физической культуры. — 1984. — № 3. — С. 51 — 54.

2. Высочик Ю.В. Физиологические механизмы экстренного повышения физической работоспособности // Физиологические механизмы адаптации к мышечной деятельности : тез. докл. XIX Всес. конф. — Волгоград, 1988. — С. 89 — 90.

3. Skinner J.S., Mc Lennan T.H. The transition from aerobic to anaerobic metabolism. — Res.Quart., 1980. — V.51. — P. 234 — 248.

4. Агаджанян Н.А., Ефимов А.И. Функции организма в условиях гипоксии и гиперкапнии. — М. : Медицина, 1986. — 269 с.

5. Волков Н.И. Интервальная тренировка в спорте. — М. : ФКиС, 2000. - 162 с.

6. Колчинская А.З., Циганова Т.Н., Остапенко Л.А. Нормобарическая интервальная гипоксическая тренировка в медицине и спорте, 2003. - 412 с.

7. Сверчкова В.С. Гипоксия-гиперкапния и функциональные возможности организма. - Алма-Ата : Наука, 1985. - С. 35-40.

8. Карпман В.Л. Тестирование в спортивной медицине / В.Л.Карпман, З.Б. Белоцерковский, И.А. Гудков. — М. : ФиС, 1988. - 208 с.

ЗОРИНА Татьяна Борисовна, аспирантка кафедры спортивных видов единоборств института физической культуры, социального сервиса и туризма.

Статья поступила в редакцию 11.03.2009 г.

© Т. Г. Зорина

Книжная полка

Педагогический словарь [Текст] / В. И. Загвязинский [и др.] ; под ред. В. И. Загвязинского, А. Ф. Закировой. — М. : Академия , 2008. - 343, [2] с. — (Высшее профессиональное образование). — Библиогр. в конце разд. — Алф. указ.: с. 327-342. — Библиогр.: с. 343-344. — ISBN 978-5-7695-4652-5.

Словарь построен на основе идеографического подхода. В него включено более 1000 статей, раскрывающих понятия педагогической теории и практики с учетом традиций, современного состояния и перспектив обновления образования. В содержании словаря предусмотрены лакуны, побуждающие педагога к активному освоению и развитию педагогических понятий в творческой, исследовательской и педагогической деятельности. Авторы уверены, что издание принесет пользу работающим педагогам, педагогам-исследователям, руководителям, аспирантам, студентам. В конце приводится алфавитный указатель всех приводимых в словаре терминов.

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 3 (78) 2009 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.